«Мелодика Испании» : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

В продаже абонемент Musica sacra nova

    «Мелодика Испании»

    14 января 2025, начало в 19:00

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    В программе:

    Турина
    «Фантастические танцы»

    Родриго
    Аранхуэсский концерт для гитары с оркестром

    де Фалья
    «Любовь-волшебница» – фрагменты из балета
    Сюита из балета «Треуголка» (Составитель Сесар Альварес)



    Организатор концерта
    ООО «Концертное агентство «Интермеццо»

    12+

    Купить билеты

    «Мелодика Испании» – праздничная программа, приглашающая меломанов ярко, с огоньком встретить Старый Новый год и ощутить тепло южного солнца посреди московской зимы. С Национальным филармоническим оркестром России в этот вечер выступят гости из Испании – звезды академического и традиционного музыкального искусства: дирижер Сесар Альварес, кантаора Эсперанса Фернандес и гитарист Хосе Мария Гальярдо дель Рей. Программа концерта выстроена исключительно из шедевров испанских классиков – Хоакина Турины, Мануэля де Фальи и Хоакина Родриго.

    Маэстро Сесар Альварес, ведущий активную концертную и преподавательскую деятельность в Испании и США и гастролирующий по всему миру, особыми узами связан с российской музыкальной культурой. Он окончил Московскую консерваторию, где обучался у Дмитрия Китаенко, десять лет возглавлял Томский академический симфонический оркестр (ныне остается его почетным дирижером), выступал с ведущими российскими коллективами и солистами. В репертуаре маэстро важное место занимает творчество Рахманинова, но московским слушателям будет особенно интересно услышать испанскую музыку в интерпретации носителя традиций.

    Уроженка Севильи Эсперанса Фернандес – настоящая королева своего жанра, классическая исполнительница фламенко из знаменитой цыганской династии, где традиции и мастерство передаются из поколения в поколение. Именно для такой исполнительницы, Пасторы Империо, в совершенстве владеющей искусством андалусского танца и канте хондо, Мануэль де Фалья создавал свой балет «Любовь-волшебница» по мотивам легенд и сказок андалусских цыган. Впрочем, кроме Пасторы, Фалья слушал и других народных исполнителей и имел весьма широкое представление об андалусском фольклоре, элементы которого увлеченно разрабатывал в партитуре.

    Не менее популярен балет Фальи «Треуголка», написанный по новелле Педро Антонио де Аларкона для антрепризы Сергея Дягилева. В спектакле, поставленном Леонидом Мясиным, воплотилась мечта Дягилева об истинно испанском балете, тем более что в качестве художника премьерной постановки выступил Пабло Пикассо, а Мясин, исполнявший главную роль, брал уроки у профессионального танцовщика фламенко.

    Колоритные образы Испании в роскошном звучании оркестра предстанут также в «Фантастических танцах» Хоакина Турины – одного из наиболее одаренных представителей сформировавшейся в 1910-е годы молодой испанской национальной школы. Все его творчество проникнуто национальным духом, в своей музыке он использовал элементы андалусского музыкального фольклора.

    Наконец, самое известное сочинение в программе – знаменитый «Аранхуэсский концерт» для гитары с оркестром Хоакина Родриго, солировать в котором приглашен культовый гитарист Хосе Мария Гальярдо дель Рей. Безупречное понимание тонкостей стиля фламенко и впечатляющая виртуозность принесли музыканту повсеместную славу. Его нередко приглашали к сотрудничеству звезды оперной сцены (в частности, Пласидо Доминго, Элина Гаранча и Тереза Берганса) и лучшие оркестры мира.

    Одна из крупнейших фигур в испанской музыке, Хоакин Родриго – национальный идол. За почти век творческой жизни он создал множество произведений в разных жанрах и ушел в вечность признанным мастером. Мировую славу принес ему «Аранхуэсский концерт», посвященный первому исполнителю – гитаристу Рехино Сайнсу де ла Маса. Концерт стал своего рода музыкальным символом Испании и еще больше прославил мадридский пригород Аранхуэс с «испанским Версалем» – роскошной королевской резиденцией и пышными садами. В 1991 году король Испании Хуан Карлос I присвоил Родриго титул маркиза садов Аранхуэса.

    Национальный филармонический оркестр России

    Национальный филармонический оркестр России был учрежден в январе 2003 года Министерством культуры России по поручению Президента Российской Федерации В. В. Путина. За годы активной творческой жизни НФОР стал одним из лучших симфонических оркестров России, завоевал любовь публики и признание профессионалов в своей стране и за рубежом. Коллектив возглавляет народный артист СССР, Артист мира ЮНЕСКО, полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» Владимир Спиваков.

    С оркестром работали выдающиеся дирижеры, среди которых Мишель Плассон, Владимир Ашкенази, Джеймс Конлон, Окко Каму, Юкка-Пекка Сарасте, Александр Лазарев, Джон Нелсон, Туган Сохиев, Кен-Дэвид Мазур, Теодор Курентзис.

    В концертных программах НФОР принимали участие всемирно известные солисты: Джесси Норман, Пласидо Доминго, Кири Те Канава, Дмитрий Хворостовский, Хуан Диего Флорес, Рене Флеминг, Ферруччо Фурланетто, Маттиас Гёрне, Ильдар Абдразаков, Виолета Урмана, Евгений Кисин, Вадим Репин, Гил Шахам, Аркадий Володось, Марта Аргерих, Рено Капюсон, Готье Капюсон, Пьер-Лоран Эмар, Виктория Муллова, Джон Лилл, Дэвид Гарретт и многие другие.

    Среди постоянных партнеров НФОР – Хибла Герзмава, Анна Нетребко, Альбина Шагимуратова, Василий Ладюк, Дмитрий Корчак, Ильдар Абдразаков, Анна Аглатова, Полина Шамаева, Денис Мацуев, Николай Луганский, Екатерина Мечетина, Борис Березовский, Александр Гиндин, Александр Романовский, Сергей Догадин, Александр Рамм, Даниэль Лозакович, Мария Дуэньяс.

    За 20 сезонов оркестр представил множество ярких программ, уникальных абонементов и концертных серий, осуществил ряд российских и мировых премьер, многократно гастролировал в США, Западной Европе, Японии, Китае, странах СНГ и Балтии. Коллектив дает концерты и проводит фестивали в разных городах России.

    Владимир Спиваков и НФОР активно осуществляют записи классического музыкального наследия, ежегодно выпуская несколько релизов, многие из них получили более миллиона прослушиваний во всем мире. Коллектив и маэстро сотрудничают с крупнейшими фирмами Sony, Deutsche Grammophon, Capriccio. Под лейблом Spivakov Sound выпущены записи сочинений Чайковского, Рахманинова, Римского-Корсакова, Танеева, Лядова, Стравинского, Прокофьева, Мусоргского, Скрябина, Малера и других авторов. В их числе опера «Евгений Онегин» Чайковского (в главных партиях – Хибла Герзмава, Василий Ладюк, Дмитрий Корчак); тройной CD с симфоническими произведениями Чайковского (Симфонии №№ 4–6, «Итальянское каприччио», «Ромео и Джульетта»); поэма «Колокола», кантата «Весна» и «Симфонические танцы» Рахманинова, все его фортепианные концерты (солист – Александр Романовский) и симфонии (к 150-летию со дня рождения композитора); альбомы «Русь Святая» (духовные произведения Рахманинова и Танеева), «Волшебство в музыке» и «Шедевры русской музыки» (Лядов, Стравинский, Прокофьев, Мусоргский, Римский-Корсаков, Скрябин).

    Особым направлением деятельности коллектива является поддержка талантливых молодых музыкантов. В сезонах 2004/05 и 2017/18 по инициативе директора НФОР Георгия Агеева в оркестре работала группа дирижеров-стажеров; многие ее участники добились больших успехов на профессиональном поприще, заняли руководящие посты в ведущих творческих коллективах и стали обладателями престижных наград.

    В 2007 году НФОР был присужден правительственный грант, с 2010 года оркестр является обладателем гранта Президента Российской Федерации.

    Сесар Альварес

    Сесар Альварес родился в 1973 году в Астурии (Испания). Первоначальное музыкальное образование получил в Консерватории Овьедо, обучался дирижированию в Мадриде у Бенито Лоре, затем продолжил в Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского, где его наставниками были Дмитрий Китаенко и Игорь Дронов.

    В 1997–2006 гг. был главным дирижером и художественным руководителем Государственного симфонического оркестра Мурсии (Испания), в 2001–2011 гг. – главным дирижером Томского академического симфонического оркестра (ныне почетный дирижер).

    Сотрудничал со многими известными коллективами, в числе которых Российский национальный оркестр, Симфонический оркестр Мариинского театра, Московский камерный оркестр Musica Viva, Новосибирский академический симфонический оркестр, Государственный академический симфонический оркестр Республики Татарстан, Литовский государственный симфонический оркестр, Симфонический оркестр Испанского радио и телевидения, оркестры Овьедо, Малаги, Мурсии (Испания), Симфонический оркестр Энтре-Риос (Аргентина), Симфонический оркестр Албанского радио и телевидения, Симфонический оркестр Брно (Чехия), Симфонический оркестр Вандербильта (США) и другие.

    Выступал со многими прославленными солистами, среди которых Николай Петров, Денис Мацуев, Екатерина Мечетина, Николай Луганский, Виктор Третьяков, Лиана Исакадзе, Александр Рудин, Алёна Баева, Алексей Бруни, Артур Кагановский, Айнхоа Артета, Марк Граувелс, Нино Мачаидзе, Валентина Лисица, Грегори Кунде и другие.

    Гастролирует по всему миру, включая Китай, США, Россию и страны Южной Америки. Преподает оркестровое дирижирование в Государственной консерватории Мурсии (профессор), является приглашенным преподавателем Университета Вандербильта (Теннесси, США).

    Представлял русскую симфоническую музыку в рамках культурной программы Перекрестного Года России и Испании (2011), в частности, исполнил в Театре Монументаль в Мадриде с Симфоническим оркестром Испанского радио и телевидения Второй скрипичный концерт Прокофьева в присутствии праправнука композитора. Много лет сотрудничал с композитором Эдуардом Артемьевым.

    Хосе Мария Гальярдо дель Рей

    Хосе Мария Гальярдо дель Рей – выдающийся испанский виртуоз, владеющий всеми ресурсами классической гитары и гитары фламенко. Прославился в особенности исполнением испанской музыки, а его интерпретация «Аранхуэсского концерта» Хоакина Родриго признана одной из лучших в мире.

    Свой первый концерт Гальярдо дель Рей дал в Севилье в возрасте 9 лет. Сегодня его приглашают к сотрудничеству ведущие оркестры, дирижеры и солисты мира. Он играл в сопровождении Национального и Королевского филармонического оркестров Испании, Симфонических оркестров Мадрида и Кадакеса, оркестра Испанского радио и телевидения, Лондонского филармонического оркестра, Национального оркестра Бельгии, Филармонического оркестра Гонконга, оркестра цюрихского Тонхалле, оркестра Итальянского радио и телевидения, оркестра радио Саарбрюккена и других коллективов под управлением Нэвилла Марринера, Рафаэля Фрюбека де Бургоса, Филиппа Антремона, Лео Брауэра, Антони Рос-Марбы, Хосепа Понса, Хосе Рамона Энсинара, Карела Марка Шишона.

    Концерты музыканта проходят в крупнейших концертных залах мира: Карнеги-холле в Нью-Йорке, зале Уолта Диснея в Лос-Анджелесе, венском Концертхаусе, Театре Елисейских Полей и Опера Комик в Париже, Симфони-холле в Бирмингеме, театре Садлерс Уэллс и Кадоган-холле в Лондоне, концертных залах Осаки и Сеула, Атенеуме в Бухаресте, Национальной аудитории в Мадриде, Дворце музыки в Валенсии. 

    В 1997 году гитарист принимал участие в юбилейном концерте Мстислава Ростроповича в Париже, выступив на одной сцене с Иегуди Менухиным, Сейдзи Озавой, Жан-Пьером Рампалем и Элтоном Джоном. На престижном гитарном фестивале в Дарвине (Австралия) выступал с американским композитором и дирижером Джоном Уильямсом.  Осуществил совместные проекты «Испанская страсть» с Пласидо Доминго (удостоен премии Latin Grammy, 2008), «Цыганская хабанера» с Элиной Гаранчей и «Лирические каприччио» с Тересой ​Бергансой. Основатель ансамбля La Maestranza.

    Выступает также как дирижер, занимается композицией. Произведения Гальярдо дель Рея были использованы в постановках известных хореографов. «Калифорнийскую сюиту» включили в свой репертуар многие исполнители. Обширная дискография музыканта выпущена под лейблами Deutsche Grammophon, BMG, Mandala, RTVE, Almaviva, Gallardo Del Rey Ediciones и другими. 

    Проводит мастер-классы в крупнейших консерваториях и университетах мира, в том числе в Сантандере, Гранаде, Нью-Йорке и Лос-Анджелесе.

    Эсперанса Фернандес

    Эсперанса Фернандес – всемирно известная исполнительница фламенко. Родилась в 1966 году в Севилье в семье знаменитых певцов, гитаристов и танцовщиков фламенко. Обучалась искусству фламенко у своего отца, в 1975 году вместе с братьями сформировала группу La Pandilla Gitana и дебютировала на профессиональной сцене.

    Выступала на престижных сценах Нью-Йорка, Парижа, Лиссабона, Брюсселя, Иерусалима, Токио, Рима, Тулузы, Афин и других мировых культурных центров. В 2009 году выступила на сцене Мариинского театра в Санкт-Петебурге в спектакле «Кафе де Чинитас» в качестве приглашенной звезды в рамках гастролей Национального балета Испании.

    Сотрудничала со многими знаменитыми музыкантами разных направлений, в числе которых скрипач и дирижер Иегуди Менухин, дирижеры и композиторы Рафаэль Фрюбек де Бургос, Маурисио Сотело и Эдмон Коломер, пианистка Роза Торрес Пардо, певцы Энрике Моренте, Омара Портуондо и Камарон де ла Исла, гитаристы Пако де Лусия, Рафаэль Рикени дель Канто, Раймундо Амадор, пианисты и композиторы Чучо Вальдес, Мишель Камило и Гонсало Рубалькаба.

    Ведущая исполнительница партии Канделас в балете Фальи «Любовь-волшебница» в постановке театральной компании La Fura dels Baus (Барселона). Исполняет это произведение также с другими симфоническими оркестрами и дирижерами. В 1999 году участвовала в постановке новой версии «Марго» Хоакина Турины в Севилье.

    Помимо фламенко выступает также в джазовых проектах с ансамблями и биг-бэндами, в камерных и симфонических программах. В 2007 году за альбом Recuerdos номинировалась на премию Latin Grammy. Удостоена премии Andalucía Joven de Flamenco, присуждаемой Министерством культуры Андалусии, а также премий Al Andalus, Flamenco Hoy, XII Gitano Andaluz и других наград.

    Выступает и преподает искусство булериас в центре фламенко в Севилье, кроме того, в 2006 году вместе с мужем, байлаором Мигелем Варгасом, открыла в Севилье школу фламенко для обучения канте хондо.

    Артём Варгафтик

    Радио- и тележурналист Артём Варгафтик родился в 1971 году в Москве. Окончил Академическое музыкальное училище при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского и Российскую академию музыки имени Гнесиных, а также аспирантуру Московской консерватории. В 1997–2000 гг. преподавал в РАМ имени Гнесиных историю виолончельного искусства, в 2003–2006 гг. – музыкальную журналистику.

    Еще студентом начал работать на радио в качестве корреспондента, ведущего и автора музыкальных программ. Известность получил благодаря передачам «Оркестровая яма» и «Партитуры не горят» на телеканале «Культура». Эти проекты были удостоены национальных телевизионных премий «ТЭФИ» в 2003 и 2004 годах.

    В 1994–2003 гг. – музыкальный обозреватель радиостанции «Эхо Москвы», с 2003 года – обозреватель радио «Культура» и «Радио России». Участник множества фестивалей и концертных программ в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Самаре, Саратове, Казани и других городах России. Постоянный ведущий концертов в рамках фестивалей под художественным руководством Бориса Андрианова – Vivacello и «Музыкальная экспедиция».

    В 2007 году началось активное сотрудничество Артёма Варгафтика с Московской филармонией, продолжающееся по сей день (в сезоне 2024/25 – автор и ведущий цикла «История одного шедевра»). Артём Варгафтик также – постоянный ведущий концертных программ Московского международного Дома музыки. В декабре 2022 года стал обладателем Большой оркестровой премии «440 герц» в номинации «Слово о музыке».

    Дорогие слушатели!
    Доступна новая версия сайта Московской филармонии.
    В ближайшие месяцы вы сможете пользоваться любой из версий, в следующем году мы полностью перейдем на новый дизайн.