В продаже абонемент Musica sacra nova
Артемьев («Герой», «Доктор Живаго»)Рыбников («Звезда»)Биберган («Приходи на меня посмотреть»)Лолашвили («Ликвидация»)Шустицкий («Учености плоды»)Васильев («Уик-энд»)Потеенко («Ночной дозор»)Бурляев («Холоп»)Бодров («Собибор»)Брейтбург («Девять месяцев»)Канчели («Ку! Кин-дза-дза!»)Ланда, Васильев («Смешарики»)Шевелёв («Китайская бабушка»)Цекало («Ландыш серебристый»)Десятников («Мишень»)Петров («Старые клячи»)Тонковидов («Праведник»)Давыденко («Смотри на меня»)
Абонемент №58:
Живая музыка экрана
Коллектив ведет свою историю со времен «великого немого», когда в сентябре 1924 года в московском кинотеатре «Арс» на Тверской место перед экраном занял не пианист-тапер, а оркестр. Музыкальное сопровождение фильмов имело успех у зрителей, и вскоре коллектив, которым руководил композитор и дирижер Давид Блок, стал играть и в других кинозалах. Отныне и навсегда судьба оркестра была связана с кинематографом. В 1938 году оркестр, до этого момента не имевший постоянного состава, был приписан к студии «Союздетфильм». В 1943 году оркестр и хор «Союздетфильма» были выделены в самостоятельную единицу, коллектив получил статус государственного.
Оркестр внес свою лепту в создание лучших фильмов довоенного и военного времени выдающихся режиссеров Сергея Эйзенштейна, Всеволода Пудовкина, Григория Александрова, Григория Козинцева, Ивана Пырьева. Во время войны был эвакуирован в Среднюю Азию, продолжая непрерывно работать практически над всеми отечественными фильмами и фронтовой хроникой. 1944 год ознаменовался двумя историческими событиями: оркестр принял участие в записи музыки Сергея Прокофьева к фильму «Иван Грозный» Сергея Эйзенштейна и дал концерт к своему двадцатилетию в Колонном зале Дома Союзов, который открывала только что записанная музыка Дмитрия Шостаковича к фильму «Зоя» Лео Арнштама.
В послевоенные десятилетия оркестр записывает музыку ко множеству фильмов, среди которых «Баллада о солдате» Григория Чухрая с музыкой Михаила Зива, «Война и мир» Сергея Бондарчука с музыкой Вячеслава Овчинникова, «Операция “Ы” и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука», «Двенадцать стульев», «Иван Васильевич меняет профессию» Леонида Гайдая с музыкой Александра Зацепина, «Тот самый Мюнхгаузен» Марка Захарова (музыка Алексея Рыбникова), «Мэри Поппинс, до свидания!» Леонида Квинихидзе (музыка Максима Дунаевского), «Место встречи изменить нельзя» Станислава Говорухина (музыка Евгения Геворгяна), «Москва слезам не верит» Владимира Меньшова (музыка Сергея Никитина), «Покровские ворота» Михаила Козакова (музыка Георгия Гараняна) и многие другие.
В 1993 году оркестр возглавил Сергей Скрипка, сумевший сохранить коллектив и поддержать его высокий исполнительский уровень. В числе работ оркестра последних лет – запись музыки Эдуарда Артемьева, Юрия Красавина, Артема Васильева, Анджело Бадаламенти и других композиторов к фильмам и сериалам «Солнечный удар» Никиты Михалкова, «Щелкунчик и Крысиный король», «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» Андрея Кончаловского, «Ликвидация», «Тихий Дон» и «Жизнь и судьба» Сергея Урсуляка, «Брестская крепость» и «Спитак» Александра Котта, «Достоевский», «Бесы» и «Меморандум Парвуса» Владимира Хотиненко, “Weekend” и «Конец прекрасной эпохи» Станислава Говорухина, «Время первых» Дмитрия Киселёва, «Легенда № 17» и «Экипаж» Николая Лебедева, «Сталинград» Фёдора Бондарчука, «Хождение по мукам» Константина Худякова, «Дух Соноры» (по рок-опере «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты») и «Литургия оглашенных» Алексея Рыбникова, «Медный всадник России» Василия Ливанова, «Собибор» Константина Хабенского и многим другим.
С оркестром сотрудничали лучшие отечественные композиторы – Исаак Дунаевский, Сергей Прокофьев, Дмитрий Шостакович, Георгий Свиридов, Эдисон Денисов, Альфред Шнитке, София Губайдулина, Андрей Петров, Родион Щедрин, Андрей Эшпай, Гия Канчели, Эдуард Артемьев, Геннадий Гладков, Владимир Дашкевич, Евгений Дога и другие. В разные годы за его пультом стояли Давид Блок, Александр Гаук, Василий Небольсин, Григорий Гамбург, Николай Аносов, Арий Пазовский, Николай Голованов, Геннадий Рождественский, Евгений Светланов, Марк Эрмлер, Газиз Дугашев, Вероника Дударова, Юрий Силантьев, Арнольд Ройтман, Эмин Хачатурян, Юрий Николаевский, Владимир Васильев, Мартин Нерсесян, Давид Штильман, Константин Кримец, Николай Соколов. С коллективом выступали Давид Ойстрах, Эмиль Гилельс, Иван Козловский, Мстислав Ростропович, Галина Вишневская, Борис Гмыря, Владимир Крайнев, Даниил Шафран, Александр Слободяник, Михаил Плетнёв, Дмитрий Хворостовский.
Оркестр – один из самых мобильных российских коллективов, способных играть в любых больших и малых составах, трансформироваться в эстрадный и джазовый ансамбль, совмещать концертную деятельность со студийной работой. Постоянно участвует в абонементах Московской филармонии, лучшими среди которых стали «Живая музыка экрана» на сцене Концертного зала имени Чайковского и «Кино без границ» в зале «Филармония-2». Свыше двух десятков лет сотрудничал с выдающимся лектором-музыковедом Светланой Виноградовой. Участник музыкальных фестивалей «Декабрьские вечера Святослава Рихтера», «Музыка друзей», «Московская осень», «Славянский базар», Фестиваль российской культуры в Индии, крупных телевизионных концертных проектов, среди которых «Призрак оперы» на Первом канале и «Большая опера» на телеканале «Культура». В 2013 году оркестр был удостоен Гранта Президента Российской Федерации в области культуры и искусства.
Бòльшая часть творческой жизни Сергея Скрипки связана с Российским государственным симфоническим оркестром кинематографии. Он начал сотрудничать с этим коллективом в 1977 году, будучи студентом Московской консерватории в классе профессора Лео Гинзбурга, с 1993 года – художественный руководитель и главный дирижер оркестра. Под руководством Сергея Скрипки Оркестр кинематографии озвучил большинство отечественных кинолент, а также ряд зарубежных фильмов. За это время маэстро обрел уважение коллег, а его творчество стало неотъемлемой частью отечественного кинематографа.
Творческая дружба связывает музыканта с известными мастерами кино. Неоднократно на сцену с маэстро и его оркестром выходили выдающиеся режиссеры Эльдар Рязанов, Никита Михалков, Сергей Соловьёв, Пётр Тодоровский, знаменитые артисты, композиторы, сценаристы. Слушателям запомнились яркие программы, посвященные юбилеям Геннадия Гладкова, Эдуарда Артемьева, Александра Зацепина, Алексея Рыбникова, Владимира Дашкевича, Полада Бюльбюль-оглы, Максима Дунаевского, вечера памяти Тихона Хренникова, Андрея Петрова, Исаака Шварца, Евгения Птичкина, Оскара Фельцмана, Микаэла Таривердиева, Никиты Богословского, Кирилла Молчанова, Георгия Гараняна, Ролана Быкова. С 2006 года Сергей Скрипка и оркестр кинематографии осуществляют в Московской филармонии уникальный проект – персональный абонемент «Живая музыка экрана».
Сергей Скрипка сотрудничал со многими российскими коллективами, гастролировал в России и за рубежом. Выступал и записывался с известными солистами – Михаилом Плетнёвым, Дмитрием Хворостовским, Сергеем Судзиловским, Александром Ведерниковым, Любовью Казарновской, Алексеем Любимовым, Андреем Диевым, Родионом Замуруевым, Александром Гиндиным, Алексеем Набиулиным, Алёной Баевой, Гайком Казазяном, Никитой Борисоглебским и другими. С 1975 года руководит Жуковским симфоническим оркестром. В течение 27 лет был профессором кафедры оркестрового дирижирования РАМ имени Гнесиных.
В репертуаре дирижера – произведения разных эпох и жанров: от барокко до новейшей музыки, от высокой классики до лучших образцов эстрады. Впервые в России маэстро исполнил ораторию «Страсти по Марку» Рейнхарда Кайзера, а также осуществил первые записи на CD ряда произведений Глиэра, Мосолова, Шебалина, Денисова. В 2018 году Сергей Скрипка провел мировую премьеру реквиема «Девять шагов к преображению» Эдуарда Артемьева. Постоянный участник жюри кинофестивалей и музыкальных конкурсов. Входит в состав двух российских киноакадемий – «НИКА» и «Золотой орёл», член Союза кинематографистов России. Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (1993), Народный артист Российской Федерации (1998), Почётный гражданин города Жуковского (2004), лауреат премии Правительства России в области культуры (2010), награжден Орденом Почета (2016).
История коллектива берет начало в 1936 году, когда на основе вокального ансамбля при Радиокомитете СССР, организованного легендарным хормейстером Александром Свешниковым, был создан Государственный хор СССР. 26 февраля 1937 года в Колонном зале Дома Союзов состоялся первый концерт коллектива. Первыми руководителями Госхора стали заслуженный артист РСФСР Александр Свешников (1936–1937, 1941–1980) и профессор Московской консерватории Николай Данилин (1937–1939).
В дальнейшем хор возглавляли прославленные дирижеры: Игорь Агафонников (1980–1987), Владимир Минин (1987–1990), Евгений Тытянко (1991–1995), Игорь Раевский (1995–2007), Борис Тевлин (2008–2012), Евгений Волков (2012–2019), Геннадий Дмитряк (2020–2024). С сезона 2024/25 коллектив возглавляет Екатерина Антоненко.
Коллектив неоднократно принимал участие в мировых и российских премьерах сочинений ХХ–XXIвеков, среди которых Мissa Brevis Кодая, Реквием Лигети, Симфония № 2 («ЯОНИМЫ») и Симфония № 3 («Земля») Дранги, опера «Ася» Ипполитова-Иванова. Хор записал компакт-диск «Шедевры отечественной хоровой классики» с произведениями XVIII–XXI веков и «Всенощное бдение» Рахманинова (к 150-летию со дня рождения композитора, совместно с Капеллой России имени А. А. Юрлова).
Госхор представляет сольные программы на лучших концертных сценах страны, сотрудничает с ведущими российскими оркестрами. В октябре 2021 года на сцене Большого зала Московской консерватории состоялся праздничный концерт, посвященный 85-летию коллектива.
Хор активно гастролирует по России. Яркие события последних лет – выступление коллектива у Ржевского мемориала Советскому солдату на церемонии закрытия Международной военно-исторической поисковой экспедиции; участие в торжествах в Волгограде, посвященных 80-й годовщине Сталинградской битвы; выступления на Международном фестивале имени М. Ф. Гривского во Пскове. Коллектив активно сотрудничает с Московским театром «Модерн», где задействован в постановке масштабного спектакля-мистерии Юрия Грымова «Война и мир» по роману Льва Толстого.
Одним из значительных событий музыкальной жизни Москвы стал открывшийся в 2022 году Фестиваль двух хоров, организованный совместно Госхором имени А. В. Свешникова и Госкапеллой России имени А. А. Юрлова под руководством Геннадия Дмитряка.
Джазовая певица и актриса мюзикла Анна Бутурлина окончила Музыкальное училище имени Гнесиных и Российскую академию музыки имени Гнесиных. Лауреат международных конкурсов джазовых вокалистов Lady Summertime в Каяани (Финляндия) и Jazz Voices в Клайпеде (Литва), обладатель Гран-при конкурса джазовых вокалистов в Москве.
Дебютировала в 1996 году с ансамблем Ивана Фармаковского на фестивале «Московская осень», в том же году стала солисткой «МКС Биг-Бэнда» Анатолия Кролла. В дальнейшем сотрудничала с лидерами российского джаза, среди которых Алексей Кузнецов, Георгий Гаранян, Даниил Крамер, Игорь Бутман, Лев Кушнир, Алекс Ростоцкий, Яков Окунь, Владимир Данилин, Иван Фармаковский и другие. Солистка Академического Большого концертного оркестра имени Ю. В. Силантьева.
Выступает с Российским государственным симфоническим оркестром кинематографии под управлением Сергея Скрипки, Государственным камерным оркестром джазовой музыки имени Олега Лундстрема, биг-бэндами из разных городов России. С сольными программами выступает в известных джазовых клубах Москвы и на ведущих концертных площадках России. В мае 2015 года принимала участие в концерте, посвященном 70-летию Победы во Второй мировой войне, в зале Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке с джазовым оркестром имени Олега Лундстрема под управлением Бориса Фрумкина. С Госоркестром России имени Е. Ф. Светланова и дирижером Владимиром Юровским в 2019 году исполнила фрагменты из музыки Альфреда Шнитке к телефильму «Маленькие трагедии», в 2021 году участвовала в концерте к 90-летию Софии Губайдулиной.
В 2020 году стала первой русской певицей, выступившей на церемонии вручения премии «Оскар» в Лос-Анджелесе за всю историю ее существования.
Участница многих джазовых фестивалей в городах России и за рубежом, в числе которых «Джаз в саду Эрмитаж», «Усадьба. Jazz» и многие другие. Организатор I Московского конкурса джазовых вокалистов (2009). Записывает вокальные партии для кинофильмов и мультфильмов. Наиболее значительные работы – в анимационных фильмах компании Disney, где певица озвучила Тиану («Принцесса и лягушка») и Эльзу («Холодное сердце» и «Холодное сердце – 2»).
Певицей записаны сольные альбомы Black Coffee (2002), My Favorite Songs (2006), «Всё это джаз» (2017), «Осторожно “музыка”» (2017) и «Ключ от королевства» (2017).
Андрей Гусев родился в 1968 году в Воронеже. Окончил Воронежский государственный институт искусств по специальности «актер драматического театра и кино». Работал в Воронежской филармонии, «Театре на Соборной» (Рязань), театре «Мюзик-Холл» (Санкт-Петербург).
Играл в мюзиклах «Норд-Ост», «Энни», «Воины Духа», “We Will Rock You”, “MAMMA MIA!”. С 2007 года – вокалист ансамбля «Фонограф» под руководством Сергея Жилина, в составе которого участвовал в постановке рок-оперы «Парфюмер» Игоря Демарина. Выступал во многих музыкальных телевизионных программах. Солист и участник проекта «Мюзикл.Ру» и шоу-программ «Мультибенд» и «Кабаре Бубы Касторского».
С 2013 года – артист Московского театра мюзикла, где выступает в спектаклях «Жизнь прекрасна!», «Мамонтенок», «Преступление и наказание», «ПраймТайм», «Чудеса и куралесы», «Всё о Золушке».
Александр Бабик родился в 1991 году в Саратове. В 2013 году окончил Театральный институт имени Б. В. Щукина (целевой курс Московского театра оперетты, руководители – Владимир Тартаковский и Евгений Князев). Лауреат Международного конкурса артистов оперетты «Оперетта Land» (2011, 2013), конкурса исполнителей русского романса «Романсиада» (2013), дипломант Международного конкурса молодых артистов оперетты и мюзикла имени В. А. Курочкина (Екатеринбург, 2012), Международного конкурса чтецов имени Я. М. Смоленского (2013).
С 2013 года – солист Московского театра оперетты. В репертуаре певца – партии в опереттах «Графиня Марица», «Фея карнавала», «Баядера», «Фиалка Монмартра» и «Сильва» Кальмана, «Орфей в аду» Оффенбаха, «Летучая мышь» и «Цыганский барон» И. Штрауса, «Веселая вдова» Легара, «Бал в "Savoy"» Пала Абрахама, «Фанфан-Тюльпан» Андрея Семёнова, «Вольный ветер мечты» на музыку Исаака Дунаевского, «Доходное место» Геннадия Гладкова, «Ромео vs Джульетта» Аркадия Укупника.
Приглашенный артист московского Театра Наций. Артист театральной компании «Бродвей Москва». Сотрудничает с Государственной академической симфонической капеллой России под управлением Валерия Полянского, Татарским академическим государственным театром оперы и балета имени Мусы Джалиля.
Принимал участие в съемках программы «Романтика романса» на телеканале «Россия-Культура», в записи опер и мюзиклов современных композиторов на киностудии «Мосфильм» (в том числе «Зеленая птичка» Геннадия Гладкова, «На колени!» Андрея Семёнова).
Участвовал в фестивале «Территория» (опера Ольги Раевой «Сны Минотавра» на сцене Театра Наций), фестивале молодых оперных певцов «Камерная опера в замке Райнсберг» («Травиата» Верди, «Адриана» Марка-Ауреля Флороса). Выступал с сольными программами в Бонне и Цюрихе, участвовал в гала-концертах с Баварским государственным оркестром.
В 2015–2019 гг. – преподаватель актерского мастерства и режиссер на факультете музыкального театра РАТИ (ГИТИС), мастерская Герарда Васильева. Как режиссер выпустил два дипломных спектакля: «Вдовий пароход» по повести И. Грековой и спектакль-фантазию «Шекспир умер!» по интермедии Николая Эрдмана. Спектакли были показаны в 2018 году на фестивалях «Будущее театральной России» (РГАТД имени Фёдора Волкова, Ярославль) и «Твой шанс» (Москва, ТЦ «На Страстном»).
В 2020 году совместно с выпускниками института имени Б. В. Щукина и ГИТИСа создал и возглавил независимый проект «Театр города М.».
Сергей Капков – режиссер, сценарист, журналист, шеф-редактор киностудии «Союзмультфильм», художественный руководитель Национальной анимационной премии «Икар».
Родился в 1972 году в Москве. В 1995 году окончил Российский химико-технологический университет имени Д. И. Менделеева. В журналистике работает с 1991 года.
Режиссер документальных фильмов «Пани Малкина – чешская Раневская», «Елена Дриацкая. Во весь голос», «Кошки, мишки, Чижиков», «Анимация на коленках», «Симфония экрана», «Товарищ Его Высочества» и др. Участвовал в создании мультфильмов «Совы нежные», «Аниматанго», «Поросенок», «7 козлят», «Привет, Бабульник!», «Репетиция оркестра», «Бодо Бородо», «Школа ёлок» и др.
Автор книг о кино «Эти разные, разные лица», «Эпизодники», «Любимые комики», «Александр “Pilot” Татарский», «Королевы второго плана» и других, составитель Энциклопедии отечественной мультипликации.
С 2011 года сотрудничает с Российским государственным симфоническим оркестром кинематографии как режиссер и ведущий концертов.
Лауреат международных кинофестивалей и премии «Слон» Гильдии киноведов и кинокритиков.
Член Российской академии кинематографических наук «Ника» и Союза кинематографистов РФ. Заслуженный работник культуры РФ.
Сергей Лаврентьев – российский киновед, историк кино.
Родился в 1954 году в Орле. В середине 1970-х был театральным актером. Окончил сценарно-киноведческий факультет ВГИКа. В 1982 году поступил на работу в кинотеатр Госфильмофонда «Иллюзион».
Печатался в журналах «Советский экран», «Искусство кино», газете «Советская культура». Снимался в фильмах «Бумажные глаза Пришвина» Валерия Огородникова (Сергей Эйзенштейн), «Концерт для крысы» Олега Ковалова (Сакердон Михайлович). В 1990-е годы был научным сотрудником НИИ киноискусства, ведущим телепрограмм «Парад фестивалей» и «Киномарафон».
Участвовал в работе российских и международных кинофестивалей в Сочи, Чебоксарах, Казани, «Лики любви», «Кинотаврик», «Зеркало» имени Андрея Тарковского в Иванове, «Восток & Запад» в Оренбурге, «Лучезарный ангел» в Москве, в Пусане (Южная Корея). В 2002–2012 гг. – член российского Оскаровского комитета.
Автор книг «Клинт Иствуд. Бесстрашный и яростный» (2001), «Красный вестерн» (2009), «О Шмидте. Из России с любовью» (2015), «Режиссеры “Мосфильма” » (2022, серия «Жизнь замечательных людей»).
Елена Терентьева (сопрано), Александр Бабик (тенор), Илья Кузьмин (баритон), Андрей Гусев (баритон)
В программе: Эшпай