«В замке и на площади». Западноевропейская музыка эпохи Возрождения : Московская государственная академическая филармония

    «В замке и на площади».
    Западноевропейская музыка
    эпохи Возрождения

    23 декабря 2021

    Камерный зал Филармонии

    схема проезда
    Ансамбль Alta Capella
    Иван Великанов (художественный руководитель; цинк, орган-портатив)
    Анастасия Бондарева (меццо-сопрано)
    Марина Белова (лютня, барочная гитара)
    Александр Горбунов (виола да браччо, гиттерн, ударные)
    Андриан Принцев (сакбут)

    Художник по костюмам — Дарина Великанова

    В программе:

    Биншуа, Ортис, Палестрина, Гудимель, Преториус, Машо, колядки из кодекса Селден (Англия, XIV век) и Красной Книги монастыря Монтсеррат (Испания, XIV век), сочинения неизвестных авторов



    Уважаемые слушатели, посещение концерта возможно только при предъявлении на входе в концертный зал действующего цифрового сертификата (QR-кода) и документа, удостоверяющего личность. Гости до 18 лет могут пройти на мероприятие без QR-кода.

    12+

    Абонемент №181:

    Музыка во дворцах и на площадях

    Ансамбль Alta Capella

    Ансамбль исторических духовых инструментов Alta Capella был создан в 2009 году. Имя коллектива отсылает к XIV–XV векам, когда словами “alta capella” называли ансамбли из трех-четырех громко звучащих духовых инструментов. Словом “alta” («громкий», «высокий») в то время могли обозначать как исполнение музыки с высокого места (балкона или галереи), так и музыку для высокопоставленных господ или музыку возвышенную, то есть духовную. Все эти значения отражены в разнообразном репертуаре ансамбля Alta Capella, включающем мотеты и песни Гийома де Машо и Франческо Ландини, произведения композиторов Нидерландской школы (от Гийома Дюфаи до Орландо Лассо), лютеранскую музыку (от Преториуса до Баха), музыку для танцев и многое другое.

    В состав ансамбля входят выпускники, студенты и аспиранты Московской консерватории. Артисты принимали участие в летних курсах старинной музыки в Урбино (Италия, профессор Брюс Дики), Открытых академиях музыки барокко в Санкт-Петербурге (музыкальные руководители – Эндрю Лоуренс-Кинг и Марко Бисли), мастер-классах Мартина Любенова в Гермерсхайме (Германия), Уильяма Донгуа и Стефана Леже в Москве, Вима Бекю в Академии старинной музыки при Высшей школе искусств в Бремене (Германия) и Международной летней академии «Моцартеум» в Зальцбурге (Австрия). 

    Концерты ансамбля проходили в залах Московской консерватории, музеях «Коломенское» и «Царицыно», Оружейной палате Московского Кремля, театрах имени Б. А. Покровского, имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко и «Школа драматического искусства», Малом зале МКЗ «Зарядье», Кафедральном Соборе святых Петра и Павла в Москве, Доме-музее Ф. И. Шаляпина в Санкт-Петербурге, Самарской филармонии, городских театрах Анапы и Новороссийска. 

    Ансамбль выступал на Новой сцене Большого театра перед премьерой оперы «Франциск» Сергея Невского (2012), во время выставок в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Государственной Третьяковской галерее, Центре дизайна Artplay. Принимал участие в фестивалях «От Рождества до Рождества», «Путешествие в Рождество», «Корни и крона», «Орган плюс в “Царицыно”», к 600-летию Аристотеля Фиораванти, духовной музыки «Адвент», «Памяти князя. Посвящение Андрею Волконскому» в Москве, EarlyMusic и «Площадь искусств» в Санкт-Петербурге, «Александрийская карусель» в Петергофе, Фонда Святослава Рихтера в Тарусе, «Шекспир в Тарусе», современного искусства «Циолковский Фест» в Калуге, «Век музыки в усадьбе Поленово», фестивалях во Франции, Бельгии, Израиле. 

    Ансамбль выступил организатором Международного фестиваля музыки и танца эпохи Возрождения La Renaissance в Москве (2011–2016), в программу которого вошли мастер-классы, лекции и концерты известных музыкантов, специализирующихся на старинной музыке, в том числе Вероник Даниелс, Жана Тюбери, Анжелик Мойон, Марка Мойона, Жан-Пьера Пине, Жана-Франсуа Новелли, Изакко Коломбо, Вивы Бьянкалуны Биффи, Вима Бекю, Бенджамина Бэгби и Манфреда Кордеса. Alta Capella сотрудничает также с известными российскими исполнителями, среди которых Алексей Любимов, Анатолий Гринденко, Дмитрий Синьковский, Дмитрий Степанович, Андрей Немзер, ансамбли Pfeyffer, Universalia in Re, Labyrinthus, Laterna Magica, Questa Musica, Barocco Concertato и ансамбль исторического танца Time of dance под руководством Наталии Кайдановской. Коллективом записано два диска с музыкой Генриха Шютца.

    Анастасия Бондарева

    Анастасия Бондарева окончила Академический музыкальный колледж при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского по специальностям «орган» и «академическое пение», а также Академию хорового искусства имени В. С. Попова по специальности «академическое пение». Вокальное мастерство совершенствовала на мастер-классах Майкла Чанса, Бенджамина Бэгби, Марка Мойона, Жана-Франсуа Новелли. Лауреат международных конкурсов.

    Специализируется на исполнении музыки Средневековья, Ренессанса и барокко. Участвует в крупных международных проектах – постановках европейских и отечественных барочных опер на сценах Эрмитажного театра (Санкт-Петербург), Московской филармонии, Санкт-Петербургской филармонии, Детского музыкального театра имени Н. И. Сац.

    В репертуаре певицы – Кибела («Атис» Люлли), Дидона и Колдунья («Дидона и Эней» Пёрселла, лонг-лист премии «Золотая маска»-2020) , Венера и Дочь реки («Король Артур» Пёрселла), Мать («Святой Алексий» Ланди), Тиринф («Гименей» Генделя), Венера («Ариадна» Монтеверди, реконструкция Эндрю Лоуренс-Кинга), Анюта («Мельник – колдун, обманщик и сват» Фомина) и другие. 

    Анастасия Бондарева сотрудничает с такими известными музыкантами, как Эндрю Лоуренс-Кинг, Марк Мойон, Жан-Франсуа Новелли, Тьерри Пито. Сотрудничает с ведущими российскими коллективами, исполняющими старинную музыку, среди которых Alta Cappella, Pratum Integrum, ансамбль Labyrinthus, «Солисты Екатерины Великой», «Хронос», Globus Music, «Солисты барокко», Collegium Musicum, Medievallica. 

    Постоянный участник международных фестивалей ранней музыки, в том числе Earlymusic, Musica Mensurata, Tage Alter Music Regensburg, La Renaissance, а также фестивалей «Видеть музыку», «Московская осень», «Возвращение». На Международном фестивале средневековой музыки Musica Mensurata исполняла уникальные программы, в том числе «Роман о Фовеле» (сочинения Филиппа де Витри, Жано де Лескюреля, Пьера де ля Круа и неизвестных французских авторов XIVв.), кондукты Вальтера Шатильонского, музыку Англии XIIIв. С 2017 года участвует в проекте «Все кантаты Баха с Романом Насоновым» в Евангелическо-лютеранском соборе Свв. Петра и Павла (Москва, с ансамблем Сollegium Musicum).

    В составе ансамбля Labyrinthus принимала участие в записи компакт-дисков Carmina Anglica, Carmina Tripodium, Medieval Marriage Music, в составе ансамбля «Хронос» – «Жизнь Пресвятой Богородицы. Древнерусское строчное многоголосие», «Ранний партес времен Петра I. Божественная литургия», «Ранний партес. Евангельские стихиры».

    Руководит концертным вокальным ансамблем Ex Oriente Lux при Римско-католическом кафедральном соборе в Москве.

    Марина Белова

    Марина Белова окончила Академию имени Маймонида в классе Андрея Чернышова, совместно с которым впоследствии основала Первую лютневую школу и стала ее преподавателем. В Академии имени Маймонида ведет курс «Традиции исполнения барочной музыки», преподает также в Академическом музыкальном училище при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. 

    Победительница единственного в мире конкурса лютнистов имени Маурицио Пратолы в Акуиле (Италия, 2019).

    В репертуаре артистки – сочинения для ренессансной и барочной лютни XVI–XVIII веков, музыка для теорбы и барочной гитары. В качестве приглашенного музыканта выступает с коллективами Gnessin Baroque, Alta Capella, Pratum Integrum, Questa Musica, La Voce Strumentale, Labyrinthus, Государственным камерным оркестром Musica Viva и другими. 

    Принимала участие в фестивалях: музыки эпохи Возрождения La Renaissance, «Гитара от классики до рока» и Musica Mensurata в Москве, «Мир гитары» в Калуге, La Clé des Portes во Франции, барочной музыки имени Алессандро Страделлы в Витербо (Италия), старинной музыки в Цюрихе, творческой лаборатории Barocco Today в Нижнем Новгороде. Участвовала в постановках оперы «Дидона и Эней» Пёрселла в Большом театре России и оратории «Триумф Времени и Бесчувствия» Генделя в Музыкальном театре имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко.