«Музыкальный бестиарий». Флора и фауна в музыке барокко. Ансамбль старинной музыки Musica Tempora : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

    «Музыкальный бестиарий». Флора и фауна в музыке барокко. Ансамбль старинной музыки Musica Tempora

    7 октября 2023

    Камерный зал Филармонии

    схема проезда
    Видеозапись концерта

    Для просмотра видео вам необходимо Зарегистрироваться

    Личный кабинет на meloman.ru — это:

    • — просмотр эксклюзивных видео
    • — личная история просмотров
    • — добавление видео в избранное
    • — синхронизация с мобильным устройством
    Ансамбль старинной музыки Musica Tempora
    Дарья Борковская (клавесин)

    Ирина Рабчевская (барочная скрипка)

    Ульяна Живицкая (блокфлейта, траверсфлейта)

    Ася Гречищева (теорба, лютня)

    Ангелина Николовска (виола да гамба)

    В программе:

    Мерула
    Канцона № 1 La Gallina («Курица») из сборника концертных сонат для одной или двух скрипок, виолона и basso continuo, соч. 12

    Доуленд
    The Froggalliard («Лягушачья гальярда») для лютни

    Уччеллини
    Соната № 1 La Poggia («Спокойствие») для скрипки, теорбы и basso continuo из сборника сонат, арий и курант для различных инструментов

    Галилеи
    Bianco Fiore («Белая лилия») для лютни

    Уччеллини
    Ария № 9 («Поженившись, курица и кукушка устроили прекрасный концерт») из сборника сонат, арий и курант для различных инструментов

    Вальтер
    Соната «В подражание кукушке» для скрипки и basso continuo

    Уильямс
    Соната № 6 «В подражание птицам» из сборника сонат для двух флейт или скрипки и флейты и basso continuo

    Бибер
    Соната Representativa для скрипки и basso continuo

    Освальд
    Пьесы для скрипки, траверс-флейты и basso continuo из сборника «Арии времён года»: The Monk's Hood (аконит, или «монаший капюшон» из части «Осень»), The Belvedere (бельведер из части «Осень»), The Night Shade (паслён, или «ночная тень» из части «Осень») 

    Куперен
    Пьесы для клавесина: Le Rossignol-en-amour («Влюблённый соловей») из Сюиты № 14, Les Fauvetes Plaintives («Жалобные малиновки») из Сюиты № 14, Le Gazoüillement («Щебетание») из Сюиты № 6, Le Petit Rien («Безделушка») из Сюиты № 14

    Буссе
    Ария Pourquoi, doux Rossignol «Отчего, нежный соловей» (транскрипция для скрипки и basso continuo)

    Монтеклер
    Les Ramages («Птичий гомон») из Концерта № 5 для двух флейт без сопровождения

    Визе
    «Сильваны г-на Куперена» для теорбы

    Куперен
    Королевский концерт № 2 для траверсфлейты, скрипки, виолы да гамба и basso continuo

    12+

    Абонемент №178:

    Ансамбль старинной музыки «Musica Tempora»

    Программная музыка XVI–XVII веков часто была связана с образами природы. Животные, птицы, цветы становились персонажами аллегорий, картин, сказок, стихов, проникали в музыкальную культуру эпохи. Мир флоры и фауны отображен в английских и французских песнях, итальянских канцонах и мадригалах, а также различных танцах позднего Возрождения. Всегда очаровывало человека и пение птиц, чьи различные манеры нередко вдохновляли композиторов. Птичьи голоса часто имитировались авторами XVI–XVII столетий, образ кукушки встречается в творчестве большинства композиторов эпохи барокко. И даже среди имен итальянских композиторов можно найти названия птиц: Merula – ворона, Colombo – голубь, Uccellini – маленькая птичка.

    Подражание голосам птиц в инструментальной музыке чаще всего связано с двумя инструментами: трели соловья обычно поручались блокфлейте, а образ кукушки встречается в скрипичных сонатах многих авторов XVII века. Среди самых ярких примеров программной музыки, изображающей звуки животных, – соната Representativa для скрипки и basso continuo Бибера (1669). В ней композитор с большим чувством юмора изображает голоса животных – соловья, петуха, курицы-наседки, кошки, лягушки. Тема пения птиц подробно раскрыта в трактате 1650 года Musurgia Universalis немецкого теоретика Афанасиуса Кирхера, где голоса кукушки, петуха, перепела записаны нотами. По предположениям исследователей, Бибер использовал в своей сонате эти нотные иллюстрации.

    Ансамбль старинной музыки Musica Tempora

    Ансамбль Musica Тempora создан в 2010 году по инициативе клавесинистки Дарьи Борковской. В его состав вошли исполнители стариной музыки на исторических инструментах, лауреаты всероссийских и международных конкурсов, участники престижных отечественных и европейских фестивалей.

    Название ансамбля (изначально Musica vs Tempora) можно перевести как «музыка и времена». В репертуаре коллектива – музыка разных эпох, от европейского барокко и раннего классицизма до сочинений современных авторов, специально написанных для исторических инструментов. Одной из главных задач коллектива является поиск редких сочинений, по той или иной причине ускользнувших от внимания исполнителей.

    В течение последних лет ансамбль Musica Tempora осуществил несколько совместных проектов с ведущими солистами и коллективами, специализирующимися в области исторического исполнительства. Среди них Алексей Любимов, Александр Рудин, Олег Худяков, Сергей Полтавский, Рубен Дубровский, Линде Брунмайр-Тутц, Кристиан Гуртнер, Морис Штегер, Джузеппе Петрелла, Джоаккино де Падова; ансамбли «Орфарион», Telemann Consort, La Villa Barocca, Pratum Integrum, Collegium Musicum, Time of Dance.

    Ансамбль проводит ежегодные тематические циклы концертов в Москве и других городах России, в том числе «Пять столетий клавира», «Музыкальный Парнас», «Исторические спирали».

    Постоянные участники ансамбля: Ирина Рабчевская (скрипка), Мария Окунева (скрипка) Руст Позюмский (виола да гамба), Ася Гречищева(лютня, барочная гитара), Алиса Тен (вокал, виола да гамба), Андрей Березин (виола да гамба).

    Дарья Борковская

    Дарья Борковская окончила Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского (класс специального фортепиано профессора Юрия Мартынова, класс исторических клавишных инструментов профессора Ольги Мартыновой), аспирантуру консерватории (научный руководитель – доцент Суфия Мураталиева) и ассистентуру-стажировку (класс генерал-баса и клавесина доцента Ольги Филипповой, класс хаммерклавира профессора Алексея Любимова). Стажировалась в Летней барочной академии во Флоренции (Италия). Принимала участие в мастер-классах признанных мастеров исторически информированного исполнительства, среди которых Андреас Штайер, Боб ван Асперен, Кристофер Стембридж, Элла Севская, Дэвитт Морони, Барт ван Оорт, Мария Леонхардт, Сигизвальд Кёйкен, Крис Верхельст и Джереми Джозеф. Лауреат Первого конкурса клавесинистов в Санкт-Петербурге.

    Выступает на фестивалях в России и за рубежом, участвует в концертах в залах Московской консерватории, Московской филармонии, Московского международного Дома музыки, Концертного зала «Зарядье», Москонцерта, ГМИИ имени А. С. Пушкина, Музея музыки, музеев «Архангельское» и «Царицыно», Белорусской государственной филармонии и других. Сотрудничает с ведущими российскими коллективами, специализирующимися на историческом исполнительстве, среди которых ансамбли «Орфарион», Telemann Consort, La Villa Barocca, Collegium Musicum, Time of Dance, «Ладъ», «Мадригал» и «Солисты барокко». Основательница ансамбля Musica Tempora. Выступала как исполнительница партии basso continuo с Молодежным оркестром Чехии, Камерным оркестром Большого театра, ансамблем солистов Госоркестра России имени Е. Ф. Светланова, Камерным оркестром Курганской филармонии. 

    Совмещает активную концертную деятельность и педагогическую работу, ведет класс генерал-баса, клавесина и старинного камерного ансамбля на Факультете исторического и современного исполнительского искусства Московской консерватории. Принимала участие в научных конференциях, международных образовательных проектах в России и Европе. Осуществила запись произведений Моцарта и Шопена для Венгерского радио.

    Рекомендуем к просмотру

    Камерный зал Филармонии

    «Симметрия и изменчивость барокко»

    24.03.2023

    Камерный зал Филармонии

    «Игра света и тени»

    08.10.2022

    Камерный зал Филармонии

    Застольная музыка.
    Ансамбль старинной музыки
    Musica Tempora, Дарья Борковская

    09.12.2023

    Другие концерты этого абонемента
    Камерный зал Филармонии
    9 декабря в 19:00
    Камерный зал Филармонии
    25 апреля в 19:00