К столетию Московской филармонии, отмечавшемуся в 2022 году, появилось несколько новых абонементов, посвященных музыке XX–XXI веков. Один из их лейтмотивов сформулирован как «Советская музыкальная Атлантида»: речь идет о сочинениях композиторов из бывшего СССР, оказавшихся в постсоветской реальности забытыми или как минимум недооцененными. Это огромный репертуар, лучших образцов которого хватило бы на множество абонементов и концертных программ. Цикл «Музыка, которую мы потеряли» не только возвращает «Атлантиде» внимание музыкантов и слушателей, но и помещает ее в более широкий контекст – в том числе в контекст отечественного авангарда ХХ века. Наш выдающийся современник, композитор и педагог Юрий Каспаров продолжает знакомить слушателей с малоизвестной отечественной музыкой последнего столетия, рассказывая о том, как возникают подобные пробелы и почему важно их восполнять.
В программе, открывающей второй сезон цикла, собраны имена и сочинения, ставшие «белыми пятнами» по самым разным причинам. Здесь и Алексей Станчинский, рано умерший современник Прокофьева и Стравинского. И Артур Лурье – ровесник Станчинского, переживший его почти на полвека, один из основателей Ассоциации современной музыки, ярчайший представитель российского авангарда первой четверти ХХ века. И Михаил Чулаки, известный как педагог, общественный деятель, директор Большого театра, но существенно недооцененный как композитор. И Николай Каретников, один из самых ярких новаторов послевоенного периода, апологет Новой венской школы, убежденный ортодоксальный додекафонист. И, наконец, Дмитрий Смирнов, представитель печально известной «хренниковской семерки» – группы из семи композиторов, ставших объектами критики Тихона Хренникова, председателя Союза композиторов СССР. Их сочинения прозвучат в исполнении солистов OpensoundOrchestra – одного из ведущих коллективов Москвы, специализирующихся на современной музыке.