Солисты Госоркестра России имени Е. Ф. Светланова представляют свой традиционный камерный абонемент. Вторая из трех тематических программ носит название «Жемчужины национальных композиторских школ», охватывая трех авторов, три страны, три века: Вольфганг Амадей Моцарт представляет Австрию XVIII столетия, Иоганнес Брамс – Германию XIX, а зрелость датчанина Карла Нильсена пришлась на уже первую треть ХХ века. И если Фортепианный квартет № 2 Моцарта и Кларнетовый квинтет Брамса звучат сравнительно часто, то Serenata in vano («Напрасная серенада») для кларнета, фагота, валторны, виолончели и контрабаса Нильсена – настоящий раритет.
Творчество Карла Нильсена оценили, как часто бывает, лишь после смерти композитора. Только тогда соотечественники заметили его и воздали почести, отведя ему то место в национальном искусстве, какое занимают Григ в норвежском, а Сибелиус – в финском. Однако при жизни Нильсен не получил достойного внимания и в канун шестидесятилетия сказал: «Я был призван стать музыкантом, но не встречал ничего, кроме непонимания. Если бы можно было начать жизнь сначала, я бы изгнал из головы все художнические причуды и пошел бы работать в магазин приказчиком».
«Напрасную серенаду» композитор называл забавной безделушкой, описывая ее содержание следующим образом: «Вначале джентльмены играют в благородной и пышной манере, надеясь выманить красавицу на балкон, однако она не появляется. Тогда они меняют тон на более томный, но и это не помогает. Хоть старания музыкантов напрасны, они ничуть не огорчены и расходятся по домам под звуки финального марша, который играют для собственного развлечения». Серенада была написана Нильсеном за несколько дней; премьера с успехом состоялась в 1915 году, финал был исполнен на бис.