В продажу выпущен абонемент Musica sacra nova и камерный абонемент «Лаборатория Musica sacra nova»
29 ноября 2023
Камерный зал Филармонии
схема проездаДля просмотра видео вам необходимо Зарегистрироваться
Личный кабинет на meloman.ru — это:
или
Войти в Личный кабинетФирсова
Dialogue in the Moonlight для скрипки и контрабаса, соч. 191
Фулейхан
Концерт для терменвокса, струнного квинтета и фортепиано (2 часть, переложение О. Ростовской)
Абонемент №135:
Музыка, которую мы потеряли
(II год цикла)
К столетию Московской филармонии, отмечавшемуся в 2022 году, появилось несколько новых абонементов, посвященных музыке XX–XXI веков. Один из их лейтмотивов сформулирован как «Советская музыкальная Атлантида»: речь о сочинениях композиторов из бывшего СССР, оказавшихся в постсоветской реальности забытыми или недооцененными. Это огромный репертуар, лучших образцов которого хватило бы на множество абонементов и концертных программ. Цикл «Музыка, которую мы потеряли» не только возвращает «Атлантиде» внимание музыкантов и слушателей, но и помещает ее в более широкий контекст – в том числе в контекст отечественного авангарда ХХ века. Наш выдающийся современник, композитор и педагог Юрий Каспаров продолжает знакомить слушателей с малоизвестной отечественной музыкой последнего столетия, рассказывая о том, как возникают подобные пробелы и почему важно их восполнять.
Юрий Каспаров – один из наиболее творчески активных современных композиторов, педагог, музыкально-общественный деятель. Председатель российской секции в Международном обществе современной музыки (ISCM) – организации, объединяющей около шестидесяти стран. Заслуженный деятель искусств Российской Федерации, заслуженный деятель культуры Казахстана. Кавалер ордена Искусств и литературы Франции.
Юрий Каспаров родился в 1955 году в Москве. В 1978 году окончил Московский энергетический институт, в 1984 году – Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского (класс композиции профессора Михаила Чулаки), в 1991 году – аспирантуру МГК в классе Эдисона Денисова. Юрий Каспаров полагает, что точные науки сыграли положительную роль в его творческой деятельности: «...Математика дает очень многое, способ мышления становится совершенно другим. Вообще между музыкой и математикой гораздо больше общего, нежели может показаться на первый взгляд, так считал и мой учитель Эдисон Денисов».
В 1984–1989 гг. был главным музыкальным редактором на Центральной студии документальных фильмов; активно работал как кинокомпозитор. В 1990–2008 гг. возглавлял созданный им при Союзе композиторов Московский Ансамбль Современной Музыки (МАСМ) – первый в России коллектив такого рода.
Каталог произведений композитора включает монооперу "Nevermore!" по стихотворению «Ворон» Эдгара По, около 40 симфонических партитур и около 60 камерных, среди которых особое место занимают композиции для большого ансамбля солистов (симфониетты).Многие его сочинения имеют программные заголовки, к примеру, симфонии (№ 1 «Герника», № 2 «Крейцерова», № 3 «Экклезиаст», № 4 «Нотр-Дам», № 5 «Кафка»), концерт для органа «Обелиск», симфоническая картина «Мир, каков он есть», «Линкос», «Символы Пикассо», «Исчезающий мир», «Пять фотографий невидимого» для больших ансамблей солистов, «Воздушные замки» для 24 флейт или «Дьявольские трели» (вариации на тему Тартини).
Будучи блестящим эрудитом, уверенно владеющим различными техниками композиции, Юрий Каспаров неизменно отдает предпочтение «базовым музыкальным понятиям» во имя избранной идеи, концепции. По его собственному признанию, ему «необходим некий изначальный инвариант, совмещающий в себе и образ, и символ, и выбранную для конкретного произведения модель. Модель, претерпевающую множество трансформаций и толкований, но сохраняющую внутреннюю устойчивость и стабильность». «Я воспринимаю музыку как процесс. Тот ее тип, который мне близок, имеет драматургию, логику развития материала, что в конечном счете создает выстроенную форму целого», – говорит композитор.
Музыка Юрия Каспарова постоянно звучит в России и за ее пределами. Мировые премьеры его произведений проходили во Франции, Италии, Германии, Австрии, Испании, Англии, Швейцарии, Бельгии, Польше, Швеции, Дании, Норвегии, Румынии, Финляндии, Украине, Японии, США и России; они исполнялись на престижных фестивалях современной музыки: Франкфуртском, «Варшавская осень», «Токийское лето», «Радио Франс представляет», Pontino (Италия), Ensems (Испания) и многих других.
Композитор создавал новые сочинения по заказу Ensemble Modern (Германия), Радио Франс совместно с Институтом музыкальных исследований (L’Institut National de l’Audiovisuel), фестиваля «Дни новой музыки в Цюрихе» и «Фельдкирх-фестиваля» (Австрия), Гранд-театра и Симфонического оркестра Тура (Франция), Симфонического оркестра Ставангера (Норвегия), ансамблей Accroche Note и Ensemble Orchestral Contemporain (Франция), CORE-Ensemble (США), Archaeus (Румыния), Французского оркестра флейт (Orchestrede Flûtes Française) и других коллективов.
Среди исполнителей музыки Юрия Каспарова – Уэльский национальный оркестр Би-би-си, Филармонический оркестр Ниццы, Национальный оркестр Румынского радио, Ensemble Contrechamps (Швейцария), «Зальцбургская камерата», Амстердамская симфониетта, ансамбль 2e2m (Франция); дирижеры Поль Мефано, Пьер Рулье, Даниэль Кавка, Фридрих Гольдман, Лев Маркиз, Оливье Кюанде, Тадааки Отака, Дэвид Милнс, Эмин Хачатурян, Валерий Полянский, Владимир Зива, Сергей Скрипка, Василий Синайский, Александр Дмитриев; флейтист Пьер-Ив Арто, гобоист Дорин Глига, кларнетисты Арман Ангстер и Николас Кокс, фаготисты Валерий Попов и Джонни Райнхард, баритоны Жак Бона и Венсан Ле Тексье, органист Эрве Дезарбр, пианист Михаил Дубов, виолончелисты Владимир Тонха, Сергей Судзиловский, Грациано Белуффи и многие другие артисты.
Юрий Каспаров удостоен I премии Всесоюзного конкурса композиторов за Симфонию № 1 «Герника» (Москва, 1985), I премии Международного конкурса Гвидо д'Ареццо за сочинение Ave Maria для 12 голосов и трех инструменталистов (Италия, 1989), Гран-при конкурса имени Анри Дютийё за сочинение Effet de Nuit для бас-баритона и пяти исполнителей на стихи Поля Верлена (Франция, 1996). Сочинения композитора опубликованы французскими издательствами Le Chantdu Monde, Alphonse Leduc и Gerard Billaudot; записи музыки выпущены фирмами Olympia, Harmonia Mundi, Vista Vera и другими.
С 2005 года Юрий Каспаров преподает композицию и инструментовку в Московской консерватории (профессор). Регулярно проводит лекции и мастер-классы в различных высших учебных заведениях во многих странах. Автор книги «...И я – композитор».
OpensoundOrchestra – содружество исполнителей, специализирующихся на современной музыке. Создан в 2018 году скрипачом Станиславом Малышевым и виолончелисткой Ольгой Калиновой. Состав участников трансформируется в зависимости от программы – от струнного квартета до полноценного оркестра. Проекты коллектива охватывают музыку самых разных жанров и направлений.
С OpensoundOrchestra сотрудничают композиторы Габриэль Прокофьев, Кристиан Ярви, Владимир Мартынов, Павел Карманов, исполнители Алексей Любимов, Татьяна Гринденко, Игорь Будинштейн, Надежда Павлова, Варсеник Аванян, Московский государственный академический камерный хор, ансамбль Questa Musica, режиссер Алексей Агранович.
Оркестр записал музыку к фильмам «Мистер нокаут» (композитор – Иван Бурляев), «Кольская сверхглубокая» (композитор – Дмитрий Селипанов), «Белый снег» (композитор – Алексей Айги), песни из саундтрека к сериалу Jetlag (more.tv).
OpensoundOrchestraсотрудничает с Музеем С. С. Прокофьева, Мемориальным музеем А. Н. Скрябина, Еврейским музеем, Музеем Москвы, ежегодной премией The Art Newspaper Russia, Московским международным кинофестивалем, чемпионатом ArtMasters, кинопремией «Золотой орел»; выступает на ведущих филармонических и клубных сценах, включая залы Московской консерватории, Концертный зал имени П. И. Чайковского, Большой зал МКЗ «Зарядье», Колонный зал Дома Союзов, культурный центр «Дом».
В дискографии оркестра – записи, выпущенные фирмами «Мелодия» и Donemus Publishung.
Павел Домбровский родился в 1982 году в Москве. Обучался музыке с пяти лет в ДМШ имени В. В. Стасова (класс Светланы Курочкиной). Концертную деятельность начал в раннем возрасте, в 11 лет дал первый сольный концерт в Музее А. Н. Скрябина.
В 1999 году с отличием окончил Московскую среднюю специальную музыкальную школу имени Гнесиных (класс Веры Носиной), в 2004 году – Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского (класс профессора Льва Наумова), в 2006 году – ассистентуру-стажировку МГК (класс профессора Андрея Диева).
В обширном репертуаре Павла Домбровского множество сольных и камерных произведений различных эпох и стилей. Гастролировал во многих городах России, а также в Великобритании, Бельгии, Нидерландах, Германии, Австрии, Италии, Польше, Франции, Латвии, Южной Корее, Китае, Украине, Киргизии.
Победитель II Открытого конкурса юных пианистов в Санкт-Петербурге (1996), международных музыкальных форумов в Афинах (1996) и Париже (1998), V Открытого конкурса имени Наримана Сабитова в Уфе (2002), II Международного конкурса «Русская музыка» имени М. А. Балакирева в Краснодаре (2006, Гран-при), I Международного конкурса польской музыки имени Станислава Монюшко в Жешуве, Польша (2019).
Лауреат Международного конкурса имени Маргерит Лонг и Жака Тибо в Париже (2004) и IV Международного конкурса памяти Владимира Горовица в Киеве (2001); дипломант III Международного юношеского конкурса имени П. И. Чайковского (Санкт-Петербург, 1998), II Международного конкурса имени А. Н. Скрябина (Москва, 2000), XII Международного конкурса имени П. И. Чайковского (2002).
Доцент Российской академии музыки имени Гнесиных.
Станислав Малышев родился в 1980 году в Свердловске (Екатеринбург). Окончил Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского и ассистентуру-стажировку МГК по классу камерного ансамбля. Лауреат международных конкурсов имени Н. Г. Рубинштейна (2006) и имени Д. Д. Шостаковича (2008).
Выступал со многими ведущими российскими и зарубежными оркестрами в престижных концертных залах России и Европы, в том числе в берлинском Концертхаусе, парижском Музыкограде, залах Московской консерватории, Концертном зале имени П. И. Чайковского. Неоднократно принимал участие в фестивалях «Московская осень», «Московский форум», Баховском фестивале в Стамбуле, фестивалях классической музыки в Тунисе, Франции, Австрии и других странах.
С 2008 года – солист ансамбля «Студия новой музыки» (концертмейстер), в составе которого принимал участие во множестве премьерных исполнений. В 2010 году с пианистом Алексеем Любимовым представил премьеру переложения оперы «Воццек» Берга для фортепиано и струнного квинтета, также в составе струнного квартета записал неизданный Квартет Андрея Волконского.
С 2017 года выступает также как дирижер. Под его управлением состоялись российские премьеры сочинений Габриэля Прокофьева, Павла Карманова, Йоханна Йоханнсонна и других композиторов.
В 2018 году создал оркестр современной музыки OpensoundOrchestra, с которым выступает как дирижер и солист, записывает музыку к кино, сотрудничает с молодыми композиторами и корифеями российской музыкальной сцены.
Ольга Калинова окончила Московскую государственную консерваторию и аспирантуру МГК. В числе ее наставников – Кирилл Родин, Александр Бондурянский, Татьяна Гайдамович, Александр Корчагин. Лауреат всероссийских и международных конкурсов камерных ансамблей.
Выступала в Венском Концертхаусе, Консертгебау (Амстердам), Эльбской филармонии (Гамбург), Брюссельской филармонии, зале «Мегарон» (Афины), Большом зале Московской консерватории, Концертном имени П. И. Чайковского, БКЗ «Зарядье». Участвовала в фестивале в Узедоме (Германия), Дягилевском фестивале в Перми, фестивалях SoundUp и «Московская осень».
С 2005 года – участница квартета «Студия новой музыки», в составе которого представила множество мировых и российских премьер сочинений современных композиторов – Тиграна Мансуряна, Валентина Сильвестрова, Кшиштофа Пендерецкого, Кирилла Уманского, Алена Госсенаи других. Квартет сотрудничает с Центром современной музыки Московской консерватории, участвует в фестивалях «Московская осень», «Варшавская осень», «Московский форум» и других, гастролирует за рубежом.
С 2004 года была артисткой Московского камерного оркестра MusicaViva под руководством Александра Рудина (на протяжении более чем 10 лет – концертмейстер группы виолончелей). Сотрудничает с оркестром MusicAeterna под руководством Теодора Курентзиса. С 2018 года – директор Московского оркестра современной музыки Opensound Orchestra.