Панораму
камерной музыки трех столетий представляет ансамбль солистов Российского
национального оркестра «Камерата РНО». С середины XVIII века духовые
инструменты быстро развивались, что позволяло композиторам создавать для них
все более сложные партии и ансамблевые сочинения – от дуэтов до более крупных
составов. Канонические сонаты Георга Филиппа Телемана могут исполняться дуэтом
траверс-флейт или скрипок; два инструмента играют одну и ту же мелодическую
линию, но второй вступает на такт позже. Как и сонаты Телемана, многие камерные
сочинения Вольфганга Амадея Моцарта предназначались для домашнего
музицирования: Дивертисмент для струнных и духовых «Наннерль-септет» был создан
по случаю именин его сестры. Музыкальным подарком стала и «Зигфрид-идиллия» Рихарда
Вагнера: он написал ее к 33-летию своей обожаемой жены Козимы, которой был
благодарен за любовь, заботу и за единственного сына Зигфрида, названного в
честь героя тетралогии «Кольцо нибелунга».
Один из первых
нонетов (ансамблей для девяти исполнителей) создал Луи (Людвиг) Шпор: показывая
характер каждого инструмента, Нонет фа мажор по выразительности звучания
приближается к камерной симфонии. Сочинение стало визитной карточкой ансамбля
«Чешский нонет», образованного в 1924 году с тем же составом. Коллектив быстро
стал известным и привлек внимание Богуслава Мартину: одним из последних его
сочинений стал Нонет ре мажор.
Брамс и
Чайковский родились в один день с разницей в 7 лет, но к музыке друг друга
относились прохладно. «Все у него серьезно, благородно, но самого главного –
красоты – нет», – говорил Чайковский; Брамс, в свою очередь, раскритиковал
Пятую симфонию коллеги. Примирением стала их встреча у скрипача Адольфа
Бродского в Лейпциге: год спустя в Гамбурге композиторы уже «порядочно кутили»
вместе. Фрагменты балета «Щелкунчик» Чайковского прозвучат наряду с ранней
Серенадой № 1 Брамса – предвестием его будущих великих симфоний.