Онлайн-трансляция

Композитор и эпоха: музыкальные иллюстрации
Александр Бородин. Творческая лаборатория: опыт вдохновения

Мария Модеме сопрано
Вадим Зубков баритон
Александр Полторацкий скрипка
Анастасия Деханова скрипка
Анна Ченчикова альт
Игорь Зимин виолончель
Полина Назарчук виолончель
Вадим Шапыгин фортепиано
Светлана Адрианова фортепиано, ведущая, автор цикла

Камерный зал Филармонии

Онлайн-трансляция Игорь Зимин виолончель | Светлана Адрианова фортепиано, ведущая, автор цикла | Мария Модеме сопрано | Камерный зал Филармонии

Онлайн-трансляция Игорь Зимин виолончель | Светлана Адрианова фортепиано, ведущая, автор цикла | Мария Модеме сопрано | Камерный зал Филармонии

Ансамбль «Камерата РНО»

четверг, 19:00

Ансамбль солистов Российского национального оркестра «Камерата РНО»

Татьяна Поршнева (скрипка)Екатерина Царёва (скрипка)Ксения Жулёва (альт)Всеволод Гузов (виолончель)Геннадий Карасёв (контрабас)Сергей Игрунов (флейта)Виталий Назаров (гобой)Сергей Елецкий (кларнет)Сергей Левицкий (фагот)Алексей Серов (валторна)Антон Афанасьев (валторна)

В программе:

Телеман
Каноническая соната № 1 для гобоя и скрипки соль мажор, TWV 40:118

Моцарт
Дивертисмент № 11 для духовых и струнных ре мажор «Наннерль-септет», K 251

Чайковский
Танец пастушков и Трепак из балета «Щелкунчик», соч. 71 (переложение для камерного ансамбля)

Брамс
Серенада № 1 для оркестра ре мажор, соч. 11 (версия для камерного ансамбля)

Абонемент продан

Панораму камерной музыки трех столетий представляет ансамбль солистов Российского национального оркестра «Камерата РНО». С середины XVIII века духовые инструменты быстро развивались, что позволяло композиторам создавать для них все более сложные партии и ансамблевые сочинения – от дуэтов до более крупных составов. Канонические сонаты Георга Филиппа Телемана могут исполняться дуэтом траверс-флейт или скрипок; два инструмента играют одну и ту же мелодическую линию, но второй вступает на такт позже. Как и сонаты Телемана, многие камерные сочинения Вольфганга Амадея Моцарта предназначались для домашнего музицирования: Дивертисмент для струнных и духовых «Наннерль-септет» был создан по случаю именин его сестры. Музыкальным подарком стала и «Зигфрид-идиллия» Рихарда Вагнера: он написал ее к 33-летию своей обожаемой жены Козимы, которой был благодарен за любовь, заботу и за единственного сына Зигфрида, названного в честь героя тетралогии «Кольцо нибелунга».

Один из первых нонетов (ансамблей для девяти исполнителей) создал Луи (Людвиг) Шпор: показывая характер каждого инструмента, Нонет фа мажор по выразительности звучания приближается к камерной симфонии. Сочинение стало визитной карточкой ансамбля «Чешский нонет», образованного в 1924 году с тем же составом. Коллектив быстро стал известным и привлек внимание Богуслава Мартину: одним из последних его сочинений стал Нонет ре мажор.

Брамс и Чайковский родились в один день с разницей в 7 лет, но к музыке друг друга относились прохладно. «Все у него серьезно, благородно, но самого главного – красоты – нет», – говорил Чайковский; Брамс, в свою очередь, раскритиковал Пятую симфонию коллеги. Примирением стала их встреча у скрипача Адольфа Бродского в Лейпциге: год спустя в Гамбурге композиторы уже «порядочно кутили» вместе. Фрагменты балета «Щелкунчик» Чайковского прозвучат наряду с ранней Серенадой № 1 Брамса – предвестием его будущих великих симфоний.