Инна Якушева и Константин Хачикян представляют программу камерной музыки Прокофьева и Чайковского, которую дополнит Концертная фантазия на темы из оперы Гершвина «Порги и Бесс» Игоря Фролова.
Цикл «Воспоминания о дорогом месте» был закончен Чайковским во время отдыха в Браилове – усадьбе Надежды фон Мекк. «Я испытал в Браилове столько самых чистых наслаждений, что дни эти навсегда останутся в моей памяти светлым, чарующим воспоминанием», – говорил автор. В основу первой части цикла, «Размышления», легло Andante, изначально предназначенное для Скрипичного концерта и созданное в марте 1878 года. Две другие части, «Скерцо» и «Мелодия», написаны в мае – уже непосредственно в поместье Браилов, которому и посвящен цикл. В работе над «Воспоминаниями» Чайковскому помогал скрипач Иосиф Котек – его друг и ученик, благодаря содействию которого Надежда фон Мекк начала оказывать композитору финансовую помощь. Котеку посвящен знаменитый Вальс-скерцо, написанный в те же годы.
Тон воспоминаний, размышлений о прошлом и о близких объединяет цикл Чайковского и Пять мелодий для скрипки (голоса) и фортепиано Прокофьева. Молодой композитор написал их в 1920 году в Калифорнии специально для певицы Нины Кошиц, с которой его связывала близкая, хотя и полная сложностей дружба. Прокофьев в шутку называл ее Кошкиц и описывал как «певицу жгучего характера», а она его – как «отличного композитора, но без сердца». В 1925 году в Париже Прокофьев сделал переложение Пяти мелодий для скрипки.
К иному времени и месту относится Первая скрипичная соната – она создавалась уже в Советском Союзе в период с 1938 по 1946 годы и стала мрачным откликом на события военных и предвоенных лет. Одно из самых масштабных камерных сочинений Прокофьева, соната существенно выходит за рамки жанра. Две ее части на похоронах композитора исполнили Самуил Фейнберг и Давид Ойстрах, а шестью годами ранее Прокофьев был награжден за эту сонату Сталинской премией I степени.