«Музыка, которую мы потеряли» : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

В продажу выпущен абонемент Musica sacra nova и камерный абонемент «Лаборатория Musica sacra nova»

    «Музыка, которую мы потеряли»

    20 марта 2024

    Камерный зал Филармонии

    схема проезда
    Юрий Каспаров (автор цикла, ведущий)
    Солисты OpensoundOrchestra
    В программе:
    Шостакович
    Трио № 1 для скрипки, виолончели и фортепиано, соч. 8
    Сидельников
    «Танец Ариадны» для фортепиано
    Шебалин
    Трио для скрипки, виолончели и фортепиано (I, II части)
    Мартину
    Фантазия для терменвокса, гобоя, струнного квартета и фортепиано

    Зограбян
    Струнный квартет № 3 «Стансы» (российская премьера)

    12+

    Абонемент №135:

    Музыка, которую мы потеряли
    (II год цикла)

    К столетию Московской филармонии, отмечавшемуся в 2022 году, появилось несколько новых абонементов, посвященных музыке XX–XXI веков. Один из их лейтмотивов сформулирован как «Советская музыкальная Атлантида»: речь о сочинениях композиторов из бывшего СССР, оказавшихся в постсоветской реальности забытыми или недооцененными. Это огромный репертуар, лучших образцов которого хватило бы на множество абонементов и концертных программ. Цикл «Музыка, которую мы потеряли» не только возвращает «Атлантиде» внимание музыкантов и слушателей, но и помещает ее в более широкий контекст.

    Юрий Каспаров

    Юрий Каспаров – один из наиболее творчески активных современных композиторов, педагог, музыкально-общественный деятель. Председатель российской секции в Международном обществе современной музыки (ISCM) – организации, объединяющей около шестидесяти стран. Заслуженный деятель искусств Российской Федерации, заслуженный деятель культуры Казахстана. Кавалер ордена Искусств и литературы Франции.

    Юрий Каспаров родился в 1955 году в Москве. В 1978 году окончил Московский энергетический институт, в 1984 году – Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского (класс композиции профессора Михаила Чулаки), в 1991 году – аспирантуру МГК в классе Эдисона Денисова. Юрий Каспаров полагает, что точные науки сыграли положительную роль в его творческой деятельности: «...Математика дает очень многое, способ мышления становится совершенно другим. Вообще между музыкой и математикой гораздо больше общего, нежели может показаться на первый взгляд, так считал и мой учитель Эдисон Денисов».

    В 1984–1989 гг. был главным музыкальным редактором на Центральной студии документальных фильмов; активно работал как кинокомпозитор. В 1990–2008 гг. возглавлял созданный им при Союзе композиторов Московский Ансамбль Современной Музыки (МАСМ) – первый в России коллектив такого рода. 

    Каталог произведений композитора включает монооперу "Nevermore!" по стихотворению «Ворон» Эдгара По, около 40 симфонических партитур и около 60 камерных, среди которых особое место занимают композиции для большого ансамбля солистов (симфониетты).Многие его сочинения имеют программные заголовки, к примеру, симфонии (№ 1 «Герника», № 2 «Крейцерова», № 3 «Экклезиаст», № 4 «Нотр-Дам», № 5 «Кафка»), концерт для органа «Обелиск», симфоническая картина «Мир, каков он есть», «Линкос», «Символы Пикассо», «Исчезающий мир», «Пять фотографий невидимого» для больших ансамблей солистов, «Воздушные замки» для 24 флейт или «Дьявольские трели» (вариации на тему Тартини). 

    Будучи блестящим эрудитом, уверенно владеющим различными техниками композиции, Юрий Каспаров неизменно отдает предпочтение «базовым музыкальным понятиям» во имя избранной идеи, концепции. По его собственному признанию, ему «необходим некий изначальный инвариант, совмещающий в себе и образ, и символ, и выбранную для конкретного произведения модель. Модель, претерпевающую множество трансформаций и толкований, но сохраняющую внутреннюю устойчивость и стабильность». «Я воспринимаю музыку как процесс. Тот ее тип, который мне близок, имеет драматургию, логику развития материала, что в конечном счете создает выстроенную форму целого», – говорит композитор. 

    Музыка Юрия Каспарова постоянно звучит в России и за ее пределами. Мировые премьеры его произведений проходили во Франции, Италии, Германии, Австрии, Испании, Англии, Швейцарии, Бельгии, Польше, Швеции, Дании, Норвегии, Румынии, Финляндии, Украине, Японии, США и России; они исполнялись на престижных фестивалях современной музыки: Франкфуртском, «Варшавская осень», «Токийское лето», «Радио Франс представляет», Pontino (Италия), Ensems (Испания) и многих других.

    Композитор создавал новые сочинения по заказу Ensemble Modern (Германия), Радио Франс совместно с Институтом музыкальных исследований (L’Institut National de l’Audiovisuel), фестиваля «Дни новой музыки в Цюрихе» и «Фельдкирх-фестиваля» (Австрия), Гранд-театра и Симфонического оркестра Тура (Франция), Симфонического оркестра Ставангера (Норвегия), ансамблей Accroche Note и Ensemble Orchestral Contemporain (Франция), CORE-Ensemble (США), Archaeus (Румыния), Французского оркестра флейт (Orchestrede Flûtes Française) и других коллективов.

    Среди исполнителей музыки Юрия Каспарова – Уэльский национальный оркестр Би-би-си, Филармонический оркестр Ниццы, Национальный оркестр Румынского радио, Ensemble Contrechamps (Швейцария), «Зальцбургская камерата», Амстердамская симфониетта, ансамбль 2e2m (Франция); дирижеры Поль Мефано, Пьер Рулье, Даниэль Кавка, Фридрих Гольдман, Лев Маркиз, Оливье Кюанде, Тадааки Отака, Дэвид Милнс, Эмин Хачатурян, Валерий Полянский, Владимир Зива, Сергей Скрипка, Василий Синайский, Александр Дмитриев; флейтист Пьер-Ив Арто, гобоист Дорин Глига, кларнетисты Арман Ангстер и Николас Кокс, фаготисты Валерий Попов и Джонни Райнхард, баритоны Жак Бона и Венсан Ле Тексье, органист Эрве Дезарбр, пианист Михаил Дубов, виолончелисты Владимир Тонха, Сергей Судзиловский, Грациано Белуффи и многие другие артисты.

    Юрий Каспаров удостоен I премии Всесоюзного конкурса композиторов за Симфонию № 1 «Герника» (Москва, 1985), I премии Международного конкурса Гвидо д'Ареццо за сочинение Ave Maria для 12 голосов и трех инструменталистов (Италия, 1989), Гран-при конкурса имени Анри Дютийё за сочинение Effet de Nuit для бас-баритона и пяти исполнителей на стихи Поля Верлена (Франция, 1996). Сочинения композитора опубликованы французскими издательствами Le Chantdu Monde, Alphonse Leduc и Gerard Billaudot; записи музыки выпущены фирмами Olympia, Harmonia Mundi, Vista Vera и другими.

    С 2005 года Юрий Каспаров преподает композицию и инструментовку в Московской консерватории (профессор). Регулярно проводит лекции и мастер-классы в различных высших учебных заведениях во многих странах. Автор книги «...И я – композитор».

    Солисты OpensoundOrchestra

    OpensoundOrchestra – содружество исполнителей, специализирующихся на современной музыке. Создан в 2018 году скрипачом Станиславом Малышевым и виолончелисткой Ольгой Калиновой. Состав участников трансформируется в зависимости от программы – от струнного квартета до полноценного оркестра. Проекты коллектива охватывают музыку самых разных жанров и направлений. 

    С OpensoundOrchestra сотрудничают композиторы Габриэль Прокофьев, Кристиан Ярви, Владимир Мартынов, Павел Карманов, исполнители Алексей Любимов, Татьяна Гринденко, Игорь Будинштейн, Надежда Павлова, Варсеник Аванян, Московский государственный академический камерный хор, ансамбль Questa Musica, режиссер Алексей Агранович.

    Оркестр записал музыку к фильмам «Мистер нокаут» (композитор – Иван Бурляев), «Кольская сверхглубокая» (композитор – Дмитрий Селипанов), «Белый снег» (композитор – Алексей Айги), песни из саундтрека к сериалу Jetlag (more.tv).

    OpensoundOrchestraсотрудничает с Музеем С. С. Прокофьева, Мемориальным музеем А. Н. Скрябина, Еврейским музеем, Музеем Москвы, ежегодной премией The Art Newspaper Russia, Московским международным кинофестивалем, чемпионатом ArtMasters, кинопремией «Золотой орел»; выступает на ведущих филармонических и клубных сценах, включая залы Московской консерватории, Концертный зал имени П. И. Чайковского, Большой зал МКЗ «Зарядье», Колонный зал Дома Союзов, культурный центр «Дом». 

    В дискографии оркестра – записи, выпущенные фирмами «Мелодия» и Donemus Publishung.