Лаборатория Musica sacra nova.
Cantiones sacrae.
Эволюция духовной музыки a cappella.
Восток – Запад

воскресенье, 19:00

Вокальный ансамбль Terminus

Татьяна Бикмухаметова вокал

Сергей Терентьев дирижер

Ксения Лебедева вокал

Хормейстер – Марина Аксёнова

В программе:

Знаменный распев (осмогласие) XII–XV вековПогласица и воскресная стихира на «Господи воззвах» с догматикомРасшифровка Николая Успенского «Свете тихий» путевого распева (конец XVI – начало XVII века)Расшифровка Максима Бражникова «Плач Рахили» («Не плачь, Рахили, зря чада целы…») – псалом петровской эпохи (1700– 1730)Расшифровка Сергея Терентьева «На Воскресение Христово» («Ликуйте, церкви восточная чада…») – кант петровской эпохи (1700-е – 1730-е)Расшифровка Сергея Терентьева «На Пасху» – задостойник знаменно-партесный (конец XVII – середина XVIII века)Расшифровка Евгения Скурата Пашкевич«Слава, и ныне: Единородный Сыне» из Литургии св. Иоанна Златоуста (1790-е – 1810) (российская премьера) Римский-Корсаков«Взыде Бог» – причастен на Вознесение Господне (1880–1890-е) Танеев«Творяй ангелы» Ляпунов«Богородице Дево, радуйся» (1922) Чесноков«Спасение соделал» из цикла «Десять причастных» (1909–1910) Гречанинов«Милость мира» и «Тебе поем» из Литургии св. Иоанна Златоуста № 4 «Новый обиход» (1943–1945) Каретников«Песнопения к Святой католической Мессе для исполнения с прихожанами» на русские тексты молитв (1991) (мировая премьера) Слонимский«Молитва Иоанна с опричниками (игумена с братией). Стихира путевого распева» из оперы «Видения Иоанна Грозного» (1993–1995) Вустин«Свете тихий» для голоса соло (1999) Хильдегарда БингенскаяO lucidissima Apostolorum turba («О пресветлый апостольский лик») для голоса соло ПалестринаМотет Jesu, Rex admirabilis («Иисус, Царь удивительный») на слова св. Бернарда Клервоского (1586) ГуаюльДуховные песни и псалмы на три голоса. Избранное (1589) (мировая премьера)Восстановлены Ю. Москвиной ШютцМотет Verba mea auribus percipe, Domine («Слова мои да войдут в уши Твои, Господи») из цикла Cantiones sacrae (1625) ПёрселлАнтем Thou knowest, Lord, the Secrets of our Hearts («Ты знаешь, Господи, тайны наших сердец») (1687) ГорчицкийGloria («Слава») из «Пасхальной мессы»  И. С. БахХорал Jesus Christus, unser Heiland («Иисус Христос, наш Спаситель») BWV 363 (ок. 1725) МендельсонZum Abendsegen («К вечернему богослужению») (1833) ДистлерМотет Ich wollt, daß ich daheime wär («Мне бы хотелось быть дома») (1934–1941) ХолстA Hymne to Christ («Гимн Христу») на слова Джона Донна (1940) (российская премьера) ДюрюфлеUbi caritas («Где милосердие») из «Четырёх мотетов на григорианские темы» (1960) МакмилланO Radiant Dawn («О Лучезарный рассвет») из «Стратклайдских мотетов» (2007) Пелецис«Отче наш» (2021) (российская премьера) РумскийImpera nobis («Царствуй над нами») (2023) (мировая премьера)
Абонемент продан

Абонемент «Лаборатория Musica sacra nova» объединяет четыре экспериментальные программы, расширяющие контекст отечественной «новой священной музыки». Три из них посвящены камерным сочинениям XX–XXI веков, еще в одну вошли образцы духовной хоровой музыки a cappella с XII века до наших дней: «Опыты неисполненной музыки» (31 января), «Молитвы и гимны» (18 марта), «Cantiones Sacrae. Эволюция духовной музыки a cappella. Восток/Запад» (21 апреля), «Пророчества и символы» (14 мая). В концертах принимают участие лучшие российские ансамбли новой музыки (Московский Ансамбль Современной Музыки и «Студия новой музыки»), а также недавно образованные коллективы – Île Thélème Ensemble и вокальный ансамбль Terminus.

Концерты абонемента «Лаборатория Musica sacra nova» проходят в рамках параллельной программы цикла Musica sacra nova, второй сезон которого стартует в Зале Чайковского 25 февраля. Первый, посвященный духовной музыке из бывшего СССР, с большим успехом прошел год назад при участии вокального ансамбля Intrada, хора Госкапеллы России, ансамбля Questa Musica и дирижеров Екатерины Антоненко, Валерия Полянского, Филиппа Чижевского. В нынешнем сезоне темаMusica sacra nova – «От модерна к первому авангарду»: в центре внимания – период истории русского искусства, где впервые прослеживается выход в «новую сакральность». 

Совместный проект Московской филармонии и Фонда Николая Каретникова, Musica sacra nova изучает творчество четырех поколений отечественных композиторов ХХ века, занимавшихся обновлением музыкального языка, с позиции нового религиозного искусства и вводит в культурный обиход редко звучащие произведения, а также сочинения, исполняющиеся впервые.

Другие
концерты этого абонемента