Франция. Средние века. Гийом де Машо, Шарль Орлеанский : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

В продажу выпущен абонемент Musica sacra nova и камерный абонемент «Лаборатория Musica sacra nova»

    Франция. Средние века.
    Гийом де Машо, Шарль Орлеанский

    6 ноября 2024

    Камерный зал Филармонии

    схема проезда
    Видеозапись концерта

    Для просмотра видео вам необходимо Зарегистрироваться

    Личный кабинет на meloman.ru — это:

    • — просмотр эксклюзивных видео
    • — личная история просмотров
    • — добавление видео в избранное
    • — синхронизация с мобильным устройством
    Алексей Парин (автор цикла, ведущий)
    Анастасия Бондарева (меццо-сопрано)
    Ансамбль средневековой музыки Laterna Magica
    Константин Щеников-Архаров (плекторная лютня)

    Ольга Комок (колесная лира, органетто)

    Александр Горбунов (виела, гиттерн)

    12+

    Абонемент №116:

    И музыка, и слово

    Абонемент «И музыка, и слово» построен на соединении лучших образцов европейской поэзии разных стран и разных времен с музыкой соответствующих эпох. Автор цикла – либреттист, поэт, переводчик Алексей Парин, который не только выступает в роли ведущего и читает стихи (на языке оригинала и в собственных переводах), но также целиком отвечает за выбор музыки и исполнителей. 

    В трех программах отражены разные периоды европейской культуры. В первой представлены песни крестовых походов и смеховая лирика французского средневековья. Две главные темы песен – призыв освободить от «нечистых» Гроб Господень и сетования влюбленного крестоносца на разлуку с Дамой. Эти «проповеди» иногда исполнялись на площадях, при стечении большого народа и были призваны разжечь в людях энтузиазм, побудив их отправиться в военный поход. Между тем смеховая лирика, которой придавал большое значение великий философ Михаил Бахтин, создавалась с целью опорочить и даже осрамить все «серьезные мотивы» церкви и общества. 

    Во втором концерте соединятся имена двух великих поэтов XIV и XV веков – Гийома де Машо и Карла Орлеанского. Первый был еще и выдающимся композитором, и его музыка также прозвучит в этот вечер. А на стихи Карла Орлеанского, помимо всех сложностей жизни пережившего еще и долгое нахождение в английском плену, сочинено много затейливых песен. Поэзия обоих поэтов – хитрая «игра в бисер», умелые упражнения в причудливом и лихом соединении слов в виде самых изящных гирлянд и фейерверков. За создание атмосферы обеих программ отвечает ансамбль Laterna magica, который исполнит музыку XII–XV столетий.

    Третий концерт переносит нас в Англию; публика услышит стихи поэтов середины XVIII – конца XIX веков. Главными фигурами здесь станут Оливер Голдсмит с его нравоучительными притчами и назидательными повестями и Джерард Мэнли Хопкинс, воспринимающий мир через лупу богоявления и духовного созерцания. Сложится картина многофокусного построения поэтической вселенной, типичная для Европы этого времени. Яркие краски добавит лирика Оскара Уайльда, отличавшегося парадоксальностью суждений. Лучшие образцы музыки британских композиторов-клавесинистов XVIII–XIX веков исполнит Анастасия Антонова.

    Алексей Парин

    Алексей Парин родился в 1944 году в семье ученого-физиолога Василия Парина. Театровед, музыкальный критик, либреттист, поэт, переводчик. Кандидат биологических наук (1971). С начала 1970-х занимается художественным переводом. Редактор более десяти выпусков серии «Библиотека всемирной литературы», составитель ряда антологий зарубежной поэзии. Опубликовал переводы элегий Овидия с латыни, комедий Менандра и «Антигоны» Софокла с древнегреческого, сборники поэзии труверов «Прекрасная дама» и «Французская средневековая лирика». В переводах Парина публиковалась мировая поэзия от Франсуа Вийона до Эзры Паунда и Пауля Целана, книги «Дар не дается бесплатно» Николая Гедды, «Певец и аккомпаниатор» Джеральда Мура, «Отзвук былого» Дитриха Фишера-Дискау.

    Автор более чем 800 статей о музыке, опере и оперных певцах в изданиях России, стран Европы и США. Более 30 лет вел музыкальные передачи на радиостанции «Эхо Москвы», создал и вел программу «Час критики» на радио «Орфей». Возглавлял жюри музыкального театра Национальной театральной премии «Золотая маска» (2000), был главным редактором «Большого журнала Большого театра» (2000–2004).

    Как театровед участвовал в ряде международных конференций, вел семинары, читал лекции и выступал с докладами в университетах Европы (Вена, Цюрих, Инсбрук, Лейпциг, Страсбург, Зальцбург, Брегенц), преподавал в РГГУ и ГИТИСе, руководил Международным семинаром по музыкальному театру в разных городах России (1988–2002). Состоял членом правления Европейской Академии музыкального театра (1995–2001).

    В 1989 году основал Московский оперный клуб в Музее кино. Организатор и художественный руководитель фестиваля «Сакро Арт» в Локкуме, снискавшего признание российской и международной критики (Германия, 1995–2004). Организатор и член жюри ряда музыкальных фестивалей. Автор либретто опер «Антигона» и «Отец Сергий» Василия Лобанова, «Н. Ф. Б.», «Молодой Давид» и «Моисей» Владимира Кобекина, «Ева» Иосифа Барданашвили, «Благовещение», «Слепая ласточка» и «Бестиарий» Александра Щетинского, «Вишневый сад» Филиппа Фенелона, «Колодец и маятник» Александра Раскатова, «Федра» Сергея Неллера.

    В 1999 году как автор концепции и драматург участвовал в постановке оперы «Так поступают все женщины» Моцарта на Людвигсбургском фестивале (режиссер – Дмитрий Бертман). В 2000 году в Москве поставил как режиссер оперу «Похищение из сераля» Моцарта при участии немецких актеров. Тогда же постановка триптиха «Голоса незримого» в театре «Геликон-опера» (либреттист и художественный руководитель – Алексей Парин, режиссер – Дмитрий Бертман) удостоена премии «Золотая маска» в номинации «Новация».

    Как драматург участвовал в постановках Дмитрия Чернякова: «Аида» Верди (Новосибирский государственный академический театр оперы и балета, 2004), «Тристан и Изольда» Вагнера (Мариинский театр, 2005), «Борис Годунов» Мусоргского (Берлинская государственная опера, 2005), «Хованщина» Мусоргского (Баварская государственная опера, 2007), «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича (Немецкая опера на Рейне, 2008), «Дон Жуан» Моцарта (Экс-ан-Прованс, 2010). Автор идеи постановки «Игра о душе и теле» Кавальери (Детский музыкальный театр имени Н. И. Сац), удостоенной специальной премии жюри музыкального театра «Золотой маски».

    С 2000 года – главный редактор издательства «Аграф», где вышли его книги «Хождение в невидимый град. Парадигмы русской оперы» (1999), «О пении, об опере, о славе. Интервью, портреты, рецензии» (2003), «Фантом русской оперы» (2006), «Европейский оперный дневник» (2007), «Елена Образцова. Голос и судьба» (2009), «Джансуг Кахидзе, человек и музыкант» (2013) и другие, а также антология переводов «Влюбленный путник» (2004) и сборник «Талисман» (2013). Еще две книги посвящены беседам с друзьями и коллегами – «Ты и мы. Беседы с пристрастием» (2013, с Сергеем Бунтманом) и «О прожитом, о страшном, о прекрасном» (2019, с Марией Депперман). Автор романов «Хроники города Леонска» (НЛО, 2015), «Слепуны» (2018), повестей «Дом семь квартира девять» (2020), «Три дня в Снигирске» (2021) (все – «Аграф»). Шесть книг Парина переведены на немецкий язык и выпущены издательством Hollitzer (Вена). 

    Алексей Парин награжден премиями «Резонанс» за выдающийся вклад в развитие российского музыкального театра и «Легенда» Ассоциации музыкальных театров России.

    Анастасия Бондарева

    Анастасия Бондарева окончила Академический музыкальный колледж при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского по специальностям «орган» и «академическое пение», а также Академию хорового искусства имени В. С. Попова по специальности «академическое пение». Вокальное мастерство совершенствовала на мастер-классах Майкла Чанса, Бенджамина Бэгби, Марка Мойона, Жана-Франсуа Новелли. Лауреат международных конкурсов.

    Специализируется на исполнении музыки Средневековья, Ренессанса и барокко. Участвует в крупных международных проектах – постановках европейских и отечественных барочных опер на сценах Эрмитажного театра (Санкт-Петербург), Московской филармонии, Санкт-Петербургской филармонии, Детского музыкального театра имени Н. И. Сац.

    В репертуаре певицы – Кибела («Атис» Люлли), Дидона и Колдунья («Дидона и Эней» Пёрселла, лонг-лист премии «Золотая маска»-2020) , Венера и Дочь реки («Король Артур» Пёрселла), Мать («Святой Алексий» Ланди), Тиринф («Гименей» Генделя), Венера («Ариадна» Монтеверди, реконструкция Эндрю Лоуренс-Кинга), Анюта («Мельник – колдун, обманщик и сват» Фомина) и другие. 

    Анастасия Бондарева сотрудничает с такими известными музыкантами, как Эндрю Лоуренс-Кинг, Марк Мойон, Жан-Франсуа Новелли, Тьерри Пито. Сотрудничает с ведущими российскими коллективами, исполняющими старинную музыку, среди которых Alta Cappella, Pratum Integrum, ансамбль Labyrinthus, «Солисты Екатерины Великой», «Хронос», Globus Music, «Солисты барокко», Collegium Musicum, Medievallica. 

    Постоянный участник международных фестивалей ранней музыки, в том числе Earlymusic, Musica Mensurata, Tage Alter Music Regensburg, La Renaissance, а также фестивалей «Видеть музыку», «Московская осень», «Возвращение». На Международном фестивале средневековой музыки Musica Mensurata исполняла уникальные программы, в том числе «Роман о Фовеле» (сочинения Филиппа де Витри, Жано де Лескюреля, Пьера де ля Круа и неизвестных французских авторов XIVв.), кондукты Вальтера Шатильонского, музыку Англии XIIIв. С 2017 года участвует в проекте «Все кантаты Баха с Романом Насоновым» в Евангелическо-лютеранском соборе Свв. Петра и Павла (Москва, с ансамблем Сollegium Musicum).

    В составе ансамбля Labyrinthus принимала участие в записи компакт-дисков Carmina Anglica, Carmina Tripodium, Medieval Marriage Music, в составе ансамбля «Хронос» – «Жизнь Пресвятой Богородицы. Древнерусское строчное многоголосие», «Ранний партес времен Петра I. Божественная литургия», «Ранний партес. Евангельские стихиры».

    Руководит концертным вокальным ансамблем Ex Oriente Lux при Римско-католическом кафедральном соборе в Москве.

    Ансамбль средневековой музыки Laterna Magica

    Ансамбль средневековой музыки Laterna Magica создан в Санкт-Петербурге в 1998 году. Его основатели – Ольга Комок (вокал, органетто, колесная лира, псалтериум) и Тарас Драк (блокфлейта, лютня). Все участники коллектива неоднократно принимали участие в мастер-классах ведущих европейских музыкантов – мастеров аутентичного вокала, исполнительства на средневековых флейтах, пайп-и-таборе, органетто, виеле и других инструментах. Ансамбль выступал на крупнейших отечественных и западных фестивалях старинной музыки, гастролировал по России, Беларуси, Украине, странам Европы и США. В постоянный состав ансамбля, помимо Ольги Комок, входят Екатерина Бонфельд (вокал, средневековые флейты), Александр Горбунов (виела, виола, гиттерн), Андрес Измайлов (романская арфа).

    Константин Щеников-Архаров

    Константин Щеников-Архаров – лютнист, гитарист, композитор, аранжировщик. Обучался в Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова по специальностям «гитара» и «композиция», изучал историческое исполнительство в классе Елены Серединской (фортепиано, клавесин), факультативно занимался оркестровым дирижированием и basso continuo.

    Участвовал в мастер-классах именитых лютнистов Эванхелины Маскарди и Шавьера Диаса-Латорре, принимал участие в постановках под руководством лютниста и дирижера Эндрю Лоуренс-Кинга, у которого также брал частные уроки. В 2019–2021 гг. совершенствовался в магистратуре Schola Cantorum в Базеле под руководством Хопкинсона Смита.

    Лауреат международного конкурса лютнистов Маурицио Пратолы в Л’Аквиле (Италия, 2015). В составе ансамбля Barocco concertato стал лауреатом Международного конкурса имени Унико Вильгельма ван Вассенара в Утрехте (Нидерланды, 2016).

    Как солист и исполнитель партии basso continuo выступал на крупнейших сценах в России и за рубежом с оркестрами musicAeterna и La voce strumentale, ансамблями Barocco concertato, The Pocket Symphony, La Villa Barocca, «Concerto МГУ», Le Poeme Harmonique.

    Участвовал в фестивале старинной музыки Oude Muziek (Нидерланды), Зальцбургском фестивале и фестивале духовной музыки на о. Патмос (Греция).

    Основатель и руководитель ансамбля The Readers и Ренессанс-оркестра Санкт-Петербурга. Автор исследовательских и образовательных проектов. Регулярно читает лекции и проводит мастер-классы в различных российских консерваториях.

    Экспериментирует в музыке неакадемических жанров, выступая с фолк-исполнителями. В сентябре 2015 года начал сотрудничество с эстрадным певцом Петром Наличем, выступал с Асей Сергеевой (вокал, арфа), группой SIGIMUR, артистами мюзиклов Александром Маракулиным, Ярославом Баярунасом и другими.

    Рекомендуем к просмотру

    Камерный зал Филармонии

    Англия: Джон Донн.
    Светские стихи, священные сонеты.
    Автор и ведущий – Алексей Парин

    20.12.2023

    Камерный зал Филармонии

    «И музыка, и слово»
    Французское Средневековье.
    Автор и ведущий – Алексей Парин

    20.10.2023

    Камерный зал Филармонии

    «И музыка, и слово»
    Возрождение: Италия, Франция.
    Автор и ведущий – Алексей Парин

    24.11.2023

    Камерный зал Филармонии

    И музыка, и слово.
    Романтизм: Англия, Германия.
    Алексей Парин, Алексей Любимов

    22.03.2024

    Камерный зал Филармонии

    И музыка, и слово.
    ХX век: Швеция, Австрия.
    Автор и ведущий – Алексей Парин

    19.04.2024

    В программе:
    Шельси
    Quays для альтовой флейты соло
    Pwyll для флейты соло
    Фуррер
    Presto для флейты и фортепиано
    Саариахо
    NoaNoa для флейты и электроники
    Мессиан
    «Чёрный дрозд» для флейты и фортепиано
    Штокхаузен
    Thinki для флейты соло
    Дебюсси
    «Песни Билитис» (Шесть античных эпиграфов) для флейты и фортепиано

    Камерный зал Филармонии

    Шелковый путь

    10.10.2017

    Другие концерты этого абонемента
    Камерный зал Филармонии
    28 сентября в 19:00
    Камерный зал Филармонии
    7 декабря в 19:00