Англия XVIII–XIX вв. : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

В продажу выпущен абонемент Musica sacra nova и камерный абонемент «Лаборатория Musica sacra nova»

    Англия
    XVIII–XIX вв.

    7 декабря 2024, начало в 19:00

    Камерный зал Филармонии

    схема проезда
    Алексей Парин (автор цикла, ведущий)
    Анастасия Антонова (клавесин)
    В программе:

    Томас Грей

    Оливер Голдсмит

    Элизабет Баррет Браунинг

    Джерард Мэнли Хопкинс

    Оскар Уайльд 

    12+

    Купить билеты

    Абонемент №116:

    И музыка, и слово

    Абонемент «И музыка, и слово» построен на соединении лучших образцов европейской поэзии разных стран и разных времен с музыкой соответствующих эпох. Автор цикла – либреттист, поэт, переводчик Алексей Парин, который не только выступает в роли ведущего и читает стихи (на языке оригинала и в собственных переводах), но также целиком отвечает за выбор музыки и исполнителей. 

    В трех программах отражены разные периоды европейской культуры. В первой представлены песни крестовых походов и смеховая лирика французского средневековья. Две главные темы песен – призыв освободить от «нечистых» Гроб Господень и сетования влюбленного крестоносца на разлуку с Дамой. Эти «проповеди» иногда исполнялись на площадях, при стечении большого народа и были призваны разжечь в людях энтузиазм, побудив их отправиться в военный поход. Между тем смеховая лирика, которой придавал большое значение великий философ Михаил Бахтин, создавалась с целью опорочить и даже осрамить все «серьезные мотивы» церкви и общества. 

    Во втором концерте соединятся имена двух великих поэтов XIV и XV веков – Гийома де Машо и Карла Орлеанского. Первый был еще и выдающимся композитором, и его музыка также прозвучит в этот вечер. А на стихи Карла Орлеанского, помимо всех сложностей жизни пережившего еще и долгое нахождение в английском плену, сочинено много затейливых песен. Поэзия обоих поэтов – хитрая «игра в бисер», умелые упражнения в причудливом и лихом соединении слов в виде самых изящных гирлянд и фейерверков. За создание атмосферы обеих программ отвечает ансамбль Laterna magica, который исполнит музыку XII–XV столетий.

    Третий концерт переносит нас в Англию; публика услышит стихи поэтов середины XVIII – конца XIX веков. Главными фигурами здесь станут Оливер Голдсмит с его нравоучительными притчами и назидательными повестями и Джерард Мэнли Хопкинс, воспринимающий мир через лупу богоявления и духовного созерцания. Сложится картина многофокусного построения поэтической вселенной, типичная для Европы этого времени. Яркие краски добавит лирика Оскара Уайльда, отличавшегося парадоксальностью суждений. Лучшие образцы музыки британских композиторов-клавесинистов XVIII–XIX веков исполнит Анастасия Антонова.

    Алексей Парин

    Алексей Парин родился в 1944 году в семье ученого-физиолога Василия Парина. Театровед, музыкальный критик, либреттист, поэт, переводчик. Кандидат биологических наук (1971). С начала 1970-х занимается художественным переводом. Редактор более десяти выпусков серии «Библиотека всемирной литературы», составитель ряда антологий зарубежной поэзии. Опубликовал переводы элегий Овидия с латыни, комедий Менандра и «Антигоны» Софокла с древнегреческого, сборники поэзии труверов «Прекрасная дама» и «Французская средневековая лирика». В переводах Парина публиковалась мировая поэзия от Франсуа Вийона до Эзры Паунда и Пауля Целана, книги «Дар не дается бесплатно» Николая Гедды, «Певец и аккомпаниатор» Джеральда Мура, «Отзвук былого» Дитриха Фишера-Дискау.

    Автор более чем 800 статей о музыке, опере и оперных певцах в изданиях России, стран Европы и США. Более 30 лет вел музыкальные передачи на радиостанции «Эхо Москвы», создал и вел программу «Час критики» на радио «Орфей». Возглавлял жюри музыкального театра Национальной театральной премии «Золотая маска» (2000), был главным редактором «Большого журнала Большого театра» (2000–2004).

    Как театровед участвовал в ряде международных конференций, вел семинары, читал лекции и выступал с докладами в университетах Европы (Вена, Цюрих, Инсбрук, Лейпциг, Страсбург, Зальцбург, Брегенц), преподавал в РГГУ и ГИТИСе, руководил Международным семинаром по музыкальному театру в разных городах России (1988–2002). Состоял членом правления Европейской Академии музыкального театра (1995–2001).

    В 1989 году основал Московский оперный клуб в Музее кино. Организатор и художественный руководитель фестиваля «Сакро Арт» в Локкуме, снискавшего признание российской и международной критики (Германия, 1995–2004). Организатор и член жюри ряда музыкальных фестивалей. Автор либретто опер «Антигона» и «Отец Сергий» Василия Лобанова, «Н. Ф. Б.», «Молодой Давид» и «Моисей» Владимира Кобекина, «Ева» Иосифа Барданашвили, «Благовещение», «Слепая ласточка» и «Бестиарий» Александра Щетинского, «Вишневый сад» Филиппа Фенелона, «Колодец и маятник» Александра Раскатова, «Федра» Сергея Неллера.

    В 1999 году как автор концепции и драматург участвовал в постановке оперы «Так поступают все женщины» Моцарта на Людвигсбургском фестивале (режиссер – Дмитрий Бертман). В 2000 году в Москве поставил как режиссер оперу «Похищение из сераля» Моцарта при участии немецких актеров. Тогда же постановка триптиха «Голоса незримого» в театре «Геликон-опера» (либреттист и художественный руководитель – Алексей Парин, режиссер – Дмитрий Бертман) удостоена премии «Золотая маска» в номинации «Новация».

    Как драматург участвовал в постановках Дмитрия Чернякова: «Аида» Верди (Новосибирский государственный академический театр оперы и балета, 2004), «Тристан и Изольда» Вагнера (Мариинский театр, 2005), «Борис Годунов» Мусоргского (Берлинская государственная опера, 2005), «Хованщина» Мусоргского (Баварская государственная опера, 2007), «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича (Немецкая опера на Рейне, 2008), «Дон Жуан» Моцарта (Экс-ан-Прованс, 2010). Автор идеи постановки «Игра о душе и теле» Кавальери (Детский музыкальный театр имени Н. И. Сац), удостоенной специальной премии жюри музыкального театра «Золотой маски».

    С 2000 года – главный редактор издательства «Аграф», где вышли его книги «Хождение в невидимый град. Парадигмы русской оперы» (1999), «О пении, об опере, о славе. Интервью, портреты, рецензии» (2003), «Фантом русской оперы» (2006), «Европейский оперный дневник» (2007), «Елена Образцова. Голос и судьба» (2009), «Джансуг Кахидзе, человек и музыкант» (2013) и другие, а также антология переводов «Влюбленный путник» (2004) и сборник «Талисман» (2013). Еще две книги посвящены беседам с друзьями и коллегами – «Ты и мы. Беседы с пристрастием» (2013, с Сергеем Бунтманом) и «О прожитом, о страшном, о прекрасном» (2019, с Марией Депперман). Автор романов «Хроники города Леонска» (НЛО, 2015), «Слепуны» (2018), повестей «Дом семь квартира девять» (2020), «Три дня в Снигирске» (2021) (все – «Аграф»). Шесть книг Парина переведены на немецкий язык и выпущены издательством Hollitzer (Вена). 

    Алексей Парин награжден премиями «Резонанс» за выдающийся вклад в развитие российского музыкального театра и «Легенда» Ассоциации музыкальных театров России.

    Анастасия Антонова

    Анастасия Антонова с отличием окончила Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского (факультет исторического и современного исполнительского искусства, классы профессоров Ольги Филипповой, Михаила Дубова и Алексея Любимова), после чего совершенствовалась в ассистентуре-стажировке МГК (класс профессора Ольги Филипповой) и Венском университете музыки и исполнительского искусства (класс профессора Вольфганга Глюкзама). Принимала участие в мастер-классах многих известных музыкантов, среди которых Пьер Антай, Андреа Маркон, Скип Семпе, Марко Менкобони, Кетиль Хёугсанн и Кристина Шорнсхайм.

    Лауреат трех престижных международных конкурсов в номинации «клавесин»: «Пражская весна» (2017, I премия), имени И. С. Баха в Лейпциге и Musica Antiqua в Брюгге (2018, III премия). Победительница Международного конкурса клавесинистов в Яманаси (Япония), обладательница золотой медали Международного конкурса Svirel (Словения, в составе клавесинного дуэта A&A с Анной Кискачи). 

    Ведет активную концертную деятельность в России и за рубежом – в Австрии, Бельгии, Германии, Нидерландах, Италии, Франции, Чехии, Словении, США и Японии. Выступала в венском Концертхаусе, пражском Рудольфинуме, зале Тиволи-Вреденбург в Утрехте, Большом зале Московской консерватории, Московском международном Доме музыки, Московском концертном зале «Зарядье», Концертном зале имени П. И. Чайковского. 

    Сотрудничала с Государственным академическим камерным оркестром России, Государственной академической симфонической капеллой России, оркестрами Pratum integrum, Collegium 1704, филармоническими оркестрами Южной Чехии и имени Богуслава Мартину. В дуэте A&A с Анной Кискачи выступала на крупнейших фестивалях старинной музыки, в их числе Early Music в Утрехте (Нидерланды), Musica Antiqua в Брюгге (Бельгия), Resonanzen в Вене, Styriarte в Граце, в Бруннентале, Italia Mia (Австрия), Klangim Kloster, в Нойбурге (Германия), Accademia del Ricercare (Италия), Amia (Франция), в Яманаси (Япония) и Capriccio Baroque (США). Приглашенная артистка Академии Villa Bossi в Бодио-Ломнаго (Италия). 

    Репертуар артистки охватывает музыку пяти веков: от сочинений английских верджиналистов до композиций современных авторов. Она участвовала в российских премьерах произведений композиторов ХХ–ХХI веков (как пианистка и клавесинистка). Записывалась на телеканале «Культура», радио «Орфей», «Радио России», радиостанциях Австрии, Германии, Чехии и Нидерландов. С 2018 года преподает в Московской консерватории.

    Другие концерты этого абонемента
    Камерный зал Филармонии
    28 сентября в 19:00
    Камерный зал Филармонии
    6 ноября в 19:00