В продаже абонемент Musica sacra nova
10 декабря 2024
Камерный зал Филармонии
схема проездаДмитриев
«Проходят дни, проходят ночи…» из цикла «Апостол правды» для смешанного хора без сопровождения на стихи Т. Шевченко (1983, перевод с украинского Н. Ушакова)
Калистратов
«Воззвала душа» (Древнерусский духовный стих) из оратории «Плач Земли» (1987, 2-я редакция 1999)
Муров
«Блаженны изгнанные за правду» из цикла Два мотета, соч. 115 (1977)
Корнелиус
Bußlied («Покаянная песнь») для смешанного хора acappella из цикла «Три псалма», соч. 13 № 1
Шо
and the swallow («и ласточка») для смешанного хора a cappella на текст 84-го псалма (2017)
Абонемент №138:
Лаборатория Musica sacra nova
Абонемент «Лаборатория Musica sacra
nova» объединяет четыре экспериментальные программы, расширяющие контекст
отечественной «новой священной музыки». Все они посвящены камерным и вокальным
сочинениям XX–XXI веков, за исключением первой, в которую вошли образцы хоровой
музыки с XVIIвека до наших дней. В концертах участвуют
лучшие российские ансамбли новой музыки (Московский Ансамбль Современной Музыки
и «Студия новой музыки»), а также молодые коллективы Île Thélème Ensemble и вокальный ансамбль Terminus. Куратор программ абонемента – дирижер и музыковед Сергей
Терентьев.
Концепция программы «Лабиринт духовный» вдохновлена одноименной иконой рубежа XVIII–XIX вв. из коллекции музея «Новый Иерусалим». В центре иконы изображен лабиринт, из которого два выхода ведут вверх, в жизнь вечную, и двенадцать – вниз, в геенну огненную. Внутри лабиринта – круг, где представлены начало и конец пребывания человека на земле. Выбор сочинений обусловили средний регистр образа (лабиринт) и его верхняя часть (Горний Иерусалим): слушателю предлагается проследить земной путь души человека «меж кáмней и терний» с последующим достижением «света вечного». Финальные фазы каждого из отделений программы – две попытки достичь рая (по аналогии с тем, как это изображено на иконе).
В программе – образцы духовной музыки XVII–XXI веков, созданные на основе различных источников: песнопения на латинские тексты; псалмы, песни и мотеты лютеранской и англиканской традиций; древнерусские духовные стихи в современной обработке; страницы русской духовной поэзии. Впервые на сцене филармонии прозвучат псалмы XVII–XVIII веков в расшифровке Сергея Терентьева, миниатюры «Из видений Хильдегарды Бингенской» Губайдулиной и «Ангел Божий» Васкса, мотеты «Ты – Пётр» Лурье, «Приди, Освятитель» Кшенека, «Свет вечный» Макмиллана и «Как лань желает к потокам воды» Дистлера, «Шесть хоров» Дмитрия Смирнова, «снова / по екклесиасту» Дэвида Лэнга, «и ласточка» Кэролайн Шо.
Концерты абонемента проходят в рамках параллельной
программы цикла Musica sacra nova, третий сезон
которого стартует в Зале Чайковского 1 марта. Совместный проект Московской филармонии
и Фонда Николая Каретникова, Musica sacra
nova изучает творчество четырех поколений отечественных композиторов ХХ
века, занимавшихся обновлением музыкального языка, с позиции нового
религиозного искусства и вводит в культурный обиход редко звучащие
произведения, а также сочинения, исполняющиеся впервые.
Вокальный ансамбль Terminus под руководством Сергея Терентьева сформировался в сентябре 2022 года из студентов, выпускников, аспирантов и преподавателей Московской консерватории.
Латинское слово terminus в переводе на русский язык означает «приграничный камень» или «пограничный знак». Это емкое понятие резонирует с просветительской миссией, которую поставил перед собой новый коллектив – знакомить публику с редко звучащими вокально-ансамблевыми и хоровыми произведениями разных эпох и стран, музыкой современных композиторов. Ансамбль сотрудничает с музыковедами, изучающими старинную и современную музыку.
Terminus выступал на многих площадках Москвы, в том числе в Малом зале консерватории, Доме-музее Марины Цветаевой, художественном пространстве Île Thélème, галерее-мастерской «ГРАУНД Солянка», экспериментальном пространстве AZ ART на Маросейке.
Сергей Терентьев – куратор концертных программ Фонда Николая Каретникова; музыковед, композитор, преподаватель кафедры хорового дирижирования Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского.
Основатель, художественный руководитель и дирижер вокального ансамбля Terminus. Лауреат международных и всероссийских дирижерско-хоровых и композиторских конкурсов. Автор музыковедческих работ и публикаций в СМИ о творчестве современных российских композиторов.
Сфера научных и профессиональных интересов: вокально-хоровая музыка эпохи Ренессанса, барокко, XX века и начала XXI века; советское неофициальное искусство второй половины XX века; ввод в культурный обиход редко звучащей духовной музыки нескольких поколений композиторов XX века (в качестве дирижера и куратора концертных программ).
Илья Татаков (бас-баритон), Евгений Субботин (скрипка), Аяко Танабэ (скрипка), Александр Митинский (альт), Евгений Румянцев (виолончель)
В программе: Бриттен, Губайдулина, Екимовский, Вустин, Пярт, Васкс, Корндорф
В программе: Кнайфель, Денисов, Мюльрад, Вустин, Губайдулина
В программе: Пярт, Смирнов, Мюрай, Губайдулина, Крам