Лаборатория Musica sacra nova Лабиринт духовный : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

В продаже абонемент Musica sacra nova

    Лаборатория Musica sacra nova
    Лабиринт духовный

    10 декабря 2024

    Камерный зал Филармонии

    схема проезда
    Вокальный ансамбль Terminus
    Сергей Терентьев, дирижёр
    Полина Ермолаева (меццо-сопрано)
    В программе:
    Вустин
    «Голос» для альта (меццо-сопрано) соло на стихи О. Седаковой (2001)
    Новоиерусалимский псалом «Господи, воззвах к Тебе» (XVII в., расшифровка С. Терентьева)
    Покаянный псалом «Взирай с прилежанием» (XVIII в., расшифровка С. Терентьева)
    Покаянный псалом «Мире лукавый» из «Книжных песен» (XVII–XVIII вв., расшифровка С. Терентьева)
    Волков
    «Сон» из «Триптиха» для смешанного хора a cappella на стихи В. Набокова (2007)
    Леденёв
    «Мир разгорожен надвое» на слова Ю. Терапиано из цикла «Парижская нота» на слова русских поэтов-эмигрантов, соч. 78 (2005)
    Губайдулина
    «Пало прениже волн» из сюиты «Посвящение Марине Цветаевой» для хора a cappella на стихи М. Цветаевой (1984)
    Aus den Visionen der Hildegard von Bingen («Из видений Хильдегарды Бингенской») для альта (меццо-сопрано) соло на слова Х. фон Бинген (1994)
    Пелецис
    «Помолись смиренно Богу» на стихи А. Блоха из цикла «Из русской духовной поэзии. 10 стихотворений» для смешанного хора a cappella (2017)
    Смирнов
    Hail Mary, I am Alpha and Omega, Where unto Shall We Liken и And He Bearing His Cross из цикла Шесть хоров для смешанного хора a cappella на тексты из Библии и стихи Дж. Мильтона, соч. 67 (1992)
    Тищенко
    Recordare, № 6a для женского хора a cappella из Requiem aeternam, соч. 150 (2008)
    Лурье
    Мотет Tu es Petrus («Ты – Пётр») для четырехголосного смешанного хора a cappella (1935)
    Слонимский
    Lux aeterna из Реквиема для смешанного хора a cappella (2003)
    Дистлер
    Мотет Wie der Hirsch schreit nach frischem Wasser («Как лань желает к потокам воды») из сборника духовной хоровой музыки Der Jahrkreis («Церковный год»), соч. 5 № 39
    Гуаюль
    Духовные песни и псалмы для трех голосов:
    Wann mein Stündlein vorhanden ist («Когда настанет мой смертный час»)
    Erzürn dich nicht o frommer Christ («Не накажи меня во гневе, о Благий Христос»)
    Ich seufftz und klag vil langer tag («Я долго скорблю и оплакиваю»)
    Ach Gott wie lang vergissest mein («О Боже, как давно Ты забыл обо мне?»)
    (восстановлены Ю. Москвиной)
    Д. Лэнг
    again / after ecclesiastes/ («Снова/ по Екклесиасту») для смешанного камерного хора (2005)
    Холст
    Matthew, Mark, Luke and John («Матфей, Марк, Лука и Иоанн») из цикла Шесть народных песен для хора, соч. 36b № 3 (1916)
    Смит
    Nunc dimittis («Ныне отпущаеши») для смешанного хора a cappella (2019)
    Кшенек
    Veni, Sanctificator («Приди, Освятитель») для смешанного хора a cappella, соч. 141 (1954)
    Васкс
    Angele Dei. Prayer to (Your) Guardian Angel («Ангел Божий. Молитва Ангелу-хранителю») для смешанного хора a cappella (2021)
    Макмиллан
    Lux aeterna («Свет вечный») из «Стратклайдских мотетов» для
    четырехголосного смешанного хора a cappella (вторая тетрадь, 2007)

    Дмитриев
    «Проходят дни, проходят ночи…» из цикла «Апостол правды» для смешанного хора без сопровождения на стихи Т. Шевченко (1983, перевод с украинского Н. Ушакова)

    Калистратов
    «Воззвала душа» (Древнерусский духовный стих) из оратории «Плач Земли» (1987, 2-я редакция 1999)

    Муров
    «Блаженны изгнанные за правду» из цикла Два мотета, соч. 115 (1977)

    Корнелиус
    Bußlied («Покаянная песнь») для смешанного хора acappella из цикла «Три псалма», соч. 13 № 1

    Шо
    and the swallow («и ласточка») для смешанного хора a cappella на текст 84-го псалма (2017)

    12+

    Абонемент №138:

    Лаборатория Musica sacra nova

    Абонемент «Лаборатория Musica sacra nova» объединяет четыре экспериментальные программы, расширяющие контекст отечественной «новой священной музыки». Все они посвящены камерным и вокальным сочинениям XX–XXI веков, за исключением первой, в которую вошли образцы хоровой музыки с XVIIвека до наших дней. В концертах участвуют лучшие российские ансамбли новой музыки (Московский Ансамбль Современной Музыки и «Студия новой музыки»), а также молодые коллективы Île Thélème Ensemble и вокальный ансамбль Terminus. Куратор программ абонемента – дирижер и музыковед Сергей Терентьев.

    Концепция программы «Лабиринт духовный» вдохновлена одноименной иконой рубежа XVIII–XIX вв. из коллекции музея «Новый Иерусалим». В центре иконы изображен лабиринт, из которого два выхода ведут вверх, в жизнь вечную, и двенадцать – вниз, в геенну огненную. Внутри лабиринта – круг, где представлены начало и конец пребывания человека на земле. Выбор сочинений обусловили средний регистр образа (лабиринт) и его верхняя часть (Горний Иерусалим): слушателю предлагается проследить земной путь души человека «меж кáмней и терний» с последующим достижением «света вечного». Финальные фазы каждого из отделений программы – две попытки достичь рая (по аналогии с тем, как это изображено на иконе).

    В программе – образцы духовной музыки XVII–XXI веков, созданные на основе различных источников: песнопения на латинские тексты; псалмы, песни и мотеты лютеранской и англиканской традиций; древнерусские духовные стихи в современной обработке; страницы русской духовной поэзии. Впервые на сцене филармонии прозвучат псалмы XVII–XVIII веков в расшифровке Сергея Терентьева, миниатюры «Из видений Хильдегарды Бингенской» Губайдулиной и «Ангел Божий» Васкса, мотеты «Ты – Пётр» Лурье, «Приди, Освятитель» Кшенека, «Свет вечный» Макмиллана и «Как лань желает к потокам воды» Дистлера, «Шесть хоров» Дмитрия Смирнова, «снова / по екклесиасту» Дэвида Лэнга, «и ласточка» Кэролайн Шо.

    Концерты абонемента проходят в рамках параллельной программы цикла Musica sacra nova, третий сезон которого стартует в Зале Чайковского 1 марта. Совместный проект Московской филармонии и Фонда Николая Каретникова, Musica sacra nova изучает творчество четырех поколений отечественных композиторов ХХ века, занимавшихся обновлением музыкального языка, с позиции нового религиозного искусства и вводит в культурный обиход редко звучащие произведения, а также сочинения, исполняющиеся впервые.

    Вокальный ансамбль Terminus

    Вокальный ансамбль Terminus под руководством Сергея Терентьева сформировался в сентябре 2022 года из студентов, выпускников, аспирантов и преподавателей Московской консерватории. 

    Латинское слово terminus в переводе на русский язык означает «приграничный камень» или «пограничный знак». Это емкое понятие резонирует с просветительской миссией, которую поставил перед собой новый коллектив – знакомить публику с редко звучащими вокально-ансамблевыми и хоровыми произведениями разных эпох и стран, музыкой современных композиторов. Ансамбль сотрудничает с музыковедами, изучающими старинную и современную музыку.

    Terminus выступал на многих площадках Москвы, в том числе в Малом зале консерватории, Доме-музее Марины Цветаевой, художественном пространстве Île Thélème, галерее-мастерской «ГРАУНД Солянка», экспериментальном пространстве AZ ART на Маросейке.

    Сергей Терентьев

    Сергей Терентьев – куратор концертных программ Фонда Николая Каретникова; музыковед, композитор, преподаватель кафедры хорового дирижирования Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. 

    Основатель, художественный руководитель и дирижер вокального ансамбля Terminus. Лауреат международных и всероссийских дирижерско-хоровых и композиторских конкурсов. Автор музыковедческих работ и публикаций в СМИ о творчестве современных российских композиторов.

    Сфера научных и профессиональных интересов: вокально-хоровая музыка эпохи Ренессанса, барокко, XX века и начала XXI века; советское неофициальное искусство второй половины XX века; ввод в культурный обиход редко звучащей духовной музыки нескольких поколений композиторов XX века (в качестве дирижера и куратора концертных программ).

    Другие концерты этого абонемента
    Камерный зал Филармонии
    19 января в 19:00
    Камерный зал Филармонии
    23 марта в 19:00
    Камерный зал Филармонии
    12 апреля в 19:00
    Дорогие слушатели!
    Доступна новая версия сайта Московской филармонии.
    В ближайшие месяцы вы сможете пользоваться любой из версий, в следующем году мы полностью перейдем на новый дизайн.