10 декабря 2024
Камерный зал Филармонии
схема проездаДмитриев
«Проходят дни, проходят ночи…» из цикла «Апостол правды» для смешанного хора без сопровождения на стихи Т. Шевченко (1983, перевод с украинского Н. Ушакова)
Калистратов
«Воззвала душа» (Древнерусский духовный стих) из оратории «Плач Земли» (1987, 2-я редакция 1999)
Муров
«Блаженны изгнанные за правду» из цикла Два мотета, соч. 115 (1977)
Корнелиус
Bußlied («Покаянная песнь») для смешанного хора acappella из цикла «Три псалма», соч. 13 № 1
Шо
and the swallow («и ласточка») для смешанного хора a cappella на текст 84-го псалма (2017)
Абонемент №138:
Лаборатория Musica sacra nova
Абонемент «Лаборатория Musica sacra
nova» объединяет четыре экспериментальные программы, расширяющие контекст
отечественной «новой священной музыки». Все они посвящены камерным и вокальным
сочинениям XX–XXI веков, за исключением первой, в которую вошли образцы хоровой
музыки с XVIIвека до наших дней. В концертах участвуют
лучшие российские ансамбли новой музыки (Московский Ансамбль Современной Музыки
и «Студия новой музыки»), а также молодые коллективы Île Thélème Ensemble и вокальный ансамбль Terminus. Куратор программ абонемента – дирижер и музыковед Сергей
Терентьев.
Концепция программы «Лабиринт духовный» вдохновлена одноименной иконой рубежа XVIII–XIX вв. из коллекции музея «Новый Иерусалим». В центре иконы изображен лабиринт, из которого два выхода ведут вверх, в жизнь вечную, и двенадцать – вниз, в геенну огненную. Внутри лабиринта – круг, где представлены начало и конец пребывания человека на земле. Выбор сочинений обусловили средний регистр образа (лабиринт) и его верхняя часть (Горний Иерусалим): слушателю предлагается проследить земной путь души человека «меж кáмней и терний» с последующим достижением «света вечного». Финальные фазы каждого из отделений программы – две попытки достичь рая (по аналогии с тем, как это изображено на иконе).
В программе – образцы духовной музыки XVII–XXI веков, созданные на основе различных источников: песнопения на латинские тексты; псалмы, песни и мотеты лютеранской и англиканской традиций; древнерусские духовные стихи в современной обработке; страницы русской духовной поэзии. Впервые на сцене филармонии прозвучат псалмы XVII–XVIII веков в расшифровке Сергея Терентьева, миниатюры «Из видений Хильдегарды Бингенской» Губайдулиной и «Ангел Божий» Васкса, мотеты «Ты – Пётр» Лурье, «Приди, Освятитель» Кшенека, «Свет вечный» Макмиллана и «Как лань желает к потокам воды» Дистлера, «Шесть хоров» Дмитрия Смирнова, «снова / по екклесиасту» Дэвида Лэнга, «и ласточка» Кэролайн Шо.
Концерты абонемента проходят в рамках параллельной
программы цикла Musica sacra nova, третий сезон
которого стартует в Зале Чайковского 1 марта. Совместный проект Московской филармонии
и Фонда Николая Каретникова, Musica sacra
nova изучает творчество четырех поколений отечественных композиторов ХХ
века, занимавшихся обновлением музыкального языка, с позиции нового
религиозного искусства и вводит в культурный обиход редко звучащие
произведения, а также сочинения, исполняющиеся впервые.
Вокальный ансамбль Terminus под руководством Сергея Терентьева сформировался в сентябре 2022 года из студентов, выпускников, аспирантов и преподавателей Московской консерватории.
Латинское слово terminus в переводе на русский язык означает «приграничный камень» или «пограничный знак». Это емкое понятие резонирует с просветительской миссией, которую поставил перед собой новый коллектив – знакомить публику с редко звучащими вокально-ансамблевыми и хоровыми произведениями разных эпох и стран, музыкой современных композиторов. Ансамбль сотрудничает с музыковедами, изучающими старинную и современную музыку.
Terminus выступал на многих площадках Москвы, в том числе в Малом зале консерватории, Доме-музее Марины Цветаевой, художественном пространстве Île Thélème, галерее-мастерской «ГРАУНД Солянка», экспериментальном пространстве AZ ART на Маросейке.
Сергей Терентьев – куратор концертных программ Фонда Николая Каретникова; музыковед, композитор, преподаватель кафедры хорового дирижирования Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского.
Основатель, художественный руководитель и дирижер вокального ансамбля Terminus. Лауреат международных и всероссийских дирижерско-хоровых и композиторских конкурсов. Автор музыковедческих работ и публикаций в СМИ о творчестве современных российских композиторов.
Сфера научных и профессиональных интересов: вокально-хоровая музыка эпохи Ренессанса, барокко, XX века и начала XXI века; советское неофициальное искусство второй половины XX века; ввод в культурный обиход редко звучащей духовной музыки нескольких поколений композиторов XX века (в качестве дирижера и куратора концертных программ).
В программе: Бриттен, Губайдулина, Екимовский, Вустин, Пярт, Васкс, Корндорф
В программе: Кнайфель, Денисов, Мюльрад, Вустин, Губайдулина
В программе: Пярт, Смирнов, Мюрай, Губайдулина, Крам