В продаже абонемент Musica sacra nova
26 декабря 2024, начало в 19:00
Камерный зал Филармонии
схема проездаКонцерт проходит при поддержке Союза композиторов России
Три произведения в одной программе – три взгляда на старые и новые формы. К Библии виолончельного репертуара – сюитам для виолончели соло Иоганна Себастьяна Баха – апеллирует Сюита для виолончели соло мэтра отечественной композиторской школы Александра Чайковского. Впервые она прозвучала в начале 2015 года в исполнении Рустама Комачкова – яркого виолончелиста, на счету которого множество мировых премьер. Он же сыграет ее и теперь.
С признанным мастером камерного ансамбля, пианистом Алексеем Гориболем Рустам Комачков исполнит Виолончельную сонату Клода Дебюсси. Это оммаж французским клавесинистам XVIII века Рамо и Куперену, по словам Дебюсси, «владевшим секретом глубокого изящества». Сонату, созданную в 1915 году, автор называл примером того, «что может написать больной человек во время войны». Один из подзаголовков сонаты – «Пьеро, поссорившийся с Луной» – указывает на спутник Земли как символ страдания и смерти.
Наш современник Артём Пысь, в чьем творчестве сочетаются современные композиторские техники, адыгский фольклор и элементы рэпа, добавляет к виолончели и фортепиано третий инструмент – голос. Так рождается сочинение необычной формы – вокальный цикл «Сезон наслаждений» для голоса, фортепиано и виолончели, мировая премьера которого увенчает программу. Вокальную партию исполнит Наталья Петрожицкая – ведущая солистка Музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко.
Алексей Гориболь – заслуженный артист России, пианист, продюсер, художественный руководитель фестивалей и культурно-просветительских проектов. Родился в 1961 году. Обучался в Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского и Горьковской (Нижегородской) государственной консерватории имени М. И. Глинки.
Концерты музыканта проходили в крупнейших культурных центрах России, а также в Карнеги-холле в Нью-Йорке, Кеннеди-центре в Вашингтоне, венском Концертхаусе, лондонском Уигмор-холле, Берлинской филармонии, лейпцигском Гевандхаусе, амстердамском Консертгебау.
Владеет обширным репертуаром от И. С. Баха до новейших сочинений наших дней, эксклюзивный исполнитель фортепианной и киномузыки Микаэла Таривердиева и Исаака Шварца. С 1989 года – инициатор и музыкальный руководитель многих проектов, связанных с творчеством композитора Леонида Десятникова. Записанный под его руководством саундтрек Десятникова к фильму «Москва» Александра Зельдовича был удостоен Гран-при Всемирной биеннале в Бонне (2002).
В 2004–2007 гг. руководил Фестивалем искусств в Костомукше (Карелия). В 2008 году стал инициатором и художественным руководителем Левитановского музыкального фестиваля в Плёсе и Российско-финского музыкально-поэтического фестиваля «В сторону Выборга».
Инициатор ряда проектов, соединяющих музыку, театр, поэзию, с участием выдающихся российских артистов – Светланы Крючковой, Ингеборги Дапкунайте, Данилы Козловского, Ксении Раппопорт, Чулпан Хаматовой, Сати Спиваковой, Владимира Кошевого и др.
Сотрудничает с Большим театром России, Мариинским театром, Александринским театром, Пермским театром оперы и балета, Театром Наций, театром «Мастерская Петра Фоменко», Гёте-Институтом в Москве, Институтом Финляндии в Санкт-Петербурге, Фондом Микаэла Таривердиева, Фондом Дианы Вишневой.
Записал более тридцати компакт-дисков. В 2019 году получил премию «Парабола» Фонда Андрея Вознесенского за запись фортепианного цикла «Буковинские песни» Леонида Десятникова («Мелодия»).
В 2023 году удостоен Царскосельской художественной премии за создание музыкально-поэтического фестиваля «В сторону Выборга» и просветительскую деятельность в области академической музыки.
Рустам Комачков родился в 1969 году в семье музыкантов. Учился в Московской средней специальной музыкальной школе имени Гнесиных, Музыкальном училище имени Гнесиных (класс профессора Александра Бендицкого), Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского и ассистентуре-стажировке МГК (классы профессора Валентина Фейгина и Александра Князева). Совершенствовал мастерство под руководством профессора Наталии Гутман. Лауреат всероссийских и международных конкурсов.
Ведет активную концертную деятельность как солист и в составе камерных ансамблей. Сотрудничал с дирижерами Владимиром Федосеевым, Александром Сладковским, Теодором Курентзисом, Владимиром Понькиным, Анатолием Левиным, Александром Рудиным, Рауфом Абдуллаевым, Юрием Кочневым, Владимиром Вербицким, Анатолием Рыбалко, Денисом Лотоевым, Рашитом Нигаматуллиным, Владиславом Булаховым, Мишей Рахлевским и другими. Выступал в ансамбле со многими известными музыкантами, среди которых Михаил Воскресенский, Алексей Любимов, Игорь Худолей, Вазген Вартанян, Юлия Игонина, Граф Муржа, Александр Тростянский, Кирилл Родин, Александр Рудин, Александр Князев и Ольга Ивушейкова.
Гастролировал в городах России, в Германии, Франции, Нидерландах, Италии, Южной Корее, Аргентине и других странах, выступал во многих известных концертных залах мира. Участник международных фестивалей «Декабрьские вечера Святослава Рихтера», «Посвящение Олегу Кагану», «Московская осень», «Весна в России», Святослава Рихтера в Тарусе, Дягилевского фестиваля в Перми, Левитановского фестиваля в Плёсе, Собиновского фестиваля в Саратове, имени Микаэла Таривердиева в Калининграде, «В сторону Выборга», камерной музыки в Курессааре (Эстония) и других, а также музыкальных программ кинофестивалей «Кинотавр», «Окно в Европу» и «Дух огня».
Репертуар музыканта включает около двух десятков концертов для виолончели с оркестром – от сочинений Вивальди до опусов Прокофьева и Шостаковича, множество камерных ансамблей и композиций для виолончели соло. Рустам Комачков активно сотрудничает с композитором Леонидом Десятниковым, выступает на его авторских вечерах в России и Европе. Первый исполнитель ряда сочинений Александра Чайковского, Александра Вустина, Сергея Ахунова, Евгения Щербакова, Александра Попова и других современных композиторов. Записал девять сольных альбомов.
Наталья Петрожицкая родилась в Москве. Окончила Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского и ассистентуру-стажировку МГК. В Оперной студии консерватории исполняла партии Татьяны («Евгений Онегин» Чайковского), Донны Эльвиры, Графини / Марцелины («Дон Жуан» и «Свадьба Фигаро» Моцарта), Гориславы («Руслан и Людмила» Глинки), Мими («Богема» Пуччини).
Лауреат международных и всероссийских конкурсов. С 2006 года – солистка Московского академического Музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, где в ее репертуар вошли партии Наташи Ростовой («Война и мир» Прокофьева), Леоноры («Сила судьбы» Верди), Антонии и Джульетты («Сказки Гофмана» Оффенбаха), Микаэлы («Кармен» Бизе), Софи («Вертер» Массне), Ганны Главари («Веселая вдова» Легара), Дездемоны («Отелло») и многие другие. За роли Софи и Наташи Ростовой номинировалась на Национальную театральную премию «Золотая маска».
Принимала участие в гастролях театра в Италии, Нидерландах, Китае. С сольными концертными программами гастролировала в Греции, Болгарии, Латвии, Японии, Украине и на Кипре. Участвовала в исполнении оперы «Сорочинская ярмарка» Мусоргского с Госкапеллой России под руководством Валерия Полянского.
Выступала на фестивалях памяти С. С. Прокофьева в Москве, имени А. Д. Сахарова в Нижнем Новгороде, имени М. Д. Михайлова в Чебоксарах, Пушкинском фестивале оперного и балетного искусства «Болдинская осень» в Нижнем Новгороде, Собиновском музыкальном фестивале в Саратове, Байкальском Рождественском фестивале в Улан-Удэ, Фестивале классической музыки в Салацгриве (Латвия), «Ирина Кандинская и “Персона” приглашают» в Тольятти, Левитановском фестивале в Плёсе, имени Д. Д. Шостаковича в Кургане, «Три века – три пространства – три композитора» в Мелихове, «Красная площадь» в Москве, Летнем книжном фестивале в парке «Черное озеро» в Казани, Artissimoв Юрмале (Латвия), фестивале камерного искусства в Костомукше.
Совместно с певцом Дмитрием Зуевым и пианисткой Антониной Кадобновой представила ряд концертных программ с музыкой эпохи барокко, романсами русских композиторов, сценами из оперы «Евгений Онегин», песнями о Великой Отечественной войне и др., записала два альбома с романсами Чайковского и Рахманинова (2014, 2018). С пианистом Алексеем Гориболем, певцами Олесей Петровой и Петром Мигуновым принимала участие в записи вокальных циклов А. Чайковского для фирмы «Мелодия» (2019).