Сочинения композиторов из бывшего СССР, оказавшиеся в постсоветской реальности забытыми или недооцененными, – огромный репертуар, лучших образцов которого хватит на множество абонементов и концертных программ. Цикл «Музыка, которую мы потеряли» не только возвращает «советской музыкальной Атлантиде» внимание музыкантов и слушателей, но и помещает ее в более широкий контекст – в том числе в контекст отечественного авангарда ХХ века.
Наш выдающийся современник, композитор и педагог Юрий Каспаров продолжает знакомить слушателей с малоизвестной музыкой последнего столетия, рассказывая о том, как возникают подобные пробелы и почему важно их восполнять. В программе, продолжающей третий сезон цикла, собраны сочинения, ставшие «белыми пятнами» по самым разным причинам; единственное исключение – «Зеркало в зеркале», одна из известнейших пьес Арво Пярта. К его же поколению принадлежат Николай Сидельников – создатель оперы «Бег», концерта «Русские сказки», хорового цикла «Романсеро о любви и смерти», наставник многих знаменитых композиторов – и Андрей Волконский: основатель ансамбля «Мадригал», один из основателей Московского камерного оркестра, клавесинист, автор первых в отечественной музыке додекафонных сочинений.
Композитор следующего поколения – уроженец Ташкента Дмитрий Янов-Яновский; его Lacrymosa написана по заказу всемирно известного Кронос-квартета, исполнившего сочинение в ансамбле со знаменитой певицей Дон Апшоу. В программе представлены также двое из первого поколения советских композиторов: Виссарион Шебалин – близкий друг Шостаковича, член Ассоциации современной музыки, выдающийся педагог, у которого учились и Эдисон Денисов, и София Губайдулина, и Александра Пахмутова, – а также Владимир Щербачёв: среди наиболее известных его сочинений – музыка к кинофильму «Пётр I», на основе которой позже были созданы симфоническая сюита и струнный квартет.