Солисты Российского национального молодежного симфонического оркестра покажут исполнительское искусство в разнохарактерной программе струнных квартетов; в нее вошли ранние опусы Рахманинова, последнее сочинение Мендельсона и «Американский» квартет Дворжака. В вечере участвуют концертмейстеры групп РНМСО – Александр Корнев (скрипка), Илья Бекоев (скрипка), Лаура Пирджанян (альт) и Лидия Аристова (виолончель).
Шестой струнный квартет Мендельсона создан в год смерти его любимой сестры – Фанни – и всего за два месяца до кончины композитора. Это музыка почти непроницаемой темноты: три из четырех частей квартета написаны в фа миноре (возможно, аллюзия на имя Фанни). Один из самых печальных и трогательных эпизодов – медленная часть в мажоре, но и в ней слышна тень минора.
В 1892–1895 годах Антонин Дворжак был директором Национальной консерватории Америки. Летний отдых композитор проводил в местечке Спиллвилл в штате Айова, где проживало много чешских эмигрантов; там и был создан Двенадцатый струнный квартет, наполненный лирикой и пасторальными образами. В Скерцо Дворжак запечатлел пение алой танагры – птицы, которую он услышал во время прогулки по сельской местности.
Два квартета Рахманинова создавались композитором в молодости и не были завершены. В студенческие годы молодой автор мечтал услышать свою музыку со сцены; Романс из Первого квартета (в переложении для струнного оркестра) стал первым публично исполненным сочинением Рахманинова – так его мечта сбылась. Работая над Вторым квартетом, композитор советовался со своим учителем Сергеем Танеевым, одолжившим Рахманинову партитуры квартетов Моцарта. Сохранились две части Второго квартета – взволнованное аллегро и мрачно-сосредоточенная пассакалия.