Электрические сны

пятница, 19:00
12+

12+

В программе:

Светличный
«Миф машины» для дисклавира,
ансамбля и электроники

Свой второй абонемент в Московской филармонии проводит ансамбль CEAM Artists. Он создан на базе Научно-творческого Центра электроакустической музыки (ЦЭАМ) Московской консерватории, возглавляемого композитором Николаем Поповым. Основное направление работы CEAM Artists – исполнение электроакустической музыки, звуковые эксперименты, работа с мультимедиа. В составе ансамбля – музыканты с большим опытом исполнения современной музыки, лауреаты международных конкурсов. Дебют коллектива состоялся в 2022 году на Первом мультимедийном фестивале «Биомеханика»; в программе абонемента – произведения, впервые прозвучавшие на концертах «Биомеханики». Премьера композиции «Миф машины» состоялась 26 января 2024 года в Арт-пространстве «Артемьев» Московской консерватории. Рассказывает композитор Антон Светличный:

«Композиция "Миф машины" была заказана Центром электроакустической музыки МГК; для дисклавира – самоиграющего рояля, который находится в распоряжении центра; для фестиваля "Биомеханика", который центр проводит. Тема взаимодействия живого и механического и размытой границы между ними напрашивалась сама собой. В поисках конкретной идеи я наткнулся на книгу Льюиса Мамфорда "Миф машины" и, обнаружив это название, понял, что наполовину пьеса уже готова.

Технологии в искусстве часто обретают голос: например, в кино – от "Космической одиссеи 2001" до фильма Спайка Джонза "Она" – машины регулярно разговаривают с людьми. Мне показалось правильным продолжить эту линию и дать своей музыкальной машине прямую речь. Реализовать говорящее пианино, как у Петера Аблингера, я не успевал, поэтому в составе ансамбля появился чтец, а в саундтреке – искусственные AI-голоса. Текст составлен из идей Мамфорда, Станислава Лема, Джеймса Балларда, Бруно Латура, Кэти О'Нил и Элиезера Юдковского, и исследует место машин и технологий в повседневной жизни людей, в их бессознательном, в искусстве, морали, экономике и эволюции общества. В сущности, это манифест техноскептицизма, проповедь о тщете технократического будущего, постепенно становящегося настоящим.

Главным музыкальным героем вечера является, конечно, дисклавир. Сопровождающий его эскапады ансамбль – свита, которая играет короля и периодически захватывает власть в свои руки. Живые музыканты играют на мини-пианино в телефонах и действуют как единый слаженный механизм. Дисклавир, наоборот, пытается очеловечиться и делает вид, что импровизирует. Важный побочный сюжет "Мифа машины" – история музыки для механического пианино, от валиков с развлекательной музыкой до этюдов Конлона Нанкарроу и Кайла Ганна, пьес Марка-Андре Амлена и сумасшедших MIDI-ремиксов с ютуба, где все ноты клавиатуры нажимаются одновременно».

Внимание!

На концерте возможны резкие звуки и вспышки света. Будьте осторожны, если вы плохо переносите сенсорные нагрузки

Ирина Севастьянова, креативный продюсер Центра электроакустической музыки, рассказывает о жанре live-электроники

Другие
концерты этого абонемента