Оркестр «Музыканты Лувра», Марк Минковски : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

Открылась продажа абонементов сезона 2019-2020. Перейти к списку абонементов

    Оркестр «Музыканты Лувра»,
    Марк Минковски

    9 марта 2019

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    В программе:
    Глюк
    Музыка к балету «Дон Жуан»
    Рамо
    «Придуманная симфония» – фрагменты оперной и балетной музыки (составлена оркестром)


    12+

    Абонемент №3:

    «Вершины мастерства. Барокко». Часть первая

    Лидеры мирового аутентичного исполнительства – дирижер Марк Минковски и его оркестр «Музыканты Лувра» – 9 марта представят уникальную программу в Концертном зале имени Чайковского: музыку балета «Дон Жуан» Кристофа Виллибальда Глюка и «Воображаемую симфонию», составленную оркестром из фрагментов инструментальной музыки Жана-Филиппа Рамо.

    Марк Минковски и его коллектив известны как непревзойденные интерпретаторы музыки барокко, что подтверждается блестящими концертными программами, десятками записей сочинений Монтеверди, Перселла, Люлли, Баха, Генделя, Рамо, Шарпантье. Столичной публике Марк Минковски известен также как дирижер-постановщик оперы «Пеллеас и Мелизанда» Дебюсси в Московском академическом Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко (2007). Спектакль награжден премией «Золотая Маска» в номинациях «Лучший спектакль в опере» и «Лучшая работа дирижера». «Музыканты Лувра» приезжают в Москву впервые за четверть века: за прошедшее время коллектив сделал множество новых записей, расширил репертуар, принял участие в ряде оперных постановок на крупных фестивалях и заслужил репутацию одного из лучших барочных оркестров мира.

    Оркестр «Музыканты Лувра»

    Оркестр исторических инструментов, основан в 1982 году в Париже дирижером Марком Минковски. C самого начала целями творческой деятельности коллектива были возрождение интереса к музыке барокко во Франции и ее исторически корректное исполнение на инструментах эпохи. За несколько лет оркестр завоевал репутацию одного из лучших интерпретаторов музыки барокко и классицизма, сыграв значительную роль в повышении внимания к ней. Репертуар «Музыкантов Лувра» поначалу составляли сочинения Шарпантье, Люлли, Рамо, Маре, Муре, затем его пополнили оперы Глюка и Генделя, в том числе редко исполняемые тогда («Тезей», «Амадис Гальский», «Ричард Первый» и др.), позже – музыка Моцарта, Россини, Берлиоза, Оффенбаха, Бизе, Вагнера, Форе, Чайковского, Стравинского.

    В 1992 году при участии «Музыкантов Лувра» состоялось открытие Фестиваля музыки барокко в Версале («Армида» Глюка), в 1993 – открытие обновленного здания Лионской оперы («Фаэтон» Люлли). Тогда же оратория «Святой Иоанн Креститель» Страделлы, записанная оркестром под управлением Марка Минковски с участием международной команды солистов, была отмечена журналом Gramophone как «лучшая вокальная запись музыки барокко». В 1999 году в сотрудничестве с фотографом и кинорежиссером Уильямом Кляйном «Музыканты Лувра» создали киноверсию оратории «Мессия» Генделя. Тогда же дебютировали с оперой «Платея» Рамо на Троицыном фестивале в Зальцбурге, где в последующие годы представляли сочинения Генделя («Ариодант», «Ацис и Галатея»), Глюка («Орфей и Эвридика»), Оффенбаха («Перикола»).

    В 2005 году впервые выступили на летнем Зальцбургском фестивале («Митридат, царь Понтийский» Моцарта), куда позже неоднократно возвращались с крупными произведениями Генделя, Моцарта, Гайдна. В том же году Минковски создал «Мастерскую "Музыкантов Лувра"» – масштабный просветительский проект по привлечению молодой публики на концерты академической музыки. Тогда же вышел CD «Воображаемая симфония» с оркестровой музыкой Рамо – эта программа «Музыкантов Лувра» до сих пор остается одной из самых востребованных и в нынешнем сезоне исполняется в восьми городах Европы. В 2007 году британская газета The Guardian назвала оркестр одним из лучших в мире. Коллектив подписал эксклюзивный контракт с лейблом Naïve, где вскоре вышла запись «Лондонских симфоний» Гайдна, а позже – всех симфоний Шуберта. В 2010 «Музыканты Лувра» стали первым в истории Венской оперы оркестром, приглашенным для участия в спектакле («Альцина» Генделя).

    Оперные постановки и концертные исполнения опер с участием «Музыкантов Лувра» пользуются огромным успехом. Среди них «Коронация Поппеи» Монтеверди и «Похищение из сераля» Моцарта (Экс-ан-Прованс), «Так поступают все женщины» Моцарта и «Орфей и Эвридика» Глюка (Зальцбург), «Альцеста» и «Ифигения в Тавриде» Глюка, «Кармен» Бизе, «Свадьба Фигаро» Моцарта, «Сказки Гофмана» Оффенбаха, «Феи» Вагнера (Париж), трилогия Моцарта – да Понте (Версаль), «Армида» Глюка (Вена), «Летучий голландец» Вагнера (Версаль, Гренобль, Вена, Барселона). Оркестр гастролировал в странах Восточной Европы, Азии, Южной и Северной Америки. Среди ключевых событий нынешнего сезона – концертные исполнения «Сказок Гофмана» в Бремене и Баден-Бадене, постановки «Периколы» Оффенбаха в опере Бордо и «Манон» Массне в Опера-Комик, а также два европейских турне.

    В сезоне 1996/97 коллектив переехал в Гренобль, где получал поддержку городского правительства до 2015 года, нося в этот период имя «Музыканты Лувра – Гренобля». Сегодня оркестр по-прежнему базируется в Гренобле, финансовую поддержку ему оказывают департамент Изер региона Овернь – Рона – Альпы, Министерство культуры Франции и Региональное управление культуры региона Овернь – Рона – Альпы.

    Марк Минковски

    Дирижер, основатель и бессменный руководитель оркестра «Музыканты Лувра», один из крупнейших представителей исторически информированного исполнительства, кавалер Национального ордена Франции «За заслуги», Марк Минковски родился в 1962 году в Париже. Первоначальное музыкальное образование получил по классу фагота, выступал как фаготист в ансамблях Clemencic Consort, Ricercar Consort, Les Arts Florissants. Обучался дирижированию под руководством Шарля Брюка в Школе имени Пьера Монтё (США). В 1982 году в Париже создал оркестр «Музыканты Лувра», сыгравший значительную роль в повышении интереса к музыке барокко, в первую очередь французского. В 1984 году стал победителем I Международного конкурса исполнителей старинной музыки в Брюгге, в 1990-м был награжден премией «Золотой Орфей» Французской академии звукозаписи как лучший молодой дирижер.

    В 1993 году представил оперу «Фаэтон» Люлли на открытии обновленного здания Лионской оперы. В 1994 году Минковски и «Музыканты Лувра» дебютировали в России, тогда же подписали эксклюзивный контракт с лейблом Archiv Produktion, где их первым релизом стала запись оперы «Ипполит и Арисия» Рамо, впоследствии удостоенная множества наград. Годом позже дирижер впервые выступил в Парижской опере, представив оперу «Идоменей» Моцарта, в 1997 году состоялся его триумфальный дебют на летнем Зальцбургском фестивале с «Похищением из сераля». В 1997–1999 гг. был музыкальным руководителем Фламандской оперы, где его репертуар пополнили сочинения XIX века, такие как «Оберон» Вебера и «Золушка» Массне. В 1999 году дирижировал новой постановкой «Коронации Поппеи» Монтеверди на фестивале в Экс-ан Провансе. 

    В 2000 году Минковски начал исполнение цикла симфоний Бетховена с Малеровским камерным оркестром, завершив его несколько сезонов спустя. В 2003 году дебютировал за пультом Берлинского филармонического оркестра и стал расширять сотрудничество с симфоническими коллективами – среди них Дрезденская государственная капелла, Венский симфонический оркестр, Оркестр де Пари, Немецкий симфонический оркестр Берлина, Оркестр Франкфуртского радио. В 2005–2006 гг. дирижировал оперой «Митридат, царь Понтийский» на Зальцбургском фестивале – в рамках полного цикла опер Моцарта, приуроченного к 250-летию со дня его рождения. В разные годы здесь под управлением маэстро звучали также опера «Так поступают все женщины» и Месса до минор Моцарта, «Тамерлан» Генделя, «Летучая мышь» И. Штрауса, «Моцарт и Сальери» Римского-Корсакова, «Сотворение мира» и избранные симфонии Гайдна, Реквием Форе, сочинения Пёрселла, Генделя, Шуберта, Мендельсона, Бизе, Грига. 

    В 2007 выступил как дирижер-постановщик оперы «Пеллеас и Мелизанда» Дебюсси в Московском академическом Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко (режиссер Оливье Пи), удостоен за эту работу премии «Золотая Маска». В 2008–2012 гг. был музыкальным руководителем оркестра Sinfonia Varsovia. В 2011 впервые провел фестиваль «Ре мажор» на французском острове Иль-де-Ре в Атлантическом океане, ставший ежегодным, тогда же выступил в Санкт-Петербурге с оркестром и хором Мариинского театра. В 2013 году дебютировал за пультом Венского филармонического оркестра. В 2013–2017 гг. был художественным руководителем зимнего зальцбургского фестиваля «Неделя Моцарта», где ежегодно выступал с 2007 года; при его участии поставлены оперы «Идоменей» и «Луций Сулла» Моцарта, 

    «Орфей и Эвридика» Глюка, а также спектакли с участием конного театра Бартабаса – «Кающийся Давид» и «Реквием». В сезоне 2014/15 дебютировал в Ла Скала («Луций Сулла», «Дитя и волшебство» и «Испанский час» Равеля) и Королевском театре Ковент-Гарден («Травиата» Верди, «Идоменей» и «Дон Жуан» Моцарта). В 2015–2017 гг. представил трилогию Моцарта – да Понте в Дроттнингхольме (Швеция), затем в Версале. 

    Минковски сотрудничает с крупнейшими фестивалями и оперными театрами Европы: дирижирует в Брюсселе («Золушка» Россини, «Дон Кихот» Массне, «Гугеноты» Мейербера, «Трубадур» Верди), Экс-ан-Провансе («Свадьба Фигаро», «Идоменей», «Похищение из сераля» и «Дон Жуан» Моцарта, «Турок в Италии» Россини), Цюрихе («Триумф времени и правды», «Юлий Цезарь» и «Агриппина» Генделя, «Бореады» Рамо, «Фиделио» Бетховена, «Фаворитка» Доницетти). Регулярно выступает в парижской Гранд-опера («Идоменей» и «Волшебная флейта» Моцарта, «Платея» Рамо, «Ариодант» и «Юлий Цезарь» Генделя, «Мирей» Гуно, «Ифигения в Тавриде» и «Альцеста» Глюка), Театре Шатле («Кармен», «Прекрасная Елена» и «Герцогиня Герольштейнская» Оффенбаха, французская премьера оперы «Феи» Вагнера), Опера-Комик («Белая дама» Буальдьё, «Золушка» Массне, «Пеллеас и Мелизанда», «Летучая мышь»), в театрах Венеции («Черное домино» Обера), Берлина («Роберт-дьявол» Мейербера, «Триумф времени и правды»), Вены («Гамлет» Тома, «Альцина» Генделя), Амстердама («Ромео и Джульетта» и «Фауст» Гуно, «Юлий Цезарь»). 

    Помимо музыки барокко и классицизма, в репертуаре маэстро – сочинения Россини, Берлиоза, Брамса, Оффенбаха, Чайковского, Грига, Вагнера, Брукнера, Римского-Корсакова, Монюшко, композиторов ХХ века – Равеля, Стравинского, Русселя, Пуленка, Гершвина, Шимановского, Казальса, Лили Буланже, а также наших современников: Джона Адамса, Хенрика Гурецкого, Оливье Грейфа, Кшиштофа Пендерецкого, Филипа Гласса. У дирижера обширная дискография; наиболее значительные записи последних лет – «Страсти по Иоанну» И. С. Баха, оперы «Летучий голландец» Вагнера в одноактной авторской версии и «Корабль-призрак» Пьера-Луи Дича на этот же сюжет, все симфонии Шуберта, «Лондонские симфонии» Гайдна, DVD со спектаклями «Луций Сулла», «Реквием», «Кающийся Давид», «Трубадур» и др. 

    Минковски дирижирует Симфоническим оркестром BBC, Лос-Анджелесским филармоническим, Кливлендским, оркестрами Шведского и Финского радио, Филармоническим оркестром Катара, Токийским симфоническим, оркестрами Мюнхена, Берлина, Вены, Зальцбурга. С 2016 года – генеральный директор Национальной оперы Бордо, с 2018 – художественный руководитель оркестра Канадзавы (Япония). Среди ангажементов маэстро в нынешнем сезоне – «Перикола» Оффенбаха, «Севильский цирюльник» Россини и «Манон» Массне в опере Бордо, «Сказки Гофмана» Оффенбаха в Бремене и Баден-Бадене, «Волшебный стрелок» Вебера в Берлинской государственной опере, «Фиделио» Бетховена в Большом театре Люксембурга, «Манон» в парижской Опера-Комик. В январе 2020 года Минковски возвращается в Зальцбург для постановки оратории «Мессия» Генделя в оркестровке Моцарта (режиссер Роберт Уилсон).

    Рекомендуем к просмотру

    Камерный зал Филармонии

    Концерт-новелла в жанре
    «воображаемого музея».
    Рим и Прага: опера барокко

    01.03.2019

    Камерный зал Филармонии

    Концерт-новелла в жанре
    «воображаемого музея».
    Рим и Венеция: сны Пиранези

    18.01.2019

    В программе:
    Вивальди
    Largo из Концерта соль минор для флейты, струнных и чембало «Ночь»
    Галуппи
    Трио-соната соль мажор для флейты, гобоя и basso continuo
    Йоммелли
    Spirituoso из Трио-сонаты ре мажор для флейты, гобоя и basso continuo
    Марчелло
    Соната ля минор для виолончели и клавесина
    Чимароза
    Соната соль минор для клавесина
    Вивальди
    Концерт соль минор для флейты, гобоя, виолончели и клавесина, RV 103

    Камерный зал Филармонии

    Воспоминание о любви

    17.01.2019

    В программе:
    Моцарт
    Адажио для стеклянной гармоники до мажор, K 617 a
    И. С. Бах
    Прелюдия для лютни соль минор, BWV 995
    Прелюдия до мажор, BWV 1005
    Гендель
    Ария и менуэт для музыкальной шкатулки
    Менуэт и Жига для музыкальной шкатулки Rompio de amor («Воспоминание о любви»), Булериас, Solterita, Солеа — импровизации на традиционный ритм

    Камерный зал Филармонии

    Мерцание светил

    15.10.2018

    Камерный зал Филармонии

    Капетинги, Валуа, Бурбоны. Музыка французских королей

    05.03.2019

    Камерный зал Филармонии

    Музыка в картинах

    29.01.2019

    Камерный зал Филармонии

    Средиземноморье. Мифы и музыка

    04.11.2018

    Камерный зал Филармонии

    Германия. Звучат произведения эпохи барокко на исторических инструментах

    21.03.2019

    В программе:
    Бибер
    Соната № 1 для скрипки и бассо континуо («Благовещение») из цикла «Тайны коронования Богоматери»
    Шмельцер
    Соната № 1 для скрипки и бассо континуо из цикла “Unarum Fidium”
    Букстехуде
    Простая куранта с вариациями ля минор, BuxWV 245
    Бибер
    Соната № 5 ми минор из цикла «Восемь сонат для скрипки и бассо континуо»
    И. С. Бах
    Прелюдия, Сарабанда и Жига из Сюиты № 1 для виолончели соло соль мажор, BWV 1007
    Сюита для клавесина ля минор, BWV 818a
    Соната для скрипки и бассо континуо соль мажор, BWV 1021

    Камерный зал Филармонии

    Моцарт и его соперники
    Играют и рассказывают Алексей Любимов
    и его воспитанники

    16.12.2018

    В программе:
    Моцарт
    Соната ре мажор, К 7
    Аллегро си-бемоль мажор, К 400
    Соната № 14 до минор, К 457
    Й. Гайдн
    «Семь последних слов Спасителя на кресте» в семи сонатах, со вступлением и заключением, Hob. XX: 1c

    Камерный зал Филармонии

    Антонио Вивальди. Музыкальный портрет

    22.12.2018

    В программе:
    Вивальди
    La Folia - соната ре минор, соч. 1 № 12
    Кантата Nisi Dominus, RV 608
    Концерт для скрипки с оркестром фа минор «Зима» из цикла «Времена года», RV 297 (версия для цимбал с оркестром)
    Ария сопрано из мотета In furore, RV 626
    Ария Руджиеро Sol da te mio dolce amore из оперы «Неистовый Роланд», RV 728
    Ария Анастасио Vedro con mio diletto из оперы «Джустино», RV 717
    Концерт для флейты с оркестром ре мажор, RV 428 (I и II части)
    Ария Ирэны Sposa son disprezzata из оперы «Баязет», RV 703. Gloria, RV 589 (фрагменты)
    Другие концерты этого абонемента
    Концертный зал имени П. И. Чайковского
    17 сентября в 19:00