Жан-Ив Тибоде, Национальный оркестр Лиона, Николай Шепс-Цнайдер : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

    Жан-Ив Тибоде,
    Национальный оркестр Лиона,
    Николай Шепс-Цнайдер

    24 февраля 2020

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    В программе:
    Вагнер
    Увертюра к опере «Тангейзер»
    Григ
    Концерт для фортепиано с оркестром ля минор, соч. 16
    Малер
    Симфония № 1 ре мажор

    12+

    Абонемент №43:

    Великие инструментальные концерты

    В феврале впервые в России выступит один из лучших европейских симфонических коллективов – Национальный оркестр Лиона, отмечающий в этом году 50-летие. Почетным музыкальным руководителем оркестра является прославленный маэстро Леонард Слаткин, занимавший пост главного дирижера в 2011–2017 годах. Его преемником с сентября 2020 года станет Николай Цнайдер – всемирно известный скрипач и дирижер, контракт с которым заключен на четыре сезона. Цнайдер регулярно выступает с лионскими музыкантами с декабря 2017 года, под его управлением оркестр даст три концерта в Москве, Екатеринбурге и Перми с сочинениями Малера и Грига.

     В разные годы Национальный оркестр Лиона возглавляли Луи Фремо, Серж Бодо (под его управлением в 1979 году лионцы первыми из европейских симфонических оркестров выступили в Китае), Эммануэль Кривин, Дэвид Робертсон, Юн Меркл. Коллектив известен эталонными прочтениями произведений французских композиторов, в частности, для фирмы Naxos он записал всю симфоническую музыку Равеля и Берлиоза. Однако и концертный репертуар, и дискография оркестра отличаются большим стилевым и жанровым разнообразием. Сотрудничает он и с современными авторами – такими как Кайя Саариахо, Тьерри Эскеш и Гийом Коннессон.

    В российских гастролях лионцев примет участие их звездный соотечественник, дважды номинант Grammy Жан-Ив Тибоде. Благодаря природной харизме и утонченности интерпретаций он занимает почетное место среди самых востребованных пианистов мира, его приглашают крупнейшие оркестры, дирижеры и фестивали. «Каждая его нота – это жемчужина… Радость, блеск и артистичность его исполнения невозможно не заметить», – пишет о нем The New York Times. В коронный репертуар музыканта вошло множество шедевров классико-романтического периода, и лирический концерт Грига – из их числа.


    Жан-Ив Тибоде

    Жан-Ив Тибоде родился в 1961 году в Лионе. С пяти лет начал обучаться игре на фортепиано, в 7 лет впервые выступил на сцене. В 12-летнем возрасте поступил в Парижскую консерваторию, где учился у Альдо Чикколини и Люсетт Декав, связанной тесными узами дружбы и сотрудничества с Морисом Равелем. В 15 лет выиграл первый приз на конкурсе Парижской консерватории, спустя три года победил в состязании молодых музыкантов в Нью-Йорке и получил II премию на конкурсе пианистов в Кливленде.

    Тибоде выступал в лучших залах Европы, Америки, Азии с ведущими оркестрами мира под управлением Владимира Ашкенази, Герберта Блумстедта, Андрея Борейко, Валерия Гергиева, Шарля Дютуа, Джеймса Левайна, Эсы-Пекки Салонена, Леонарда Слаткина, Тугана Сохиева, Бернарда Хайтинка, Риккардо Шайи, Мариса Янсонса, Кента Нагано и других крупнейших дирижеров современности. 

    В числе его партнеров по камерному ансамблю – певицы Рене Флеминг и Чечилия Бартоли, скрипачи Джошуа Белл и Мидори Гото, альтист Юрий Башмет, виолончелисты Трульс Мёрк и Готье Капюсон. Пианист обладает широчайшим репертуаром: от Бетховена до наших современников Чэнь Цигана и Джеймса Макмиллана. Особое признание Тибоде заслужил исполнением сочинений композиторов-романтиков, а также французских композиторов Дебюсси, Равеля, Сен-Санса, Форе, Мессиана, Сати. 

    В дискографии пианиста – более 50 CD, выпущенных под лейблом Decca, многие записи отмечены премиями Diapason d' Or, Choc du Monde de la Musique, Gramophone, ECHO Klassik (дважды), Edison, Премией немецких критиков звукозаписи. В их числе альбом с Концертами №№ 2 и 5 Сен-Санса в сопровождении Оркестра Романдской Швейцарии под управлением Шарля Дютуа (номинировался на премию Grammy); альбом «Опера без слов» с транскрипциями арий Сен-Санса, Р. Штрауса, Глюка, Корнгольда, Беллини, И. Штрауса-сына, Грейнджера и Пуччини (часть транскрипций принадлежит самому Тибоде); приношения великим джазменам ХХ века Дюку Эллингтону (Reflections on Duke) и Биллу Эвансу (Conversations With Bill Evans); произведения Гершвина в аранжировках для джаз-оркестра и Симфония № 2 («Век тревог») Бернстайна с Балтиморским симфоническим оркестром под управлением Марин Олсоп. В 2016 году к 150-летию Эрика Сати Тибоде записал для фирмы Decca полное собрание фортепианных сочинений композитора. 

    Жан-Ив Тибоде тесно связан с миром моды и кинематографа, занимается благотворительностью. Он солировал в саундтреках фильмов «Невеста ветра» об Альме Малер, «Портрет леди», «Искупление» («Оскар» за лучшую музыку и два «Золотых глобуса»), «Гордость и предубеждение», «Во всем виноват енот». В 2000 году Тибоде участвовал в проекте Piano Grand!, организованном Билли Джоэлом в честь 300-летия изобретения фортепиано. Музыкант удостоен титулов кавалера (2001) и офицера (2012) ордена Искусств и литературы Франции, награжден Премией Пегаса на фестивале в Сполето (Италия, 2002), является лауреатом премии Victoires de la Musique в ее высшей номинации Victoire d'Honneur (2007). 18 июня 2010 года Тибоде был введен в Зал Славы Hollywood Bowl. 

    Среди ангажементов 2020 года – выступления пианиста в США с Симфоническим оркестром Сан-Франциско под управлением Фабьена Габеля, с Симфоническим оркестром Северной Каролины под управлением Гранта Ллевеллина, в нью-йоркском Карнеги-холле и бостонском Симфони-холле с Бостонским симфоническим оркестром под управлением Андриса Нелсонса, в Карнеги-холле и Монреальском симфоническом доме (La Maison Symphonique) с баритоном Джеральдом Финли, в Амстердаме с Королевским оркестром Консертгебау под управлением Алена Альтиноглу, а также гастроли по России с Национальным оркестром Лиона под управлением Николая Шепс-Цнайдера (Москва, Екатеринбург, Пермь, Санкт-Петербург).

    Национальный оркестр Лиона

    Преемник лионского Общества больших концертов, основанного в 1905 году дирижером Жоржем Мартеном Витковским, Национальный оркестр Лиона (ONL) стал самостоятельной творческой единицей в 1969 году благодаря инициативе члена Совета по культуре города Робера Протона де ла Шапеля. Оркестром руководили известные дирижеры: Луи Фремо (1969–1971), Серж Бодо (1971–1987), Эммануэль Кривин (1987–2000), Дэвид Робертсон (2000–2004), Юн Меркль (2005–2011). 

    В настоящее время почетным музыкальным руководителем оркестра является американский дирижер Леонард Слаткин, возглавлявший коллектив с сентября 2011 года по июнь 2017-го. С сентября 2020 года в должность руководителя оркестра вступит Николай Шепс-Цнайдер, контракт с которым заключен на четыре сезона. Первый концерт маэстро с лионскими музыкантами состоялся в декабре 2017 года, став успешным началом продолжительного сотрудничества.

    В составе Национального оркестра Лиона – 104 музыканта. Резиденцией и основной сценической площадкой коллектива является Аудиториум Лиона – зал на 2100 мест. Финансирует деятельность оркестра Министерство культуры и коммуникаций Франции. Обширный репертуар коллектива охватывает временной пласт от начала XVIII века до наших дней. Особое признание и международный авторитет оркестр заслужил «истинно французским звуком» и эталонным прочтением краеугольных шедевров французской классики – сочинений Берлиоза, Дебюсси, Равеля. В частности, в разнообразной дискографии ONL симфонические произведения Равеля и Берлиоза представлены в самом полном виде (Naxos). 

    По заказу оркестра написан ряд произведений современных авторов, таких как Кайя Саариахо, Тьерри Эскеш и Гийом Коннессон («композитор в резиденции» в сезоне 2017/18). Идя в ногу со временем, коллектив блестяще проявляет себя также в амбициозных киноконцертных мероприятиях («Властелин колец», «Матрица», «Артист») и сопровождает крупные работы немого кино. Он также отдает приоритет просветительской, образовательной деятельности и работе с молодежью. 

    За пределами Франции Национальный оркестр Лиона выступал в известнейших концертных залах, в числе которых Карнеги-холл в Нью-Йорке, Берлинская филармония, лейпцигский Гевандхаус, Сантори-холл в Токио, Национальный центр исполнительских искусств в Шанхае. В 1979 году ONL стал первым европейским симфоническим оркестром, выступившим в Китае. В сезоне 2018/19 состоялись гастроли оркестра по Германии и Нидерландам; в июне 2019-го – по Китаю и Южной Корее. В феврале 2020 года коллектив впервые выступает в России – в Москве, Екатеринбурге, Перми и Санкт-Петербурге.

    Николай Шепс-Цнайдер

    Николай Шепс-Цнайдер – всемирно известный скрипач и дирижер, выступающий с крупнейшими оркестрами мира. Музыкант родился в 1975 году в Копенгагене. Обучался в Королевской Датской консерватории у Милана Витека, Венском университете музыки и исполнительского искусства у Бориса Кушнира и Джульярдской школе в Нью-Йорке у Дороти Делэй. Начал блестящую международную карьеру в 1992 году, выиграв конкурс имени Карла Нильсена в Оденсе (Дания). В 1997 году стал победителем конкурса имени королевы Елизаветы в Брюсселе. 

    Выступал как солист с оркестрами Мариинского театра, Баварского радио, лейпцигского Гевандхауса, Дрезденской государственной капеллы, Венским, Лос-Анджелесским и Нью-Йоркским филармоническими, Кливлендским, Чикагским и Бостонским симфоническими и многими другими ведущими коллективами. Его партнерами по сцене были дирижеры Даниэль Баренбойм, Андрей Борейко, Франц Вельзер-Мёст, Валерий Гергиев, Кристоф фон Донаньи, Густаво Дудамель, Колин Дэвис, Шарль Дютуа, Филипп Жордан, Лорин Маазель, Зубин Мета, Кристиан Тилеман, Иван Фишер, Риккардо Шайи, Марис Янсонс.

    В числе наставников Николая Шепс-Цнайдера по дирижированию – Колин Дэвис. Как приглашенный дирижер он выступал с Королевским оркестром Консертгебау (Амстердам), оркестром Академии Санта-Чечилия в Риме, филармоническими оркестрами Мюнхена, Стокгольма, Брюсселя, Осло, Радио Франс, Симфоническим оркестром Бирмингема, оркестром Халле в Манчестере и Северогерманского радио в Гамбурге, в Северной Америке – с оркестрами Чикаго, Питтсбурга, Кливленда, Нью-Йорка, Детройта, Вашингтона, Монреаля. 

    Более 10 лет тесно сотрудничает с Лондонским симфоническим оркестром как дирижер и солист. В 2016–2018 годах записал с этим коллективом все концерты для скрипки с оркестром Моцарта для лейбла LSO Live. В сезоне 2018/19 был назван приглашенным артистом (artist in residence) Венского симфонического оркестра также в обоих амплуа. Участвовал во многих проектах сезона, дебютировал в Большом зале Музикферайна с Первой симфонией Малера. В 2009–2012 годах был главным приглашенным дирижером Шведского камерного оркестра, с 2010 года – главный приглашенный дирижер Симфонического оркестра Мариинского театра. С 2020 года – художественный руководитель и главный дирижер Национального оркестра Лиона. 

    В июне 2019-го дебютировал в дрезденской Земпер-опере с «Волшебной флейтой» Моцарта и был приглашен провести в октябре серию представлений оперы «Кавалер розы» Р. Штрауса. В сезоне 2020/21 маэстро вновь исполнит «Кавалера розы» в Земпер-опере и дебютирует в Королевском театре Дании как музыкальный руководитель новой постановки «Волшебной флейты». 

    Николай Шепс-Цнайдер – эксклюзивный артист лейбла RCA Red Seal Records. Его дискография включает скрипичные концерты Нильсена (с Нью-Йоркским филармоническим оркестром под управлением Алана Гилберта), Элгара (с Дрезденской капеллой под управлением Колина Дэвиса), Брамса и Корнгольда (с Венским филармоническим оркестром под управлением Валерия Гергиева), Бетховена и Мендельсона (с Израильским филармоническим оркестром под управлением Зубина Меты), Прокофьева и Глазунова (с оркестром Баварского радио под управлением Мариса Янсонса). Запись Концерта Мендельсона с оркестром Гевандхауcа под управлением Риккардо Шайи выпущена на DVD. Кроме того, музыкант записал все сочинения Брамса для скрипки и фортепиано с Ефимом Бронфманом, все фортепианные трио Моцарта – с Даниэлем Баренбоймом и израильским виолончелистом Кириллом Злотниковым. 

    Музыкант активно поддерживает молодые таланты. Он основал ежегодную летнюю школу – Северную академию музыки, которой в течение десяти лет руководил. В настоящее время возглавляет конкурс скрипачей имени Карла Нильсена в Оденсе. 

    Играет на скрипке работы Джузеппе Гварнери «дель Джезу» (1741), ранее принадлежавшей Фрицу Крейслеру. Инструмент предоставлен Королевским театром Дании при поддержке фонда VELUX, Фонда Виллума и Фонда Кнуда Хёйгора.