Национальный филармонический оркестр России, Николай Луганский, Вадим Репин, Александр Князев : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

    Национальный филармонический
    оркестр России, Николай Луганский,
    Вадим Репин, Александр Князев

    10 октября 2014

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    В программе:
    Бетховен
    Концерт для фортепиано, скрипки и виолончели с оркестром
    Берлиоз
    «Фантастическая симфония» («Эпизод из жизни артиста»)

    12+

    Абонемент №26:

    Великие инструментальные концерты

    Три мировые звезды, три гиганта современной академической сцены, — Луганский, Репин и Князев каждый год обязательно находят время в своих перенасыщенных концертных графиках, чтобы встретиться в Москве и сыграть вместе. И поскольку концерт для трех солирующих инструментов с оркестром — большая редкость в музыкальной литературе, чаще всего артисты устраивают совместные камерные выступления — музицируют втроем. На этот же раз нам предстоит услышать в их интерпретации самый знаменитый концерт для трех солистов с оркестром — Концерт для фортепиано, скрипки и виолончели Людвига ван Бетховена.

    Три яркие индивидуальности, три харизматические личности, — каждый из них будет вести свою линию, оттеняя и дополняя голоса коллег по ансамблю, чтобы величественная и мощная музыка Бетховена заиграла новыми гранями, открылась новыми красотами, подобно магическому кристаллу.



    Людвиг ван Бетховен (1770-1827)

    Концерт для фортепиано, скрипки и виолончели с оркестром до мажор, соч. 56 (1803-1804)

    Помимо пяти фортепианных и скрипичного концертов, перу Бетховена принадлежит Концерт для фортепиано, скрипки и виолончели с оркестром, созданный в 1803-1804 гг. и посвященный князю Францу Йозефу фон Лобковицу, меценату и поклоннику бетховенского творчества. Композитор написал этот концерт для своего ученика по фортепиано и композиции эрцгерцога Рудольфа, скрипача Карла Августа Зайдлера, ставшего позднее концертмейстером Берлинской капеллы, и виолончелиста Антонина Крафта, ученика Гайдна и первого исполнителя ряда сочинений Бетховена. 

    В Тройном концерте Бетховен по-новому претворяет принципы concertigrossi  эпохи барокко (первых образцов концертов для нескольких инструментов с оркестром), ярко переосмысленные Гайдном, Моцартом и некоторыми их современниками в так называемых «концертных симфониях». В XIX веке подобные произведения встречались крайне редко – из значительных образцов этого жанра, помимо бетховенского Концерта, можно назвать только великолепный Концерт Брамса для скрипки и виолончели с оркестром.

    Близкий по времени создания к таким шедеврам, как фортепианные сонаты «Аврора» и «Аппассионата», «Крейцерова» соната для скрипки и фортепиано, «Героическая» симфония, опера «Фиделио», Тройной концерт перекликается с ними общей жизнеутверждающей концепцией, мужеством, героическим характером музыки, красотой и щедростью мелодики, скульптурной стройностью композиции. Введя в партитуру трех солистов, вместо одного, Бетховен насыщает партии каждого из них теми же чертами, что и сольные партии в своих обычных концертах, наделяя их виртуозным блеском, широтой развития, яркостью и свежестью колорита.

    Тематизм первой части (Allegro), написанной в типичной для концертов венских классикой сонатной форме с двумя экспозициями – оркестровой и сольной, пронизан энергичным маршеобразным ритмическим рисунком, вызывающим в памяти музыку французской революции. Главная тема, вначале сдержанная и чуть таинственная, переходя в tutti, приобретает горделивый торжественный облик. Ее пунктирная, маршевая ритмика проникает и в песенно-лирическую побочную тему, и в развитую заключительную партию, завершающуюся яркой драматической кульминацией. В разработке переклички солистов и оркестра новая печальная мелодия близка одной из тем первой части Третьего фортепианного концерта Бетховена. Светлое и радостное настроение утверждают реприза и развернутая кода, завершающая Аllegro мощными и победными аккордами.

    Вторая часть (Largo), в вариационной форме, проникнута возвышенным безмятежным спокойствием. Прекрасная напевная мелодия колоритно расцвечивается разнообразными тембрами, переходя от оркестра к солистам, поддерживая во втором проведении плавными фигурациями фортепиано. Largo отличается предельным лаконизмом. После изложения  темы и одной вариации небольшой связующий эпизод приводит к финалу.

    Финал концерта (RondoallaPolacca) – блестящий полонез в рондо-сонатной форме. Эта часть – изумительная по яркости воплощения картина грандиозного праздника. Энергичные и изящные, жизнерадостные и меланхолические мелодии быстро сменяют друг друга. Главная партия сочетает в себе черты грандиозного танца и торжественного шествия. Сходная жанровая окраска присуща и побочной теме, двум минорным мелодиям центрального эпизода. Мощный и триумфальный характер этого финала делает его непосредственным предвестником полонезов Шопена.

    Гектор Берлиоз (1803-1869)

    Фантастическая симфония («Эпизод из жизни артиста»)до мажор, соч. 14 (1830)

      Берлиоз принадлежит к числу величайших новаторов в истории музыки. Паганини назвал его единственным достойным преемником Бетховена. Глинка – «первым композитором нашего века». Современники и друзья сравнивали его то с Рембрантом, то с Микеланджело. Но то были суждения одиночных ценителей. Прочного, длительного успеха Берлиозу при жизни завоевать не удалось. Он умер непонятым.

    А между тем историческое место, занимаемое Берлиозом в развитии европейской музыки, действительно огромно. Он дал первое воплощение в звуках романтического образа «молодого человека XIXcтолетия». Первый перевел на симфонический язык Шекспира, Гете, Байрона... Заложил основы программного симфонизма, оказал большое влияние на Листа, Вагнера, Р. Штрауса, Бизе, композиторов «Могучей кучки», Чайковского... Он создал новые принципы оркестрового мышления, развитием которых, в сущности, жила вся последующая симфоническая музыка. Все это делает творчество Берлиоза одним из важнейших узловых моментов мировой музыкальной культуры XIXвека.



    Берлиоз был выдающимся дирижером, наряду с Р. Вагнером заложил основы новой школы дирижирования. Композитор внес существенный вклад в развитие музыкально-критической мысли. Он - первый среди зарубежных критиков оценил значение М. И. Глинки.

    «Фантастическая симфония», впервые исполненная 5 декабря 1830 года в Париже, явилась первым крупным произведением Берлиоза, в котором он достиг полной творческой зрелости. В основе симфонии – автобиографический сюжет авантюрно-фантастического типа. Это и романтическая исповедь (в духе «Исповеди сына века» Альфреда де Мюссе), и любовный роман  с трагической развязкой (типа «Страданий молодого Вертера»), и выдвинутая романтиками  Künstlerdrama - произведение, в центре которого стоит фигура художника – любимый романтический персонаж, наделенный нервной экзальтированностью. Подзаголовок симфонии – «Эпизод из жизни артиста» – указывает на автобиографичность программного замысла этого произведения. Двадцатишестилетний композитор написал свою симфонию под влиянием увлечения английской актрисой Генриеттой Смитсон (ставшей впоследствии его женой). Мечты Берлиоза о любимой женщине, его страдания и сомнения нашли выражение в причудливо-романтическом, действительно фантастическом замысле симфонии.

    После ряда предварительных вариантов Берлиоз остановился на следующей программе  симфонии. Мы оставляем неизменным стиль подлинника – юношески напыщенный и изобилующий романтическими эпитетами.

    Вступление. «Молодой музыкант, с болезненной чувствительностью и горячим воображением, отравляется опиумом в припадке любовного отчаяния. Наркотическая доза, слишком слабая для того, чтобы причинить ему смерть, погружает его в тяжелый сон, сопровождаемый странными видениями, во время которого  его ощущения, чувства и воспоминания претворяются в его больном мозгу в музыкальные мысли и образы. Сама же любимая женщина становится для него мелодией или как бы  навязчивой идеей, которую он находит и слышит повсюду».

    Первая часть. «Мечтания. Страсти». «Он вспоминает сначала это  болезненное состояние души, эту неопределенную страстность, меланхолию, беспричинную радость, которые он испытал прежде, нежели увидел любимую; потом вулканическую любовь, которую она ему внушала, с ее раздирающими тревогами, с ее ревнивыми безумствами, припадками нежности и утешения в религии». 

    Вторая часть. «Бал». «Он встречает возлюбленную на балу среди шума пышного празднества». Атмосфера бала исполнена мелодического и ритмического изящества, по романтическому настроению может состязаться с лучшими страницами Шуберта.

    Третья часть. «Сцена в полях». «Летний вечер в деревне.  Он (музыкант) слышит пастухов, которые поочередно наигрывают свои пастушьи попевки. Этот пасторальный дуэт, место действия, легкий шелест деревьев, нежно колыхаемых ветром, несколько проблесков надежды, зародившихся в нем (герое) с недавнего времени, – все это как будто внедряет в его сердце непривычное спокойствие, дает его мыслям несколько более радостную окраску. Но она (навязчивый образ возлюбленной) появляется снова, его сердце сжимается, его мучают злые предчувствия – она его обманывает. Один из пастухов вновь наигрывает свою наивную мелодию, другой не отвечает. Солнце садится… отдаленный раскат грома… одиночество… молчание…»

    Четвертая часть. «Шествие на казнь». «Ему (герою) снится, что он убил  свою возлюбленную, осужден на смерть, его ведут на казнь. Кортеж приближается под звуки марша, то мрачного и жестокого, то блестящего и торжественного. Глухой шум мерных шагов чередуется с взрывами громких криков. В конце – навязчивая идея появляется на мгновение, как последняя мысль о любви, прерываемая роковым ударом».

    Пятая часть. «Сон в ночь  шабаша». «Он видит себя на шабаше, среди ужасного скопища теней, колдунов, всякого рода чудовищ, собравшихся на его похороны. Странные шумы, стоны, взрывы смеха, заглушенные крики, которым как будто издали отвечают другие. Мелодия любимой вновь появляется; но она потеряла свой характер благородства и застенчивости; она превратилась в мотив грубого, непристойного танца; это “она” прибыла на шабаш. Рев радости при ее прибытии… она растворяется в дьявольской оргии… звуки погребального колокола, шутовская пародия на заупокойную мессу, вихрь шабаша и Diesirae вместе».

    Смелая и глубоко своеобразная «Фантастическая симфония» впервые привлекает серьезное внимание к Берлиозу. Ею восхищены Гейне,  Готье, Паганини.  Лист немедленно делает ее фортепианное переложение; Шуман посвящает ей обширную и глубокую по анализу статью…

    «Эпизод из жизни артиста» в реальной жизни имел трагический финал. Берлиоз пережил свою жену - она была тяжело больна, разбита параличом, и в течение нескольких лет до самой ее смерти он самоотверженно заботился о ней. Их же единственный сын  погиб во время дальнего плавания, на которое отец собрал ему денег... Как тут не вспомнить, что финал  «Фантастической симфонии» представлял собой шабаш ведьм, где мессу служит дьявол под шутовскую пародию на церковную музыку... Похоже, великий сочинитель программной музыки сам запрограммировал свою судьбу...

    Николай Луганский

    Николай Луганский родился в 1972 году в Москве. Окончил Центральную музыкальную школу при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского (класс Татьяны Кестнер), затем консерваторию, где его наставниками были профессора Татьяна Николаева и Сергей Доренский. Далее продолжил образование в МГК как ассистент-стажер в классе профессора Сергея Доренского. С 1998 года начал в консерватории преподавательскую деятельность (в настоящее время профессор). 

    Лауреат VIII Международного конкурса имени И. С. Баха в Лейпциге (II премия, 1988), Всесоюзного конкурса имени С. В. Рахманинова в Москве (II премия, 1990), Международной летней академии университета Моцартеум (Зальцбург, 1992), Х Международного конкурса имени П. И. Чайковского (II премия, 1994; I премия не присуждена).

    Выступает на лучших сценах Амстердама, Лондона, Парижа, Вены, Милана, Мюнхена, Мадрида, Лос-Анджелеса, Нью-Йорка, Токио и других музыкальных столиц мира. Участник фестивалей в Ла-Рок-д’Антероне, Кольмаре, Монпелье и Нанте (Франция), Руре и Шлезвиг-Гольштейне (Германия), Вербье и Гштааде (Швейцария), Зальцбурге и Графенегге (Австрия). Среди его партнеров по камерному ансамблю – Вадим Руденко, Вадим Репин, Леонидас Кавакос, Изабель Фауст, Алена Баева, Александр Рудин, Александр Князев, Миша Майский, Готье Капюсон, Анна Нетребко. 

    Сотрудничает с лучшими оркестрами мира; выступал более чем с 240 дирижерами, в числе которых Евгений Светланов, Геннадий Рождественский, Валерий Гергиев, Владимир Федосеев, Михаил Плетнёв, Владимир Спиваков, Александр Лазарев, Николай Алексеев, Лев Маркиз, Василий Синайский, Саулюс Сондецкис, Александр Дмитриев, Франс Брюгген, Курт Мазур, Риккардо Шайи, Кент Нагано, Владимир Ашкенази, Пааво Берглунд, Неэме Ярви, Чарльз Макеррас, Шарль Дютуа, Леонард Слаткин, Андрис Нелсонс, Владимир Юровский, Сакари Орамо, Марк Минковски, Джанандреа Нозеда, Андрей Борейко, Осмо Вянскя, Эса-Пекка Салонен. Музыкант активно гастролирует по России, а также в странах Европы, Японии, США, Сингапуре, Южной Корее. 

    Николай Луганский дает около ста концертов в год. В его репертуаре – более 50 фортепианных концертов, произведения разных эпох и стилей. Записи музыканта, вышедшие в России, Японии, Нидерландах и Франции, получили высокие оценки в прессе и множество призов. Среди них Международная премия имени Теренса Джадда, «Золотой камертон года» (трижды), ECHO Klassik (трижды), Choc du Monde de la Music, Премия немецких критиков звукозаписи (Preis der Deutschen Schallplattenkritik), BBC Music Magazine Award (за запись сонат для скрипки и фортепиано Франка, Грига и Яначека с Вадимом Репиным). В июне 2015 года запись концертов Шопена с оркестром Sinfonia Varsovia под управлением Александра Ведерникова была удостоена Гран-при VIII Международного конкурса записей музыки Шопена. В 2020 году Николай Луганский записал для лейбла Harmonia Mundi два диска – с музыкой Франка и сонатами Бетховена. 

    Музыкант удостоен почетного звания «Народный артист России» (2013), Международной премии имени Сергея Рахманинова (2016) и Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства «за вклад в развитие отечественной и мировой музыкальной культуры» (2019).

    Вадим Репин

    Вадим Репин родился в Новосибирске в 1971 году. Обучался игре на скрипке под руководством знаменитого педагога Захара Брона. В 11 лет завоевал Золотую медаль на Международном конкурсе имени Венявского и дебютировал с сольными концертами в Москве и Ленинграде. В 14 лет выступил в Токио, Мюнхене, Берлине и Хельсинки; год спустя дебютировал в нью-йоркском Карнеги-холле. В 1989 году стал самым молодым победителем Международного конкурса королевы Елизаветы в Брюсселе за всю его историю (а спустя 20 лет – председателем жюри).

    Выступает с сольными и камерными программами в лучших залах мира. Его партнеры по сцене – Марта Аргерих, Чечилия Бартоли, Юрий Башмет, Михаил Плетнёв, Николай Луганский, Евгений Кисин, Миша Майский, Борис Березовский, Ланг Ланг, Итамар Голан, Сергей Накаряков. Он сотрудничал с ведущими оркестрами и выдающимися дирижерами, в числе которых Владимир Ашкенази, Юрий Башмет, Пьер Булез, Семен Бычков, Даниэле Гатти, Валерий Гергиев, Шарль Дютуа, Жан-Клод Казадезюс, Арнольд Кац, Джеймс Конлон, Джеймс Левайн, Фабио Луизи, Курт Мазур, Иегуди Менухин, Зубин Мета, Риккардо Мути, Невилл Марринер, Мюнг-Вун Чунг, Кент Нагано, Гинтарас Ринкявичюс, Мстислав Ростропович, Саймон Рэттл, Эса-Пекка Салонен, Юрий Темирканов, Кристиан Тилеманн, Ян-Паскаль Тортелье, Риккардо Шайи, Кристоф Эшенбах, Владимир Юровский, Марис Янсонс, Неэме и Пааво Ярви. 

    Активно пропагандирует современную музыку, является первым исполнителем скрипичных концертов Софии Губайдулиной, Джеймса Макмиллана, Леры Ауэрбах, Беньямина Юсупова, Александра Раскатова. Постоянный участник фестивалей в Лондоне (ВВС Proms), Шлезвиг-Гольштейне, Зальцбурге, Тэнглвуде, Чикаго («Равиния»), Гштааде, Рейнгау, Вербье, Дубровнике, Ментоне, Кортоне, Генуе (имени Паганини), Санкт-Петербурге («Звезды белых ночей»), Московского Пасхального фестиваля. 

    Вадим Репин – основатель и художественный руководитель Транссибирского Арт-Фестиваля. Впервые состоявшись в 2014 году в Новосибирске, за несколько лет он стал одним из крупнейших международных форумов России. С 2016 года расширяется география фестиваля – на его карте появились Москва, Санкт-Петербург, Красноярск, Екатеринбург, Тюмень, Самара, а также Израиль, США, Бельгия, Великобритания, Франция, Япония, Республика Корея. 

    В 2006 году заключил эксклюзивный контракт с компанией Deutsche Grammophon. Дискография артиста включает более 30 CD, отмеченных рядом престижных международных премий: ECHO Klassik, Diapason d'Or, Prix Caecilia, Edison Award. В 2010 году альбом скрипичных сонат Франка, Грига и Яначека, записанный Вадимом Репиным с Николаем Луганским, был удостоен премии BBC Music Magazine в номинации «камерная музыка». Программа Carte Blanche с участием цыганского скрипача Роби Лакатоша, записанная в парижском Лувре, награждена премией за лучшую живую запись камерной музыки. 

    Вадим Репин – кавалер ордена Искусств и литературы Франции, ордена Почетного легиона, обладатель самой престижной французской музыкальной премии Les Victoires de la musique в категории Victoires d'honneur (за заслуги, 2010). В 2010 году был снят документальный фильм «Вадим Репин – волшебник звука» (совместное производство немецко-французского телеканала ARTE и Баварского телевидения). В июне 2015 года музыкант принимал участие в работе жюри состязания скрипачей XV Международного конкурса имени П. И. Чайковского. 

    Вадим Репин регулярно проводит мастер-классы в разных странах мира. В 2014 году удостоен звания почетного профессора Центральной консерватории в Пекине, в 2015 году – почетного профессора Шанхайской консерватории. Играет на скрипке Rode (1733) работы Антонио Страдивари. В апреле 2022 года удостоен почетного звания «Народный артист России». 

    Александр Князев

    Народный артист России Александр Князев окончил Московскую государственную консерваторию (класс виолончели профессора Александра Федорченко) и Нижегородскую государственную консерваторию (класс органа профессора Галины Козловой). Долгие годы успешно сочетает амплуа виолончелиста и органиста, с 2015 года выступает также как пианист. 

    Завоевал международное признание, став лауреатом престижных исполнительских конкурсов, в том числе имени П. И. Чайковского в Москве, UNISA в ЮАР, имени Гаспара Кассадо во Флоренции. Играет на виолончели работы Карло Бергонци из Государственной коллекции уникальных музыкальных инструментов.

    Александр Князев выступал с ведущими коллективами мира, в числе которых Королевский филармонический оркестр и Симфонический оркестр Би-би-си (Лондон), оркестры Баварского радио и радио Бухареста, Чешский филармонический, Национальный оркестр Франции, Оркестр де Пари, Токийский симфонический и оркестр японской корпорации NHK, Венский, Гётеборгский, Люксембургский и Ирландский симфонические оркестры, Симфонический оркестр имени Верди (Милан), Будапештский фестивальный, Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова, Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского, симфонические оркестры Московской и Санкт-Петербургской филармоний, Национальный филармонический оркестр России, Российский национальный оркестр, «Виртуозы Москвы», «Солисты Москвы» и др.

    Сотрудничал с крупнейшими дирижерами Европы и Америки, среди которых Курт Мазур, Евгений Светланов, Мстислав Ростропович, Юрий Темирканов, Неэме Ярви, Владимир Федосеев, Михаил Плетнёв, Юрий Башмет, Владимир Спиваков, Александр Ведерников. Играл в ансамбле с Виктором Третьяковым, Вадимом Репиным, Сергеем Крыловым, Денисом Мацуевым, Огюстеном Дюмэ, Борисом Березовским, Валерием Афанасьевым, Михаилом Воскресенским, Николаем Луганским, Евгением Кисиным, Елизаветой Леонской, Эдуардом Оганесяном, Пламеной Манговой, Катей Сканави и др. Выступал в составе трио с Борисом Березовским и Дмитрием Махтиным, позже – с Николаем Луганским и Вадимом Репиным.

    Концерты Князева проходят в лучших залах Парижа, Брюсселя, Лондона, Вены, Милана, городов Австралии, Бразилии, Германии, Дании, Ирландии, Испании, Кореи, Португалии, США, Финляндии, Швеции, ЮАР и многих других стран. Музыкант принимал участие в международных фестивалях «Декабрьские вечера» и «Черешневый лес» в Москве, «Площадь искусств» в Санкт-Петербурге, «Эльба – музыкальный остров Европы», фестивалях в Кольмаре, Монпелье (Радио Франс), Ла-Рок-д'Антероне, Нанте («Безумные дни»), Гштааде, Вербье, Зальцбурге, Праге, Бухаресте (имени Джордже Энеску), Сен-Дени, Ла-Рок-д'Антероне, Вильнюсе, Братиславе, Токио, Рио-де-Жанейрои др.

    Александр Князев – преподаватель Московской консерватории (с 1995 по 2004 гг., с 2019 года по настоящее время). Регулярно проводит мастер-классы в разных странах мира. Был приглашен в состав жюри ІІ Международного юношеского конкурса имени П. И. Чайковского в Японии, ХІ, ХІІ и XV Международных конкурсов имени П. И. Чайковского в Москве.

    Как органист Александр Князев много выступает в России и за рубежом, исполняя сольные программы и произведения для органа с оркестром. В 2012 году он возглавлял жюри I Всероссийского музыкального конкурса по специальности «орган» в Калининграде. В его репертуаре значительное место занимает музыка И. С. Баха, в том числе Восемнадцать лейпцигских хоралов, трио-сонаты, «Искусство фуги» (транскрипция Хельмута Вальхи), «Гольдберг-вариации» (транскрипция Жана Гийю), сонаты для скрипки и органа. Цикл «Искусство фуги» музыкант исполнял в Казальс-холле в Токио, на фестивале Радио Франс в Монпелье, во многих городах Франции, Германии, Австрии и Нидерландов, а также в Москве и Санкт-Петербурге. Лейпцигские хоралы звучали в его исполнении в Домском соборе в Риге, Московском международном Доме музыки, Зале Чайковского в Москве и Большом зале Санкт-Петербургской филармонии. Затем Князев записал их на органе Домского собора в Риге (фирма «Мелодия»). Альбом органной музыки Баха записан Князевым для нидерландской фирмы Piano Classics, а запись «Гольдберг-вариаций» (транскрипция Жана Гийю) выпущена японской фирмой Exton.

    Огромную роль в жизни и творчестве Князева сыграло общение с выдающимся французским органистом Жаном Гийю, с которым он сыграл множество концертов, по приглашению которого не раз выступал как органист в Церкви Св. Евстафия в Париже, а также записал «Концертную фантазию» Гийю для виолончели и органа (сочинение посвящено Александру Князеву).

    В дискографии музыканта – более 40 CD. Многие записи Князева удостоены престижных международных наград (в частности, двух премий ECHO Klassik, Diapason d’Or и др.). В числе релизов последних лет – альбом виолончельных сочинений Регера; переиздание диска из антологии записей Евгения Светланова («Шеломо» Блоха с Госоркестром); запись сонаты Франка и транскрипции «Элегической поэмы» Изаи с болгарской пианисткой Пламеной Манговой, получившая блестящие отзывы журнала Gramophone; три сонаты Баха для виолончели и органа, записанные в дуэте с Жаном Гийю (Augure).

    Национальный филармонический оркестр России

    Национальный филармонический оркестр России в сезоне 2022/23 отметил 20-летие творческой деятельности. Он был учрежден в январе 2003 года Министерством культуры России по поручению Президента Российской Федерации В. В. Путина. За годы активной творческой жизни НФОР стал одним из лучших симфонических оркестров России, завоевал любовь публики и признание профессионалов в своей стране и за рубежом. Коллектив возглавляет народный артист СССР, Артист мира ЮНЕСКО, полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» Владимир Спиваков.

    С оркестром работали выдающиеся дирижеры, среди которых Мишель Плассон, Владимир Ашкенази, Джеймс Конлон, Окко Каму, Юкка-Пекка Сарасте, Александр Лазарев, Джон Нелсон, Туган Сохиев, Кен-Дэвид Мазур, Теодор Курентзис. 

    В концертных программах НФОР принимали участие всемирно известные солисты: Джесси Норман, Пласидо Доминго, Кири Те Канава, Дмитрий Хворостовский, Хуан Диего Флорес, Рене Флеминг, Ферруччо Фурланетто, Маттиас Гёрне, Ильдар Абдразаков, Виолета Урмана, Евгений Кисин, Вадим Репин, Гил Шахам, Аркадий Володось, Марта Аргерих, Рено Капюсон, Готье Капюсон, Пьер-Лоран Эмар, Виктория Муллова, Джон Лилл, Дэвид Гарретт и многие другие. 

    Среди постоянных партнеров НФОР – Хибла Герзмава, Анна Нетребко, Альбина Шагимуратова, Василий Ладюк, Дмитрий Корчак, Денис Мацуев, Николай Луганский, Сергей Догадин, Даниэль Лозакович, Александр Романовский, Александр Рамм, Мария Дуэньяс.

    За 20 лет оркестр представил множество ярких программ, уникальных абонементов и концертных серий, осуществил ряд российских и мировых премьер, многократно гастролировал в США, Западной Европе, Японии, Китае, странах СНГ и Балтии. Коллектив дает концерты и проводит фестивали в разных городах России. 

    Владимир Спиваков и НФОР активно осуществляют записи классического музыкального наследия, ежегодно выпуская несколько релизов, многие из них получили более миллиона прослушиваний во всем мире. Коллектив и маэстро сотрудничают с крупнейшими фирмами Sony, Deutsche Grammophon, Capriccio. Под лейблом Spivakov Sound выпущены записи сочинений Чайковского, Рахманинова, Римского-Корсакова, Танеева, Лядова, Стравинского, Прокофьева, Мусоргского, Скрябина и других авторов. В их числе опера «Евгений Онегин» Чайковского (в главных партиях – Хибла Герзмава, Василий Ладюк, Дмитрий Корчак); тройной CD с симфоническими произведениями Чайковского (Симфонии №№ 4–6, «Итальянское каприччио», «Ромео и Джульетта»); поэма «Колокола», кантата «Весна» и «Симфонические танцы» Рахманинова, все его фортепианные концерты (солист – Александр Романовский) и симфонии (к 150-летию со дня рождения композитора); альбомы «Русь Святая» (духовные произведения Рахманинова и Танеева), «Волшебство в музыке» и «Шедевры русской музыки» (Лядов, Стравинский, Прокофьев, Мусоргский, Римский-Корсаков, Скрябин).

    Особым направлением деятельности коллектива является поддержка талантливых молодых музыкантов. В сезонах 2004/2005 и 2017/2018 по инициативе директора НФОР Георгия Агеева в оркестре работала группа дирижеров-стажеров; многие ее участники добились больших успехов на профессиональном поприще, заняли руководящие посты в ведущих творческих коллективах и стали обладателями престижных наград. 

    В 2007 году НФОР был присужден правительственный грант, с 2010 года оркестр является обладателем гранта Президента Российской Федерации.

    Роберт Тревиньо

    Роберт Тревиньо – молодой американский дирижер со стремительно развивающейся карьерой. Его привлекают к сотрудничеству известные художественные коллективы, а критики настоятельно рекомендуют посетить его концерты: «Роберт Тревиньо произвел впечатление своим точным и захватывающим жестом. Совершенно очевидно, что этого дирижера стоит увидеть» (Chicago Classical Review).

    Наставниками Р. Тревиньо были именитые музыканты – Майкл Тилсон Томас, Курт Мазур и Луи Лангре.

    Он – дипломант II Международного конкурса дирижеров имени Евгения Светланова в Монпелье (2010), обладатель Приза Джеймса Конлона (2009) и премий Фонда Георга Шолти (2010, 2012).

    Пристальное внимание ценителей классики Тревиньо привлек к себе после успешного выступления в Большом театре России – в декабре 2013 года он дирижировал премьерой «Дон Карлоса» Дж. Верди, заменив Василия Синайского. «Молодой американский дирижер Роберт Тревиньо приятно удивил на премьере качеством оркестровой работы и внятной дирижерской трактовкой. [...] Точная, ясная работа дирижера Тревиньо, умеющего развернуть во всех деталях вердиевскую логику, дать безошибочные темпы», – писала «Российская газета». С этого времени маэстро регулярно сотрудничает с Большим театром.

    Американским поклонникам оперы Тревиньо знаком по работе над постановками «Дон Жуана» В. А. Моцарта и «Тихого места» Л. Бернстайна в Нью-Йоркской городской опере, а также по спектаклям мастерской современной американской оперы при этом театре. Дирижер активно исполняет сочинения XX–XXI вв., работая в тесном сотрудничестве с американскими композиторами, среди которых Августа Рид Томас, Дженнифер Хигдон, Чарльз Уоринен, Бернард Рэдс, Шуламит Ран, Джордж Уокер, Дэвид Фелдер и другие авторы. Многие произведения впервые прозвучали под управлением Тревиньо. Музыкант получил несколько грантов Фонда современного искусства и Renaissance Society Чикагского университета.

    Он сотрудничал с такими коллективами, как Хельсинкский филармонический оркестр (ассистировал его художественному руководителю Лейфу Сегерстаму при подготовке цикла симфоний  Сибелиуса), Национальный оркестр Монпелье, Китайский филармонический оркестр, Симфонический оркестр Гуанчжоу, Филармонический оркестр Национального автономного университета Мексики и другими оркестрами, выступал в Оперном театре Цинциннати. С 2010 года Роберт Тревиньо – дирижер Симфонического оркестра Цинциннати. С 2013 года – главный дирижер Музыкального фестиваля в Шиппензбурге (США).

    В мае 2014 года Тревиньо дирижировал Филармоническим оркестром Монте-Карло на открытии нового Оперного театра во Флоренции (Operadi Firenze) в рамках фестиваля «Флорентийский музыкальный май», а затем выступил с этим коллективом на VII Международном фестивале Мстислава Ростроповича в Баку. В ближайшие два сезона сотрудничество дирижера и оркестра продолжится.

    Недавно он участвовал во французских фестивалях: в Ла-Рок-д’Антероне и «Безумный день» в Нанте. После этих концертов музыкант получил сразу несколько ангажементов, среди которых – запись на европейском телеканале Arte TV с оркестром Sinfonia Varsovia, а также приглашение принять участие в фестивале «Безумный день» в Варшаве в 2014 году.

    В планах Роберта Тревиньо – концерты с Бамбергским симфоническим оркестром, Российским национальным оркестром, Симфоническим оркестром Киото.