Оркестр Московской филармонии, Юрий Симонов, Клара-Джуми Кан : Московская государственная академическая филармония

    Оркестр Московской филармонии,
    Юрий Симонов, Клара-Джуми Кан

    5 февраля 2017

    Большой зал Консерватории

    схема проезда
    Академический симфонический оркестр
    Московской филармонии
    Дирижёр – Юрий Симонов
    Клара-Джуми Кан (скрипка), лауреат XV Международного конкурса имени П. И. Чайковского
    В программе:
    Бетховен
    Увертюра к опере «Фиделио»
    Брамс
    Концерт для скрипки с оркестром

    Вагнер – Х. де Влигер
    «Кольцо, оркестровое приключение» по тетралогии «Кольцо нибелунга»

    12+

    Абонемент №73:

    К 65-летию оркестра. Академический симфонический оркестр Московской филармонии

                                       

    Один из лучших столичных коллективов, Академический симфонический оркестр Московской филармонии, отмечает в нынешнем сезоне 65-летие с момента создания. Каждый концерт оркестра вызывает огромный интерес у публики. 

    В предстоящей программе примет участие одна из фавориток последнего конкурса имени П. И. Чайковского Клара Джуми Кан. О ее неповторимом стиле и  исполнительском почерке член жюри конкурса, знаменитый скрипач Вадим Репин, сказал:  «В ее игре встречались совершенно сумасшедшие трактовки, но это ее стиль, даже жизненная позиция, и она меня убедила». Вне сомнения, ее трактовка скрипичного концерта Брамса станет для нас серьезным открытием. 

    Еще одна яркая страница этого концерта – «Кольцо, оркестровое приключение», созданное Хансом де Влигером по вагнеровской оперной тетралогии «Кольцо нибелунга». Это сочинение музыкальные критики оценили поначалу как самую настоящую авантюру. Однако красочное оркестровое полотно в репертуар многих мировых оркестров и уже звучало в столице. Теперь и у филармонических слушателей есть возможность оценить этот масштабный музыкальный замысел. 


    Академический симфонический оркестр Московской филармонии

    Академический симфонический оркестр Московской филармонии на протяжении всей своей истории входит в число лучших отечественных оркестров и достойно представляет российскую музыкальную культуру за рубежом. 

    Оркестр создан в сентябре 1951 года при Всесоюзном радиокомитете, в 1953 году вошел в штат Московской филармонии. Его художественный облик и исполнительская манера формировались под руководством прославленных отечественных дирижеров. Первым художественным руководителем и главным дирижером коллектива был Самуил Самосуд (1951–1957). В 1957–1959 гг. за оркестром, который возглавил Натан Рахлин, закрепилась слава одного из лучших в СССР. В 1958 году на I Международном конкурсе имени Чайковского оркестр под руководством Кирилла Кондрашина сопровождал триумфальное выступление Вэна Клайберна, а в 1960 году первым из отечественных симфонических коллективов совершил гастроли по США.

    Кирилл Кондрашин возглавлял Симфонический оркестр Московской филармонии на протяжении 16 лет (1960–1976). Эти годы стали важной вехой в истории коллектива: маэстро провел премьеры Четвертой и Тринадцатой симфоний Шостаковича, его же поэмы «Казнь Степана Разина», кантаты «К 20-летию Октября» Прокофьева, исполнил и записал многие симфонии Малера. В 1973 году оркестру было присвоено звание академического. Еще больше музыки ХХ века оркестр играл под руководством Дмитрия Китаенко (1976–1990), в том числе премьеры сочинений Хренникова, Денисова, Шнитке, Буцко, Тищенко. Впервые в СССР прозвучали «Турангалила» Мессиана, кантата «Звездоликий» и «Заупокойные песнопения» Стравинского. В дальнейшем коллективом руководили Василий Синайский (1991–1996) и Марк Эрмлер (1996–1998). 

    За пультом оркестра стояли крупнейшие отечественные и зарубежные дирижеры – Андре Клюитанс, Игорь Маркевич, Шарль Мюнш, Зубин Мета, Джордже Энеску, Неэме Ярви, Марис Янсонс, Джансуг Кахидзе, Курт Мазур, Евгений Светланов, композиторы Бенджамин Бриттен, Игорь Стравинский, Кшиштоф Пендерецкий. Именно с этим коллективом связан единственный дирижерский опыт Святослава Рихтера. С оркестром играли практически все крупнейшие солисты второй половины XX века: Исаак Стерн, Иегуди Менухин, Гленн Гульд, Эмиль Гилельс, Давид Ойстрах, Леонид Коган, Даниил Шафран, Яков Флиер, Николай Петров, Мстислав Ростропович, Владимир Крайнев, Маурицио Поллини, Элисо Вирсаладзе, Наталия Гутман и многие другие. Оркестр записал более 350 пластинок и CD, многие из которых удостоены высших международных наград в области аудиозаписи и пользуются спросом до сих пор. 

    Новый этап в истории оркестра Московской филармонии начался в 1998 году, когда его возглавил народный артист СССР Юрий Симонов. Под его руководством коллектив добился выдающихся творческих достижений. Сегодня оркестр – одна из опор российской филармонической жизни, часто выступает в городах России (за последние десять лет они дали концерты в более чем 40 городах), успешно гастролирует в Великобритании, Германии, Испании, Японии, Гонконге, Китае, Корее. 

    В последние десятилетия с оркестром выступали выдающиеся музыканты современности: Марк-Андре Амлен, Валерий Афанасьев, Юрий Башмет, Борис Березовский, Юйцзя Ван, Максим Венгеров, Штефан Владар, Хибла Герзмава, Давид Герингас, Барри Дуглас, Лилия Зильберштейн, Суми Чо, Лора Клейкомб, Александр Князев, Сергей Крылов, Джон Лилл, 

    Николай Луганский, Константин Лифшиц, Олег Майзенберг, Денис Мацуев, Екатерина Мечетина, Виктория Муллова, Даниэль Поллак, Вадим Репин, Сергей Ролдугин, Дмитрий Ситковецкий, Виктор Третьяков; дирижеры Лучано Акочелла, Семен Бычков, Александр Ведерников, Михаэль Гюттлер, Александр Дмитриев, Марко Замбелли, Томас Зандерлинг, Александр Лазарев, Андрес Мустонен, Василий Петренко, Бенжамин Пьоннье, Гинтарас Ринкявичюс, Александр Сладковский, Леонард Слаткин, Саулюс Сондецкис, Антонино Фольяни, Марис Янсонс и многие другие. 

    Один из приоритетов оркестра – работа с новым поколением музыкантов: в рамках цикла «Звезды XXI века» коллектив сотрудничает с одаренными солистами, начинающими путь на большую сцену, приглашает в свои филармонические абонементы молодых артистов. Оркестр – неизменный участник международных и Всероссийских мастер-курсов для молодых дирижеров Юрия Симонова, организованных Московской филармонией. 

    Деятельность маэстро Симонова и оркестра в значительной степени направлена на воспитание юных слушателей. Огромную популярность завоевал абонементный цикл «Сказки с оркестром», проходящий в Москве и во многих городах России с участием звезд театра и кино. Среди них – Марина Александрова, Мария Аронова, Алена Бабенко, Валерий Баринов, Сергей Безруков, Анна Большова, Ольга Будина, Валерий Гаркалин, Сергей Гармаш, Нонна Гришаева, Екатерина Гусева, Евгения Добровольская, Михаил Ефремов, Евгений Князев, Авангард Леонтьев, Павел Любимцев, Дмитрий Назаров, Александр Олешко, Ирина Пегова, Юлия Пересильд, Михаил Пореченков, Евгения Симонова, Григорий Сиятвинда, Даниил Спиваковский, Юрий Стоянов, Евгений Стычкин, Виктория Толстоганова, Михаил Трухин, Геннадий Хазанов, Чулпан Хаматова, Сергей Шакуров. Этот проект принес маэстро Симонову звание лауреата Премии Мэрии Москвы в области литературы и искусства за 2008 год. В 2010 году Юрий Симонов и оркестр стали лауреатами Премии национальной газеты «Музыкальное обозрение» в номинации «Дирижер и оркестр». 

    В последние годы коллектив представил ряд московских, российских и мировых премьер. Прозвучали сочинения Андрея Эшпая, Бориса Тищенко, Кшиштофа Пендерецкого, Филипа Гласса, Александра Чайковского, Сергея Слонимского, Валентина Сильвестрова, Эдуарда Артемьева, Геннадия Гладкова, Софии Губайдулиной, Алексея Рыбникова, Ефрема Подгайца, Кузьмы Бодрова и других композиторов. В сезоне 2019/20 оркестр гастролирует в Великобритании и Германии, в ноябре 2019 года сопровождает выступления конкурсантов на III Всероссийском музыкальном конкурсе по специальности «оперно-симфоническое дирижирование», жюри которого возглавляет Юрий Симонов, традиционно участвует в открытии и закрытии XX Международного телевизионного конкурса юных музыкантов «Щелкунчик».

    Юрий Симонов

    Юрий Симонов родился в 1941 году в Саратове. Окончил Ленинградскую консерваторию по классу альта у Юрия Крамарова (1965) и по дирижированию у Николая Рабиновича (1969). В 1966 году стал лауреатом II Всесоюзного конкурса дирижеров в Москве, в 1967 – главным дирижером оркестра Кисловодской филармонии. В 1968 году выиграл V конкурс дирижеров Национальной академии Санта-Чечилия в Риме, оказавшись первым советским дирижером – победителем международного конкурса. Вскоре Евгений Мравинский пригласил его на должность ассистента в Заслуженный коллектив Республики Академический симфонический оркестр Ленинградской филармонии.

    В январе 1969 Симонов дебютировал в Большом театре оперой «Аида», в феврале был назначен главным дирижером и занимал этот пост в течение 15 лет. Под управлением Симонова состоялись премьеры опер «Руслан и Людмила» Глинки, «Псковитянка» Римского-Корсакова, «Так поступают все женщины» Моцарта, «Кармен» Бизе, «Замок герцога Синяя Борода» Бартока, балетов «Золотой век» Шостаковича, «Анна Каренина» Щедрина, «Деревянный принц» Бартока. Постановка оперы Вагнера «Золото Рейна» (1979) ознаменовала возвращение творчества композитора на сцену театра после почти сорокалетнего отсутствия.

    В 1980-е и 1990-е годы Симонов выступал с крупнейшими оркестрами Европы, США, Канады, Японии. Участвовал в международных фестивалях, осуществил ряд постановок в крупнейших театрах мира. В 1982 дебютировал оперой Чайковского «Евгений Онегин» в лондонском Ковент-Гарден, четыре года спустя там же поставил «Травиату» Верди. За ней последовали «Аида» в Бирмингеме, «Дон Карлос» в Лос-Анджелесе и Гамбурге, «Сила судьбы» в Марселе, «Так поступают все женщины» Моцарта в Генуе, «Саломея» Р. Штрауса во Флоренции, «Хованщина» Мусоргского в Сан-Франциско, «Евгений Онегин» в Далласе, «Пиковая дама» в Праге, Будапеште и в Париже, оперы Вагнера в Будапеште.

    В начале 1990-х Симонов был главным приглашенным дирижером Филармонического оркестра в Буэнос-Айресе (Аргентина), а с 1994 по 2002 – музыкальным директором Бельгийского национального оркестра в Брюсселе (ONB). В 2001 году основал оркестр Liszt-Wagner в Будапеште. Более тридцати лет – постоянный приглашенный дирижер Венгерского национального оперного театра, где поставил десять опер Вагнера, включая тетралогию «Кольцо нибелунга». Кроме оперных постановок и концертов со всеми будапештскими оркестрами, маэстро с 1994 по 2008 гг. проводил летние международные мастер-курсы (Будапешт и Мишкольц), которые посетило более 100 молодых дирижеров из 30 стран мира.

    Творческую деятельность дирижер сочетает с преподавательской: с 1978 по 1991 гг. Симонов вел класс оперно-симфонического дирижирования в Московской консерватории, с 1985 года – профессор. С 2006 года преподает в Санкт-Петербургской консерватории. Проводит мастер-классы в России и за рубежом: в Лондоне, Тель-Авиве, Алма-Ате, Риге. Летом 2013, 2014, 2017, 2018 годов Симонов делился своим мастерством с молодыми дирижерами на международных мастер-классах, организованных Московской филармонией. Маэстро участвовал в работе жюри дирижерских конкурсов во Флоренции, Токио, Будапеште. В 2011 и 2015 гг. возглавлял жюри по специальности «оперно-симфоническое дирижирование» на Всероссийском музыкальном конкурсе в Москве.

    С 1998 года – художественный руководитель и главный дирижер Академического симфонического оркестра Московской филармонии. За годы его работы с коллективом сыграно более двухсот программ в Москве, состоялись многочисленные гастроли по России, США, Великобритании, Германии, Испании, Китаю, Южной Корее, Японии и другим странам. Дискография маэстро представлена записями на фирмах «Мелодия», EMI, Collins Classics, Cypres, Hungaroton, Le Chant du Mondе, Pannon Classic, Sonora, Tring International, видеофильмами его спектаклей в Большом театре (лейбл Кultur, США).

    Юрий Симонов – народный артист СССР (1981), профессор (1985), кавалер ордена Почета РФ (2001), награжден «Офицерским крестом» Венгерской Республики, «Орденом Командора» Румынии и «Орденом за заслуги в культуре» Польской Республики. «Дирижер года» по рейтингу газеты «Музыкальное обозрение» (сезон 2005/06), лауреат Премии Мэрии Москвы в области литературы и искусства за 2008 год. В 2011 году награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени.

    Клара-Джуми Кан

    Скрипачка Клара-Джуми Кан привлекла международное внимание благодаря своему впечатляющему выступлению на XV Международном конкурсе имени П. И. Чайковского в Москве (2015). Техническое совершенство, эмоциональная зрелость, редкое чувство вкуса и неповторимое обаяние артистки покорили музыкальных критиков и просвёщенную публику, а авторитетное международное жюри присудило ей звание лауреата и IV премию.

    Клара-Джуми Кан родилась в Германии в музыкальной семье. Начав учиться игре на скрипке в возрасте трёх лет, она уже через год поступила в Мангеймскую высшую школу музыки в класс В. Градова, затем продолжила занятия в Высшей школе музыки в Любеке у З. Брона. В семь лет Клара начала обучаться в Джульярдской школе в классе Д. Делей. К тому времени за её плечами уже были выступления с оркестрами из Германии, Франции, Южной Кореи и США, в том числе с оркестром лейпцигского Гевандхауза, Симфоническим оркестром Гамбурга и Филармоническим оркестром Сеула. В возрасте 9 лет она участвовала в записи Тройного концерта Бетховена и выпустила сольный диск на лейбле Teldec. Скрипачка продолжила образование в Корейском национальном университете искусств в классе Нам Юн Ким и в Высшей школе музыки в Мюнхене под руководством К. Поппена. Во время учёбы завоевала награды на крупных международных конкурсах: имени Т. Варги, в Сеуле, Ганновере, Сендае и Индианаполисе. 

    Клара-Джуми Кан выступала с сольными концертами и в сопровождении оркестров во многих городах Европы, Азии и США, в том числе на сцене Карнеги-холла в Нью-Йорке, амстердамского Консертгебау, зала De Doelen в Роттердаме, Сантори-холла в Токио, Большого зала Московской консерватории и Концертного зала имени П. И. Чайковского. 

    Среди её партнёров по сцене многие известные коллективы – Солисты Дрезденской капеллы, Венский камерный оркестр, Камерный оркестр Кёльна, Kremerata Baltica, Оркестр Романдской Швейцарии, Роттердамский филармонический, Токийский филармонический и Токийский симфонический оркестр «Метрополитен», оркестры Мариинского театра, Московской и Санкт-Петербургской филармоний, «Виртуозы Москвы», Национальный филармонический оркестр России, многие коллективы из США и Южной Кореи. Клара-Джуми сотрудничала со знаменитыми дирижёрами – Мюнг Вун Чунгом, Жильбером Варгой, Хартмутом Хенхеном, Хайнцем Холлигером, Юрием Темиркановым, Валерием Гергиевым, Владимиром Спиваковым, Владимиром Федосеевым и другими. 

    Скрипачка выступает на многих фестивалях камерной музыки в Азии и Европе, играет с известными солистами – Гидоном Кремером, Мишей Майским, Борисом Березовским, Юлианом Рахлиным, Ги Браунштейном, Борисом Андриановым, Максимом Рысановым. Регулярно принимает участие в проектах ансамбля Spectrum Concerts Berlin. 

    В 2011 году Кан записала сольный альбом Modern Solo на фирме Decca, в который вошли произведения Шуберта, Эрнста и Изаи. В 2016 году на той же фирме вышел новый диск со скрипичными сонатами Брамса и Шумана, записанный с корейской пианисткой, лауреатом конкурса имени П. И. Чайковского, Йол Юм Сон. 

    Клара-Джуми Кан удостоена Daewon Music Award за выдающиеся концертные достижения на мировой сцене и Kumho Musician of the year. В 2012 году крупнейшая корейская газета DongA включила артистку в сотню наиболее многообещающих и влиятельных людей будущего. 

    Среди выступлений сезона 2017-2018 – дебют с Симфоническим оркестром NHK, гастроли по Европе с фестивальным оркестром Тхонъёна под управлением Хайнца Холлигера, концерты с Сеульским филармоническим оркестром и Камерным оркестром Кёльна под управлением Кристофа Поппена, Филармоническим оркестром Познани под управлением Андрея Борейко и с Государственным оркестром Рейнской филармонии в амстердамском Консертгебау. 

    В настоящее время Клара-Джуми Кан живёт в Мюнхене и играет на скрипке Страдивари ‘ex-Strauss’ 1708 года, предоставленной ей фондом Samsung Cultural Foundation.