23 июня 2021
Концертный зал имени П. И. Чайковского
схема проезда
Абонемент №24:
Музыкальная палитра. Московский государственный академический симфонический оркестр под управлением Павла Когана
Московский государственный академический симфонический оркестр был основан в 1943 году Правительством СССР и является одним из старейших симфонических оркестров России. В апреле 2023 года ему исполнилось 80 лет.
Первым главным дирижером коллектива стал дирижер Большого театра, народный артист СССР Лев Штейнберг. Он возглавлял оркестр до конца жизни (1945). Затем коллективом руководили прославленные советские музыканты Леонид Худолей (1945–1948), Николай Аносов (1948–1951), Виктор Смирнов (1951–1953), Лео Гинзбург (1953–1955), Михаил Тэриан (1955–1960), Вероника Дударова (1960–1989) и Павел Коган (1989–2022). Благодаря сотрудничеству с ними оркестр стал одним из лучших симфонических ансамблей страны, известным в первую очередь исполнениями русской и советской классики, в том числе премьерами сочинений Прокофьева, Мясковского, Шостаковича, Глиэра.
Визитной карточкой оркестра стали грандиозные монографические циклы – полные собрания симфонических сочинений Брамса, Бетховена, Шуберта, Шумана, Р. Штрауса, Мендельсона, Малера, Брукнера, Сибелиуса, Дворжака, Чайковского, Глазунова, Рахманинова, Прокофьева, Шостаковича, Скрябина, Берлиоза, Дебюсси, Равеля. Программы коллектива состоят из симфонической, оперной и вокально-симфонической классики, сочинений современных композиторов, множества забытых и незнакомых слушателям произведений, киномузыки, камерных опусов.
Оркестр создал коллекцию записей, включающую CD и DVD со студийными и концертными исполнениями, радио- и телевизионные трансляции. Постоянно расширяется уникальный контент социальных сетей коллектива, пользующийся большой популярностью. Деятельность МГАСО широко освещается федеральными и региональными СМИ.
МГАСО ежегодно дает концерты на главных сценах Москвы, много гастролирует в российских регионах. Активно выступает как с отечественными дирижерами и солистами, так и с зарубежными музыкантами. Участвует в конкурсах молодых исполнителей и предоставляет возможность профессионального развития выпускникам музыкальных вузов России. В 2020 году впервые принял участие в VII Международном фестивале актуальной музыки «Другое пространство».
Василий Синайский – один из наиболее авторитетных российских дирижеров. Родился в 1947 году в Коми АССР. Обучался в Ленинградской государственно консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова и аспирантуре по специальности «симфоническое дирижирование» в классе профессора Ильи Мусина. В 1973 году завоевал Золотую медаль на одном из самых престижных дирижерских состязаний – конкурсе Фонда Герберта фон Караяна в Берлине, после чего стал ассистентом Кирилла Кондрашина в оркестре Московской филармонии (1973–1976). В 1976–1989 гг. руководил Государственным симфоническим оркестром Латвийской ССР и преподавал в Латвийской государственной консерватории в Риге. В 1981 году был удостоен звания «Народный артист Латвийской ССР».
После возвращения в Москву (1989) занимал пост главного дирижера Государственного малого симфонического оркестра СССР, работал в Большом театре. В 1991–1996 гг. возглавлял Академический симфонический оркестр Московской филармонии, в 2000–2002 гг. – Госоркестр России. В качестве главного приглашенного дирижера сотрудничал с Нидерландским симфоническим оркестром. В 1996–2012 гг. – главный приглашенный дирижер Филармонического оркестра Би-би-си, с которым гастролировал в странах Европы и в Китае, часто выступал на фестивале BBC Proms, в 2006 году на фестивале «Шостакович и его герои» (Shostakovich and His Heroes) в Манчестере с большим успехом исполнил симфонии композитора. В 2007–2011 гг. занимал пост главного дирижера Симфонического оркестра Мальмё (Швеция). В настоящее время – почетный дирижер Филармонического оркестра Би-би-си, Симфонического оркестра Мальмё и Национального симфонического оркестра Латвии.
Синайский сотрудничал со многими ведущими оркестрами мира, среди которых Заслуженный коллектив России Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии, Российский национальный оркестр, Королевский оркестр Консертгебау (Амстердам), Чешский филармонический оркестр, оркестр лейпцигского Гевандхауса, Лондонский филармонический оркестр и оркестр «Филармония», Симфонический оркестр Би-би-си, Симфонический оркестр Бирмингема, Королевский Шотландский национальный оркестр, Венский симфонический оркестр, Симфонический оркестр Берлинского радио, Дрезденский филармонический оркестр, Филармонический оркестр Хельсинки, Лос-Анджелесский филармонический оркестр, Национальный симфонический оркестр Вашингтона, Кливлендский оркестр, Филадельфийский оркестр, Новый японский филармонический оркестр, оркестры Цинциннати, Хьюстона, Гонконга, Сеула, Сиднея, Мельбурна и Сан-Паулу. С сезона 2020/21 – художественный руководитель Филармонического оркестра имени Яначека в Остраве (Чехия).
Василий Синайский – крупный оперный дирижер, осуществивший ряд постановок в России и за рубежом. В их числе «Мавра» Стравинского и «Иоланта» Чайковского с Национальным оркестром Франции, «Франческа да Римини» Рахманинова и «Иоланта» в венском театре Ан дер Вин, «Пиковая дама» Чайковского в Дрездене, Берлине, Будапеште и Карлсруэ, «Иоланта» в Валлийской национальной опере, «Огненный ангел» Прокофьева и «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича в берлинской Комише Опер, «Кармен» Бизе и «Кавалер розы» Р. Штрауса в Английской национальной опере, «Борис Годунов» Мусоргского в Опере Сан-Франциско, «Борис Годунов» и «Пиковая дама» с труппами Большого театра и Латвийской государственной оперы.
В сезоне 2009/10 Василий Синайский начал сотрудничество с Большим театром России в качестве постоянного приглашенного дирижера, в 2010–2013 гг. был главным дирижером и музыкальным руководителем театра. В качестве дирижера-постановщика осуществил премьеры опер «Золотой петушок» Римского-Корсакова (режиссер – Кирилл Серебренников), «Князь Игорь» Бородина, «Летучий голландец» Вагнера, «Дон Карлос» Верди, а также первую в истории Большого театра постановку оперы «Кавалер розы» Р. Штрауса (режиссер – Стивен Лоулесс).
Василий Синайский занимается преподавательской деятельностью, принимает участие в работе жюри международных конкурсов. Многочисленные записи дирижера (в основном с Филармоническим оркестром Би-би-си на студии Chandos Records, а также на Deutsche Grammophon и др.) включают сочинения Аренского, Балакирева, Глинки, Глиэра, Дворжака, Кабалевского, Лядова, Ляпунова, Рахманинова, Римского-Корсакова, Чайковского, Шимановского, Шостаковича, Шрекера, Щедрина. С Симфоническим оркестром Мальмё были записаны все симфонии Франца Шмидта (Naxos), с оркестром Московской филармонии – все симфонические поэмы Сибелиуса. Среди записей дирижера последних лет – фортепианные концерты Чайковского и Грига для лейбла PentaTone (с Симфоническим оркестром Берлинского радио, солист – Денис Кожухин).
Лукас Генюшас родился в 1990 году в Москве в семье пианистов Ксении Кнорре и Пятраса Генюшаса. В 2008 году окончил Московский государственный колледж музыкального исполнительства имени Ф. Шопена, в 2013 году – Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского (класс профессора Веры Горностаевой), после чего продолжил обучение в ассистентуре-стажировке МГК.
Победитель VII Молодежных Дельфийских игр России (2008) и Международного конкурса имени Джины Бахауэр в Солт-Лейк-Сити (2010). Лауреат международных конкурсов имени Фридерика Шопена в Варшаве (II премия, 2011) и имени П. И. Чайковского в Москве (II премия, 2015). Удостоен Немецкой фортепианной премии Deutscher Pianistenpreis (2012, Франкфурт).
Концерты пианиста проходят на таких престижных сценах, как Уигмор-холл (Лондон), Консертгебау (Амстердам), Лувр, зал Гаво и Театр Елисейских Полей (Париж), Театр Карло Феличе (Генуя), Консерватория имени Верди (Милан) и Большой зал Московской консерватории. Участвовал в фестивалях «Безумный день» (La Folle Journée) в Токио, «Рахлинские сезоны» и Concordia в Казани, «Лики современного пианизма» и «Площадь искусств» в Санкт-Петербурге, «Опера априори» и «Возвращение» в Москве, Летнем музыкальном фестивале в Торонто, фестивалях в Вербье, Ла-Рок-д’Антероне, Нанте, Тулузе, Лионе, Рейнгау, Руре, Локенхаусе, Брюсселе, Тель-Авиве, Екатеринбурге, Gilmore в Мичигане (США) и других.
Выступал с Филармоническим оркестром Радио Франс, Оркестром де Пари, Симфоническим оркестром Мариинского театра, Российским национальным оркестром, Заслуженным коллективом России Академическим симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии, Варшавским филармоническим оркестром, Государственным симфоническим оркестром Литвы, Симфоническим оркестром японской вещательной корпорации NHK, оркестрами Лиона, Бирмингема, Ставангера, Торонто, камерным оркестром «Кремерата Балтика» и другими коллективами.
Сотрудничал со многими известными музыкантами, среди которых Валерий Гергиев, Михаил Плетнёв, Юрий Темирканов, Леонард Слаткин, Шарль Дютуа, Андрей Борейко, Эса-Пекка Салонен, Туган Сохиев, Саулюс Сондецкис, Антоний Вит, Гинтарас Ринкявичюс, Гидон Кремер, Дмитрий Ситковецкий, Марио Брунелло, Миша Майский, Джошуа Белл, Павел Нерсесьян, Государственный квартет имени А. П. Бородина. Совместно с пианисткой Анной Генюшене проводил NikoFest в московской Галерее искусств Niko.
С 2015 года – артист благотворительного проекта Looking at the Stars («Глядя на звезды») в Торонто, в рамках которого классическая музыка звучит для людей, находящихся в больницах, приютах и тюрьмах.
В дискографии пианиста – записи произведений Шопена, Рахманинова, Бетховена и Брамса, выпущенные фирмами NIFC, Art Classic, Piano Classics и DUX. Несколько альбомов Генюшас записал для фирмы «Мелодия». Это сольный диск «Эмансипация консонанса» с произведениями Десятникова, Рябова и Арзуманова (2015), скрипичные пьесы Стравинского, Чайковского и Десятникова (с Айленом Притчиным, 2016), 24 прелюдии и фуги Всеволода Задерацкого (совместно с другими пятью пианистами, 2016), фортепианные трио Шостаковича, Вайнберга и Равеля (с Айленом Притчиным и Александром Бузловым, 2017), Концерт № 1 Шостаковича (с Государственным симфоническим оркестром Республики Татарстан под управлением Александра Сладковского, 2017), а также произведения для виолончели и фортепиано Шуберта, Прокофьева, Бориса Чайковского, Десятникова (с Александром Бузловым, 2020). Собрание сонат Прокофьева, выпущенное под французским лейблом Mirare (2018), было удостоено в 2019 году премии Diapason d’Or. В 2020 году на той же фирме был записан альбом музыки Шопена (Соната № 3 и избранные мазурки).