Московский государственный академический симфонический оркестр под управлением Павла Когана, Василий Синайский, Лукас Генюшас : Московская государственная академическая филармония

Концертный зал имени П. И. Чайковского

Язык музыки. Гармония

  • LIVE
Закрыть

В продаже Детские абонементы, абонементы Камерного зала и Малого зала Филармонии-2 сезона 2025-2026
В продаже билеты на концерты:
Ансамбль имени А. В. Александрова 23 марта
Денис Мацуев 1 апреля
Абонементы Концертного зала Чайковского сезона 2025-2026 в продаже
Абонемент № 29 поступит в продажу в июне

    Московский государственный
    академический симфонический
    оркестр под управлением Павла Когана,
    Василий Синайский, Лукас Генюшас

    23 июня 2021

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    В программе:
    Сметана
    «Влтава» из симфонического цикла «Моя Родина»
    Шопен
    Концерт № 1 для фортепиано с оркестром
    Рахманинов
    Симфония № 2

    6+

    Абонемент №24:

    Музыкальная палитра. Московский государственный академический симфонический оркестр под управлением Павла Когана

    Московский государственный академический симфонический оркестр

    Московский государственный академический симфонический оркестр был основан в 1943 году Правительством СССР и является одним из старейших симфонических оркестров России.

    Первым главным дирижером коллектива стал дирижер Большого театра, народный артист СССР Лев Штейнберг, возглавлявший оркестр до конца жизни (1945). В дальнейшем коллективом руководили прославленные советские музыканты Леонид Худолей (1945–1948), Николай Аносов (1948–1951), Виктор Смирнов (1951–1953), Лео Гинзбург (1953–1955), Михаил Тэриан (1955–1960), Вероника Дударова (1960–1989) и Павел Коган (1989–2022). Благодаря сотрудничеству с ними оркестр стал одним из лучших симфонических ансамблей страны, известным в первую очередь исполнениями русской и советской классики, в том числе премьерами сочинений Прокофьева, Мясковского, Шостаковича, Глиэра. В 2024 году художественным руководителем коллектива назначен Иван Никифорчин.

    Визитной карточкой оркестра стали грандиозные монографические циклы – полные собрания симфонической музыки Брамса, Бетховена, Шуберта, Шумана, Р. Штрауса, Мендельсона, Малера, Брукнера, Сибелиуса, Дворжака, Чайковского, Глазунова, Рахманинова, Прокофьева, Шостаковича, Скрябина, Берлиоза, Дебюсси, Равеля. Наряду с признанной классикой репертуар коллектива включает сочинения современных композиторов, множество забытых и малоизвестных партитур, киномузыку, камерные опусы. В 2024 году в программах оркестра прошли премьеры шести произведений Рашида Калимуллина и Ле Ты Миня (Вьетнам).

    Оркестр создал коллекцию записей, включающую CD и DVD со студийными и концертными исполнениями, радио- и телевизионные трансляции. В 2023 году МГАСО принял участие в записи антологии хоровой музыки Родиона Щедрина к 90-летию композитора, а также симфонической поэмы Genesis Баруха Берлинера; в 2024 году – в записи симфонической сказки «Петя и волк» Прокофьева и фрагментов музыки балета «Золотой ключик» Вайнберга.

    МГАСО ежегодно дает концерты на главных сценах Москвы, много гастролирует в российских регионах, сотрудничает с российскими и зарубежными солистами и дирижерами. Участвует в конкурсах молодых исполнителей и предоставляет возможность профессионального развития выпускникам музыкальных вузов России.В 2023 году оркестр принимал участие в Международном конкурсе пианистов, композиторов и дирижеров имени С. В. Рахманинова, XI Международном юношеском конкурсе имени П. И. Чайковского, V Всероссийском конкурсе молодых музыкантов «Созвездие» в ОЦ «Сириус», в 2024 году – в I Международном конкурсе молодых музыкантов «Симфония Ямала», III Всероссийском конкурсе молодых композиторов «Партитура».

    В 2020 году оркестр принимал участие в VII Международном фестивале актуальной музыки «Другое пространство», в 2023 году – в гала-концерте Дениса Мацуева Crescendo в рамках музыкального фестиваля «Сириус», фестивале «Хибла Герзмава приглашает...», зимнем и летнем музыкальных фестивалях «Зарядье», программе «Всероссийские филармонические сезоны» Министерства культуры РФ, в 2024 году стал резидентом фестиваля «Территория мира – территория музыки» в Калининграде, участвовал в X Международном музыкальном Гаврилинском фестивале в Вологде.

    Василий Синайский

    Василий Синайский – один из наиболее авторитетных российских дирижеров. Родился в 1947 году в Коми АССР. Обучался в Ленинградской государственно консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова и аспирантуре по специальности «симфоническое дирижирование» в классе профессора Ильи Мусина. В 1973 году завоевал Золотую медаль на одном из самых престижных дирижерских состязаний – конкурсе Фонда Герберта фон Караяна в Берлине, после чего стал ассистентом Кирилла Кондрашина в оркестре Московской филармонии (1973–1976). В 1976–1989 гг. руководил Государственным симфоническим оркестром Латвийской ССР и преподавал в Латвийской государственной консерватории в Риге. В 1981 году был удостоен звания «Народный артист Латвийской ССР».

    После возвращения в Москву (1989) занимал пост главного дирижера Государственного малого симфонического оркестра СССР, работал в Большом театре. В 1991–1996 гг. возглавлял Академический симфонический оркестр Московской филармонии, в 2000–2002 гг. – Госоркестр России. В качестве главного приглашенного дирижера сотрудничал с Нидерландским симфоническим оркестром. В 1996–2012 гг. – главный приглашенный дирижер Филармонического оркестра Би-би-си, с которым гастролировал в странах Европы и в Китае, часто выступал на фестивале BBC Proms, в 2006 году на фестивале «Шостакович и его герои» (Shostakovich and His Heroes) в Манчестере с большим успехом исполнил симфонии композитора. В 2007–2011 гг. занимал пост главного дирижера Симфонического оркестра Мальмё (Швеция). В настоящее время – почетный дирижер Филармонического оркестра Би-би-си, Симфонического оркестра Мальмё и Национального симфонического оркестра Латвии. 

    Синайский сотрудничал со многими ведущими оркестрами мира, среди которых Заслуженный коллектив России Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии, Российский национальный оркестр, Королевский оркестр Консертгебау (Амстердам), Чешский филармонический оркестр, оркестр лейпцигского Гевандхауса, Лондонский филармонический оркестр и оркестр «Филармония», Симфонический оркестр Би-би-си, Симфонический оркестр Бирмингема, Королевский Шотландский национальный оркестр, Венский симфонический оркестр, Симфонический оркестр Берлинского радио, Дрезденский филармонический оркестр, Филармонический оркестр Хельсинки, Лос-Анджелесский филармонический оркестр, Национальный симфонический оркестр Вашингтона, Кливлендский оркестр, Филадельфийский оркестр, Новый японский филармонический оркестр, оркестры Цинциннати, Хьюстона, Гонконга, Сеула, Сиднея, Мельбурна и Сан-Паулу. С сезона 2020/21 – художественный руководитель Филармонического оркестра имени Яначека в Остраве (Чехия). 

    Василий Синайский – крупный оперный дирижер, осуществивший ряд постановок в России и за рубежом. В их числе «Мавра» Стравинского и «Иоланта» Чайковского с Национальным оркестром Франции, «Франческа да Римини» Рахманинова и «Иоланта» в венском театре Ан дер Вин, «Пиковая дама» Чайковского в Дрездене, Берлине, Будапеште и Карлсруэ, «Иоланта» в Валлийской национальной опере, «Огненный ангел» Прокофьева и «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича в берлинской Комише Опер, «Кармен» Бизе и «Кавалер розы» Р. Штрауса в Английской национальной опере, «Борис Годунов» Мусоргского в Опере Сан-Франциско, «Борис Годунов» и «Пиковая дама» с труппами Большого театра и Латвийской государственной оперы. 

    В сезоне 2009/10 Василий Синайский начал сотрудничество с Большим театром России в качестве постоянного приглашенного дирижера, в 2010–2013 гг. был главным дирижером и музыкальным руководителем театра. В качестве дирижера-постановщика осуществил премьеры опер «Золотой петушок» Римского-Корсакова (режиссер – Кирилл Серебренников), «Князь Игорь» Бородина, «Летучий голландец» Вагнера, «Дон Карлос» Верди, а также первую в истории Большого театра постановку оперы «Кавалер розы» Р. Штрауса (режиссер – Стивен Лоулесс). 

    Василий Синайский занимается преподавательской деятельностью, принимает участие в работе жюри международных конкурсов. Многочисленные записи дирижера (в основном с Филармоническим оркестром Би-би-си на студии Chandos Records, а также на Deutsche Grammophon и др.) включают сочинения Аренского, Балакирева, Глинки, Глиэра, Дворжака, Кабалевского, Лядова, Ляпунова, Рахманинова, Римского-Корсакова, Чайковского, Шимановского, Шостаковича, Шрекера, Щедрина. С Симфоническим оркестром Мальмё были записаны все симфонии Франца Шмидта (Naxos), с оркестром Московской филармонии – все симфонические поэмы Сибелиуса. Среди записей дирижера последних лет – фортепианные концерты Чайковского и Грига для лейбла PentaTone (с Симфоническим оркестром Берлинского радио, солист – Денис Кожухин).

    Лукас Генюшас

    Лукас Генюшас родился в 1990 году в Москве в семье пианистов Ксении Кнорре и Пятраса Генюшаса. В 2008 году окончил Московский государственный колледж музыкального исполнительства имени Ф. Шопена, в 2013 году – Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского (класс профессора Веры Горностаевой), после чего продолжил обучение в ассистентуре-стажировке МГК. 

    Победитель VII Молодежных Дельфийских игр России (2008) и Международного конкурса имени Джины Бахауэр в Солт-Лейк-Сити (2010). Лауреат международных конкурсов имени Фридерика Шопена в Варшаве (II премия, 2011) и имени П. И. Чайковского в Москве (II премия, 2015). Удостоен Немецкой фортепианной премии Deutscher Pianistenpreis (2012, Франкфурт).

    Концерты пианиста проходят на таких престижных сценах, как Уигмор-холл (Лондон), Консертгебау (Амстердам), Лувр, зал Гаво и Театр Елисейских Полей (Париж), Театр Карло Феличе (Генуя), Консерватория имени Верди (Милан) и Большой зал Московской консерватории. Участвовал в фестивалях «Безумный день» (La Folle Journée) в Токио, «Рахлинские сезоны» и Concordia в Казани, «Лики современного пианизма» и «Площадь искусств» в Санкт-Петербурге, «Опера априори» и «Возвращение» в Москве, Летнем музыкальном фестивале в Торонто, фестивалях в Вербье, Ла-Рок-д’Антероне, Нанте, Тулузе, Лионе, Рейнгау, Руре, Локенхаусе, Брюсселе, Тель-Авиве, Екатеринбурге, Gilmore в Мичигане (США) и других. 

    Выступал с Филармоническим оркестром Радио Франс, Оркестром де Пари, Симфоническим оркестром Мариинского театра, Российским национальным оркестром, Заслуженным коллективом России Академическим симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии, Варшавским филармоническим оркестром, Государственным симфоническим оркестром Литвы, Симфоническим оркестром японской вещательной корпорации NHK, оркестрами Лиона, Бирмингема, Ставангера, Торонто, камерным оркестром «Кремерата Балтика» и другими коллективами. 

    Сотрудничал со многими известными музыкантами, среди которых Валерий Гергиев, Михаил Плетнёв, Юрий Темирканов, Леонард Слаткин, Шарль Дютуа, Андрей Борейко, Эса-Пекка Салонен, Туган Сохиев, Саулюс Сондецкис, Антоний Вит, Гинтарас Ринкявичюс, Гидон Кремер, Дмитрий Ситковецкий, Марио Брунелло, Миша Майский, Джошуа Белл, Павел Нерсесьян, Государственный квартет имени А. П. Бородина. Совместно с пианисткой Анной Генюшене проводил NikoFest в московской Галерее искусств Niko. 

    С 2015 года – артист благотворительного проекта Looking at the Stars («Глядя на звезды») в Торонто, в рамках которого классическая музыка звучит для людей, находящихся в больницах, приютах и тюрьмах. 

    В дискографии пианиста – записи произведений Шопена, Рахманинова, Бетховена и Брамса, выпущенные фирмами NIFC, Art Classic, Piano Classics и DUX. Несколько альбомов Генюшас записал для фирмы «Мелодия». Это сольный диск «Эмансипация консонанса» с произведениями Десятникова, Рябова и Арзуманова (2015), скрипичные пьесы Стравинского, Чайковского и Десятникова (с Айленом Притчиным, 2016), 24 прелюдии и фуги Всеволода Задерацкого (совместно с другими пятью пианистами, 2016), фортепианные трио Шостаковича, Вайнберга и Равеля (с Айленом Притчиным и Александром Бузловым, 2017), Концерт № 1 Шостаковича (с Государственным симфоническим оркестром Республики Татарстан под управлением Александра Сладковского, 2017), а также произведения для виолончели и фортепиано Шуберта, Прокофьева, Бориса Чайковского, Десятникова (с Александром Бузловым, 2020). Собрание сонат Прокофьева, выпущенное под французским лейблом Mirare (2018), было удостоено в 2019 году премии Diapason d’Or. В 2020 году на той же фирме был записан альбом музыки Шопена (Соната № 3 и избранные мазурки).