15 апреля 2010
Камерный зал Филармонии
схема проездаКлавесин и виола да гамба во Франции XVIII века
Исполнители:
Петер Вагнер виола да гамба) /Чехия/
Татьяна Зенаишвили (клавесин)
В программе:
Ф.Куперен, А.Форкре, Ж.Дюфле, К.Бальбатр, М.Маре
4 апреля в Камерном зале Московской филармонии в рамках абонемента «Галантные игры французских клавесинистов» выступит звезда чешской школы исторического исполнительства — выдающийся пражский гамбист Пётр Вагнер. В галерее «Музыкальных портретов» XVIII века — французские композиторы Франсуа Куперен, Антуан Форкре, Жак Дюфле, Клод Бальбатр и Ролан Маре. Партию клавесина исполнит Татьяна Зенаишвили.
Пётр Вагнер получил блестящее музыкальное образование в Карловом Университете (Прага) и в Королевском колледже Холлоуэй Лондонского Университета, где начал заниматься на виоле да гамба под руководством проф. Ричарда Бутби. Занятия продолжились в Дрезденской Академии Старинной музыки (класс проф. Яапа тер Линдена) и Королевской Консерватории Гааги, где учился у Виланда Кёйкена.
Сегодня Пётр Вагнер – руководитель созданного им в 1998 году ансамбля Tourbillon, в котором играют всемирно признанные музыканты. Основу репертуара коллектива составляет западноевропейская музыка XVII-XVIII веков (Куперен, Бах, Марэ, Ребель, Перселл, Фишер, Гендель, и пр.). Помимо исполнительской деятельности, Петр Вагнер участвует в организации фестиваля Старинной музыки в Чешском Крумлове, а также преподает в Праге и во Вроцлаве (в Музыкальной академии Кароля Липинского).
К настоящему моменту выпущено около сорока компакт-дисков с участием Петра Вагнера. Его сольные записи музыки Шарля Долле (Dorian Recordings, 2003) и Готфрида Фингера (Arta, 2006) получили самые лучшие отзывы музыкальных критиков и горячо приняты ценителями аутентичного исполнительства во все мире. Весной 2010 года фирмой ACCENT будет выпущен еще один сольный диск музыканта: первая в истории запись «Пьес для виолы» Ролана Маре.
Татьяна Зенаишвили – доцент Московской консерватории (кафедра органа и клавесина), пианистка, органистка и клавесинистка. В 1991 г. была удостоена именной стипендии фондов Fondation des Treilles и Fondation Schlumberger pour la culture et la musique (Франция) и в 1991-1994 продолжила обучение во Франции в консерватории им. Дебюсси в Париже и в Высшей Национальной школе музыки в Бобиньи, где была удостоена четырех первых премий по классу клавесина и барочного ансамбля, дипломов Excellence по клавесину и генерал-басу.
Стажировалась по органу у Х.Фогеля (Ганновер), по клавесину – у Х.Дрейфюс (Париж), Б. ван Асперена (Амстердам) и Ф.Набуко-Сильвестра (Порто). В 1997 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему: «Органные сочинения Иоганна Пахельбеля: вопросы стиля и исполнительской интерпретации» (руководитель – И.А.Барсова). В 2000 г. за проект «История клавесинного исполнительства XVII, XVIII и XX веков» удостоена гранта Fulbright Госдепартамента США.
Сегодня Татьяна Зенаишвили ведет активную концертную деятельность. Она выступала в различных городах СНГ и Балтии, а также Великобритании (в том числе в Wigmore Hall в Лондоне в качестве солистки с оркестром), Португалии, Швеции, Франции, Германии, Канады, США и других странах. С 1998 является постоянным исполнителем и ведущим абонемента «Клавесинный Салон» в Государственном центральном музее музыкальной культуры им. М.И.Глинки – ежегодной серии концертов на раритетных исторических инструментах из фондов музея. С 2002 осуществляет новый цикл концертов «Антология клавирной музыки» в залах Московской консерватории, на которых исполняет произведения на разных клавишных инструментах – клавесине, органе и клавикорде.
Татьяна Зенаишвили – доцент Московской консерватории (кафедра органа и клавесина), пианистка, органистка и клавесинистка. Родилась в г. Николаеве (Украина). Училась в Музыкальном училище при Московской консерватории, затем окончила консерваторию по двум специальностям: фортепиано и орган, стажировалась в аспирантуре. Среди ее педагогов – Л.В.Рощина, Л.Б.Тимофеева, П.В.Месснер, Л.И.Ройзман, Н.Н.Гуреева.
В 1991 г. была удостоена именной стипендии фондов Fondation des Treilles и Fondation Schlumberger pour la culture et la musique (Франция) и в 1991-1994 продолжила обучение во Франции в консерватории им. Дебюсси в Париже и в Высшей Национальной школе музыки в Бобиньи, где была удостоена четырех первых премий по классу клавесина и барочного ансамбля, дипломов Excellence по клавесину и генерал-басу.
Стажировалась по органу у Х.Фогеля (Ганновер), по клавесину – у Х.Дрейфюс (Париж), Б. ван Асперена (Амстердам) и Ф.Набуко-Сильвестра (Порто).
В 1997 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему: «Органные сочинения Иоганна Пахельбеля: вопросы стиля и исполнительской интерпретации» (руководитель – И.А.Барсова).
В 2000 г. за проект «История клавесинного исполнительства XVII, XVIII и XX веков» удостоена гранта Fulbright Госдепартамента США.
С 1987 г. Татьяна Зенаишвили ведет активную концертную деятельность. Обширный концертный репертуар включает музыку XVI-XVIII и XX вв. Она выступала в различных городах СНГ и Балтии, а также Великобритании (в том числе в Wigmore Hall в Лондоне в качестве солистки с оркестром), Португалии, Швеции, Франции, Германии, Канады, США и других странах. С 1998 г. является постоянным исполнителем и ведущим абонемента «Клавесинный Салон» в Государственном центральном музее музыкальной культуры им. М. И. Глинки – ежегодной серии концертов на раритетных исторических инструментах из фондов музея.
С 2002 г. осуществляет новый цикл концертов «Антология клавирной музыки» в залах Московской консерватории, на которых исполняет произведения на разных клавишных инструментах – клавесине, органе и клавикорде.
Практически сразу после окончания образования Т.Зенаишвили начала преподавать в Московской консерватории. В разные годы работала в университете Northwestern (Чикаго, Иллинойс, США), а также в парижской «Ecole Normale de Musique» и консерватории им. Дебюсси (Франция). С 2004 г. она также преподает клавесин в Смольном институте свободных наук и искусств при Санкт-Петербургском государственном университете. Проводит курсы, мастер-классы, читает лекции.
Имеет записи:
«Клавесинная музыка XVIII века», серия «Музыкальные инструменты из коллекции Музея музыкальной культуры имени М. И. Глинки» – ГЦММК им Глинки, Москва, 2001.
«И. С. Бах. Гольдберг вариации на клавесине Бурката Шуди, 1766» – ГЦММК им. Глинки, Москва, 2003
«Итальянские клавесинисты русского двора XVIII века» – ГЦММК им. Глинки, Москва, 2006 г. (готовится к изданию).