Музыкальный Голливуд

    14 ноября 2014

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    В программе:

    Путешествие в глубь истории:
    Музыка из кинофильмов XX – XXI вв.
    Классические киномюзиклы
    Классический киномюзикл
    Музыка анимации (мультфильмов)
    Музыка жанра: мелодрама, экшн, триллер, фэнтези…

    12+

    Абонемент №23:

    По волнам нашей памяти

    Российский государственный симфонический оркестр кинематографии

    Коллектив ведет свою историю со времен «великого немого», когда в сентябре 1924 года в московском кинотеатре «Арс» на Тверской место перед экраном занял не пианист-тапер, а оркестр. Музыкальное сопровождение фильмов имело успех у зрителей, и вскоре коллектив, которым руководил композитор и дирижер Давид Блок, стал играть и в других кинозалах. Отныне и навсегда судьба оркестра была связана с кинематографом. В 1938 году оркестр, до этого момента не имевший постоянного состава, был приписан к студии «Союздетфильм». В 1943 году оркестр и хор «Союздетфильма» были выделены в самостоятельную единицу, коллектив получил статус государственного.

    Оркестр внес свою лепту в создание лучших фильмов довоенного и военного времени выдающихся режиссеров Сергея Эйзенштейна, Всеволода Пудовкина, Григория Александрова, Григория Козинцева, Ивана Пырьева. Во время войны был эвакуирован в Среднюю Азию, продолжая непрерывно работать практически над всеми отечественными фильмами и фронтовой хроникой. 1944 год ознаменовался двумя историческими событиями: оркестр принял участие в записи музыки Сергея Прокофьева к фильму «Иван Грозный» Сергея Эйзенштейна и дал концерт к своему двадцатилетию в Колонном зале Дома Союзов, который открывала только что записанная музыка Дмитрия Шостаковича к фильму «Зоя» Лео Арнштама. 

    В послевоенные десятилетия оркестр записывает музыку ко множеству фильмов, среди которых «Баллада о солдате» Григория Чухрая с музыкой Михаила Зива, «Война и мир» Сергея Бондарчука с музыкой Вячеслава Овчинникова, «Операция “Ы” и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука», «Двенадцать стульев», «Иван Васильевич меняет профессию» Леонида Гайдая с музыкой Александра Зацепина, «Тот самый Мюнхгаузен» Марка Захарова (музыка Алексея Рыбникова), «Мэри Поппинс, до свидания!» Леонида Квинихидзе (музыка Максима Дунаевского), «Место встречи изменить нельзя» Станислава Говорухина (музыка Евгения Геворгяна), «Москва слезам не верит» Владимира Меньшова (музыка Сергея Никитина), «Покровские ворота» Михаила Козакова (музыка Георгия Гараняна) и многие другие. 

    В 1993 году оркестр возглавил Сергей Скрипка, сумевший сохранить коллектив и поддержать его высокий исполнительский уровень. В числе работ оркестра последних лет – запись музыки Эдуарда Артемьева, Юрия Красавина, Артема Васильева, Анджело Бадаламенти и других композиторов к фильмам и сериалам «Солнечный удар» Никиты Михалкова, «Щелкунчик и Крысиный король», «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» Андрея Кончаловского, «Ликвидация», «Тихий Дон» и «Жизнь и судьба» Сергея Урсуляка, «Брестская крепость» и «Спитак» Александра Котта, «Достоевский», «Бесы» и «Меморандум Парвуса» Владимира Хотиненко, “Weekend” и «Конец прекрасной эпохи» Станислава Говорухина, «Время первых» Дмитрия Киселёва, «Легенда № 17» и «Экипаж» Николая Лебедева, «Сталинград» Фёдора Бондарчука, «Хождение по мукам» Константина Худякова, «Дух Соноры» (по рок-опере «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты») и «Литургия оглашенных» Алексея Рыбникова, «Медный всадник России» Василия Ливанова, «Собибор» Константина Хабенского и многим другим. 

    С оркестром сотрудничали лучшие отечественные композиторы – Исаак Дунаевский, Сергей Прокофьев, Дмитрий Шостакович, Георгий Свиридов, Эдисон Денисов, Альфред Шнитке, София Губайдулина, Андрей Петров, Родион Щедрин, Андрей Эшпай, Гия Канчели, Эдуард Артемьев, Геннадий Гладков, Владимир Дашкевич, Евгений Дога и другие. В разные годы за его пультом стояли Давид Блок, Александр Гаук, Василий Небольсин, Григорий Гамбург, Николай Аносов, Арий Пазовский, Николай Голованов, Геннадий Рождественский, Евгений Светланов, Марк Эрмлер, Газиз Дугашев, Вероника Дударова, Юрий Силантьев, Арнольд Ройтман, Эмин Хачатурян, Юрий Николаевский, Владимир Васильев, Мартин Нерсесян, Давид Штильман, Константин Кримец, Николай Соколов. С коллективом выступали Давид Ойстрах, Эмиль Гилельс, Иван Козловский, Мстислав Ростропович, Галина Вишневская, Борис Гмыря, Владимир Крайнев, Даниил Шафран, Александр Слободяник, Михаил Плетнёв, Дмитрий Хворостовский. 

    Оркестр – один из самых мобильных российских коллективов, способных играть в любых больших и малых составах, трансформироваться в эстрадный и джазовый ансамбль, совмещать концертную деятельность со студийной работой. Постоянно участвует в абонементах Московской филармонии, лучшими среди которых стали «Живая музыка экрана» на сцене Концертного зала имени Чайковского и «Кино без границ» в зале «Филармония-2». Свыше двух десятков лет сотрудничал с выдающимся лектором-музыковедом Светланой Виноградовой. Участник музыкальных фестивалей «Декабрьские вечера Святослава Рихтера», «Музыка друзей», «Московская осень», «Славянский базар», Фестиваль российской культуры в Индии, крупных телевизионных концертных проектов, среди которых «Призрак оперы» на Первом канале и «Большая опера» на телеканале «Культура». В 2013 году оркестр удостоен Гранта Правительства России.

    Государственная академическая хоровая капелла России имени А.А. Юрлова

    Государственная академическая хоровая капелла России имени Юрлова – всемирно известный коллектив, один из старейших в Москве. Его история восходит к любительскому хору регента Ивана Юхова, созданному на рубеже XIX–XX веков. Судьбоносным событием в истории коллектива стало назначение в 1958 году на должность его руководителя Александра Юрлова (1927–1973). В 1960-х годах под началом выдающегося хормейстера Капелла выдвигается в ряды лучших музыкальных коллективов страны. Хор сотрудничает с прославленными композиторами Георгием Свиридовым и Дмитрием Шостаковичем, становится первым исполнителем сочинений Владимира Рубина, Родиона Щедрина. Преемниками Александра Юрлова были талантливые музыканты, дирижеры-хормейстеры Юрий Ухов и Станислав Гусев, много сделавшие для преумножения славы коллектива.

    С 2004 года Капеллу возглавляет Геннадий Дмитряк – заслуженный деятель искусств России, профессор, один из ведущих российских хоровых и оперно-симфонических дирижеров. Под его началом Капелла снова выдвинулась на авансцену концертной жизни страны, стала реализовывать крупные творческие проекты. Среди них – музыкальные фестивали «Кремли и храмы России», «Любовь святая», возрождающие традиции просветительских вокально-хоровых концертов. В 2016 году в рамках фестиваля «Кремли и храмы России» прошли концерты Капеллы в Москве, Нижнем Новгороде, Великом Новгороде, Ярославле, Пскове, Костроме. 

    География гастролей Капеллы охватывает всю территорию России от Магадана до Калининграда – города Золотого кольца, Поволжья, Урала, Сибири. Огромный успех имели концерты коллектива в Испании, Греции, Великобритании, Белоруссии, Армении, Польше, Украине, Северной Корее, в странах Прибалтики. Коллектив – постоянный участник Московского Пасхального фестиваля, Большого фестиваля Российского национального оркестра, Международного фестиваля Мстислава Ростроповича, Международного фестиваля «Хоровые ассамблеи», фестивалей в Испании, Греции, Польше, Литве и других крупных событий. Весной 2014 года Капелла принимала активное участие в подготовке и проведении XXII зимних Олимпийских игр и XI зимних Паралимпийских игр в Сочи. 

    Среди симфонических дирижеров, работающих с Капеллой – Валерий Гергиев, Юрий Башмет, Михаил Плетнев, Сергей Скрипка, Дмитрий Юровский, Владимир Юровский, Александр Сладковский, Павел Коган, Теодор Курентзис. Репертуар хора включает практически все произведения кантатно-ораториального жанра русской и западноевропейской музыки – от Мессы си минор Баха до сочинений Бриттена, Бернстайна, Шнитке, Канчели, Тавенера. Крупным проектом Капеллы последних лет стала студийная запись Антологии хоровых сочинений Георгия Свиридова, приуроченная к 100-летию со дня рождения композитора.

    Сергей Скрипка

    Бòльшая часть творческой жизни Сергея Скрипки связана с Российским государственным симфоническим оркестром кинематографии. Он начал сотрудничать с этим коллективом в 1977 году, будучи студентом Московской консерватории в классе профессора Лео Гинзбурга, с 1993 года – художественный руководитель и главный дирижер оркестра. Под руководством Сергея Скрипки Оркестр кинематографии озвучил большинство отечественных кинолент, а также ряд зарубежных фильмов. За это время маэстро обрел уважение коллег, а его творчество стало неотъемлемой частью отечественного кинематографа.

    Творческая дружба связывает музыканта с известными мастерами кино. Неоднократно на сцену с маэстро и его оркестром выходили выдающиеся режиссеры Эльдар Рязанов, Никита Михалков, Сергей Соловьёв, Пётр Тодоровский, знаменитые артисты, композиторы, сценаристы. Слушателям запомнились яркие программы, посвященные юбилеям Геннадия Гладкова, Эдуарда Артемьева, Александра Зацепина, Алексея Рыбникова, Владимира Дашкевича, Полада Бюльбюль-оглы, Максима Дунаевского, вечера памяти Тихона Хренникова, Андрея Петрова, Исаака Шварца, Евгения Птичкина, Оскара Фельцмана, Микаэла Таривердиева, Никиты Богословского, Кирилла Молчанова, Георгия Гараняна, Ролана Быкова. Больше десяти лет Сергей Скрипка и оркестр кинематографии осуществляют в Московской филармонии уникальный проект – персональный абонемент «Живая музыка экрана».

    Сергей Скрипка сотрудничал со многими российскими коллективами, гастролировал в России и за рубежом. Выступал и записывался с известными солистами – Михаилом Плетнёвым, Дмитрием Хворостовским, Сергеем Судзиловским, Александром Ведерниковым, Любовью Казарновской, Алексеем Любимовым, Андреем Диевым, Родионом Замуруевым, Александром Гиндиным, Алексеем Набиулиным, Алёной Баевой, Гайком Казазяном, Никитой Борисоглебским и другими. С 1975 года руководит Жуковским симфоническим оркестром. В течение 27 лет был профессором кафедры оркестрового дирижирования РАМ имени Гнесиных.

    В репертуаре дирижера – произведения разных эпох и жанров: от барокко до новейшей музыки, от высокой классики до лучших образцов эстрады. Впервые в России маэстро исполнил ораторию «Страсти по Марку» Рейнхарда Кайзера, а также осуществил первые записи на CD ряда произведений Глиэра, Мосолова, Шебалина, Денисова. В 2018 году Сергей Скрипка провел мировую премьеру реквиема «Девять шагов к преображению» Эдуарда Артемьева. Постоянный участник жюри кинофестивалей и музыкальных конкурсов. Входит в состав двух российских киноакадемий – «НИКА» и «Золотой орёл», член Союза кинематографистов России. Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (1993), Народный артист Российской Федерации (1998), Почётный гражданин города Жуковского (2004), лауреат премии Правительства России в области культуры (2010), награжден Орденом Почета (2016).

    Наталия Быстрова

    Наталия Быстрова – одна из ведущих актрис российских мюзиклов и кино.

    Выпускница Екатеринбургского государственного театрального института, она пела в Военном ансамбле песни и пляски, играла в команде КВН «Не парни», вела передачи на екатеринбургском телевидении.

    В эти года Наталия Быстрова победила в конкурсе «Поют актеры театров России» в Нижнем Новгороде, была награждена дипломом VIII Международного фестиваля актерской песни имени Андрея Миронова в Москве, получила приз зрительских симпатий на Фестивале французского вокала в Екатеринбурге.

    Известность пришла к актрисе после исполнения главной роли Софи в российской постановке мюзикла Mamma Mia! (2006–2008). С этого момента Наталия играла главные роли во всех мюзиклах компании Stage Entertainment. Среди ее музыкально-театральных работ – Белль («Красавица и Чудовище»), Мария («Вестсайдская история»), Луиза («Зорро»), Мария («Звуки музыки»), Ариэль («Русалочка»), Рокси («Чикаго»). В 2013 году с большим успехом прошли специальные спектакли Mamma Mia! с «золотым» составом, в который была приглашена Наталия.

    Наталия Быстрова сыграла в нескольких фильмах и сериалах: «Пыльная работа» (Наташа Захарова), «Бальзаковский возраст или Все мужчины сво. 5 лет спустя» (Люся), «Не покидай меня!» (Ядвига Гурская), «Следователь Протасов» (Полина). Она также озвучила главную роль принцессы Анны в анимационной ленте Disney «Холодное сердце» и ряд ледовых шоу: «Алладин на льду» (принцесса Жасмин), «Питер Пэн на льду» (Венди), «Щелкунчик на льду» (Мари), «Снежная Королева» (Герда), «Спящая Красавица» (Аврора).

    Наталия Быстрова – лауреат Национальной премии «Музыкальное сердце театра» в номинации «Лучшая исполнительница главной роли» за роль Софи в мюзикле Mamma Mia! (2007); победительница в номинации «Любимая актриса зрителей» по результатам голосования в День мюзикла в России (2011); номинант премии «Золотая маска» 2014 года в номинации «Оперетта-Мюзикл. Женская роль» за роль Ариэль в мюзикле «Русалочка».

    Иван Ожогин

    Иван Ожогин – артист музыкального театра, певец.

    Выпускник Российской академии театрального искусства (ГИТИС) по специальности «артист музыкального театра» (мастерская А. Б. Тителя и И. Н. Ясуловича).

    Играл в Московском академическом музыкальном театре имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, Московском государственном театре эстрады, Московском академическом театре сатиры, Московском музыкальном театре «Геликон-опера», Санкт-Петербургском театре музыкальной комедии и в Мюзик-Холле, берлинском Theater des Westens.

    Артист исполнял ведущие партии в большинстве российских мюзиклов: «Чикаго», «Свадьба соек», «Норд-Ост», Cats, «Красавица и чудовище», «Бал вампиров», “Pola Negri”, «Мастер и Маргарита», «Призрак Оперы», «Демон Онегина»; в спектакле «Чёрная уздечка белой кобылицы»; в шоу «Звёзды Бродвея» и «Хиты Бродвея».

    Популярность ему принесла роль Графа фон Кролока в постановке мюзикла «Бал вампиров» (“Tanz der Vampire”), созданного по одноимённому фильму Романа Полански на музыку Джима Стейнмана. С 2011 года спектакль с успехом идёт в России на сцене Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии, а с 2016 года – в «Московском дворце молодёжи». В 2013 году по приглашению берлинского Theater des Westens певец выступил в роли Кролока в немецкой постановке «Бала вампиров», став первым российским исполнителем, приглашённым на эту роль в немецкий мюзикл и исполнившим её на двух разных языках в двух разных странах.

    Иван Ожогин ведёт активную концертную деятельность, гастролируя на лучших площадках в России и за рубежом. Концертирует с сольными программами, выступает с известными камерными и симфоническими оркестрами. В репертуаре певца произведения разных жанров на пятнадцати языках: русские романсы и песни, арии из опер и мюзиклов, духовные произведения и авторская песня, джаз, рок и эстрада.

    В 2012 году удостоен премии «Музыкальное сердце театра», а в 2013 году премии фестиваля «Золотая маска» за роль графа фон Кролока в спектакле «Бал вампиров» Санкт-Петербургского Театра музыкальной комедии.

    Анна Бутурлина

    Анна Бутурлина – одна из самых востребованных джазовых певиц России. По словам Даниила Крамера, «её исполнение всегда отличается жанровой многоплановостью, великолепным качеством вокала, блестящими импровизациями, интереснейшими творческими идеями, часто неожиданным прочтением известных произведений... Её голос легок, блестящ, но при этом способен быть глубоким и лиричным. Её артистизм абсолютно естественен, она просто живёт на сцене».

    Выпускница Гнесинской академии, Анна Бутурлина дебютировала в 19 лет в джазовом оркестре «МКС биг-бэнд» Анатолия Кролла. Певица сотрудничала с оркестром Олега Лундстрема и лидерами российского джаза, среди которых Алексей Кузнецов, Георгий Гаранян, Даниил Крамер, Игорь Бутман и многие другие. Сейчас Анна выступает с Российским государственным симфоническим оркестром кинематографии под управлением Сергея Скрипки, с биг-бэндами из разных городов России, записывает вокальные партии для кинофильмов, сотрудничает с компанией Disney, играет главную роль в спектакле «Пенелопа, или 2+2» на музыку Геннадия Гладкова в Московском Театре музыки и драмы Стаса Намина. Её сольные программы звучат в известных джазовых клубах Москвы и на ведущих концертных площадках по всей стране. Анна Бутурлина записала два сольных диска – “Black Coffee” (2002) и “My Favorite Songs” (2006). В мае 2015 года в зале Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке прошёл концерт, посвящённый 70-летию Победы во Второй мировой войне, где Анна Бутурлина выступила с легендарным джазовым оркестром имени Олега Лундстрема под управлением Бориса Фрумкина. Среди проектов последнего времени – «Женские киноистории» и «Джаз в двух действиях» в Центральном доме художника, «Игры в джаз с Даниилом Крамером» в Московском международном Доме музыки.

    Певица — участница многих джазовых фестивалей в городах России и за рубежом, в том числе «Джаз в саду Эрмитаж», «Усадьба. Jazz» и многих других. Лауреат международных конкурсов джазовых вокалистов Lady Summertime в Каяани (Финляндия), Jazz Voices в Клайпеде (Литва). Организатор Первого Московского конкурса джазовых вокалистов (2009). Она стала первой женщиной, чьё лицо появилось на обложке журнала «Джаз.Ру». С голосом Анны Бутурлиной знакомы тысячи поклонников в России и за рубежом по её работам в анимационных фильмах Disney, где она озвучила уже двух принцесс – Тиану («Принцесса и лягушка») и Эльзу («Холодное сердце»). Песня Эльзы "Let It Go" («Отпусти и забудь») получила премию «Оскар» как лучшая песня к фильму.

    Граф Муржа

    Граф Муржа, по всеобщему признанию, является одним из наиболее одаренных, ярких и востребованных европейских скрипачей. Он начал заниматься музыкой в возрасте 3 лет под руководством отца, затем в течение двух лет его педагогом был профессор Уральской консерватории В.Усминский.

    С 1982 года Г. Муржа учился в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории (класс профессора И. Бочковой), затем окончил Московскую консерваторию (1997) и ассистентуру-стажировку (1999) также под руководством И. Бочковой. Был награжден именной стипендией Президента Б.Н. Ельцина за выдающиеся результаты в учебе. В этот же период окончил аспирантуру  Королевской академии музыки в Лондоне с наивысшим баллом за всю историю академии. Был удостоен премии Hattory fondation в Лондоне за выдающиеся достижения в учебе.

    Еще в возрасте 16 лет Граф Муржа стал лауреатом и победителем двух известнейших международных конкурсов: имени Н.Паганини в Генуе (1990) и имени Вианна да Мотта в Лиссабоне (1991), где ему также была присуждена специальная премия за исполнение Чаконы Б. Бартока. В годы учебы в консерватории Г. Муржа стал лауреатом и победителем множества международных конкурсов, среди которых: Демидовский международный конкурс скрипачей в Екатеринбурге (1993), Х Международный конкурс имени П.И.Чайковского в Москве (1994), конкурс имени Жака Тибо в Париже (1996), имени Пабло Сарасате в Памплоне (1997, Испания), конкурс имени Родольфо Липицера (2000, Гориция, Италия), на котором скрипач получил 4 специальных приза (за лучшее исполнение концертов И. Стравинского, Я. Сибелиуса, Р. Липицера и специальный приз публики); международный конкурс UNISA (2002, Претория, ЮАР) и другие. В 1994 году Г. Мурже была присуждена премия Совета Европы.

    С 1990 года скрипач регулярно выступает с сольными концертами и с симфоническими оркестрами России и Европы в крупнейших концертных залах: Большом и Малом зале Московской консерватории, Концертном зале имени П.И. Чайковского, Большом и Малом залах Санкт-Петербургской консерватории, Gaveau, Theatre de la Ville, Arsenal (Франция), Concertgebow (Голландия), HYPERLINK "http://www.pba-lille.fr/" Palais des Beaux Arts (Бельгия), La Chaux-De-Fonds (Швейцария), Liszt Budapest academy (Венгрия), Casals hall (Япония) и других.  Г. Муржа сотрудничал с такими дирижерами, как Е. Светланов, Е. Максимюк, М. Эрмлер, А. Вакульский, А. Дмитриев, Д. Алексеев, М. Яновский, Ю. Садо, А. Михайлов, И. Новак, В.Полянский, Ю. Симонов.

    В репертуаре скрипача свыше 30 концертов, среди них редко исполняемые произведения Э. Донаньи, Х. Бадингса, Г. Дмитриева, М. Носырева, Б. Бартока.

    С 2007 года скрипач является художественным руководителем фестиваля  «Скрипка-бродяга» в Екатеринбурге, где наряду с классической музыкой, исполняется этническая, клезмерcкая музыка и джаз.

    Граф Муржа записал  3 компакт-диска для фирмы Harmonia Mundi, неоднократно сотрудничал с фирмами Alpha, Integral, Naxos, Chant du Monde, Classical Records. Сейчас скрипач работает над двумя проектами для бельгийской фирмы Fuga Libera.

    Сценическими партнерами скрипача являются пианисты Петр Андржевски, Барри Дуглас, Бруно Канино, Кристиан Захариас, Александр Таро, Денис Мацуев, Александр Гиндин, альтисты Нобуко Имаи, Лиза Берту, Лоуренс Пауэр, виолончелисты Андрес Диас, Француаз Гробен, Марк Коппе, Мари Эленк, Ксавье Филипс, кларнетисты Мишель Летьек, Роналд ван Спандон, валторнисты Эрве Жулен, Ричард Уоткинс, Франсис Орваль и другие известные артисты. Значительную часть гастрольных концертов музыкант играет со своим постоянным партнером Натальей Гусь (фортепиано).

    Граф Муржа ведет активную преподавательскую работу в Московской консерватории. Мастер-классы скрипача проходят в России, Великобритании, Франции, Швейцарии, Бельгии и Нидерландах. С 2005 года Г. Муржа приглашается в состав жюри международных и российских конкурсов.

    В 2004 году Г. Мурже  было присуждено звание «Заслуженный артист России».

    В июне 2010 года скрипач завоевал Гран-при и золотую медаль на престижнейшем конкурсе скрипачей Violin Masters в Монте-Карло.