17 декабря 2011
Концертный зал имени П. И. Чайковского
схема проездаДжаз, кантри, русские народные песни
Абонемент №38:
Only Jazz
Концерт проходит при поддержке Посольства США в Москве и под эгидой двусторонней Российско-Американской Президентской комиссии
Продюсерская компания Nikolai Panov Alliance International и Национальный академический оркестр народных инструментов имени Осипова предложили новую оригинальную идею красочного шоу «Мы с тобой два берега, Америка».
Несмотря на два океана, разделяющие наши страны, популярная культура, берущая свои истоки в народной музыке, имеет гораздо больше общего, чем можно было бы предположить. Искренность, простая форма и открытая эмоциональность важнее, чем различия в языке, ритмах и гармониях. Не верите? Убедитесь на первом представлении нашего шоу 17 декабря в концертном зале им. Чайковского.
Прославленный коллектив — Национальный академический оркестр народных инструментов России, великолепно слаженная музыкальная машина, которой подвластны все жанры от фолка до симфонического многозвучия, — выступит полноправным партнером и заботливым хозяином сцены, принимая гостей – выдающихся исполнителей из Америки. Музыкальное, по сути, шоу включает элементы театрализации, где игра светом и изображение на экране переносят зрителей то на русскую равнину, то карнавальную улицу Нового Орлеана. На сцене столкнутся музыкальные традиции, характеры и люди.
Увертюра в исполнении оркестра сменится русской песней, которая тут же перейдет в очень похожую американскую, и на сцену выйдет известная кантри, блюграс и рок-певица нового поколения – Кристи Бауэрли. Молодая, но уже известная в США по радиотрансляциям и ТВ шоу, Кристи может в течении всего концерта петь только свои песни. Однако мы построили ее выступление таким образом, что бы в первом отделении Кристи и оркестр дали всю панораму американского кантри: от блюграс до кантри-рока. Особый шарм продемонстрирует дует вокалистов – Кристи Бауэрли и русского народного певца.
Второе отделение концерта проникнуто духом Ново-Орлеанского карнавала и его квинтэссенции – зрелищем уличного джаз оркестра с Бурбон-стрит. Группа раннего джаза «Короли улиц Нового Орлеана», состоящая из черных музыкантов, выйдет из-за кулис и пройдет к центру сцены, играя так, как это бывает на самом деле. Известные широкой публике мелодии «Когда святые маршируют», «Сент Луис блюз», «Александр регтайм бэнд» будут переливаться всеми красками и звуками Латинского квартала. А Национальный академический оркестр народных инструментов России неожиданно продемонстрирует русскую школу свинга: то перекликаясь, то соединяясь с американским бэндом. Роль банджо в Ново-Орлеанской группе внезапно подхватит вируоз-балалаечник. И таких сюрпризов будет много.
Финал шоу объединит в одном музыкальном потоке Кристи Бауэрли, русского певца, Ново-Орлеанский бэнд и Национальный академический оркестр народных инструментов России имени Н.П. Осипова.
Формирование оркестра началось в 1919 году при Армейском клубе тяжелой артиллерии с целью поднятия духа бойцов Красной Армии. 15 июля состоялось его первое выступление на концертной эстраде в Алексеевском народном доме (ныне Центральный дом кино) при участии хора под управлением Ивана Юхова (ныне Государственная академическая хоровая капелла России имени А. А. Юрлова). Коллектив, насчитывавший тогда около 20 человек, назывался Первым московским Великорусским ансамблем. В его становлении и развитии главную роль сыграли выдающиеся исполнители – балалаечник-виртуоз Борис Трояновский и домрист Пётр Алексеев. В 1921 году коллектив получил статус Государственного I Московского Великорусского оркестра, а в 1930 году был принят в штат Всероссийского радиокомитета. В 1936 году был переименован в Государственный оркестр народных инструментов СССР. За время руководства Петра Алексеева оркестр прошел огромный путь от небольшого ансамбля до коллектива численностью 80 человек.
В 1939 году художественным руководителем оркестра стал дирижер Большого театра Николай Голованов, а через год, по рекомендации Голованова, его сменил выдающийся балалаечник-виртуоз Николай Петрович Осипов (1901–1945), чье имя коллектив носит сегодня.
Период работы Н. П. Осипова в оркестре пришелся на годы Великой Отечественной войны. В июне 1941 года практически все артисты коллектива ушли на фронт. Несмотря на то, что в Москве была остановлена вся концертная деятельность, а творческие объединения готовились к эвакуации, Осипову удалось убедить руководство страны в том, что оркестр может звучать и в малом составе. Коллектив продолжил свои выступления в ночных радиоэфирах, которые транслировались фронтовикам. Все это время Осипов ходатайствовал о возвращении с фронта и тыла музыкантов оркестра, чтобы восстановить его полный состав. В этом ему активно помогал Н. С. Голованов. Осенью 1942 года вышло правительственное распоряжение о восстановлении коллектива и о присуждении ему статуса Государственного русского народного оркестра.
Осипов привлекал к работе с оркестром ведущих современных композиторов, среди которых Рейнгольд Глиэр, Сергей Василенко, Анатолий Новиков. Вышли композиторы и из числа музыкантов оркестра – Владимир Дитель, Николай Будашкин, Вера Городовская. В дальнейшем на протяжении всей истории коллектива специально для него создавали музыку ведущие композиторы своего времени.
После Николая Осипова руководителями оркестра были его брат Дмитрий Осипов, Виктор Смирнов, Виталий Гнутов, Виктор Дубровский, Анатолий Полетаев, Николай Калинин, Владимир Понькин. С 2009 года коллектив возглавляет народный артист России Владимир Андропов.
С оркестром сотрудничали выдающиеся музыканты: дирижеры Николай Аносов, Александр Гаук, Вероника Дударова, Геннадий Рождественский, Владимир Федосеев, певцы Ирина Архипова, Ирина Богачёва, Зураб Соткилава, Евгений Нестеренко, Борис Штоколов, Дмитрий Хворостовский, Владимир Маторин, Лидия Русланова, Ольга Воронец, Людмила Зыкина, исполнители на народных инструментах Вера Городовская, Александр Цыганков, Павел Нечепоренко, Анатолий Тихонов, Михаил Рожков, Андрей Горбачёв и многие другие.
Оркестру рукоплескали в Австрии, Австралии, Великобритании, Франции, Германии, Греции, Нидерландах, Дании, Канаде, Китае, КНДР, Мексике, Новой Зеландии, США, Финляндии, Франции, Швейцарии, Японии. В репертуар коллектива вошли оригинальные произведения для оркестра русских народных инструментов и переложения симфонической классики. Оркестром записано 69 грампластинок и более 30 компакт-дисков, а каждый сезон отмечен появлением новых концертных программ для взрослой и детской аудитории. Абонементный цикл «Забавный профессор» (ведущий Павел Любимцев) был удостоен Премии Правительства Российской Федерации в области культуры.
В 2024 году, в год своего 105-летия, Национальный академический оркестр народных инструментов России имени Н. П. Осипова под руководством Владимира Андропова представлял Российскую Федерацию на торжественной церемонии открытия перекрестных Годов культуры России и Китая 2024–2025.
Владимир Андропов – народный артист России, лауреат Премии Правительства РФ в области культуры, кавалер ордена Дружбы (2001) и ордена Почёта (2021). Художественный руководитель и главный дирижер Национального академического оркестра народных инструментов России имени Н. П.Осипова.
Родился в 1946 году в Проскурове (ныне Хмельницкий, Украина). Окончил оркестровый факультет Львовской государственной консерватории имени Н. В. Лысенко (ныне Львовская национальная музыкальная академия), затем факультет оперно-симфонического дирижирования Белорусской государственной консерватории имени А. В. Луначарского (ныне Белорусская государственная академия музыки) и аспирантуру.
Начал исполнительскую карьеру в качестве дирижера Белорусского симфонического оркестра, в то же время дебютировал в Государственном академическом Большом театре Белорусской ССР оперой «Иоланта» Чайковского.
В 1978 году дебютировал в Большом театре в Москве оперой «Испанский час» Равеля и был назначен художественным руководителем и дирижером сценического оркестра ГАБТа. В 2000–2002 гг. занимал пост художественного руководителя оперной труппы Большого театра. Выступил дирижером-постановщиком оперы «Прекрасная мельничиха» Паизиелло, балетов «Бессонница» Сергея Жукова, «Пиковая дама» (на музыку Шестой симфонии Чайковского) и «Пассакалья» (на музыку Веберна). В театральный репертуар маэстро вошли также оперы «Евгений Онегин» и «Опричник» Чайковского, «Русалка» Даргомыжского, «Царская невеста» и «Моцарт и Сальери» Римского-Корсакова, «Борис Годунов» Мусоргского, «Набукко» и «Сила судьбы» Верди, «Тоска» Пуччини, «Любовь к трем апельсинам» Прокофьева, балеты «Конек-горбунок» Щедрина, «Чиполлино» К. Хачатуряна.
В 1988 году под управлением Владимира Андропова была осуществлена единственная в мире запись оперы «Американцы» Евстигнея Фомина. В 2001 году маэстро принимал участие в постановке оперы «Борис Годунов» Мусоргского на сцене Театра Верди в Триесте. В качестве приглашенного дирижера сотрудничал с симфоническими оркестрами Сингапура, Белграда, Македонии и многими российскими коллективами.
В 2003–2010 гг. был художественным руководителем Астраханского государственного музыкального театра. С 2009 года возглавляет Национальный академический оркестр народных инструментов России имени Н. П. Осипова.
Популярность пришла к Кристи когда она по-своему исполнила известную песню Эдвина Старра «Война». Эта песня звучала каждый понедельник с экранов телевизоров в течении двух сезонов в качестве заглавной темы в хит-сериале «Семейный закон». Она пела бэк вокал для Neil Young, ее можно было видеть и слышать в Star Search, Days of Our Lives, Mind of Mencia, Lawless, Jake 2.0, Family Law, Something about Mary, Pensacola, Striptease, Saved By the Light, Gilmore Girls, SKULLS 3, Jay Leno, The Late Night Show, GRAND OLE OPRY WSM Radio, Westwood Ones Young и Verna, а также в Adrienne Brooks Mainstream Country. Ее песни можно услышать на более чем 250 радиостанциях страны. Недавно выпущен видео клип ее заглавной песни с нового альбома “Show Me Who You Are”. Подписан контракт с лэйблом Luna Chica Records.
Кристи Бауэрли не только исполнитель, она также и опытный автор, чьи песни исполняются артистами Австралии, Новой Зеландии, Англии и США. Ее новый альбом на Luna Chica Records - “Show Me Who You Are” целиком состоит из авторских песен Кристи.
Кристи начала петь и сочинять песни когда ей исполнилось четыре года. Музыка всегда играла важную роль в ее жизни. Кристи Бауэрли в течении нескольких лет работала моделью и снималась в различных ТВ шоу и фильмах, что, по ее словам, помогает ей сейчас в работе на сцене. Сегодня Кристи, по большей части, выступает в Лос-Анджелесе, Атланте, Нэшвиле. Многие ее песни написаны в содружестве с артистами других жанров: поп, r&b, блюз и, конечно, южный рок и кантри.
Она выступала по всей стране вместе с такими фигурами как Ricky Fante, Craig Morgan, Walter Egan, Jada Pinkett- Smith, Kimberly Locke, John Waite, Great White и Lisa Loeb. Ее песни записывали артисты из Австралии, Новой Зеландии и инди музыканты в Штатах.
Кристи верит в то, что если тебе дан дар творить, ты обязан использовать этот дар и вернуть его в мир. В течение нескольких лет Кристи выступала на Марше в поддержку движения за безопасность знаменитого авто гонщика Ernie Irvan, путешествуя по стране и своей музыкой обращая внимание публики на организацию Traumatic Brain Injury.
Она работала над удивительным экспериментальным проектом под названием «Деревенская история», которая описывает ее собственную историю о травме ее брата и ее настоящее упорство, с которым она пытается привлечь внимание к травмам головного мозга. Каждый может познакомиться с этим проектом в интернете на www.acountrystory.com. Она также тратит столько времени, сколько может на помощь бездомным живитным. Кристи - член таких организаций как American Humane Society, World Wildlife Fund, ASPCA, IFAW, The Humane Society International, а также St. Jude Hospital для детей. Она также отдает свое время для выступлений перед детьми, страдающими неизлечимыми заболеваниями.
Кристи переживала в своей карьере и взлеты и падения, но она никогда не перестанет петь, выступать и сочинять. Как она говорит: “Это то, что я делаю. В этом я чувствую себя наиболее удобно... это - в моей душе, это - в каждой частичке меня”.