В программе:
Чайковский
Трио для скрипки, виолончели и фортепиано ля минор («Памяти великого художника»), соч. 50
Брамс
Трио № 1 для скрипки, виолончели и фортепиано си мажор, соч. 8
В программе:
Чайковский
Трио для скрипки, виолончели и фортепиано ля минор («Памяти великого художника»), соч. 50
Брамс
Трио № 1 для скрипки, виолончели и фортепиано си мажор, соч. 8
Брамс и Чайковский родились в один день с разницей в семь лет, но к музыке друг друга относились прохладно. «Все у него серьезно, благородно, но самого главного – красоты – нет», – говорил Чайковский, считавший коллегу «карикатурой на Бетховена». Брамс, в свою очередь, раскритиковал Пятую симфонию Чайковского. Когда композиторы встречались в Лейпциге и Гамбурге, в их общении было больше неловкости и стеснения, чем симпатии. Зайдя под Новый год в гости к скрипачу Адольфу Бродскому, Чайковский случайно попал на репетицию трио Брамса, в котором партию фортепиано исполнял автор. Возникла напряженная пауза: Чайковский не пожелал высказать музыке коллеги ожидаемых комплиментов.
Примирению композиторов помог Григ – весь следующий вечер он сидел между Чайковским и Брамсом, поддерживая хорошее настроение всей компании. Отношения композиторов немного смягчились. Год спустя Брамс специально остался в Гамбурге на день дольше, чтобы посетить репетицию симфонии Чайковского, а после этого композиторы вместе «завтракали и порядочно кутили». «[Брамс] очень симпатичен, и мне нравится его прямота и простота», – делился Чайковский с братом Модестом.
Ведущий концерта Артем Варгафтик расскажет об этом, о многом другом и представит исполнителей – ярких музыкантов поколения девяностых. Пианист Алексей Мельников завоевал III премию и бронзовую медаль XVI Международного конкурса имени Чайковского. Виолончелистка Лидия Аристова – концертмейстер группы виолончелей Российского национального молодежного симфонического оркестра. Скрипач Даниил Коган – бронзовый медалист XVII конкурса имени Чайковского, художественный руководитель творческого объединения «Притяжение».
Трио для скрипки, виолончели и фортепиано ля минор («Памяти великого художника») написано Чайковским в память о Николае Рубинштейне – выдающемся пианисте, основателе Московской консерватории. Буквально за год до начала работы Чайковский говорил в одном из писем: «...я совершенно не переношу комбинацию фортепиано со скрипкой или виолончелью solo. Эти звучности кажутся мне взаимно отталкивающимися друг от друга». Тем не менее, ему удалось создать одно из самых великолепных сочинений во всем ансамблевом репертуаре. В творчестве Чайковского фортепианное трио осталось единственным, тогда как Брамс обращался к этому жанру неоднократно: сначала – в молодости, когда ему было всего 20; затем дважды – после более чем четвертьвекового перерыва; и еще раз – на склоне лет, когда решил существенно переработать Трио № 1 си мажор, звучащее в нынешнем концерте.