В продаже абонемент Musica sacra nova
18 апреля 2025, начало в 19:00
«Филармония-2». Малый зал
схема проезда
Абонемент №95:
Шедевры камерной музыки
Камерата РНО – ансамбль солистов Российского национального оркестра, созданный гобоистом Виталием Назаровым и скрипачкой Татьяной Поршневой. Коллектив исполняет ансамблевую музыку для разных составов, в его концертах принимают участие практически все артисты оркестра. В программе, завершающей абонемент «Шедевры камерной музыки», первая половина XVIII века перекликается со второй половиной века ХХ.
Вечер открывается Бранденбургским концертом № 5 Иоганна Себастьяна Баха – одним из первых в истории концертов с развернутой солирующей партией клавишного инструмента; ее исполнит Анастасия Антонова, победительница ряда международных конкурсов. Еще одно сочинение Баха, Трио-соната № 6, входит в цикл из шести сонат, предназначенных для органа. Их играют также в переложениях для самых разных составов, в том числе для трио деревянных духовых, для которого написан и Дивертисмент си-бемоль мажор Моцарта.
Завершит программу «Сюита в старинном стиле» Шнитке (к 90-летию со дня рождения композитора) – музыкальное приношение эпохе барокко, в том числе Баху. Сочинение было создано на основе музыки к фильмам «Похождения зубного врача» и «Спорт, спорт, спорт». «Сюиту», составленную по просьбе скрипача Марка Лубоцкого, Шнитке не принимал слишком всерьез: «Во время исполнения этого произведения, когда меня вызывали, я даже не выходил. Оно "не мной" что ли написано – откровенная стилизация». Стилизация, впрочем, блестящая, которую можно принять за подлинную музыку барокко. «Балет», вторая часть Сюиты, позже стал основой одного из эпизодов Первой симфонии, представляющего собой невероятную смесь жанров и стилей. А элементы старинной музыки с тех пор прочно вошли в арсенал Шнитке наряду с самыми современными композиторскими приемами; не случайно во многих его сочинениях разных периодов почти в обязательном порядке звучит клавесин.
Анастасия Антонова с отличием окончила Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского (факультет исторического и современного исполнительского искусства, классы профессоров Ольги Филипповой, Михаила Дубова и Алексея Любимова), после чего совершенствовалась в ассистентуре-стажировке МГК (класс профессора Ольги Филипповой) и Венском университете музыки и исполнительского искусства (класс профессора Вольфганга Глюкзама). Принимала участие в мастер-классах многих известных музыкантов, среди которых Пьер Антай, Андреа Маркон, Скип Семпе, Марко Менкобони, Кетиль Хёугсанн и Кристина Шорнсхайм.
Лауреат трех престижных международных конкурсов в номинации «клавесин»: «Пражская весна» (2017, I премия), имени И. С. Баха в Лейпциге и Musica Antiqua в Брюгге (2018, III премия). Победительница Международного конкурса клавесинистов в Яманаси (Япония), обладательница золотой медали Международного конкурса Svirel (Словения, в составе клавесинного дуэта A&A с Анной Кискачи).
Ведет активную концертную деятельность в России и за рубежом – в Австрии, Бельгии, Германии, Нидерландах, Италии, Франции, Чехии, Словении, США и Японии. Выступала в венском Концертхаусе, пражском Рудольфинуме, зале Тиволи-Вреденбург в Утрехте, Большом зале Московской консерватории, Московском международном Доме музыки, Московском концертном зале «Зарядье», Концертном зале имени П. И. Чайковского.
Сотрудничала с Государственным академическим камерным оркестром России, Государственной академической симфонической капеллой России, оркестрами Pratum integrum, Collegium 1704, филармоническими оркестрами Южной Чехии и имени Богуслава Мартину. В дуэте A&A с Анной Кискачи выступала на крупнейших фестивалях старинной музыки, в их числе Early Music в Утрехте (Нидерланды), Musica Antiqua в Брюгге (Бельгия), Resonanzen в Вене, Styriarte в Граце, в Бруннентале, Italia Mia (Австрия), Klangim Kloster, в Нойбурге (Германия), Accademia del Ricercare (Италия), Amia (Франция), в Яманаси (Япония) и Capriccio Baroque (США). Приглашенная артистка Академии Villa Bossi в Бодио-Ломнаго (Италия).
Репертуар артистки охватывает музыку пяти веков: от сочинений английских верджиналистов до композиций современных авторов. Она участвовала в российских премьерах произведений композиторов ХХ–ХХI веков (как пианистка и клавесинистка). Записывалась на телеканале «Культура», радио «Орфей», «Радио России», радиостанциях Австрии, Германии, Чехии и Нидерландов. С 2018 года преподает в Московской консерватории.
Камерата РНО создана в 2022 году гобоистом Виталием Назаровым и скрипачкой Татьяной Поршневой на основе двух ранее существовавших ансамблей музыкантов Российского национального оркестра – RNOboe+Strings и RNO Strings Quintet.
В обширный репертуар Камераты входят такие редко звучащие произведения, как Первая серенада Брамса и «Зигфрид-идиллия» Вагнера в оригинальных авторских версиях, Септет (Камерная симфония) Гавриила Попова, камерные опусы Мартину и Глинки. Наряду с ансамблевой музыкой коллектив исполняет произведения для камерного оркестра без участия дирижера.
Камерата РНО принимала участие в XII Платоновском фестивале искусств в Воронеже, фестивале к 150-летию Е.Ф. Гнесиной в Российской академии музыки имени Гнесиных (солист – Александр Рудин) и фестивале «Симфоническая экспедиция» во Владимирской области.
С 2023 года коллектив представляет персональный абонемент в Камерном зале Московской филармонии.
Александр Ключко (фортепиано)
В программе: Шопен, Мендельсон