НФОР и Владимир Спиваков : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

    НФОР и Владимир Спиваков

    9 февраля 2012

    Большой зал Консерватории

    12+

    Абонемент №63:

    НФОР под управлением Владимира Спивакова

    Исполнители:

    Национальный филармонический оркестр России
    Художественный руководитель и главный дирижер – Владимир Спиваков

    Дирижер – Владимир Спиваков

    В программе:

    Рахманинов
    Симфония № 1

    Чайковский
    «Итальянское каприччио»

    Мусоргский
    «Ночь на Лысой горе», фантазия для оркестра

    9 февраля в Большом зале консерватории состоится второй концерт абонемента Национального филармонического оркестра России «Русская музыка». Как и в других программах цикла, в этот вечер прозвучит нечасто исполняемая сегодня и незаслуженно отошедшая на второй план музыка русских композиторов: Первая симфония С.Рахманинова, «Итальянское каприччио» П.Чайковского и симфоническая картина «Ночь на Лысой горе» М.Мусоргского.

    Проведение абонемента из произведений русской классики для Владимира Спивакова и НФОР наполнено особым смыслом. Этим циклом музыканты отдают дань почитания Евгению Светланову. В НФОР много артистов старшего поколения, работавших со Светлановым в годы его расцвета, когда в руководимом им Госоркестре складывались богатейшие традиции, во многом благодаря которым сохраняется высокий уровень отечественной оркестровой культуры по сей день. В своей работе с Госоркестром Светланов уделял особое внимание исполнению русской классики, любил и изучал отечественную музыку. По сей день остаются непревзойденными образцами уникальные и по своему масштабу, и по художественной ценности циклы записей Светланова с Госоркестром «Антология русской музыки» и «Все симфонии Чайковского».

    До недавнего времени лишь профессионалы знали, что Светланов оставил незаурядное наследие как композитор, и в этой области творчества особенно явно прослеживается его связь с родной культурой. Личностная, отмеченная глубоким переживанием и искренними эмоциями интонация наполняет не только сочинения Светланова, но и его исполнительские интерпретации. Сочетая артистическую свободу с глубоким изучением исполняемой музыки, демонстрируя великолепную работу оркестра, покоряющую красотой звука, тембровым богатством, контрастной динамикой, прекрасными соло, Светланов с Госоркестром создавали такие интерпретации, какие и сегодня считаются эталонными. НФОР стремится следовать именно таким высоким критериям, включив в программы сочинения, позволяющие оркестру максимально продемонстрировать все свои лучшие стороны.

    Первая симфония Рахманинова сохранилась для потомков чудом. Композитор создал её в 1985 году, спустя всего три года после окончания с большой золотой медалью Московской консерватории. Не смотря на молодость Рахманинов был уже сложившимся композитором, с ярким творческим стилем, отличающимся обилием прекрасных мелодий, изысканностью гармоний и пышностью инструментовки. Дипломной работой начинающего автора была опера «Алеко», вошедшая в историю отечественного вокального искусства как один из наиболее ярких примеров одноактной русской оперы. С успехом были приняты публикой колоритная симфоническая поэма «Утёс», ряд романсов, фортепианных пьес и знаменитое «Элегическое трио», написанное под впечатлением от смерти Чайковского. На этой, вполне успешно складывающейся карьере композитора, премьера Первой симфонии могла бы поставить крест. Первое исполнение симфонии окончилось полным провалом, публика совершенно не приняла этой музыки. По свидетельствам современников, главным виновником такого фиаско был Глазунов, дирижировавший премьерой и просто разваливший исполнение. Провал Первой симфонии стал для Рахманинова едва ли не крахом, он крайне тяжело переживал эту неудачу и даже хотел уничтожить партитуру своего первого симфонического опуса. Только через пять лет композитор снова обратился к написанию музыки.

    «Итальянское каприччио» Чайковского в советскую эпоху можно было слышать из всех уличных радиодинамиков в дни майских и ноябрьских народных гуляний. Возможно, запомнившись как музыка для коммунистических демонстраций, каприччио перестало исполняться. Пройдет еще немного времени, и эта лучезарная музыка вновь обретёт былую популярность, но уже без идеологической подоплёки. Любопытно сопоставить два великолепных примера русской симфонической фантазии. «Итальянское каприччио» - шедевр непрограммной симфонической пьесы, написанной под впечатлением Чайковского от путешествия по Италии и основанного на мелодиях средиземноморского фольклора. И симфоническая фантазия «Ночь на Лысой горе» Мусоргского - одно из редких обращений как в творчестве этого композитора, так и вообще в русской музыке к жанру программной симфонической поэмы. Источником этой симфонической картины стал украинский фольклор, мелодии которого активно задействованы в фактуре пьесы. «Ночь на Лысой горе» - это колоритная картина «шабаша духов тьмы» и «величания Чернобога». Композитор планировал включить этот материал в оперу «Сорочинская ярмарка», которая так и не была им закончена.

    Исполнение шедевров русской классики одним из лучших столичных симфонических оркестров – Национальным филармоническим оркестром России под управлением его художественного руководителя Владимира Спивакова станет заметным явлением в филармонической афише февраля.

    Владимир Спиваков

    Выдающийся скрипач и дирижер Владимир Спиваков ярко реализовал свой многогранный талант в музыкальном искусстве и многих сферах общественной жизни. Как скрипач Владимир Спиваков прошел блестящую школу у знаменитого педагога, профессора Московской консерватории Юрия Янкелевича. Не меньшее влияние оказал на него выдающийся скрипач ХХ века Давид Ойстрах. 

    В 1960–1970-е годы Владимир Спиваков стал лауреатом престижных международных конкурсов имени Маргерит Лонг и Жака Тибо в Париже, имени Никколо Паганини в Генуе, конкурса в Монреале и конкурса имени П. И. Чайковского в Москве. В 1975 году после триумфальных сольных выступлений в США начинается блестящая международная карьера музыканта. Он выступал в качестве солиста с лучшими симфоническими оркестрами мира под управлением выдающихся дирижеров ХХ века – Евгения Светланова, Кирилла Кондрашина, Юрия Темирканова, Мстислава Ростроповича, Леонарда Бернстайна, Сейдзи Озавы, Лорина Маазеля, Карло Марии Джулини, Курта Мазура, Риккардо Шайи, Клаудио Аббадо и др.

    В 1979 году с группой музыкантов-единомышленников Владимир Спиваков создал камерный оркестр «Виртуозы Москвы» и стал его бессменным художественным руководителем, дирижером и солистом. Дирижерскому мастерству обучался у профессора Израиля Гусмана в России, брал уроки у Леонарда Бернстайна и Лорина Маазеля в США. Бернстайн в знак дружбы и веры в будущее Спивакова подарил ему свою дирижерскую палочку, с которой маэстро не расстается по сей день.

    В 1989–2022 годах Владимир Спиваков возглавлял Международный музыкальный фестиваль в Кольмаре (Франция). С 2001 года в Москве раз в два года проводит фестиваль «Владимир Спиваков приглашает» с участием корифеев мирового исполнительского искусства и восходящих звезд; с 2010 года – также в регионах России. Неоднократно музыкант принимал участие в жюри известных международных конкурсов (в Париже, Генуе, Лондоне, Монреале, Монте-Карло, Памплоне, Москве), в 2016 году организовал Международный конкурс скрипачей в Уфе, является президентом конкурса имени Ю. И. Янкелевича в Омске.

    Много лет Владимир Спиваков занимается общественной и благотворительной деятельностью. В 1994 году создан Международный благотворительный фонд Владимира Спивакова, деятельность которого направлена на профессиональную поддержку юных талантов в области искусства и создание благоприятных условий для их творческого роста. В 2010 году за создание фонда Владимиру Спивакову присуждена премия Правительства Российской Федерации в области культуры. 

    Современные композиторы неоднократно посвящали Владимиру Спивакову свои произведения, в их числе Альфред Шнитке, Родион Щедрин, Арво Пярт, Исаак Шварц, Вячеслав Артёмов и многие другие.

    В 2003 году Владимир Спиваков стал художественным руководителем и главным дирижером созданного им Национального филармонического оркестра России и президентом Московского международного Дома музыки. В 2011 году вошел в состав Совета по культуре и искусству при Президенте РФ.

    Обширная дискография Владимира Спивакова как солиста и дирижера включает более 50 CD; большинство записей выпущено фирмами BMG Classics, RCA Red Seal и Capriccio. Многие записи были удостоены престижных премий, в том числе Diapason D’Or и Choc de la Musique. C 2014 года маэстро выпускает записи с НФОР под собственным лейблом Spivakov Sound; в 2023 году на цифровых витринах выпущена трилогия Best of Rachmaninoff к 150-летию со дня рождения композитора.

    Владимир Спиваков – полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством», народный артист СССР, Армении, Украины, Северной Осетии – Алании, Республики Дагестан, Кабардино-Балкарии, Республики Башкортостан. Маэстро удостоен Государственной премии СССР, ордена Дружбы, орденов «За заслуги» III степени и Ярослава Мудрого (Украина), «Данакер» (Киргизия), святого Месропа Маштоца (Армения), высших наград Франции – ордена Искусств и литературы (офицер) и ордена Почетного легиона (офицер), ордена Звезды Италии (командор), Международной премии «Звезда Чернобыля», почетного знака Болгарии «Самарский крест», ордена Святого благоверного князя Даниила Московского I и III степени (за вклад в строительство храма Всех Святых в Страсбурге), ордена святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии, а также многих других почетных наград и званий. 

    В 2006 году Владимир Спиваков за «выдающийся вклад музыканта в мировое искусство, его деятельность во имя мира и развитие диалога между культурами» был признан Артистом мира ЮНЕСКО, в 2009 году награжден золотой медалью Моцарта ЮНЕСКО. В 2012 году Владимиру Спивакову была присуждена Государственная премия России «за выдающиеся заслуги в области гуманитарной деятельности» (премии были удостоены в разные годы Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, Александр Солженицын, король Испании Хуан Карлос I, Президент Франции Жак Ширак).