Новая музыка

    27 октября 2016

    Камерный зал Филармонии

    схема проезда
    Видеозапись концерта
    В программе:
    Мартынов
    «Заповеди Блаженств» (2004)
    «Небесный Иерусалим» (1993)
    «Исайе, ликуй!» (2014, первое исполнение)

    12+

    Абонемент №165:

    Академия старинной музыки. Новая музыка

    Ансамбль солистов «Академия старинной музыки» Московской филармонии

    Ансамбль создан в 1982 году известной скрипачкой, лауреатом международных конкурсов Татьяной Гринденко. С первых же выступлений музыканты показали себя коллективом универсальных возможностей, способным решать сложнейшие исполнительские и творческие задачи. С 1987 года ансамбль входит в состав Московской филармонии.

    «Академия» была одним из пионеров традиции аутентичного исполнительства старинной музыки в нашей стране. Сегодня, спустя 30 лет, «академисты» остаются верны этой манере, играя на старинных инструментах с использованием барочных смычков, передавая дух и смысл музыки далеких эпох: Монтеверди, Перголези, Вивальди, Джеминиани, Корелли, Галуппи, Перселла, Букстехуде, Баха, Генделя, Телемана, отца и сына Моцартов, Буамортье, Фомина, Бортнянского, Пашкевича и многих других авторов того времени. Начиная c 1990-х годов, репертуар «Академии» обогащается написанными специально для ансамбля сочинениями Владимира Мартынова, Ивана Соколова, Александра Бакши и других современных композиторов. 

    Мировую славу принесли ансамблю выступления во многих странах мира, на престижных международных фестивалях (в России, Австрии, Бельгии, США, Испании, Италии, Чехии, Финляндии, Швеции и многих других странах), сотрудничество с такими мастерами, как Николаус Арнонкур, Мартин Борнус-Щетинский, Ирена Графенауэр, Гидон Кремер, Марк Такер, Роберт Холл, Томас Цетмайр, Андреас Штайер и другие. «Академия старинной музыки» участвовала в мировых премьерах оперы Мартынова «Упражнения и танцы Гвидо» на фестивале «Сакро-Арт» (Локкум, Германия, 1997); оперы Галуппи «Король-пастух», которая была написана ко дню коронации Екатерины II и более 200 лет считалась утраченной (Удине, Италия, 1998); спектакля «Моцарт и Сальери» в театре «Школа драматического искусства» (режиссер Анатолий Васильев, композитор Владимир Мартынов, Москва, 1999, к 200-летию Пушкина). Татьяна Гринденко – музыкальный руководитель этих постановок. 

    В 1999 году на базе ансамбля «Академия старинной музыки» Гринденко создает ансамбль Opus Posth., специально для осуществления проекта «Новое сакральное пространство». В основе его деятельности – концепция композитора Владимира Мартынова, определившая как название ансамбля, так и творческое видение музыкантами современной культурной ситуации. Потенциал композиторской музыки (опус-музыки) исчерпан, в этом смысле opus-posth.-музыка – это то, что следует за опус-музыкой и заменяет ее. Ансамбль создает новое пространство, привнося в свои выступления ритуальность сакральной музыки, оперируя архаичными традициями на основе новейших современных композиторских методов. В репертуаре коллектива – музыка Адамса, Айвза, Батагова, Гербера, Гласса, Десятникова, Дрешера, Загния, Зайготта, Канчели, Карманова,  Кейджа, Кнайфеля, Ксенакиса, Мартынова, Наймана, Пелециса, Пярта, Райли, Райха, Сильвестрова. 

    Ансамблем осуществлен ряд мультимедийных проектов: «Ночь в Галиции», «Игры Ангелов и людей», «Песнь песней», «Бах 2000», «Немецкий реквием», «Смерть дикого воина» и другие. В 2004 Opus Posth. участвовал в спектакле «Идите и остановите прогресс» по стихам обэриутов, поставленном Юрием Любимовым к 40-летию Театра на Таганке (с музыкой Мартынова) и в экспериментальном спектакле «Волшебная флейта» (режиссер Екатерина Поспелова, дирижер Татьяна Гринденко). В 2006 году с участием Opus Posth. была поставлена мелодрама Евстигнея Фомина «Орфей и Эвридика» (режиссер Илья Эпельбаум, Москва). В 2012 году состоялась премьера этномифологического перформанса Владимира Мартынова «Дети выдры», созданного совместно с тувинским ансамблем Хуун-Хуур-Ту.

    Ансамблями «Академия старинной музыки» и Opus Posth. сделаны многочисленные записи на радио и телевидении, на фирмах «Мелодия», Eurodisc, Ondine, RCA, ECM, Erdenklang Musikverlag, CCn'C Records, Wergo, Deutsche Grammophon, Opus 111 и других.

    Михаил Басов

    Михаил Басов родился в 1982 году в Москве. Учился в Академическом музыкальном училище при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского (класс профессора В. А. Новикова) и в Иерусалимской академии музыки и танца имени С. Рубина (класс Эрана Рэми). Участник мастер-классов профессоров Гамбургской и Кёльнской консерваторий – Маттиаса Хёфса и  Фридемана Иммера.

    Сотрудничал с ансамблем солистов «Академия старинной музыки» под руководством Татьяны Гринденко, Симфоническим оркестром  Москвы «Русская филармония», органистами Фёдором Строгановым и Витой Калнциема, певицей Алисой Гицба.

    Выступал с сольными концертами в России, Латвии, Израиле.

    Лауреат Международного конкурса молодых исполнителей на духовых и ударных инструментах «Сибирские музыкальные ассамблеи» в Новосибирске (I премия), Международного конкурса «Николай Рубинштейн и Московская композиторская школа» (III премия).

    Ансамбль древнерусской духовной музыки «Сирин»

    Творчество ансамбля древнерусской духовной музыки «Сирин» представляет собой особую сферу современного хорового исполнительского искусства. Коллектив создает уникальные программы на грани жанров, сочетая музыку с элементами драматического действия, академическую хоровую стилистику и богослужебное пение. В исполнении «Сирина» древние церковные распевы обретают современное звучание, сохраняя свое высокодуховное эмоциональное наполнение.

    Ансамбль «Сирин» создан в 1989 году Андреем Котовым – известным певцом, хормейстером и фольклористом, посвятившим много лет изучению русской народной и церковной музыки. Коллектив назван по имени райской птицы с головой девы, что поет «неизреченные песни о спасшихся душах». Таким образом, творчество ансамбля изначально было связано с постижением духовных основ фольклора и христианской музыки. На этом сочетании народного и церковного зиждется особая вокальная манера певцов: яркий, насыщенный звук и сдержанные, аскетичные мелодии. Именно поэтому особое место в репертуаре «Сирина» занимают духовные стихи – «пограничный» жанр духовного содержания, где присутствуют и клерикальные стихотворно-музыкальные приемы, и достаточная свобода самовыражения автора. Духовные стихи отличаются разнообразием форм, причудливым смешением музыкальных традиций разных времен и народов.

    Программы ансамбля драматургически-выстроены, наполнены действием и движением. Главный смысл – не в красивой аутентичной «картинке», а в глубинном постижении верующим человеком сакральных тайн. Таким образом, выступления «Сирина» превращаются в некое живое действо, где главным героем выступает человек, с его переживаниями, смятениями и духовными озарениями.

    Большую часть репертуара ансамбля составляют богослужебные песнопения XV-XVIII веков: знаменный, путевой, демественный распевы, строчное и знаменное многоголосье, ранний партес, монастырские распевы, партесный концерт.

    В разные годы коллективом созданы программы «Христос рождается, славите!» (в нее вошли Богослужебные песнопения Рождественской службы XVI-XVII вв., духовные стихи, христославия, народная драма «Смерть царя Ирода»); «Путник» (духовные песни бродячих лирников, народные распевы духовных стихов, авторские распевы «Сирина»); «Весна покаяния» (песнопения Великого Поста XV-XVIII вв., монастырские покаянные песнопения, духовные стихи); «Новое небо, новая земля» (Рождение, Крещение, Жизнь, Смерть, Воскресение); «Рождество Богородицы» (духовные песнопения на Рождество Богородицы, Богородичные народные духовные стихи); «Стих о Пресветлом Рае».

    В 2000 году было реконструировано «Пещное действо» – древний русский церковный обряд о сожжении трех отроков. Уникальная сценическая работа была с большим успехом показана на Всемирной театральной олимпиаде в Москве. В 2010 году в Польше, а затем на фестивале в Ярославе состоялась мировая премьера полной версии «Пещного действа» совместно с польскими исполнителями.

    «Сирин» много и плодотворно сотрудничает с композиторами и режиссерами. Специально для него созданы «Плач Иеремии», «Заповеди Блаженств», «Игры ангелов и людей» Владимира Мартынова, «Музыка для Рождества», «Слово» Павла Карманова, музыка к спектаклю «Шинель» Александра Бакши. Среди режиссеров, работавших с коллективом, – Анатолий Васильев («Плач Иеремии», «Моцарт и Сальери»), Валерием Фокиным («Шинель»), Кама Гинкас («Нелепая поэмка»).

    Один из ярких проектов «Сирин» осуществил со знаменитым Кронос-квартетом, представив в Светлановском зале Московского международного Дома музыки российскую премьеру произведения Sun rings Терри Райли, сопровождавшуюся видеорядом на экране (2006).

    Помимо больших программ ансамбль «Сирин» выступает с камерными концертами, в которых принимают участие мужская или женская группы коллектива, трио, квартет, солисты.

    Ансамбль много гастролирует в России и за рубежом. Только в последние годы коллектив выступал в Эстонии, Чехии, Португалии, Франции, Англии, Индии, Бразилии, Америке, Польше. «Сирин» был специальным гостем Восьмого хорового конгресса азиатских стран в Пекине, участником Первого европейского симпозиума хоровой музыки в Любляне, Всемирного симпозиума хоровой музыки в Роттердаме, фестиваля старого Лиона, Музыка Сакра в Марктобердорфе и Маастрихте. Ансамбль выступал на фестивалях «Иль де Франс», международном фестивале хоровой музыки в Корке (Ирландия), фестивале духовной музыки во Фрибуре (Швейцария), Рождественском фестивале в Бангкоке, «Европалии» в Бельгии.

    Творчество ансамбля древнерусской духовной музыки «Сирин» не исчерпывается концертными программами, полусценическими постановками и звукозаписями: коллектив постоянно ведет исследовательскую работу, организует просветительские проекты и лекции, мастер-классы.

    Татьяна Гринденко

    Татьяна Гринденко – выпускница Московской консерватории, ученица знаменитых педагогов – профессоров Юрия Янкелевича и Майи Глезаровой. Лауреат многих международных конкурсов, в том числе имени Чайковского и имени Венявского. Основатель и руководитель ансамблей «Академия стариной музыки» и Opus Posth.. Народная артистка России. За выдающиеся достижения в музыкальном искусстве удостоена Государственной Премии РФ (2003).

    Выступала с ведущими оркестрами мира – Венским и Берлинским филармоническими, Дрезденской Штаатскапеллой, оркестром лейпцигского Гевандхауса, с симфоническими оркестрами Бруклина, Лос-Анджелеса, Французского радио, RAT Милана, Турина, Рима, Москвы, Санкт-Петербурга и другими. Принимала участие в фестивалях академической и старинной музыки, различных авангардных акциях.

    Ее партнерами по сцене были выдающиеся музыканты: Кирилл Кондрашин, Курт Мазур, Курт Зандерлинг, Геннадий Рождественский, Юрий Темирканов, Мстислав Ростропович, Саулюс Сондецкис, Владимир Ашкенази, Владимир Федосеев, Валерий Афанасьев, Гидон Кремер, Юрий Башмет, Хайнц Холлигер, Ирена Графенауэр, Андреас Штайер, Франс Брюгген, Алексей Любимов, Александр Князев и другие. Для Гринденко писали такие известные композиторы, как Шнитке, Пярт, Мартынов, Ноно, Сильвестров и другие. Записи Гринденко изданы фирмами «Мелодия», Erdenklang, Eurodisс, Ondine, Deutsche Grammophon, RSA, ECM, Wеrgo, Long Arms, CCn’C Records.

    Юлия Макарьянц

    Юлия Макарьянц родилась в 1985 году. Окончила вокальное отделение Государственного музыкально-педагогического института имени М. М. Ипполитова-Иванова (класс профессора С. Б. Яковенко). Лауреат Международного конкурса «Искусство XXI века» (Италия).

    В настоящее время является ведущей солисткой Московского государственного академического детского музыкального театра имени Н. И. Сац и солисткой ансамбля «Мадригал». Регулярно сотрудничает с Э. Л. Кингом в спектакле Э. Кавальери «Сказание о душе и теле» (спектакль — лауреат Российской Национальной театральной премии «Золотая маска»). Принимала участие в проектах ансамбля «Академия старинной музыки» под руководством Т. Гринденко, во многих международных и российских фестивалях старинной музыки, а также в музыкально-образовательных программах Анны Тончевой «Дыхание музыки Древнего Египта» и «Скоморохи и трубадуры».

    Рекомендуем к просмотру

    Камерный зал Филармонии

    Посвящение Андрею Эшпаю

    17.01.2017

    В программе:
    Эшпай
    Соната для виолончели и фортепиано
    «Вечерние тени» для кларнета и фортепиано
    Шостакович
    Трио № 2 для скрипки, виолончели и фортепиано ми минор, соч. 67 (Памяти И.И.Соллертинского)
    Эшпай
    Соната № 2 для скрипки и фортепиано
    Симфония № 2 («Хвала свету) (переложение для фортепиано в четыре руки)

    Камерный зал Филармонии

    Музыка профессоров и студентов VI Международной академии молодых композиторов в городе Чайковском

    15.09.2016

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    V Международный фестиваль актуальной музыки «Другое пространство»

    Режиссерская версия

    02.11.2016

    В программе:
    Пайбердин
    Vox / «Глас» для большого симфонического оркестра (Премьера оркестровой версии, 2016)
    Д. Куртаг
    «Маленькая торжественная музыка в честь Пьера Булеза» для оркестра (Российская премьера)
    П. Булез
    «Ритуал памяти Бруно Мадерны» для оркестра из восьми групп
    Мартынов
    «Танцы с умершим другом» для фортепиано с оркестром
    В. Николаев
    «Фантомы» для симфонического оркестра (Мировая премьера)
    Уствольская
    Симфония № 2 «Истинная, Вечная Благость» для оркестра и голоса соло на текст Германа Расслабленного

    Камерный зал Филармонии

    Александр Чайковский

    28.03.2016

    В программе:
    А. Чайковский
    Струнный квартет № 3
    Струнный квартет № 4
    Струнный квартет № 5
    Квинтет для фортепиано и струнного квартета

    Камерный зал Филармонии

    Слонимский. Желанные собеседники

    13.02.2017

    В программе:
    Слонимский
    Цикл песен на стихи М.Цветаевой
    «Ангел», «Молитва», «Башкирская девичья песня»
    «Тесно сердце» и «Изумрудные очи» из цикла Три романса на стихи В.Соловьёва
    Северная баллада памяти Грига
    Григ
    «Люблю тебя»
    Балакирев
    «Песня» «Обойми, поцелуй»
    Римский-Корсаков
    «Щекою к щеке ты моей приложись»
    «Вздымаются волны»
    П. И. Чайковский
    «Смотри – вон облако»
    «Али мать меня рожала»
    «И больно, и сладко»

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    К 60-летию оркестра

    03.12.2016

    В программе:
    Пярт
    Коллаж на тему B-A-C-H
    Шуберт
    Симфония № 5
    Канчели
    Broken Chant для скрипки и гобоя с оркестром
    Моцарт
    «Ночная серенада» № 6

    Камерный зал Филармонии

    Татьяна Чудова

    22.03.2017

    В программе:
    Чудова
    «Фон Мекк – Чайковский», одноактная опера в письмах (концертное исполнение).
    Либретто автора

    Камерный зал Филармонии

    Юрий Воронцов

    01.03.2017

    В программе:
    Воронцов
    Con amore для кларнета, виолончели и фортепиано
    Flashback для фортепиано (Мировая премьера)
    Status quo для ансамбля
    Новгородские песни для ансамбля

    Камерный зал Филармонии

    Произведения профессоров и студентов V Международной академии молодых композиторов в г.Чайковском

    14.09.2015

    Камерный зал Филармонии

    Персона – композитор Сергей Жуков

    27.04.2016

    В программе:
    Жуков
    "Kryptos" для голоса и препарированного рояля (премьера)
    "Ave Maria", сценическая композиция для женского голоса, рояля и саундтрека
    «Стихомания», моноспектакль по мотивам стихотворений Лены Элтанг