Для просмотра видео вам необходимо Зарегистрироваться
Личный кабинет на meloman.ru — это:
или
Войти в Личный кабинет
Абонемент №165:
Академия старинной музыки. Новая музыка
Ансамбль солистов «Академия старинной музыки» создан в 1982 году известной скрипачкой Татьяной Гринденко. С 1987
года он входит в состав Московской филармонии. «Академия» стала одним из
пионеров исторически ориентированного исполнительства в России. Музыканты играют
на старинных инструментах с использованием барочных смычков, исполняя музыку Монтеверди,
Перголези, Вивальди, Джеминиани, Корелли, Галуппи, Пёрселла, Букстехуде, И. С.
Баха и его сыновей, Генделя, Телемана, отца и сына Моцартов, Буамортье, Фомина,
Бортнянского, Пашкевича и многих их современников.
Мировую славу принесли ансамблю выступления на престижных международных фестивалях (в России, Австрии, Бельгии, США, Испании, Италии, Чехии, Финляндии, Швеции и многих других странах), сотрудничество с такими мастерами, как Николаус Арнонкур, Мартин Борнус-Щетинский, Ирена Графенауэр, Гидон Кремер, Марк Такер, Роберт Холл, Томас Цетмайр, Андреас Штайер и другие.
Начиная с 1990-х годов репертуар «Академии» обогащается написанными специально для ансамбля сочинениями Владимира Мартынова, Ивана Соколова, Александра Бакши и других современных композиторов. В 1999 году специально для исполнения современной музыки на базе «Академии» Татьяна Гринденко создала ансамбль Opus Posth. В репертуар коллектива вошли сочинения Адамса, Айвза, Батагова, Гербера, Гласса, Десятникова, Дрешера, Загния, Зайготта, Канчели, Карманова, Кейджа, Кнайфеля, Ксенакиса, Мартынова, Наймана, Пелециса, Пярта, Райли, Райха, Сильвестрова.
Ансамбль участвовал в мировых премьерах оперы Мартынова «Упражнения и танцы Гвидо» на фестивале «Сакро-Арт» (Локкум, Германия, 1997); оперы Галуппи «Король-пастух», которая была написана ко дню коронации Екатерины II и более 200 лет считалась утраченной (Удине, Италия, 1998); спектакля «Моцарт и Сальери» в театре «Школа драматического искусства» (режиссер – Анатолий Васильев, композитор – Владимир Мартынов, Москва, 1999). Татьяна Гринденко – музыкальный руководитель этих постановок.
Ансамблем представлен ряд мультимедийных проектов: «Ночь в Галиции», «Игры Ангелов и людей», «Песнь песней», «Бах 2000», «Немецкий реквием», «Смерть дикого воина» и другие. В 2004 году Opus Posth. участвовал в спектакле «Идите и остановите прогресс» по стихам обэриутов, поставленном Юрием Любимовым к 40-летию Театра на Таганке (с музыкой Мартынова), и в экспериментальном спектакле «Волшебная флейта» (режиссер – Екатерина Поспелова, дирижер – Татьяна Гринденко). В 2006 году с участием ансамбля была поставлена мелодрама Евстигнея Фомина «Орфей и Эвридика» (режиссер – Илья Эпельбаум, Москва). В 2012 году состоялась премьера этномифологического перформанса Владимира Мартынова «Дети Выдры», созданного совместно с тувинским ансамблем «Хуун-Хуур-Ту».
Ансамблями «Академия старинной музыки» и Opus Posth. осуществлены многочисленные аудиозаписи на радио и телевидении, на фирмах «Мелодия», Eurodisc, Ondine, RCA, ECM, Erdenklang Musikverlag, CCn'C Records, Wergo, Deutsche Grammophon, Opus 111 и других.
Михаил Басов родился в 1982 году в Москве. Учился в Академическом музыкальном училище при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского (класс профессора В. А. Новикова) и в Иерусалимской академии музыки и танца имени С. Рубина (класс Эрана Рэми). Участник мастер-классов профессоров Гамбургской и Кёльнской консерваторий – Маттиаса Хёфса и Фридемана Иммера.
Сотрудничал с ансамблем солистов «Академия старинной музыки» под руководством Татьяны Гринденко, Симфоническим оркестром Москвы «Русская филармония», органистами Фёдором Строгановым и Витой Калнциема, певицей Алисой Гицба.
Выступал с сольными концертами в России, Латвии, Израиле.
Лауреат Международного конкурса молодых исполнителей на духовых и ударных инструментах «Сибирские музыкальные ассамблеи» в Новосибирске (I премия), Международного конкурса «Николай Рубинштейн и Московская композиторская школа» (III премия).
Творчество ансамбля древнерусской духовной музыки «Сирин» представляет собой особую сферу хорового исполнительства. Коллектив создает уникальные программы на стыке жанров, сочетая академическую хоровую стилистику с богослужебным пением, музицирование – с элементами драматического действия.
Ансамбль «Сирин» создан в 1989 году Андреем Котовым – известным певцом, хормейстером и фольклористом, посвятившим много лет изучению особенностей аутентичного пения русской средневековой музыки и народных песен. Коллектив назван по имени райской птицы с головой девы, поющей «неизреченные песни о спасшихся душах» и вечном блаженстве.
Большую часть репертуара ансамбля составляют богослужебные песнопения XV–XVIII веков: знаменный, путевой, демественный распевы, строчное и знаменное многоголосие, ранний партес, монастырские распевы, партесный концерт. Особое место в репертуаре «Сирина» занимают духовные стихи – песнопения самого разного происхождения в «пограничном» жанре, в котором отчетливо проступают и клерикальные стихотворно-музыкальные приемы, и достаточна свобода самовыражения автора.
Коллективом созданы программы «Христос рождается, славите!» (богослужебные песнопения рождественской службы XVI–XVII вв., духовные стихи, христославия, народная драма «Смерть царя Ирода»); «Путник» (духовные песни бродячих лирников, народные распевы духовных стихов, авторские распевы «Сирина»); «Весна покаяния» (песнопения Великого поста XV–XVIII вв., монастырские покаянные песнопения, духовные стихи); «Рождество Богородицы» (духовные песнопения на Рождество Богородицы, богородичные народные духовные стихи); «Новое небо, новая земля»; «Стих о пресветлом рае» и другие.
В 2000 году при участии музыкантов ансамбля было реконструировано «Пещное действо» – древний русский церковный обряд о сожжении трех отроков. Уникальная сценическая работа была представлена на Всемирной театральной олимпиаде в Москве. В 2010 году на фестивале старинной музыки в Ярóславе (Польша) состоялась мировая премьера полной версии «Пещного действа» совместно с польскими исполнителями.
«Сирин» много и плодотворно сотрудничает с композиторами и режиссерами. Специально для него созданы «Плач Иеремии», «Заповеди блаженства», «Игры ангелов и людей» Владимира Мартынова, «Музыка для Рождества», «Слово» Павла Карманова, музыка к спектаклю «Шинель» Александра Бакши. Среди режиссеров, работавших с коллективом, – Анатолий Васильев («Плач Иеремии», «Моцарт и Сальери»), Валерий Фокин («Шинель»), Кама Гинкас («Нелепая поэмка»). Совместно со знаменитым «Кронос-квартетом» ансамбль «Сирин» представил в Светлановском зале Московского международного Дома музыки российскую премьеру произведения Sun Rings Терри Райли с видеорядом (2006).
Ансамбль много гастролирует в России и за рубежом (во Франции, Англии, Эстонии, Чехии, Португалии, Индии, Бразилии, США, Польше и других странах). «Сирин» был специальным гостем VIII Хорового конгресса азиатских стран в Пекине, участником I Европейского симпозиума хоровой музыки в Любляне, Всемирного симпозиума хоровой музыки в Роттердаме, фестивалей в Лионе, Иль-де-Франс и Юзесе (Франция), Марктобердорфе (Германия), Маастрихте (Нидерланды), Корке (Ирландия), Фрибуре (Швейцария), Бангкоке (Таиланд), «Европалия» в Бельгии.
Наряду с исполнительской деятельностью музыканты ансамбля постоянно ведут исследовательскую работу, организуют просветительские проекты, лекции и мастер-классы.
«Сирин» имеет записи на радио и компакт-дисках; первый альбом ансамбля, «Духовные песнопения русского народа» (Les Saisons Russes), получил в 1994 году премию Diapason d’Or («Золотой камертон»).
Татьяна Гринденко родилась в 1946 году в Харькове. Окончила Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского, где ее наставниками были профессора Юрий Янкелевич и Майя Глезарова. Лауреат многих международных конкурсов, в том числе имени П. И. Чайковского и имени Генрика Венявского. Основатель и руководитель ансамблей «Академия стариной музыки» и Opus Posth. Народная артистка России (2002). За выдающиеся достижения в музыкальном искусстве удостоена Государственной Премии Российской Федерации (2003).
Татьяна Гринденко выступала с ведущими оркестрами мира – Венским и Берлинским филармоническими, Дрезденской государственной капеллой, оркестром лейпцигского Гевандхауса, Филармоническими оркестрами Лос-Анджелеса и Радио Франс, Камерным оркестром Европы, оркестрами Базеля, Милана, Турина, Рима, Москвы, Санкт-Петербурга и многими другими. Принимала участие во многих престижных фестивалях современной и старинной музыки. Музыкальный руководитель ряда театральных постановок и перформансов, в том числе опер «Орфей и Эвридика» Евстигнея Фомина (режиссер – Илья Эпельбаум), «Волшебная флейта» Моцарта (режиссер – Екатерина Поспелова) и «Король-пастух» Галуппи, спектаклей «Моцарт и Сальери» (режиссер – Анатолий Васильев), «Идите и остановите прогресс» (режиссер – Юрий Любимов) и других.
Партнерами Татьяны Гринденко по сцене были выдающиеся музыканты: Кирилл Кондрашин, Курт Мазур, Курт Зандерлинг, Геннадий Рождественский, Юрий Темирканов, Фёдор Глущенко, Мстислав Ростропович, Саулюс Сондецкис, Владимир Ашкенази, Владимир Федосеев, Валерий Афанасьев, Гидон Кремер, Юрий Башмет, Хайнц Холлигер, Ирена Графенауэр, Андреас Штайер, Франс Брюгген, Алексей Любимов, Александр Князев и другие.
Для Татьяны Гринденко писали такие известные композиторы, как Альфред Шнитке, Арво Пярт, Владимир Мартынов, Луиджи Ноно, Валентин Сильвестров, Александр Бакши и другие. Записи артистки изданы фирмами ECM (Tabula Rasa Пярта), Deutsche Grammophon (Hay que caminar Ноно), Long Arms Records («Войдите!» Мартынова), «Мелодия» (Соната для скрипки и фортепиано Мартынова, Concerto grosso № 1 Шнитке, «Пробуждение» Артёмова, регтаймы Джоплина и др.), Chandos (Concerto grosso № 2 Шнитке), Wеrgo (Скрипичный концерт № 1 Рославца), Erdenklang, Eurodisс, Ondine, RCA Victor, CCn’C Records.
Юлия Макарьянц родилась в 1985 году. Окончила вокальное отделение Государственного музыкально-педагогического института имени М. М. Ипполитова-Иванова (класс профессора С. Б. Яковенко). Лауреат Международного конкурса «Искусство XXI века» (Италия).
В настоящее время является ведущей солисткой Московского государственного академического детского музыкального театра имени Н. И. Сац и солисткой ансамбля «Мадригал». Регулярно сотрудничает с Э. Л. Кингом в спектакле Э. Кавальери «Сказание о душе и теле» (спектакль — лауреат Российской Национальной театральной премии «Золотая маска»). Принимала участие в проектах ансамбля «Академия старинной музыки» под руководством Т. Гринденко, во многих международных и российских фестивалях старинной музыки, а также в музыкально-образовательных программах Анны Тончевой «Дыхание музыки Древнего Египта» и «Скоморохи и трубадуры».