Новогодний концерт в лицах : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

В продаже абонементы сезона 2019-2020. Перейти к списку абонементов

    Новогодний концерт в лицах

    13 января 2019

    «Филармония-2». Малый зал

    схема проезда
    Государственный академический
    камерный оркестр России
    Илья Мовчан (скрипка)
    Мария Лазарева (скрипка)
    Данил Падилов (скрипка)
    Дмитрий Косолапов (скрипка)
    Надежда Яровая (альт)

    Елена Фришман (скрипка)

    Елизавета Яровая (скрипка)

    Никита Ружавинский (виолончель)

    В программе:

    Вила-Лобос
    Кантилена и Шутка из Струнного квартета № 1

    Бернстайн
    Вальс из Дивертисмента для камерного оркестра

    Сарасата
    «Наварра» для двух скрипок с оркестром, соч. 33 (оркестровка М.Хохлова)

    Рота
    «Прогулка с Феллини»
    Галоп из кинофильма «Леопард»

    Хиндемит
    Струнный квартет «Минимакс» из репертуара военной музыки

    Альбенис
    Танго из Сюиты «Испания» для фортепиано, соч. 165 (оркестровка Б.К.Тёрнера)

    Асламазян
    «Куропаточка» из цикла «Четырнадцать пьес на армянские народные темы» (по записи Комитаса)

    Гаде
    Танго «Ревность»

    И. Штраус
    Полька «Трик-трак»

    Бекман
    «В лесу родилась ёлочка» (обработка Д.Крамера и В.Грибовского)

    12+

    Абонемент №119:

    Музыкальные проделки и кунштюки. Государственный академический камерный оркестр России. Художественный руководитель – Алексей Уткин

    Государственный академический камерный оркестр России

    Оркестр создан всемирно известным альтистом и дирижером Рудольфом Баршаем. Он объединил молодых талантливых московских музыкантов в первый в СССР камерный оркестр, созданный по образцу европейских коллективов (в частности, гастролировавшего в сентябре 1955 года в Москве камерного оркестра из ФРГ под управлением Вильгельма Штросса). Официальный дебют Московского камерного оркестра (так поначалу назывался коллектив) состоялся 5 марта 1956 года в Малом зале Московской консерватории, в феврале 1957 года он вошел в штат Московской филармонии.

    «Камерный оркестр представляет удивительное совершенство музыки и исполнения. Характерным для артистов Московского камерного оркестра является единство истории и современности: не искажая текста и духа старинной музыки, артисты делают ее современной и юной для наших слушателей», – писал Дмитрий Шостакович. 

    В 1950-60-х годах в оркестре под руководством Рудольфа Баршая играли такие известные солисты, как скрипачи Борис Шульгин (первый концертмейстер МКО), Лев Маркиз, Владимир Рабей, Андрей Абраменков, альтист Генрих Талалян, виолончелисты Алла Васильева, Борис Доброхотов, контрабасист Леопольд Андреев, флейтисты Александр Корнеев и Наум Зайдель, гобоист Альберт Зайонц, валторнист Борис Афанасьев, органист и клавесинист Сергей Дижур, а также многие другие. 

    Помимо исполнения и многочисленных записей музыки европейского барокко, русской и западной классики, сочинений зарубежных композиторов ХХ века (многие из которых были впервые сыграны в СССР), коллектив активно пропагандировал музыку современных отечественных авторов: Николая Ракова, Юрия Левитина, Георгия Свиридова, Кара Караева, Мечислава Вайнберга, Александра Локшина, Германа Галынина, Револя Бунина, Бориса Чайковского, Эдисона Денисова, Витаутаса Баркаускаса, Яана Ряэтса, Альфреда Шнитке и других. Многие композиторы создавали музыку специально для Московского камерного оркестра. Дмитрий Шостакович посвятил ему Четырнадцатую симфонию, премьеру которой коллектив под управлением Баршая исполнил 29 сентября 1969 года в Ленинграде. 

    После отъезда Рудольфа Баршая за рубеж в 1976 году оркестром руководили Игорь Безродный (1977–1981), Евгений Непало (1981–1983), Виктор Третьяков (1983–1990), Андрей Корсаков (1990–1991), Константин Орбелян (1991–2009). В 1983 году он был переименован в Государственный камерный оркестр СССР, а в 1994 году удостоен звания «академический». Сегодня ГАКО – одиз из ведущих камерных коллективов России. Оркестр выступал в Великобритании, Германии, Нидерландах, Италии, Франции, Швейцарии, США, Канаде, Японии, ЮАР, странах Скандинавии и Юго-Восточной Азии. 

    В разное время с оркестром выступали пианисты Святослав Рихтер, Эмиль Гилельс, Лев Оборин, Мария Гринберг, Николай Петров, Владимир Крайнев, Элисо Вирсаладзе, Михаил Плетнёв, Борис Березовский, Фредерик Кемпф, Джон Лилл, Штефан Владар; скрипачи Давид Ойстрах, Иегуди Менухин, Леонид Коган, Олег Каган, Владимир Спиваков, Виктор Третьяков; альтист Юрий Башмет; виолончелисты Мстислав Ростропович, Наталия Гутман, Борис Пергаменщиков; певцы Нина Дорлиак, Зара Долуханова, Ирина Архипова, Евгений Нестеренко, Галина Писаренко, Александр Ведерников, Маквала Касрашвили, Николай Гедда, Рене Флеминг; флейтисты Жан-Пьер Рампаль, Джеймс Голуэй; трубач Тимофей Докшицер и многие другие известные солисты, ансамбли и дирижеры. 

    Оркестром создана впечатляющая коллекция звукозаписей на радио и в студии, охватывающая самый широкий репертуар – от музыки барокко до произведений российских и зарубежных композиторов ХХ века. Записи осуществлены на фирмах «Мелодия», Сhandos, Philips и других. К 50-летнему юбилею коллектива на студии Delos выпущена серия из 30 CD. 

    В январе 2010 года художественным руководителем оркестра стал известный гобоист и дирижер Алексей Уткин. За годы его руководства произошло значительное обновление оркестра, существенно расширился репертуар. В программах коллектива «Страсти по Матфею» Баха, мессы Гайдна и Вивальди, симфонии и концерты Моцарта и Боккерини соседствуют с композициями на темы рок-групп, музыкой в стиле этно и саундтреками. В 2011 и 2015 годах оркестр под управлением Уткина аккомпанировал участникам второго тура XIV и XV Международных конкурсов имени Чайковского (специальность «фортепиано»). 

    В программах сезона 2018/19 оркестр сотрудничает с такими выдающимися музыкантами, как Андрес Мустонен, Александр Князев, Элисо Вирсаладзе, Жан-Кристоф Спинози. Ярким событием сезона станет исполнение оперы Вивальди «Неистовый Роланд» (российская премьера) с участием зарубежных солистов и дирижера Федерико Марии Сарделли.

    Илья Мовчан

    Илья Мовчан родился в Северодвинске. Окончил Московскую консерваторию (класс профессора Э. Д. Грача) и аспирантуру Лондонского Королевского колледжа музыки (класс  И. Рашковского). Лауреат международных конкурсов скрипачей имени В. Гаврилина в Вологде (2001), имени К. Флеша в Венгрии (2008), конкурса молодых музыкантов в Великобритании (2009). Стипендиат Международного благотворительного фонда «Новые имена» и Министерства культуры РФ.

    Принимал участие в различных фестивалях в России и Европе. Выступал в качестве солиста с Лондонским симфоническим оркестром, Государственным академическим камерным оркестром России, с камерными оркестрами «Московия», «Кремлин», «Эрмитаж».

    Мария Лазарева

    Мария Лазарева представляет поколение звезд XXI века. Ее первое выступление состоялось в 1995 году с Московским камерным ансамблем «Экселенте» (основатель и художественный руководитель Евгений Непало). Тогда 11-летняя Маша, еще учащаяся Гнесинской десятилетки, солировала в Концерте Вивальди для скрипки, гобоя и струнных, затем блестяще исполнила Andante и Allegro Россини. Потом последовали  годы обучения в Московской консерватории в классе известного педагога, ученика Д. Ойстраха — Ары Богданяна. И параллельно началась активная концертная жизнь. Набирался репертуар, расширялся творческий кругозор. Среди партнеров Марии Лазаревой — самые известные российские музыканты: пианисты В. Овчинников,  Н. Трулль, В. Холоденко, С. Главатских, О. Керн, А, Гугнин. С Н. Штаркманом, а потом и с А. Гугниным она исполняла Сонату для скрипки и фортепиано Шуберта. В 2010 году дуэт Лазаревой и Гугнина завоевал первую премию Международного конкурса камерных ансамблей имени Шостаковича.

    Памятны выступления с Л. Тимофеевой — в Оружейной палате Кремля в содружестве с Государственным академическим камерным оркестром России под управлением К. Орбеляна и в Концертном зале имени Чайковского, где Л. Тимофеева вместе с Марией Лазаревой и ансамблем «Экселенте» с успехом исполнили Концерт Мендельсона для скрипки, фортепиано и струнных ре минор, записанный затем на компакт-диск. Вместе с одним из ярких музыкантов молодого поколения, скрипачом и альтистом М. Березницким, Мария  солировала в Симфонии-кончертанте Моцарта, а дуэт М. Лазаревой и великолепной альтистки С. Степченко покорил публику обаянием и артистизмом, когда они представили редко  звучащее в России Концертино Доницетти.

    Надолго запомнились слушателям и интерпретации Концертов Вивальди для скрипки, виолончели и струнных, где партнерами Лазаревой в разное время были такие замечательные виолончелисты, как Д. Шаповалов, К, Родин, А. Загоринский, А. Кашин, Б. Андрианов. В дуэте с А. Бузловым этот Двойной концерт запечатлен на компакт-диске.

    Мария Лазарева регулярно выступает в лучших концертных залах Москвы: на сценах Концертного зала имени Чайковского и Кремлевского дворца, в Оружейной палате, в Малом и Рахманиновском залах Московской консерватории, а также в старинных усадьбах и музеях. Отдельная страница — участие Марии Лазаревой в проекте «Российские музы — миру», концерты которого проходят в различных иностранных дипломатических миссиях и посольствах в Москве. Мария также выступала с сольными концертами в Германии, Великобритании, Франции, Италии, Испании, Японии. Совместно с камерным ансамблем «Экселенте» записала несколько компакт-диском, включающие в себя произведения И. С. Баха, А. Вивальди, Т. А.  Витали, Г. Ф. Телемана, Ф. Мендельсона, Н. Паганини.

    Участвовала в проекте известного танцовщика и балетмейстера Фаруха Рузиматова «Чакона И. С. Баха».

    Круг интересов М. Лазаревой не ограничивается только исполнительством. Она вела класс камерного ансамбля в ГМПИ имени М. М. Ипполитова-Иванова, в настоящее время преподает в Англо-американской школе. С ранних лет она пробует себя как композитор — сочиняет оригинальные композиции, делает транскрипции популярной классики, пишет музыку для компьютерных игр.