Новосибирский академический
    симфонический оркестр, Томас Зандерлинг,
    Дмитрий Маслеев

    30 октября 2018

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Видеозапись концерта
    Новосибирский академический симфонический оркестр
    Дирижёр – Томас Зандерлинг
    Дмитрий Маслеев (фортепиано), лауреат XV Международного конкурса имени П. И. Чайковского
    В программе:
    Римский-Корсаков
    Увертюра к опере «Царская невеста»
    Рахманинов
    Рапсодия на тему Паганини для фортепиано с оркестром ля минор, соч. 43
    Симфония № 2 ми минор, соч. 27

    12+

    Абонемент №9:

    Шедевры русской симфонической музыки. Оркестры России

    Новосибирский академический симфонический оркестр

    Симфонический оркестр при Новосибирской филармонии создан в 1956 году приказом Министерства культуры РСФСР. Становление коллектива связано с деятельностью его первого художественного руководителя и главного дирижёра, выдающегося музыканта, народного артиста СССР Арнольда Каца, руководившего оркестром более полувека. Первые концерты оркестра состоялись в октябре 1956 года в Алтайском крае и Новосибирске под управлением Арнольда Каца и Кирилла Кондрашина, солировал Эмиль Гилельс. В следующем сезоне прошли концерты в городах Сибири и Дальнего Востока, в 1961 году оркестр дебютировал в Москве, в 1962 – в Ленинграде. Зарубежную страницу биографии коллектива открывает поездка по Болгарии (1970), с тех пор он гастролировал в трёх десятках стран Европы и Азии. В 1982 году оркестру было присвоено почётное звание академического.

    Значительное место в жизни оркестра занимают выступления на отечественных и зарубежных фестивалях: среди них «Русская зима» в Москве, фестиваль Владимира Спивакова в Кольмаре, фестиваль русской музыки в Вене, Дрезденский и Узедомский музыкальные фестивали, фестиваль «Ухо» в немецком Эрлангене, Шанхайский Весенний фестиваль, «Мартовские дни» в Болгарии, Дни Иберийской музыки в Испании и многие другие. Коллектив является постоянным участником важных событий в культурной жизни Урала и Сибири – Международного рождественского фестиваля искусств в Новосибирске, фестивалей «Покровская осень» и «Великие имена. Великие даты», форумов Дениса Мацуева «Звёзды на Байкале» в Иркутске и «Крещендо» в Тюмени. Оркестр плодотворно сотрудничает с лучшими дирижёрами и солистами России и зарубежья. В 2006 году коллектив под управлением Арнольда Каца принимал участие в I Фестивале симфонических оркестров мира в Колонном зале Дома Союзов. В 2007 году, после кончины Арнольда Каца, оркестр возглавил Гинтарас Ринкявичюс, главными приглашёнными дирижёрами стали Томас Зандерлинг и Фабио Мастранжело. 

    Сегодня оркестр – базовый коллектив Транссибирского Арт-Фестиваля под руководством Вадима Репина, одного из крупнейших событий российской культурной жизни. Первый и Пятый Фестивали за пультом оркестра открывал всемирно известный дирижер Кент Нагано. «Я прежде не встречался с этим оркестром, но он проявил столько фантазии и так серьёзно отнёсся к работе, что эффект от нашей репетиции был как от трёх-четырёх. Мы достигли многого и, заручившись взаимным доверием, просто дали музыке прозвучать. А это может получиться очень захватывающе, если люди разделяют идеи друг друга», – говорил маэстро. Высокий уровень оркестра в дни Второго фестиваля отметил еще один гость форума, знаменитый маэстро Шарль Дютуа: «У нас было всего два дня на репетиции. Это чрезвычайно мало, чтобы сделать произведение такого масштаба, как Первая симфония Малера. Но музыканты показали себя на высшем уровне, прыгнули выше головы и отдали всё сполна. Я очень доволен оркестром!» 

    Замечательные традиции коллектива, заложенные Арнольдом Кацем, отмечал во время Четвертого фестиваля Владимир Федосеев: «Такого отношения, как у вас, нет нигде... Ни в Москве, ни в Санкт-Петербурге нет такого отношения к музыке, такого желания понять дирижёра, такого желания идти навстречу друг другу. Главное – вы не просто играете, вы создаёте Музыку». В дни Пятого Транссибирского Арт-Фестиваля оркестр представил ряд мировых премьер, в том числе – Концерт для скрипки с оркестром «Диалог: Я и Ты» Софии Губайдулиной. Коллективом сделано множество фондовых записей на городском радио и ТВ, на фирме «Мелодия», на лейблах Sony Classical, Russian Season, Diamond Сlassic, Audite, Naxos. С 2017 года оркестр возглавляет маэстро Томас Зандерлинг.

    Томас Зандерлинг

    Художественный руководитель и главный дирижер Новосибирского академического симфонического оркестра (с 2017 года), почетный музыкальный директор Симфонического оркестра Осаки (Япония). 

    Родился в 1942 году в Новосибирске, начал учиться музыке в Ленинграде, где его отец, прославленный маэстро Курт Зандерлинг, был дирижёром оркестра Ленинградской филармонии. Окончив Специальную музыкальную школу при Ленинградской консерватории, продолжил обучение дирижированию в берлинской Высшей школе музыки имени Эйслера, в 24 года стал музыкальным руководителем Оперного театра в Галле. Был дирижером-ассистентом Герберта фон Караяна и Леонарда Бернстайна. Дирижировал лучшими коллективами Германии, Великобритании, Италии, Нидерландов, стран Скандинавии, оркестром Чешской филармонии, Национальным симфоническим (США), оркестрами Монреаля, Ванкувера, Питтсбурга, Балтимора, Далласа и другими. Сотрудничал с Заслуженным коллективом России Академическим симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии, Большим симфоническим оркестром имени Чайковского, Российским национальным, Госоркестром России, Национальным филармоническим оркестром России и другими.

    С 2017 года Зандерлинг – художественный руководитель и главный дирижер Новосибирского академического симфонического оркестра, с которым сотрудничает более 15 лет. В числе значительных проектов последних лет – выступление в 2012 году на Узедомском фестивале в Германии, где совместно с оркестром Баварского радио, Хором Северогерманского радио и другими хоровыми коллективами была исполнена Девятая симфония Бетховена. В 2016 году дирижер провел масштабный тур оркестра по городам Испании, Германии, Австрии. Под его руководством выступали известные солисты – Давид Ойстрах, Поль Тортелье, Уолтер Берри, Рудольф Бухбиндер, Гидон Кремер, Наталия Гутман, Линн Харрелл, Сергей Лейферкус, Жозе ван Дам, Роберт Холл и многие другие. 

    Зандерлинг сотрудничает с многочисленными оперными театрами, среди них берлинские Государственная опера, Немецкая опера и Комическая опера, Баварская и Гамбургская государственные оперы, Опера Франкфурта, оперные театры Галле и Бонна, Венская государственная опера, Королевский театр Дании, Финская национальная опера, Большой и Мариинский театры, венецианский театр «Ла Фениче», оперные театры Ниццы, Граца, Мангейма, Гётеборга, Осаки, Пекина. В репертуаре маэстро – оперы Генделя, Моцарта, Бетховена, Вебера, Вагнера, Верди, Сметаны, Дворжака, Пуччини, Р. Штрауса, Чайковского, Шостаковича. В 2013 году под управлением Зандерлинга в Национальном театре Мангейма прошла мировая премьера оперы «Идиот» Мечислава Вайнберга, высоко оцененная мировой прессой. 

    Томас Зандерлинг был близким другом Дмитрия Шостаковича, впервые в Германии исполнил его симфонии №№13 и 14. Записал ряд сочинений композитора, в их числе «Сюита на стихи Микеланджело», Сюита из оперы «Леди Макбет Мценского уезда», Восемь вальсов (в оркестровке Бориса Тищенко), «Четыре стихотворения капитана Лебядкина», «Сатиры (Картинки прошлого)», «Пять романсов на тексты из журнала “Крокодил”» (в оркестровке Леонида Десятникова), «Предисловие к полному собранию моих сочинений». По инициативе вдовы композитора, Ирины Шостакович, Зандерлинг создал оригинальную итальянскую версию «Сюиты на стихи Микеланджело», исполненную и записанную выдающимся баритоном Джеральдом Финли. Записи Зандерлинга выпущены лейблами Deutsche Grammophon, Sony Classical International, Naxos, BIS, Chandos, Audite, Berlin Classics, Orfeo, многие из них удостоены почетных наград.

    Дмитрий Маслеев

    Триумфатор XV Международного конкурса имени Чайковского (2015), обладатель I премии и Золотой медали, Дмитрий Маслеев стал открытием этого музыкального соревнования. Последовавшие за победой гастроли принесли ему признание мировой аудитории, а международная пресса отозвалась о нем как о «великом пианисте будущего» и «блестящем виртуозе», владеющем «музыкальностью метафизических пропорций». В расписании Маслеева – концерты на фестивалях в Руре, Ла-Рок-д’Антероне, Бергамо и Брешии, гала-концерт на открытии Музыкального фестиваля в Стамбуле, а также концерт в Базеле, где он заменил заболевшего Маурицио Поллини.

    В январе 2017 года состоялся сольный дебют Дмитрия Маслеева в Карнеги-холле (Зал Исаака Стерна) с программой из произведений Скарлатти, Бетховена, Листа, Рахманинова и Прокофьева. Продолжением дебюта в мюнхенском зале Гастайг стали два повторных ангажемента: с фортепианными сонатами Прокофьева и Первым концертом Бетховена в сопровождении Мюнхенского филармонического оркестра, а затем – дебют артиста с Оркестром Берлинского радио, прошедший при аншлаге. Состоялись гастроли пианиста по городам Германии с Национальным филармоническим оркестром России. После выступления Маслеева в Парижской филармонии последовали сольный концерт в музее Фонда Луи Виттона и турне по Азии с Филармоническим оркестром Радио Франс.

    Игрой Дмитрия Маслеева восхищались на фестивалях в Бове, Рейнгау, Бад-Киссингене, Руре, Мекленбурге. Многие из этих концертов транслировались по радио и на канале Medici.tv, увеличив число поклонников пианиста в мире. «Виртуозность была оттенена магической нежностью. Великолепная техника пианиста прекрасно сочеталась с элегантной сдержанностью, изумительным воображением и богатой звуковой палитрой», – так отзывалась о выступлении пианиста газета Mittelbayerische Zeitung. Маслеев выступал также на фестивале Pianoscope (Франция) под руководством Бориса Березовского. В июне Борис Березовский и Дмитрий Маслеев дали совместный концерт в Москве.

    В нынешнем сезоне Дмитрий выступил на фестивале Young Euro Classic в Берлине, дебютировал в амстердамском Консертгебау и в программе Blüthner Piano Series

    в Лондоне, гастролировал в странах Южной Америки и городах США. Его концерты проходят в Ливане, Южной Корее, ЮАР, Швейцарии, Италии, а в марте он возвращается в Лондон и Южную Америку. В планах Маслеева – выступление в программе Роландо Вильясона «Завтрашние звёзды» на немецко-французском телеканале ARTE, а также участие в качестве специального гостя в фестивале на Боденском озере, где он выступит с рядом сольных, камерных, оркестровых программ и даст несколько мастер-классов.

    Дмитрий Маслеев родился в Улан-Удэ. Окончил Московскую консерваторию (класс профессора Михаила Петухова), затем стажировался в Международной фортепианной академии на озере Комо (Италия). Помимо конкурса Чайковского, где жюри вручило ему I премию и специальный приз за исполнение концерта Моцарта, Маслеев – лауреат VII Международного конкурса пианистов Адилии Алиевой в Гайаре (Франция, 2010, Iпремия), XXI Международного конкурса пианистов «Рим» (Италия, 2011, Премия имени Шопена) и Международного конкурса имени Антонио Наполитано в Салерно (Италия, 2013, I премия). Фирмой «Мелодия» выпущен дебютный сольный диск Маслеева, где записаны Концерт № 2 Шостаковича для фортепиано с оркестром в сопровождении Государственного симфонического оркестра Республики Татарстан, Соната №2 Прокофьева и пять сонат Доменико Скарлатти.

    Другие концерты этого абонемента
    Концертный зал имени П. И. Чайковского
    27 сентября в 19:00
    Концертный зал имени П. И. Чайковского
    27 марта в 19:00