Музыка, живопись, жизнь.
    Цикл дневных симфонических концертов.
    Автор и ведущая – Жанна Дозорцева.
    Образы китайской живописи

    30 марта 2014

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Видеозапись концерта
    В программе:
    Равель
    «Дурнушка, императрица пагод» из музыки балета «Сон Флорины»
    Глиэр
    Три фрагмента из музыки балета «Красный цветок»
    (Адажио фениксов, Танец с золотыми пальцами, Танец китаянок)
    Пуччини
    Ария Калафа и Ария Лиу из III действия оперы «Турандот»
    П. И. Чайковский
    Китайский танец из музыки балета «Щелкунчик»
    Чжень Гуань
    «Осенняя луна в Ханьском дворце» для струнных и ударных
    Фрагменты из музыки балета «Течет река»


    12+

    Абонемент №54:

    Музыка, живопись, жизнь. Автор и ведущая – Жанна Дозорцева

    Жанна Дозорцева

    Выдающийся российский музыковед Жанна Григорьевна Дозорцева проводит концерты во всех центральных залах Москвы, много гастролирует по России и странам ближнего и дальнего зарубежья. Её выступления отличаются высокой эрудицией, блестящей культурой речи и сценическим обаянием. Творческая дружба связывает ее со всеми выдающимися российскими музыкантами.

    Жанна Дозорцева окончила Ташкентскую Государственную консерваторию в 1958 году по специальности музыковедение. С 1958 по 1959 годы работала на Всесоюзном радио, с 1959 по 1961 – в детской музыкальной школе. С 1961 года является лектором-музыковедом Московской филармонии.

    Жанна Григорьевна осуществляет в Москве огромную просветительскую деятельность среди молодежи и юношества. Концерты абонементных циклов с ее участием – «Музыкальные вечера для юношества» в Колонном зале Дома союзов и «Из залов музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина» – транслировались в 70-80-е годы Центральным телевидением.

    В течение нескольких концертных сезонов с большим успехом проходят ее абонементы «По странам и континентам» в Большом зале консерватории и «Музыка, Живопись, Жизнь» в Концертном зале имени П. И. Чайковского. С 2011 года выступления в Концертном зале имени П. И. Чайковского транслируются в интернете.

    Жанна Дозорцева ведет активную общественную деятельность. Она является вице-президентом Международной академии творчества, членом Союза композиторов России, президентом Российской ассоциации лекторов-музыковедов, вице-президентом Международного Союза музыкальных деятелей. Жанна Григорьевна – вдохновитель и художественный руководитель Всероссийского фестиваля имени М. И. Глинки в Смоленске, ежегодного Международного фестиваля камерной музыки «Бархатный сезон» в Сочи.

    Жанна Дозорцева – заслуженный деятель искусств России, Азербайджана, Киргизстана, лауреат премии Правительства Москвы; награждена Орденом Дружбы и Орденом Почета.

    В 2015 году награждена Государственной премией Азербайджана, в 2016 г. удостоена звания заслуженного деятеля искусств Республики Северная Осетия – Алания.

    Симфонический оркестр радио «Орфей»

    Симфонический оркестр радио «Орфей», созданный в 1998 году, – единственный коллектив в России, который сочетает выступления на концертной эстраде с систематической творческой работой в музыкальном радиоэфире. Следуя лучшим традициям музыкальных коллективов радио, оркестр осуществляет популяризацию шедевров мировой классики, а также творчества современных авторов.

    Симфонический оркестр радио «Орфей» участвует в международных фестивалях, выступает в сольных концертах выдающихся исполнителей. Среди них – Аскар Абдразаков, Мария Гаврилова, Мария Гулегина, Елена Заремба, Маквала Касрашвили, Владислав Пьявко, Зураб Соткилава, Марина Шутова и другие известные певцы.

    Коллектив тесно сотрудничает с Фондом Ирины Архиповой и арт-проектом «ТенорА XXI века».

    Прочные творческие контакты связывают оркестр с Академическим Большим хором «Мастера хорового пения». В сезоне 2009–2010 гг. в исполнении этих коллективов прозвучали Реквием В. А. Моцарта (дирижер – Кристиан Лоренс) и «Страсти по Иоанну» И. С. Баха (дирижер – Лев Конторович) в рамках XV Международного фестиваля «Радио ОРФЕЙ представляет…». В сезоне 2010–2011 гг. коллективы выступили в концерте, посвященном 300-летию со дня рождения Дж. Перголези в абонементе Московской филармонии в Концертном зале РАМ имени Гнесиных.

    Оркестр регулярно играет на лучших концертных площадках Москвы: в Большом зале консерватории, Концертном зале имени П. И. Чайковского, Светлановском зале Дома музыки, Государственном Кремлевском Дворце, Концертном зале РАМ имени Гнесиных. В этом году коллектив продолжает выступления на новой сцене Московской филармонии – концертном зале имени С. В. Рахманинова в «Филармонии-2» в Олимпийской деревне.

    Симфонический оркестр радио «Орфей» принимал участие в Фестивале классической музыки в Царицыно, выступал на Международном конкурсе вокалистов имени М. И. Глинки в Большом зале консерватории. С 2008 года коллектив традиционно участвует в конкурсе молодых композиторов «Трибуна современной музыки», который проводится под эгидой «Юнеско».

    В числе ярких событий последних лет: выступление на открытии Крокус Сити Холл в концерте, посвященном памяти Муслима Магомаева (2009); участие в гала-концерте «Оперные страсти» на сцене Государственного Кремлевского Дворца в рамках празднования 20-летия радиостанции «Орфей» РГМЦ (2011); концерт с композитором Эннио Морриконе в Государственном Кремлевском Дворце (2011). Совместно с Фондом Ирины Архиповой в 2012 году были представлены концертные исполнения опер «Кармен» Ж. Бизе на сцене Дворца на Яузе и «Сельская честь» П. Масканьи в Большом зале консерватории.

    В сезоне 2014/15 оркестр принимал участие в проекте телеканала «Культура» «Большая опера», где выступал под управлением Фабио Мастранжело. Также в минувшем и текущем сезоне коллектив активно сотрудничает с «Кремлевским балетом», принимает участие в различных фестивалях театра.

    В ноябре 2015 года по заказу Европейского вещательного союза, объявившего сезон «Годом танца», Симфонический оркестр радио «Орфей» подготовил концертную программу «Вальсы русских композиторов», которую представил в Московском международном Доме музыки и в Большом зале консерватории. Запись программы транслировалась в странах Европейского вещательного союза.

    Симфонический оркестр радио «Орфей» успешно гастролирует за рубежом. Его выступления проходили в Италии, Испании, Германии, Венгрии и других странах.

    Одна из самых значительных форм деятельности оркестра – участие в создании уникальной базы записей, выполненных на основе нотного материала библиотеки Российского государственного музыкального телерадиоцентра. Эта библиотека создавалась с 20-х годов ХХ века и принадлежала Всесоюзному Радио. В ее фондах хранятся бесценные партитуры – многие в единственном, рукописном экземпляре. Записи Симфонического оркестра радио «Орфей» регулярно звучат не только в эфире радио «Орфей», но и на радиостанциях Европейского вещательного союза (EBU). В 2012 году EBU назвал запись Симфонического оркестра радио «Орфей» лучшей среди программ, посвященных 150-летию Клода Дебюсси.

    Концертные программы оркестра – «К 150-летию Санкт-Петербургской консерватории» (русская симфоническая музыка), «К 200-летию со дня рождения М. Ю. Лермонтова», к юбилеям К. Дебюсси и Э. Грига – были выпущены на презентационных дисках радио «Орфей». В рамках проекта радиостанции «Орфей» «Возрождаем наследие русских композиторов» в 2014–2015 гг. была осуществлена запись оперы «Рафаэль» А. Аренского, а также выпущен компакт-диск, включивший в себя никогда ранее не записанные произведения великого русского дирижера и композитора Н. С. Голованова.

    Симфонический оркестр радио «Орфей» является постоянным участником абонементных циклов Московской филармонии. В рамках этих концертов были исполнены Симфония № 1 и «Песни странствующего подмастерья» Густава Малера (цикл «По странам и континентам», автор и ведущая — Жанна Дозорцева), музыка Нино Роты, Эннио Морриконе, Франсиса Ле (абонемент «Музыка кино без границ») и многие другие произведения.

    Возглавляет симфонический оркестр радио «Орфей» яркий представитель молодого поколения российских дирижеров Сергей Кондрашев.

    Владимир Понькин

    Владимир Понькин – один из ведущих современных дирижёров России. Он удостоен звания народного артиста России, дважды – Российской национальной театральной премии «Золотая маска», польской медали «За заслуги в области культуры», медали «За выдающийся вклад в развитие Кубани» II степени, креста «Защитнику отечества» I степени, ордена «За службу России», Казачьего ордена «За любовь и верность Отечеству» I степени, Ордена Дружбы.

    Уроженец Иркутска, Владимир Понькин окончил Горьковскую, а затем Московскую консерваторию и ассистентуру-стажировку по классу оперно-симфонического дирижирования у Геннадия Рождественского. В 1980 году он первым из молодых советских дирижёров стал победителем V Всемирного конкурса дирижёров Фонда Руперта в Лондоне. В разные годы маэстро возглавлял Ярославский симфонический оркестр, Российский государственный симфонический оркестр кинематографии, Краковский филармонический оркестр, Государственный симфонический оркестр, Национальный академический оркестр народных инструментов России имени Н. П. Осипова. В настоящее время – художественный руководитель Кубанского симфонического оркестра. 

    Особое место в творчестве В. Понькина занимает опера. В 1996 году он был приглашён на пост главного дирижёра Московского академического Музыкального театра имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко. Его первыми работами стали постановки балетов «Укрощение строптивой», «Ромео и Джульетта», «Суламифь», «Отелло» и «Сказка о царе Салтане», снискавшие большой успех. 

    С 1999 года маэстро активно сотрудничает с театром «Геликон-опера», в 2002–2017 был главным дирижёром театра, в настоящее время – приглашенный дирижёр. Здесь под его руководством был успешно осуществлён ряд оперных постановок, в том числе «Леди Макбет Мценского уезда», «Лулу», «Кащей бессмертный», «Диалоги кармелиток», «Упавший с неба», «Сибирь», «Садко». В 2002–2006 гг. был главным дирижёром Центра оперного пения Галины Вишневской, где принимал участие в постановках многих опер русских и зарубежных композиторов. 

    С 2016 года Владимир Понькин – дирижёр Клайпедского государственного музыкального театра. 

    В качестве приглашённого дирижёра он работал с такими коллективами, как Симфонический оркестр Би-би-си, Заслуженный коллектив России Академический симфонический оркестр Ленинградской филармонии, Симфонический оркестр Шведского радио, ведущие оркестры Италии, Австралии, США и другие. Регулярно выступает с Академическим симфоническим оркестром Московской филармонии (художественный руководитель Ю. Симонов). 

    Музыкант успешно гастролирует по всему миру. Он выступал со многими знаменитыми исполнителями, среди которых певцы Л. Альберти, М. Биешу, Ю. Мазурок, З. Соткилава, Д. Хворостовский, П. Бурчуладзе, А. Георгиу, Х. Кура, Е. Нестеренко, В. Норейка, пианисты В. Крайнев, Н. Петров, Э. Вирсаладзе, Е. Кисин, Д. Мацуев, И. Погорелич, Д. Поллак, Г. Соколов, Э. Чен, В. Ямпольский, скрипачи А. Корсаков, О. Крыса, С. Стадлер, виолончелистка Н. Гутман. 

    Маэстро представил российской публике ряд премьер произведений К. Пендерецкого и В. Лютославского. 

    С особой чуткостью Владимир Понькин относится к детской аудитории. Большой популярностью пользуются детские концерты, в которых маэстро принимает на себя роль ведущего и приглашает юных зрителей к разговору о музыке. 

    С 2004 года преподаёт в Московской консерватории (профессор). Также является профессором кафедры оперно-симфонического дирижирования ГМПИ имени 

    М. М. Ипполитова-Иванова, даёт мастер-классы за рубежом. С 2017-го – профессор Государственной классической академии имени Маймонида.

    Олег Долгов

    Олег Долгов родился в Брянске. Окончил Московскую государственную консерваторию (2004, класс Е. Г. Кибкало). В 2004–2006 годах обучался в Центре оперного пения Галины Вишневской, где исполнил партии Герцога («Риголетто» Дж. Верди), Хозе («Кармен» Ж. Бизе), Водемона («Иоланта» П. Чайковского) и Самозванца («Борис Годунов» М. Мусоргского).

    Лауреат Международного конкурса «Тенора России» (Москва), дипломант Международного конкурса вокалистов в Неаполе (Италия).

    Солист Государственной академической симфонической капеллы России под управлением Валерия Полянского. В 2012–2014 годах — солист Московского театра «Новая опера». С ноября 2014 года – солист Большого театра. В его репертуаре в Большом театре партии: Водемона, Германа, Княжича Юрия и Карла VII («Иоланта», «Пиковая дама», «Чародейка» и «Орлеанская дева» П. Чайковского), Лыкова («Царская невеста» Н. Римского-Корсакова), Сергея («Катерина Измайлова» Д. Шостаковича), Дона Карлоса и Альфреда («Дон Карлос» и «Травиата» Дж. Верди) и Хозе («Кармен» Ж. Бизе). 

    Также в репертуаре певца ведущие теноровые партии в операх «Евгений Онегин» П. Чайковского, «Ночь перед Рождеством» Н. Римского-Корсакова, «Алеко» С. Рахманинова, «Война и мир» С. Прокофьева, «Царь Эдип» И. Стравинского, «Игроки» Д. Шостаковича, «Сила судьбы», «Аида», «Бал-маскарад», «Трубадур», «Луиза Миллер» и «Набукко» Дж. Верди, партии тенора в Мессе си минор И. С. Баха, «Нельсон-мессе» и оратории «Семь последних слов Спасителя на кресте» Й. Гайдна, Симфонии № 9 Л. ван Бетховена, Реквиеме и Мессе до минор В. А. Моцарта, «Маленькой торжественной мессе» и Stabat Mater Дж. Россини, Симфонии № 6 Ф. Шуберта, симфонии «Ромео и Юлия» Г. Берлиоза, Реквиеме и Stabat Mater А. Дворжака, «Немецком реквиеме» И. Брамса, Реквиеме А. Брукнера, Реквиеме С. Беринского, Реквиеме, Симфонии № 2 и кантате «История доктора Иоганна Фауста» А. Шнитке. В 2000 году Олег Долгов участвовал в российской премьере оперы А. Шнитке «Джезуальдо» (дирижер – Валерий Полянский). 

    Принимал участие в постановках опер «Война и мир» С. Прокофьева и «Лоэнгрин» Р. Вагнера на фестивале в Сполето (Италия), оперы «Черевички» П. Чайковского в театре Ла Скала (Италия), «Игроков» (партия Ихарева) и «Большой молнии» (партия Архитектора) Д. Шостаковича на Голландском фестивале в Амстердаме (Капелла Амстердама и Гаагский резиденц-оркестр, дирижер Мартин Браббинс). На фестивалях имени М. Ростроповича в Баку и Нижнем Новгороде исполнил вокальный цикл «Из еврейской народной поэзии» Д. Шостаковича. Исполнил партию Хозе на сцене Клайпедского музыкального театра (Литва), участвовал в концертном исполнении оперы П. Чайковского «Иоланта» с Большим симфоническим оркестром имени П. И. Чайковского под руководством В. Федосеева в Токио. Спел партию Григория в опере «Борис Годунов» в Валлонской Королевской Опере в Льеже (Бельгия) и на Международном фестивале в Сантандере (Испания). На Международном оперном фестивале в Мишкольце (Венгрия) исполнил партию Герцога в опере Дж. Верди «Риголетто». Много гастролирует с концертными программами в городах России, странах ближнего и дальнего зарубежья. 

    Наталья Полянинова

    Наталья Полянинова – лауреат Международного конкурса оперных певцов Belveder (Вена, Австрия, 1998), обладательница первой премии Международного конкурса-фестиваля «Апрельская весна» в Пхеньяне (Северная Корея, 2003) и второй премии на Родосском международном конкурсе оперных певцов (Греция, 2005). В 2005 певице присвоено звание заслуженной артистки России.

    Наталья Полянинова окончила Ульяновское музыкальное училище по классу фортепиано и вокала (1989), затем обучалась на вокальном факультете Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова в классе профессора Л. И. Сметанникова. Будучи на втором курсе вуза стала солисткой Саратовского академического театра оперы и балета, где в её исполнении прозвучали главные партии в операх «Травиата» и «Риголетто» Дж. Верди (Виолетта и Джильда), «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова (Снегурочка), «Евгений Онегин» П. И. Чайковского (Татьяна). Певица экстерном окончила консерваторию в 1994 году, поскольку была приглашена в Московский государственный академический детский музыкальный театр имени Наталии Сац. За шесть лет на сцене столичного театра Н. Полянинова выступала в партиях Олимпии («Сказки Гофмана» Ж. Оффенбаха), Татьяны («Евгений Онегин» П. И. Чайковского), Чио-Чио-сан («Мадам Баттерфляй» Дж. Пуччини), Земфиры («Алеко» С. В. Рахманинова). В 1998 году Наталья Полянинова – солистка Московской филармонии и антрепризного камерного театра «Арбат-опера», где исполняла партии Недды («Паяцы» Р. Леонкавалло), Серпины («Служанка-госпожа» Дж. Перголези), Лизетты в «Кофейной контате» И. С. Баха и другие роли. 

    С 2009 года певица является солисткой Силезского театра в городе Опава (Чехия), где помимо названных партий в операх Дж. Верди, Р. Леонкавалло и П. И. Чайковского в её интерпретации звучат вердиевская Леонора в опере «Трубадур», Марфа в «Царской невесте» Н. А. Римского-Корсакова и другие партии. В последние годы она гастролировала с театром на фестивале в Праге (2014) и в Венском Концертхаусе (2016). В 2017 году в составе театральной труппы приняла участие в исполнении оперы «Паяцы» в Женеве под управлением маэстро Иржи Белоглавека. 

    Певица много концертирует в России и за рубежом, выступая с такими оркестрами, как Российский государственный симфонический оркестр кинематографии, Государственный симфонический оркестр «Новая Россия», Московский государственный симфонический оркестр для детей и юношества, оркестр Малого театра России, Московский камерный оркестр «Времена года», Ульяновский государственный оркестр русских народных инструментов, Вятский симфонический оркестр, оркестр Московского военного округа, Симфонический оркестр радио «Орфей». 

    В числе событий последних лет – выступление на Фестивале-конкурсе юных талантов в Актюбинской областной филармонии (2013); гастроли с Иркутским Губернаторским симфоническим оркестром и маэстро Илмаром Лапиньшем в Китае (2014); участие в исполнении оперы «Сельская честь» Масканьи под управлением Владимира Понькина в Большом зале Московской консерватории в абонементе Жанны Дозорцевой (2015); выступление на Тайване с симфоническим оркестром г. Гаосюн под управлением известного китайского дирижёра Сяо Туна (2016); гастроли на фестивале «Камчатская весна» (2016). 

    В 2013 году Наталья Полянинова концертировала и провела мастер-класс в г. Тяньцзинь (Китай), где была удостоена звания профессора Тяньцзиньской консерватории (2013). В 2017-м участвовала в работе жюри Международного фестиваля-конкурса «Времена года». 

    В репертуаре Натальи Поляниновой более 30 оперных партий, сочинения крупной формы, а также более 200 камерных произведений. Она часто исполняет музыку современных композиторов – Давида Кривицкого, Виталия Катаева, Евгения Клепалова, Игоря Еварда и других авторов. 

    Наталья Полянинова награждена Председателем Российского комитета ветеранов войны, генералом армии В. Л. Говоровым памятной юбилейной медалью за исполнение более 100 концертов военных песен (2010). Через год президент Международного союза музыкальных деятелей Владислав Пьявко вручил певице памятную медаль. 

    Значительное внимание Н. Полянинова уделяет преподаванию, обучая вокалу воспитанников Детской школы искусств имени М. А. Балакирева. Вместе со своими учениками, многие из которых награждены дипломами различных конкурсов, принимает активное участие в творческой жизни школы, выступает на международных фестивалях. Певицу приглашают в жюри Московского международного фестиваля славянской музыки.