VI Международный фестиваль вокальной музыки «Опера Априори» Антон Брукнер, Клаус Ланг. Мессы для хора и духового оркестра : Московская государственная академическая филармония

    VI Международный фестиваль
    вокальной музыки «Опера Априори»
    Антон Брукнер, Клаус Ланг.
    Мессы для хора и духового оркестра

    7 мая 2019

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Вокальный ансамбль Intrada под руководством Екатерины Антоненко
    Дирижёр – Максим Емельянычев

    Ансамбль духовых инструментов Российского национального оркестра под руководством Владислава Лаврика

    В программе:
    Брукнер
    Месса № 2 для хора и духовых инструментов
    Ланг
    «Красные долины и пурпурные небеса» для хора и духовых инструментов (Мировая премьера)


    Организатор концерта
    Агентство Априори Arts

    12+

    Эксклюзивные программы — фирменный знак фестиваля «Опера Априори». Его концерты подарили меломанам немало открытий, связанных как с музыкой классико-романтического репертуара, так и с премьерами новых сочинений. 7 мая фестиваль представит австрийскую программу: музыкальный диалог великого симфониста XIX века Антона Брукнера и одного из самых значительных композиторов современности Клауса Ланга. 

    Из всего наследия Брукнера, чье имя продолжает нести обидное клеймо консерватора, фестиваль выбрал самое необычное, устремленное в будущее сочинение: Мессу №2 для хора и духовых инструментов. Глубоко верующий человек, Брукнер был консервативен в отношении религии, но прогрессивен в отношении музыкальных средств. В мессе он соединил приемы церковной полифонии XVI столетия, григорианские мелодии и тему Палестрины с достижениями позднего романтизма, одним из первых открыв путь к неоклассицизму. Игорь Стравинский позднее тоже напишет Мессу для хора и духовых, но произойдет это спустя 80 лет после Брукнера. 

    Клаус Ланг — соотечественник Брукнера; он тоже превосходно играет на органе, предпочитает красоту маленьких австрийских селений городскому шуму и без громких деклараций создает собственную звуковую вселенную. По заказу фестиваля Ланг сочинил «Красные долины и пурпурные небеса» — произведение, носившее рабочее название «зеркальной мессы», поскольку перед ним стояла задача создать парафраз Мессы №2 Брукнера той же продолжительности и для такого же состава исполнителей. Если Брукнер воспринимал сочинение музыки как служение Богу, то для Ланга музыка — время, которое можно услышать. По-детски наивная сила религиозного чувства позволила Брукнеру сделать духовный смысл Мессы интуитивно понятным каждому. Какой окажется «зеркальная месса» Ланга — узнаем 7 мая. 

    Уникальная программа объединила исполнителей, лучше которых для этой музыки трудно найти: вокальный ансамбль Intrada под руководством Екатерины Антоненко и ансамбль духовых инструментов Российского национального оркестра под руководством Владислава Лаврика. За дирижерский пульт встанет Максим Емельянычев — один из самых ярких представителей молодого поколения российских дирижеров, обладатель специальной премии жюри «Золотой маски» (2014), номинант «Грэмми» (2017), лауреат премий ECHO Klassik (2016) и Gramophone Award (2017). 





    Вокальный ансамбль Intrada под руководством Екатерины Антоненко

    Вокальный ансамбль Intrada под руководством Екатерины Антоненко ― московский коллектив нового поколения, чьи выступления отличают не только высокий профессиональный уровень, но и свой узнаваемый исполнительский стиль.

    Intrada регулярно сотрудничает с ведущими коллективами и музыкантами России и Европы, такими как Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова и Владимир Юровский, The Tallis Scholars и Питер Филлипс, Российский национальный оркестр и Михаил Плетнёв, Камерный ансамбль «Солисты Москвы» и Юрий Башмет, Lе Poème Harmonique и Венсан Дюместр, Камерный оркестр «Виртуозы Москвы», Большой симфонический оркестр, Государственный академический камерный оркестр России и Алексей Уткин, Московский камерный оркестр Musica viva и Александр Рудин, Фридер Берниус, Ханс-Кристоф Радеман, Петер Нойман, Жан-Кристоф Спинози и др. 

    Коллектив с успехом представлял нашу страну на европейских музыкальных фестивалях, в частности, в 2015 году в знаменитой Дрезденской дворцовой капелле состоялся концерт ансамбля в рамках Дрезденского фестиваля искусств, в 2016 году коллектив выступил на Интернациональном конгрессе хоровых дирижёров в Париже и на Международном фестивале Erzgebirge в Саксонии, а в 2017 году принял участие в Дрезденском музыкальном фестивале. В 2018 году Intrada даст концерт в замке Вартбург, а также примет участие в Оксфордском фестивале духовной музыки; в 2019 году вновь выступит на Дрезденском музыкальном фестивале. 

    В 2011 году ансамбль дебютировал на фестивале «Декабрьские вечера Святослава Рихтера» и с тех пор неоднократно принимал участие в этом знаменитом форуме: в 2015 году выступил совместно с Юлией Лежневой и оркестром Il Giardino Armonico под управлением Джованни Антонини, в 2016 ― с Венсаном Дюместром и его ансамблем Lе Poème Harmonique, в 2017 ― с Питером Филлипсом. Ансамбль — участник фестивалей Earlymusic в Санкт-Петербурге, «Посольские дары» в музеях Московского Кремля, фестиваля камерной музыки «Возвращение», Московского Рождественского фестиваля. 

    В 2013–2015 гг. в Концертном зале имени П. И. Чайковского ансамбль участвовал в исполнении опер Г. Ф. Генделя «Геркулес» (с Анн Халленберг и Люси Кроу, дирижёр Кристофер Мулдс) и «Альцина» (с Ингой Кална, Вивикой Жено и Бенджамином Хьюлеттом, дирижёр Федерико Мария Сарделли), оперы К. В. Глюка «Орфей и Эвридика» в парижской версии 1774 года (с Колином Ли и Деборой Йорк, дирижёр Уильям Лейси) и оперы В. А. Моцарта «Милосердие Тита» (с Анной Бонитатибус, дирижёр Стефано Монтанари). 

    В 2011 году музыканты выступили на церемонии вручения Валерию Гергиеву премии Montblanc de la Culture, наряду с Денисом Мацуевым и оркестром Musica viva. 

    Программы коллектива неизменно отличает просветительская направленность. К 330-летию со дня рождения И. С. Баха в июне 2015 года вокальный ансамбль Intrada исполнил все мотеты композитора под управлением Фридера Берниуса. В последующих сезонах состоялись совместные концерты со знаменитым ансамблем старинной музыки Lе Poème Harmonique под управлением Венсана Дюместра, познакомившие московскую публику с шедеврами французской и итальянской музыки раннего барокко. 

    Коллектив также осуществил российские премьеры сочинений XX века, среди которых Месса для двойного хора a cappella Ф. Мартена и «Страсти по девочке со спичками» Дэвида Лэнга. 

    В 2017 году, в рамках международного фестиваля вокальной музыки Opera Apriori, ансамбль стал первым исполнителем сочинений Клауса Ланга, Франка Кристофа Езникяна, Владимира Раннева, Алексея Сысоева и Армана Гущана. В 2014 году вокальный ансамбль Intrada и Питер Филлипс выступили инициаторами проведения в Москве фестиваля памяти сэра Джона Тавенера: на заключительном концерте фестиваля в Большом зале Московской консерватории состоялось второе в мире исполнение «Requiem Fragments» Тавенера при участии ансамблей The Tallis Scholars, Intrada и сопрано Юлии Лежневой. 

    Записи концертов вокального ансамбля Intrada транслировались телеканалом «Культура», Радио «Орфей», Радио России, радиостанциями «Культура», «Свобода», «Говорит Москва» и «Голос России», а также немецким радио «Культура».

    Максим Емельянычев

    Максим Емельянычев родился в 1988 году в семье музыкантов. Окончил Нижегородский музыкальный колледж имени М. А. Балакирева (класс фортепиано профессора Валерия Старынина, класс оперно-симфонического дирижирования профессора Александра Скульского) и Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского (класс оперно-симфонического дирижирования профессора Геннадия Рождественского). Изучал игру на клавесине и хаммерклавире под руководством Марии Успенской. Лауреат многих международных конкурсов, в том числе конкурса пианистов-дирижеров имени Ганса фон Бюлова в Майнингене (Германия), конкурсов клавесинистов в Брюгге (Бельгия) и имени Андрея Волконского в Москве.

    Впервые встал за дирижерский пульт в возрасте 12 лет. Сегодня работает со многими российскими и зарубежными оркестрами. Успешно выступает как солист, часто совмещает дирижерское и сольное амплуа. Сотрудничает с известными артистами, среди которых Джойс Дидонато, Макс Эмануэль Ценчич, Юлия Лежнева, Франко Фаджоли, Мари-Николь Лемьё, Дмитрий Синьковский, Алексей Любимов, Патриция Чьофи, Катя и Мариэль Лабек, Стивен Хаф и Ричард Гуд.

    С 2016 года – главный дирижер оркестра Il Pomo d’Oro, специализирующегося на исторически информированном исполнительстве (сотрудничает с этим коллективом с 2011 года в качестве дирижера и клавесиниста). Дирижировал Il Pomo d’Oro в концертных версиях опер Генделя «Ксеркс», «Агриппина», «Роделинда» и «Тамерлан» на ведущих концертных площадках Европы, а также во время гастролей Джойс Дидонато и Макса Эмануэля Ценчича по городам Европы и США.

    В 2014 году Максим Емельянычев дебютировал в Театре Маэстранца в Севилье с оперой «Дон Жуан» Моцарта, в 2016 году – в Цюрихской опере в моцартовском «Похищении из сераля». С 2016 года постоянно сотрудничает с Национальным оркестром Капитолия Тулузы. В последние годы дирижировал Королевским симфоническим оркестром Севильи, оркестром Итальянской Швейцарии, Симфоническим оркестром Милана имени Верди, лондонским Королевским филармоническим оркестром, Королевским филармоническим оркестром Ливерпуля, Национальным оркестром Бельгии, Нидерландским филармоническим, национальными оркестрами Лиона и Бордо, Токийским симфоническим, оркестром Санкт-Петербургской филармонии и другими. Гастролировал с оркестром Il Pomo d’Oro по странам Азии и Ближнего Востока (солистка – Джойс Дидонато).

    Летом 2019 года представил оперу «Ринальдо» Генделя на Глайндборнском фестивале (Оркестр эпохи Просвещения, режиссер – Роберт Карсен, в заглавной партии Якуб Юзеф Орлиньский), в сентябре дебютировал в Королевской опере «Ковент-Гарден» в «Агриппине» Генделя (режиссер – Барри Коски, в главных партиях Джойс Дидонато и Франко Фаджоли).

    В сентябре 2019 года Максим Емельянычев занял пост главного дирижера Шотландского камерного оркестра. Среди выступлений сезона 2019/20 – концерты с оркестром берлинского Концертхауса, Исландским симфоническим оркестром, Национальным симфоническим оркестром Латвии, оркестрами Сиэтла и Гран-Канарии. В планах музыканта – постановки опер Моцарта «Милосердие Тита» в Большом театре Женевы и «Свадьба Фигаро» в Театре Капитолия Тулузы, а также дебют с Мюнхенским филармоническим оркестром (Девятая симфония Бетховена).

    С оркестром Il Pomo d’Oro Максим Емельянычев участвовал в записи оперы «Ксеркс» Генделя (2018, Deutsche Grammophon, в заглавной партии Франко Фаджоли, диск удостоен премии имени Франко Аббьяти), симфонии «Курица» и инструментальных концертов Гайдна (премия ECHO Klassik – 2016), сольных альбомов Джойс Дидонато (“In War and Peace”, премия Gramophone и номинация на «Грэмми»), Макса Эмануэля Ценчича (“Arie Napoletane”) и Якуба Орлиньского (“Facce d’Amore” и “Anima Sacra”, второй альбом удостоен премии OPUS Klassik – 2019). Среди релизов Максима Емельянычева также «Героическая симфония» Бетховена и «Вариации на тему Гайдна» Брамса с Камерным оркестром «Солисты Нижнего Новгорода», сольный альбом с сонатами Моцарта, удостоенный премий Choc de Classica – 2018 и International Classical Music Awards – 2019. В ноябре 2019 года под лейблом Linn Records вышла первая совместная запись дирижера с Шотландским камерным оркестром (Девятая симфония Шуберта).

    Максим Емельянычев удостоен специального приза Российской национальной театральной премии «Золотая Маска» (за исполнение партии хаммерклавира в спектакле «Свадьба Фигаро» Пермского театра оперы и балета имени П. И. Чайковского, дирижер Теодор Курентзис, 2014) и International Opera Award (категория «Открытие», 2019), а также ежегодного приза российской Ассоциации музыкальных критиков «за диапазон неординарных дирижерских работ» (2019).