Оркестр Московской филармонии, Юрий Симонов, Даниэль Поллак : Московская государственная академическая филармония

    Оркестр Московской филармонии,
    Юрий Симонов, Даниэль Поллак

    25 декабря 2018

    Большой зал Консерватории

    схема проезда
    В программе:
    Лист
    «Прелюды» — симфоническая поэма по Ламартину No. 3
    П. И. Чайковский
    Симфония № 1 соль минор, соч. 13 («Зимние грёзы»)
    Шопен
    Концерт № 1 для фортепиано с оркестром ми минор, соч. 11

    12+

    Абонемент №68:

    Академический симфонический оркестр Московской филармонии

    Всемирно известный пианист Даниэль Поллак (США) возвращается в Москву. Он выступит в Большом зале Консерватории перед российской публикой, с которой у пианиста давняя и взаимная любовь. «Мне нравится выступать перед публикой в России, и, думаю, она отвечает мне взаимностью. Аудитория понимает не только музыку, которую я играю, но и мои эмоции во время выступления», – говорит Поллак. В России его знают уже более полувека: в 1958 году он стал лауреатом I Международного конкурса имени Чайковского в Москве и вскоре оказался первым американским исполнителем, начавшим сотрудничать с фирмой «Мелодия». Записи Поллака, сделанные на «Мелодии», имели огромный успех в нашей стране и за рубежом. Поллак выступал с крупнейшими оркестрами Европы и США на лучших сценах мира, сегодня он – член жюри авторитетных международных конкурсов, профессор Джульярдской школы музыки и Колумбийского университета. Одно из коронных произведений своего репертуара, Фортепианный концерт № 1 Шопена, Поллак исполнит с Оркестром Московской филармонии под управлением маэстро Юрия Симонова.

    Академический симфонический оркестр Московской филармонии

    Академический симфонический оркестр Московской филармонии на протяжении всей своей истории входит в число лучших отечественных оркестров и достойно представляет российскую музыкальную культуру за рубежом. 

    Оркестр создан в сентябре 1951 года при Всесоюзном радиокомитете, в 1953 году вошел в штат Московской филармонии. Его художественный облик и исполнительская манера формировались под руководством прославленных отечественных дирижеров. Первым художественным руководителем и главным дирижером коллектива был Самуил Самосуд (1951–1957). В 1957–1959 гг. за оркестром, который возглавил Натан Рахлин, закрепилась слава одного из лучших в СССР. В 1958 году на I Международном конкурсе имени Чайковского оркестр под руководством Кирилла Кондрашина сопровождал триумфальное выступление Вэна Клайберна, а в 1960 году первым из отечественных симфонических коллективов совершил гастроли по США.

    Кирилл Кондрашин возглавлял Симфонический оркестр Московской филармонии на протяжении 16 лет (1960–1976). Эти годы стали важной вехой в истории коллектива: маэстро провел премьеры Четвертой и Тринадцатой симфоний Шостаковича, его же поэмы «Казнь Степана Разина», кантаты «К 20-летию Октября» Прокофьева, исполнил и записал многие симфонии Малера. В 1973 году оркестру было присвоено звание академического. Еще больше музыки ХХ века оркестр играл под руководством Дмитрия Китаенко (1976–1990), в том числе премьеры сочинений Хренникова, Денисова, Шнитке, Буцко, Тищенко. Впервые в СССР прозвучали «Турангалила» Мессиана, кантата «Звездоликий» и «Заупокойные песнопения» Стравинского. В дальнейшем коллективом руководили Василий Синайский (1991–1996) и Марк Эрмлер (1996–1998). 

    За пультом оркестра стояли крупнейшие отечественные и зарубежные дирижеры – Андре Клюитанс, Игорь Маркевич, Шарль Мюнш, Зубин Мета, Джордже Энеску, Неэме Ярви, Марис Янсонс, Джансуг Кахидзе, Курт Мазур, Евгений Светланов, композиторы Бенджамин Бриттен, Игорь Стравинский, Кшиштоф Пендерецкий. Именно с этим коллективом связан единственный дирижерский опыт Святослава Рихтера. С оркестром играли практически все крупнейшие солисты второй половины XX века: Исаак Стерн, Иегуди Менухин, Гленн Гульд, Эмиль Гилельс, Давид Ойстрах, Леонид Коган, Даниил Шафран, Яков Флиер, Николай Петров, Мстислав Ростропович, Владимир Крайнев, Маурицио Поллини, Элисо Вирсаладзе, Наталия Гутман и многие другие. Оркестр записал более 350 пластинок и CD, многие из которых удостоены высших международных наград в области аудиозаписи и пользуются спросом до сих пор. 

    Новый этап в истории оркестра Московской филармонии начался в 1998 году, когда его возглавил народный артист СССР Юрий Симонов. Под его руководством коллектив добился выдающихся творческих достижений. Сегодня оркестр – одна из опор российской филармонической жизни, часто выступает в городах России (за последние десять лет они дали концерты в более чем 40 городах), успешно гастролирует в Великобритании, Германии, Испании, Японии, Гонконге, Китае, Корее. 

    В последние десятилетия с оркестром выступали выдающиеся музыканты современности: Марк-Андре Амлен, Валерий Афанасьев, Юрий Башмет, Борис Березовский, Юйцзя Ван, Максим Венгеров, Штефан Владар, Хибла Герзмава, Давид Герингас, Барри Дуглас, Лилия Зильберштейн, Суми Чо, Лора Клейкомб, Александр Князев, Сергей Крылов, Джон Лилл, 

    Николай Луганский, Константин Лифшиц, Олег Майзенберг, Денис Мацуев, Екатерина Мечетина, Виктория Муллова, Даниэль Поллак, Вадим Репин, Сергей Ролдугин, Дмитрий Ситковецкий, Виктор Третьяков; дирижеры Лучано Акочелла, Семен Бычков, Александр Ведерников, Михаэль Гюттлер, Александр Дмитриев, Марко Замбелли, Томас Зандерлинг, Александр Лазарев, Андрес Мустонен, Василий Петренко, Бенжамин Пьоннье, Гинтарас Ринкявичюс, Александр Сладковский, Леонард Слаткин, Саулюс Сондецкис, Антонино Фольяни, Марис Янсонс и многие другие. 

    Один из приоритетов оркестра – работа с новым поколением музыкантов: в рамках цикла «Звезды XXI века» коллектив сотрудничает с одаренными солистами, начинающими путь на большую сцену, приглашает в свои филармонические абонементы молодых артистов. Оркестр – неизменный участник международных и Всероссийских мастер-курсов для молодых дирижеров Юрия Симонова, организованных Московской филармонией. 

    Деятельность маэстро Симонова и оркестра в значительной степени направлена на воспитание юных слушателей. Огромную популярность завоевал абонементный цикл «Сказки с оркестром», проходящий в Москве и во многих городах России с участием звезд театра и кино. Среди них – Марина Александрова, Мария Аронова, Алена Бабенко, Валерий Баринов, Сергей Безруков, Анна Большова, Ольга Будина, Валерий Гаркалин, Сергей Гармаш, Нонна Гришаева, Екатерина Гусева, Евгения Добровольская, Михаил Ефремов, Евгений Князев, Авангард Леонтьев, Павел Любимцев, Дмитрий Назаров, Александр Олешко, Ирина Пегова, Юлия Пересильд, Михаил Пореченков, Евгения Симонова, Григорий Сиятвинда, Даниил Спиваковский, Юрий Стоянов, Евгений Стычкин, Виктория Толстоганова, Михаил Трухин, Геннадий Хазанов, Чулпан Хаматова, Сергей Шакуров. Этот проект принес маэстро Симонову звание лауреата Премии Мэрии Москвы в области литературы и искусства за 2008 год. В 2010 году Юрий Симонов и оркестр стали лауреатами Премии национальной газеты «Музыкальное обозрение» в номинации «Дирижер и оркестр». 

    В последние годы коллектив представил ряд московских, российских и мировых премьер. Прозвучали сочинения Андрея Эшпая, Бориса Тищенко, Кшиштофа Пендерецкого, Филипа Гласса, Александра Чайковского, Сергея Слонимского, Валентина Сильвестрова, Эдуарда Артемьева, Геннадия Гладкова, Софии Губайдулиной, Алексея Рыбникова, Ефрема Подгайца, Кузьмы Бодрова и других композиторов. В сезоне 2019/20 оркестр гастролирует в Великобритании и Германии, в ноябре 2019 года сопровождает выступления конкурсантов на III Всероссийском музыкальном конкурсе по специальности «оперно-симфоническое дирижирование», жюри которого возглавляет Юрий Симонов, традиционно участвует в открытии и закрытии XX Международного телевизионного конкурса юных музыкантов «Щелкунчик».

    Юрий Симонов

    Юрий Симонов родился в 1941 году в Саратове. Окончил Ленинградскую консерваторию по классу альта у Юрия Крамарова (1965) и по дирижированию у Николая Рабиновича (1969). В 1966 году стал лауреатом II Всесоюзного конкурса дирижеров в Москве, в 1967 – главным дирижером оркестра Кисловодской филармонии. В 1968 году выиграл V конкурс дирижеров Национальной академии Санта-Чечилия в Риме, оказавшись первым советским дирижером – победителем международного конкурса. Вскоре Евгений Мравинский пригласил его на должность ассистента в Заслуженный коллектив Республики Академический симфонический оркестр Ленинградской филармонии.

    В январе 1969 Симонов дебютировал в Большом театре оперой «Аида», в феврале был назначен главным дирижером и занимал этот пост в течение 15 лет. Под управлением Симонова состоялись премьеры опер «Руслан и Людмила» Глинки, «Псковитянка» Римского-Корсакова, «Так поступают все женщины» Моцарта, «Кармен» Бизе, «Замок герцога Синяя Борода» Бартока, балетов «Золотой век» Шостаковича, «Анна Каренина» Щедрина, «Деревянный принц» Бартока. Постановка оперы Вагнера «Золото Рейна» (1979) ознаменовала возвращение творчества композитора на сцену театра после почти сорокалетнего отсутствия.

    В 1980-е и 1990-е годы Симонов выступал с крупнейшими оркестрами Европы, США, Канады, Японии. Участвовал в международных фестивалях, осуществил ряд постановок в крупнейших театрах мира. В 1982 дебютировал оперой Чайковского «Евгений Онегин» в лондонском Ковент-Гарден, четыре года спустя там же поставил «Травиату» Верди. За ней последовали «Аида» в Бирмингеме, «Дон Карлос» в Лос-Анджелесе и Гамбурге, «Сила судьбы» в Марселе, «Так поступают все женщины» Моцарта в Генуе, «Саломея» Р. Штрауса во Флоренции, «Хованщина» Мусоргского в Сан-Франциско, «Евгений Онегин» в Далласе, «Пиковая дама» в Праге, Будапеште и в Париже, оперы Вагнера в Будапеште.

    В начале 1990-х Симонов был главным приглашенным дирижером Филармонического оркестра в Буэнос-Айресе (Аргентина), а с 1994 по 2002 – музыкальным директором Бельгийского национального оркестра в Брюсселе (ONB). В 2001 году основал оркестр Liszt-Wagner в Будапеште. Более тридцати лет – постоянный приглашенный дирижер Венгерского национального оперного театра, где поставил десять опер Вагнера, включая тетралогию «Кольцо нибелунга». Кроме оперных постановок и концертов со всеми будапештскими оркестрами, маэстро с 1994 по 2008 гг. проводил летние международные мастер-курсы (Будапешт и Мишкольц), которые посетило более 100 молодых дирижеров из 30 стран мира.

    Творческую деятельность дирижер сочетает с преподавательской: с 1978 по 1991 гг. Симонов вел класс оперно-симфонического дирижирования в Московской консерватории, с 1985 года – профессор. С 2006 года преподает в Санкт-Петербургской консерватории. Проводит мастер-классы в России и за рубежом: в Лондоне, Тель-Авиве, Алма-Ате, Риге. Летом 2013, 2014, 2017, 2018 годов Симонов делился своим мастерством с молодыми дирижерами на международных мастер-классах, организованных Московской филармонией. Маэстро участвовал в работе жюри дирижерских конкурсов во Флоренции, Токио, Будапеште. В 2011 и 2015 гг. возглавлял жюри по специальности «оперно-симфоническое дирижирование» на Всероссийском музыкальном конкурсе в Москве.

    С 1998 года – художественный руководитель и главный дирижер Академического симфонического оркестра Московской филармонии. За годы его работы с коллективом сыграно более двухсот программ в Москве, состоялись многочисленные гастроли по России, США, Великобритании, Германии, Испании, Китаю, Южной Корее, Японии и другим странам. Дискография маэстро представлена записями на фирмах «Мелодия», EMI, Collins Classics, Cypres, Hungaroton, Le Chant du Mondе, Pannon Classic, Sonora, Tring International, видеофильмами его спектаклей в Большом театре (лейбл Кultur, США).

    Юрий Симонов – народный артист СССР (1981), профессор (1985), кавалер ордена Почета РФ (2001), награжден «Офицерским крестом» Венгерской Республики, «Орденом Командора» Румынии и «Орденом за заслуги в культуре» Польской Республики. «Дирижер года» по рейтингу газеты «Музыкальное обозрение» (сезон 2005/06), лауреат Премии Мэрии Москвы в области литературы и искусства за 2008 год. В 2011 году награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени.

    Даниэль Поллак

    Искусство американского пианиста Даниэля Поллака завоевало сердца публики всего мира. Музыкальные критики говорят о его поразительном пианизме (Washington Post) и изумительном блеске интерпретаций (The New York Times), называют «музыкантом исключительной виртуозности и редкой проницательности, чей талант накладывает печать на все, что он исполняет» (Los Angeles Times).

    Даниэль Поллак родился в 1935 году, начинал учиться музыке у Этель Легинской. Уже в 9 лет дебютировал с Нью-Йоркским филармоническим оркестром, исполнив Первый фортепианный концерт Шопена, до сих пор остающийся его коронным номером. Продолжал обучение в Джульярдской школе в классе легендарной Розины Левиной, выпускницы Московской консерватории (в ее классе учился также Вэн Клайберн), совершенствовал мастерство в Высшей школе музыки в Вене у Бруно Зайдлхофера и в Академии Киджи в Сиене у Гвидо Агости. Участвовал в мастер-классах Вильгельма Кемпфа и Артуро Бенедетти Микеланджели. 

    Внимание музыкального мира Поллак впервые привлек в 1958 году, став лауреатом Ш Международного конкурса имени Чайковского в Москве. За конкурсом последовали концерты по всему Советскому Союзу. Поллак также был первым американским артистом, записавшимся на фирме «Мелодия». Его пластинки расходились миллионными тиражами и много раз переиздавались за рубежом. Недавно лейблом Cambria выпущен «Легендарные московские концерты» с ранними записями пианиста. 

    Даниэль Поллак выступал более чем с сотней оркестров, среди которых лондонский Королевский филармонический, филармонические оркестры Нью-Йорка и Лос-Анджелеса, симфонические оркестры Сан-Франциско, Балтимора, Тихоокеанский симфонический оркестр, оркестры Московской и Санкт-Петербургской филармоний, коллективы Бергена, Генуи, Вильнюса, Киева, Минска, Софии, Сеула, Гонконга, Гонолулу, Боготы, Монтевидео и Каира. Его сольные концерты проходят в крупнейших залах Москвы, Санкт-Петербурга, Лондона, Вены, Зальцбурга, Амстердама, Нью-Йорка, Чикаго, Пекина, Шанхая, Сеула, Буэнос-Айреса и других музыкальных столиц мира. Поллак стал первым пианистом из США, выступившим в Китае. Среди последних ангажементов Поллака – выступления с Симфоническим оркестром Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева на фестивале «Звезды белых ночей»; в качестве Почетного посланника культуры он дважды принимал участие в Санкт-Петербургском международном культурном форуме. 

    Концертную деятельность Поллак совмещает с преподаванием в ведущих вузах США. Он работал в Джульярдской школе, Колумбийском университете и Школе музыки Йельского университета. В настоящее время – профессор Торнтонской высшей школы музыки Университета Южной Калифорнии в Лос-Анджелесе. Его мастер-классы проходили в Парижской консерватории, Королевской академии музыки в Лондоне, Московской и Санкт-Петербургской консерваториях, вузах Белоруссии, Литвы, Германии, Австрии, Италии, Бельгии, Финляндии, США, Канады, Израиля, Южной Кореи, Китая, Японии. Поллак активно участвует в работе жюри крупнейших международных конкурсов – имени Чайковского в Москве, королевы Елизаветы в Брюсселе, имени Марии Каллас в Афинах, а также в Санкт-Петербурге, Вильнюсе, Лидсе, Хамамацу, Претории, Дрездене, Лос-Анджелесе, Солт-Лейк-Сити, Майями. 

    Сделанная Поллаком запись полного собрания фортепианных сочинений Барбера (фирма Naxos) имела огромный успех и была номинирована на премию «Грэмми». Под лейблом Sony вышла запись сольного концерта Поллака в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии. Также среди записей пианиста – диск «Даниэль Поллак в Москве» и два альбома с популярными романтическими миниатюрами.