Фестиваль искусств «Русская зима».
    Оркестр Московской филармонии,
    Юрий Симонов, Константин Лифшиц

    19 декабря 2018, начало в 19:00

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    В программе:
    Бетховен
    Увертюра «Кориолан», соч. 62
    Концерт № 5 для фортепиано с оркестром ми-бемоль мажор, op. 73
    Симфония № 5 до минор, соч. 67

    12+

    Купить билеты

    Абонемент №11:

    Академический симфонический оркестр Московской филармонии

    Академический симфонический оркестр Московской филармонии

    Академический симфонический оркестр Московской филармонии на протяжении всей своей истории входит в число лучших отечественных оркестров и достойно представляет российскую музыкальную культуру за рубежом.

    За пультом оркестра стояли крупнейшие отечественные и зарубежные дирижеры – Андре Клюитанс, Игорь Маркевич, Шарль Мюнш, Зубин Мета, Джордже Энеску, Неэме Ярви, Марис Янсонс, Джансуг Кахидзе, Курт Мазур, Евгений Светланов, композиторы Бенджамин Бриттен, Игорь Стравинский, Кшиштоф Пендерецкий. Именно с этим коллективом связан единственный дирижёрский опыт Святослава Рихтера. С оркестром играли практически все крупнейшие солисты второй половины XX века: Исаак Стерн, Иегуди Менухин, Гленн Гульд, Маурицио Поллини, Эмиль Гилельс, Давид Ойстрах, Леонид Коган, Ирина Архипова, Даниил Шафран, Яков Флиер, Владимир Крайнев, Наталия Гутман и многие другие.

    Оркестр создан в сентябре 1951 года при Всесоюзном радиокомитете, в 1953 году вошёл в штат Московской филармонии. Его художественный облик и исполнительская манера формировались под руководством прославленных отечественных дирижёров. Первым художественным руководителем и главным дирижёром коллектива был Самуил Самосуд (1951–1957). В 1957–1959 гг. за оркестром, который возглавил Натан Рахлин, закрепилась слава одного из лучших в СССР. В 1958 году на I Международном конкурсе имени Чайковского оркестр под руководством Кирилла Кондрашина сопровождал триумфальное выступление Вана Клиберна, а в 1960 году первым из отечественных симфонических коллективов совершил гастроли по США.

    Кондрашин возглавлял Симфонический оркестр Московской филармонии на протяжении 16 лет (1960–1976). Эти годы стали важной вехой в истории коллектива: маэстро провел премьеры Четвертой и Тринадцатой симфоний Шостаковича, его же поэмы «Казнь Степана Разина», кантаты «К 20-летию Октября» Прокофьева, исполнил и записал многие симфонии Малера. В 1973 году оркестру было присвоено звание академического. Еще больше музыки ХХ века оркестр играл под руководством Дмитрия Китаенко (1976–1990), в том числе премьеры сочинений Хренникова, Денисова, Шнитке, Буцко, Тищенко. Впервые в СССР прозвучали «Турангалила» Мессиана, кантата «Звездоликий» и «Заупокойные песнопения» Стравинского. В дальнейшем коллективом руководили Василий Синайский (1991–1996) и Марк Эрмлер (1996–1998).

    Новый этап в истории оркестра начался в 1998 году, когда его возглавил народный артист СССР Юрий Симонов. Под его руководством коллектив добился выдающихся творческих достижений. Сегодня оркестр – одна из опор российской филармонической жизни: при его участии проходят выступления звезд мировой оперы, концертные исполнения популярных и малоизвестных опер, крупнейшие музыкальные форумы. Оркестр участвовал в Международном конкурсе имени Чайковского (в 2007 году аккомпанировал вокалистам, в 2015 – скрипачам), в Первом и Втором Всероссийских музыкальных конкурсах по специальности «оперно-симфоническое дирижирование». Часто выступает в городах России, успешно гастролирует в Испании, Великобритании, Японии, Гонконге, Республике Корея.

    В 2013 году Юрий Симонов и оркестр совместно с Государственным академическим русским хором имени Свешникова осуществили новую запись Гимна Российской Федерации. В 2014 году участвовали в торжественном открытии Концертного зала имени Рахманинова «Филармония-2» и вместе с Денисом Мацуевым открыли концертом в Зале имени Чайковского Всероссийский виртуальный концертный зал. Один из приоритетов оркестра – работа с новым поколением музыкантов: в рамках цикла «Звезды XXI века» прославленный коллектив постоянно сотрудничает с одаренными солистами, начинающими путь на большую сцену, приглашает в свои филармонические абонементы молодых артистов.

    Деятельность дирижёра и оркестра в значительной степени направлена на воспитание юных слушателей. Огромную популярность завоевал абонементный цикл «Сказки с оркестром», проходящий в Москве и во многих городах России с участием звёзд театра и кино. Среди них – Марина Александрова, Мария Аронова, Алена Бабенко, Сергей Безруков, Анна Большова, Ольга Будина, Валерий Гаркалин, Сергей Гармаш, Нонна Гришаева, Екатерина Гусева, Михаил Ефремов, Евгений Князев, Авангард Леонтьев, Павел Любимцев, Дмитрий Назаров, Александр Олешко, Михаил Пореченков, Евгения Симонова, Даниил Спиваковский, Юрий Стоянов, Михаил Трухин, Геннадий Хазанов, Чулпан Хаматова, Сергей Шакуров. Этот проект принес маэстро Симонову звание лауреата Премии Мэрии Москвы в области литературы и искусства за 2008 год. В 2010 году Юрий Симонов и оркестр стали лауреатами Премии национальной газеты «Музыкальное обозрение» в номинации «Дирижёр и оркестр».

    Среди постоянных партнеров оркестра – выдающиеся солисты современности: Валерий Афанасьев, Борис Березовский, Николай Луганский, Алексей Любимов, Олег Майзенберг, Алексей Володин, Юйцзя Ван, Лукас Генюшас, Виктор Третьяков, Дмитрий Ситковецкий, Максим Венгеров, Виктория Муллова, Вадим Репин, Акико Суванаи, Никита Борисоглебский, Юрий Башмет, Борис Андрианов, Давид Герингас, Сергей Ролдугин, Александр Князев, Лора Клейкомб, Анна Аглатова, Вероника Джиоева, Хибла Герзмава, Патриция Чьофи, Василий Ладюк; дирижёры Александр Ведерников, Александр Дмитриев, Андрес Мустонен, Василий Петренко, Марис Янсонс, Александр Лазарев, Владимир Юровский и другие.

    В последние годы оркестр представил ряд московских, российских и мировых премьер, среди которых «Реквием для Ларисы» Сильвестрова, «Итайпу» Гласса, Concerto grosso для трех виолончелей с оркестром Пендерецкого, Симфония №27 «Лирическая» Слонимского, «Реквием Принцессы Гальяни» Тищенко, ряд сочинений Геннадия Гладкова и Софии Губайдулиной. Событием стала мировая премьера Концерта для оркестра «Десять взглядов на десять заповедей» – коллективного сочинения десятерых современных композиторов, посвященного газете «Музыкальное обозрение». Оркестр записал более 350 пластинок и компакт-дисков, многие из которых удостоены высших международных наград в области аудиозаписи и пользуются спросом до сих пор.

    Юрий Симонов

    Юрий Симонов родился в 1941 году в Саратове. Окончил Ленинградскую консерваторию по классу альта у Ю. Крамарова (1965) и по дирижированию у Н. Рабиновича (1969). В 1966 году стал лауреатом II Всесоюзного конкурса дирижёров в Москве, а в 1967-м – главным дирижёром оркестра Кисловодской филармонии. В 1968 году Ю. Симонов становится первым советским дирижёром-победителем международного конкурса. Это произошло в Риме на Пятом конкурсе дирижёров, организованном Национальной академией Санта Чечилия. Маэстро Мравинский немедленно взял его ассистентом в Заслуженный коллектив Республики академический симфонический оркестр Ленинградской филармонии.

    В январе 1969 года Ю. Симонов дебютировал в Большом театре оперой «Аида», а уже с февраля 1970 года, после его триумфального выступления на гастролях театра в Париже, был назначен главным дирижёром ГАБТа СССР и занимал этот пост в течение пятнадцати с половиной лет – рекордного срока для этой должности. Годы работы маэстро стали одним из блестящих и значимых периодов в истории театра. Под его управлением состоялись премьеры выдающихся творений мировой классики: опер «Руслан и Людмила» Глинки, «Псковитянка» Римского–Корсакова, «Так поступают все» Моцарта, «Кармен» Бизе, «Замок герцога Синяя Борода» Бартока, балетов «Золотой век» Шостаковича, «Анна Каренина» Щедрина, «Деревянный принц» Бартока. А поставленная в 1979 году опера Вагнера «Золото Рейна» ознаменовала возвращение творчества композитора на сцену театра после почти сорокалетнего отсутствия. 

    В 1980-е и 1990-е годы Симонов выступал с крупнейшими симфоническими оркестрами Европы, США, Канады, Японии. Участвовал во многих международных фестивалях, осуществил ряд оперных постановок в крупнейших театрах мира. В 1982 году он дебютирует оперой Чайковского «Евгений Онегин» в лондонском театре «Ковент-Гарден», а четыре года спустя там же ставит «Травиату» Верди. За ней последовали «Аида» в Бирмингеме, «Дон Карлос» в Лос-Анджелесе и Гамбурге, «Сила судьбы» в Марселе, «Так поступают все» Моцарта в Генуе, «Саломея» Р. Штрауса во Флоренции, «Хованщина» Мусоргского в Сан–Франциско, «Евгений Онегин» в Далласе, «Пиковая дама» в Праге, Будапеште и в Париже (Оpera Bastille), оперы Вагнера в Будапеште. 

    В начале 1990-х Симонов был главным приглашённым дирижёром Филармонического оркестра в Буэнос-Айресе (Аргентина), а с 1994 по 2002 год – музыкальным директором Бельгийского национального оркестра в Брюсселе (ONB). В 2001 году Ю. Симонов основал оркестр Liszt-Wagner в Будапеште. Вот уже более тридцати лет он является постоянным приглашённым дирижёром Венгерского национального оперного театра, в котором поставил десять опер Вагнера, включая тетралогию «Кольцо нибелунга». Кроме оперных постановок и концертов со всеми будапештскими оркестрами, маэстро с 1994 по 2008 год проводил летние международные мастер-курсы (Будапешт и Мишкольц), которые посетило более 100 молодых дирижёров из 30 стран мира. Венгерское телевидение сняло о Ю. Симонове три фильма. 

    Активную творческую деятельность дирижёр сочетает с преподавательской. С 1978 по 1991 год Юрий Иванович Симонов вёл класс оперно-симфонического дирижирования в Московской консерватории, с 1985 года стал профессором. С 2006 года преподаёт в Санкт-Петербургской консерватории. Проводит мастер-классы в России и за рубежом: в Лондоне, Тель-Авиве, Алма-Ате, Риге. Летом 2013, 2014 и 2017 годов Ю. Симонов поделился своим мастерством с молодыми дирижёрами на международных мастер-классах, организованных Московской филармонией. 

    Маэстро участвовал в работе жюри дирижёрских конкурсов во Флоренции, Токио, Будапеште. В 2011 и 2015 годах возглавлял жюри по специальности «оперно-симфоническое дирижирование» на Первом и Втором Всероссийских музыкальных конкурсах в Москве. 

    С 1998 года Юрий Симонов является художественным руководителем и главным дирижёром Академического симфонического оркестра Московской филармонии. За годы его работы с коллективом сыграно более двухсот программ в Москве, состоялись многочисленные гастроли по России, США, Великобритании, Германии, Испании, Китаю, Южной Корее, Японии и другим странам. Восторженная зарубежная пресса отмечала, что «Симонов извлекает из своего оркестра диапазон чувств, граничащих с гениальностью» (Financial Times), называла маэстро «неистовым вдохновителем своих музыкантов» (Time). 

    Дискография Ю. Симонова представлена записями на фирмах «Мелодия», EMI, Collins Classics, Cypres, Hungaroton, Le Chant du Mondе, Pannon Classic, Sonora, Tring International, а также видеофильмами его спектаклей в Большом театре (американская фирма Кultur). 

    Юрий Симонов – народный артист СССР (1981), профессор (1985), кавалер ордена Почёта РФ (2001), награждён «Офицерским крестом» Венгерской Республики, «Орденом Командора» Румынии и «Орденом за заслуги в культуре» Польской Республики. «Дирижёр года» по рейтингу газеты «Музыкальное обозрение» (сезон 2005/06), лауреат Премии мэрии Москвы в области литературы и искусства за 2008 год. В 2011 году был награждён орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени, в 2017 году – орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени.

    Константин Лифшиц

    «Гений», «чудо», «феномен», «эрудит» — так называют рецензенты и критики разных стран Константина Лифшица. «Блестящий», «исключительный», «экстраординарный», «впечатляющий», «страстный», «проницательный», «вдохновенный», «незабываемый» — такими эпитетами характеризуют его искусство. «Несомненно, один из самых высокоодаренных и мощных пианистов нового времени», — писала о нем швейцарская пресса. Его игру высоко оценивали Белла Давидович и Мстислав Ростропович. Пианист играл почти во всех музыкальных столицах Европы, а также в Японии, Китае, Корее, США, Израиле, Канаде, Австралии, Новой Зеландии, Бразилии, ЮАР...

    Константин Лифшиц родился в 1976 году в Харькове. Его музыкальные способности и тяга к роялю проявились очень рано. В 5 лет он был принят в МССМШ им. Гнесиных, где учился у Т. Зеликман. К 13 годам имел обширный список концертных выступлений в разных городах России.

    В 1989 году он выступил со знаменательным сольным концертом в Октябрьском зале Дома Союзов в Москве. Именно тогда, благодаря ошеломляющему успеху у публики, до отказа заполнившей зал, и хвалебным отзывам критики Лившиц завоевал репутацию яркого и масштабного артиста. В 1990 году стал стипендиатом программы «Новые имена» Российского фонда культуры и дебютировал в Лондоне, после чего начал активно концертировать в странах Европы и в Японии. Вскоре В. Спиваков пригласил Константина сыграть Концерт Моцарта № 17 с «Виртуозами Москвы», затем последовал тур в «Виртуозами» по Японии, где юный пианист исполнил Концерт ре минор Баха, и выступления в Монте-Карло и Антибе с Концертом № 1 Шопена (в сопровождении Филармонического оркестра Монте-Карло).

    В 1994 на выпускном экзамене в МССМШ им. Гнесиных в исполнении К. Лифшица прозвучали «Гольдберг-вариации» Баха. Фирма Denon Nippon Columbia записала это глубоко прочувствованное исполнение 17-летним пианистом музыки его любимого композитора. Эта запись, выпущенная в 1996 году, была номинирована на премию «Грэмми» и оценена музыкальным критиком из New-York Times как «самая мощная пианистическая интерпретация со времени исполнения Гульда».

    «Более чем любой другой композитор, исключая некоторых современников, именно Бах продолжает вести и направлять меня в моих порой изнурительных, но в то же время столь радостных и увлекательных поисках», — говорит музыкант. Сегодня сочинения Баха занимают одно из центральных мест в его репертуаре и дискографии.

    В 1995 году К. Лифшиц поступил в Лондонскую Королевскую академию музыки к Х. Милну — выдающемуся ученику Г. Агости. Параллельно занимался в Российской академии музыки им. Гнесиных в классе В. Троппа. Среди его учителей были также А. Брендль, Л. Флейшер, Т. Гутман, Ч. Розен, К.-У. Шнабель, Фу Цун и Р. Турек.

    В 1995 году вышел первый диск пианиста («Французская увертюра» Баха, «Бабочки» Шумана, пьесы Метнера и Скрябина), за который музыкант был удостоен престижной премии Echo Klassik в номинации «Лучший молодой артист года».

    С сольными программами и в сопровождении оркестров К. Лифшиц играл в лучших залах Москвы, Санкт-Петербурга, Берлина, Франкфурта, Кельна, Мюнхена, Вены, Парижа, Женевы, Цюриха, Милана, Мадрида, Лиссабона, Рима, Амстердама, Нью-Йорка, Лос-Анджелеса, Сан-Франциско, Чикаго, Монреаля, Кейптауна, Сан-Паулу, Шанхая, Гонконга, Сингапура, Тель-Авива, Токио, Сеула и многих других городов мира.

    Среди коллективов, с которыми выступал и выступает пианист, — оркестры Московской и Санкт-Петербургской филармоний, Госоркестр России им. Е. Ф..Светланова, Российский национальный оркестр, симфонические оркестры Берлина, Лондона, Берна, Ольстера, Шанхая, Токио, Чикаго, Сан-Франциско, Новой Зеландии, Оркестр «Академия Святого Мартина в полях», Филармонический оркестр им. Дж. Энеску, Фестивальный симфонический оркестр Люцерна, Бетховенский фестивальный оркестр (Бонн), Sinfonietta Bolzano, New Amsterdam Sinfonietta, Филармонический оркестр Монте-Карло, Нью-Йоркский филармонический, Флоридский филармонический, Новый Японский филармонический, «Виртуозы Москвы», «Солисты Венеции», Пражский камерный оркестр,

    Камерный оркестр Великобритании, Камерный оркестр Венской филармонии, Mozarteum Orchestra (Зальцбург), Молодежный оркестр Европейского Союза и многие другие.

    Он сотрудничал с такими дирижерами, как Б. Хайтинк, Н. Мэрринер, К. Хогвуд, Р. Норрингтон, Э. Инбал, М. Ростропович, Д. Фишер-Дискау, Ю. Темирканов, М. Горенштейн, В. Синайский, Ю. Симонов, С. Сондецкис, В. Спиваков, Л. Маркиз, Д. Ситковецкий, Э. Клас, Д. Герингас, А. Рудин, М. Яновский, М. Юровский, В. Вербицкий, Д. Лисс, А. Борейко, Ф. Луизи, П. Гюльке, Г. Марк...

    Партнерами Константина Лифшица в камерных ансамблях были М. Ростропович, Б. Давидович, Г. Кремер, В. Афанасьев, Н. Гутман, Д. Ситковецкий, М. Венгеров, П. Копачинская, Л. Юзефович, М. Майский, Л. Харрелл, К. Видман, Р. Бьери, Й. Видман, Г. Шнеебергер, Й. Барта, Л. Сент-Джон, С. Габетта, Е. Угорский, Д. Хашимото, Р. Биери, Д. Поппен, Талих-квартет, Квартет имени Шимановского.

    В огромном репертуаре музыканта — более 800 произведений. Среди них все клавирные концерты И. С. Баха, концерты Гайдна, Моцарта, Бетховена, Мендельсона, Шопена, Шумана, Листа, Брамса, Чайковского, Рахманинова, Равеля, Прокофьева, Шостаковича, сочинения для фортепиано с оркестром Франка, де Фальи, Бартока, Мартину, Хиндемита, Мессиана. В сольных концертах К. Лифшиц исполняет сочинения от английских верджиналистов и французских клавесинистов, Фрескобальди, Пёрселла, Генделя и Баха до сочинений представителей «могучей кучки», Скрябина, Рахманинова, Шёнберга, Энеску, Стравинского, Веберна, Прокофьева, Гершвина, Лигети, собственные транскрипции, а также произведения современных композиторов, созданные специально для пианиста. Константин Лифшиц также играет на клавесине.

    К. Лифшиц прославился своими монографическими программами-«марафонами», в которых исполняет полные циклы сочинений Баха, Моцарта, Бетховена, Шуберта, Шопена, Дебюсси, Шостаковича сериями из нескольких концертов, а также на фестивалях по всему миру.

    Пианист записал более двух десятков компакт-дисков с сочинениями Баха, в том числе «Музыкальное приношение» и «Прелюдия и фуга Св. Анны» BWV 552 (на том же CD записаны три токкаты Фрескобальди; Orfeo, 2007), «Искусство фуги» (октябрь 2010), полный цикл из семи концертов для клавира с оркестром со Штутгартским камерным оркестром (ноябрь 2011) и два тома «Хорошо темперированного клавира» (DVD-диск, выпущенный фирмой VAI, «живая» запись с фестиваля в Майами в 2008 году). Среди записей последних лет — фортепианный концерт Г. фон Эйнема с оркестром радио и телевидения Австрии под управлением К. Майстера (2009); Концерт № 2 Брамса с берлинским Konzerthaus Orchestra с Д. Фишером-Дискау (2010) и Концерт № 18 Моцарта с зальцбургским Mozarteum также под управлением маэстро Д. Фишера-Дискау (2011). Всего же на счету К. Лифшица более 30 CD, большинство из которых получило высокое признание международной прессы.

    В последнее время музыкант все больше выступает как дирижер. Он сотрудничал с такими коллективами, как «Виртуозы Москвы», Musica Viva, а также с оркестрами Италии, Австрии, Венгрии и Литвы. Много выступает с певцами: в России, Италии, Франции, Чехии, США.

    В 2002 году К. Лифшиц был избран ассоциированным членом Королевской академии музыки в Лондоне, а в 2004 году стал ее Почетным членом.

    С 2008 года он ведет собственный класс в Высшей школе музыки в Люцерне. Дает мастер-классы по всему миру и принимает участие в различных образовательных программах.

    В 2006 году Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II наградил Константина Лифшица орденом Сергия Радонежского III степени, а в 2007 году артист был удостоен премии «Ровенна» за выдающийся вклад в исполнительское искусство. Он также является обладателем ряда других наград за творческую и благотворительную деятельность

    В 2012 году пианист концертировал в городах России, в Швейцарии, США, Швеции, Чехии, Англии, Германии, Италии, на Тайване, в Японии.

    В первой половине 2013 года Константин Лифшиц сыграл концерт со скрипачом Евгением Угорским в Маастрихте (Голландия), исполнив скрипичные сонаты Брамса, Равеля и Франка; совершил тур по Японии с Дайшин Кашимото (12 концертов, в программе

    скрипичные сонаты Бетховена), выступил с виолончелистом Луиджи Пьовано. Как солист и дирижер сыграл 21-й концерт Моцарта с Камерным оркестром Лангнау (Швейцария), принял участие в фортепианном фестивале в Майами, представив программы из сочинений Дебюсси, Равеля, Мессиана. Провел мастер-классы и серию концертов на Тайване (II том «ХТК» Баха, три последние сонаты Шуберта и три последние сонаты Бетховена). Дал сольные концерты в Швейцарии, Германии, Чехии, Франции, Италии, мастер-классы во Франции и Швейцарии. Неоднократно выступал в России. С Д. Хашимото записал в Берлине третий CD полного цикла скрипичных сонат Бетховена. В июне он принял участие в фестивале в Кутна Гора в Чехии (с сольным выступлением, в ансамбле со скрипачкой К. Шапель и виолончелистом И. Барта, а также с камерным оркестром).

    Сезон 2013/2014 К. Лифшиц начал участием в ряде фестивалей: в Рейнгау и Хитцаккере (Германия), Пеннотье и Экс-ан-Провансе (Франция), выступил с мастер-классами в Швейцарии и на фестивале камерной музыки в городах Японии (где исполнил сочинения Мендельсона, Брамса, Глинки Донаньи и Лютославского).

    В ближайших планах артиста — выступления на фестивалях в Ереване, Стамбуле и Бухаресте, а во второй половине сезона — концерты в городах Германии, Швейцарии, Италии, Чехии, Англии, Франции, Испании, США, Японии, на Тайване. Запланирован и концерт в Московском международном Доме музыки.

    В наступившем сезоне выйдут новые релизы пианиста: еще одна запись «Гольдберг-вариаций» Баха, альбом французской фортепианной музыки, второй и третий диски собрания скрипичных сонат Бетховена, записанных с Д. Хашимото на EMI.

    Другие концерты этого абонемента
    Концертный зал имени П. И. Чайковского
    14 сентября в 19:00
    Концертный зал имени П. И. Чайковского
    9 февраля в 19:00
    Концертный зал имени П. И. Чайковского
    4 марта в 19:00