Брамс. «Немецкий реквием»
    для солистов, хора и оркестра

    24 сентября 2014

    Большой зал Консерватории

    схема проезда
    В программе:
    Брамс
    «Немецкий реквием» для солистов, хора и оркестра

    12+

    Абонемент №61:

    Академический симфонический оркестр Московской филармонии

                                                                                                                                                             

    Академический симфонический оркестр Московской филармонии

    Академический симфонический оркестр Московской филармонии на протяжении всей своей истории входит в число лучших отечественных оркестров и достойно представляет российскую музыкальную культуру за рубежом.

    За пультом оркестра стояли крупнейшие отечественные и зарубежные дирижеры – Андре Клюитанс, Игорь Маркевич, Шарль Мюнш, Зубин Мета, Джордже Энеску, Неэме Ярви, Марис Янсонс, Джансуг Кахидзе, Курт Мазур, Евгений Светланов, композиторы Бенджамин Бриттен, Игорь Стравинский, Кшиштоф Пендерецкий. Именно с этим коллективом связан единственный дирижёрский опыт Святослава Рихтера. С оркестром играли практически все крупнейшие солисты второй половины XX века: Исаак Стерн, Иегуди Менухин, Гленн Гульд, Маурицио Поллини, Эмиль Гилельс, Давид Ойстрах, Леонид Коган, Ирина Архипова, Даниил Шафран, Яков Флиер, Владимир Крайнев, Наталия Гутман и многие другие.

    Оркестр создан в сентябре 1951 года при Всесоюзном радиокомитете, в 1953 году вошёл в штат Московской филармонии. Его художественный облик и исполнительская манера формировались под руководством прославленных отечественных дирижёров. Первым художественным руководителем и главным дирижёром коллектива был Самуил Самосуд (1951–1957). В 1957–1959 гг. за оркестром, который возглавил Натан Рахлин, закрепилась слава одного из лучших в СССР. В 1958 году на I Международном конкурсе имени Чайковского оркестр под руководством Кирилла Кондрашина сопровождал триумфальное выступление Вана Клиберна, а в 1960 году первым из отечественных симфонических коллективов совершил гастроли по США.

    Кондрашин возглавлял Симфонический оркестр Московской филармонии на протяжении 16 лет (1960–1976). Эти годы стали важной вехой в истории коллектива: маэстро провел премьеры Четвертой и Тринадцатой симфоний Шостаковича, его же поэмы «Казнь Степана Разина», кантаты «К 20-летию Октября» Прокофьева, исполнил и записал многие симфонии Малера. В 1973 году оркестру было присвоено звание академического. Еще больше музыки ХХ века оркестр играл под руководством Дмитрия Китаенко (1976–1990), в том числе премьеры сочинений Хренникова, Денисова, Шнитке, Буцко, Тищенко. Впервые в СССР прозвучали «Турангалила» Мессиана, кантата «Звездоликий» и «Заупокойные песнопения» Стравинского. В дальнейшем коллективом руководили Василий Синайский (1991–1996) и Марк Эрмлер (1996–1998).

    Новый этап в истории оркестра начался в 1998 году, когда его возглавил народный артист СССР Юрий Симонов. Под его руководством коллектив добился выдающихся творческих достижений. Сегодня оркестр – одна из опор российской филармонической жизни: при его участии проходят выступления звезд мировой оперы, концертные исполнения популярных и малоизвестных опер, крупнейшие музыкальные форумы. Оркестр участвовал в Международном конкурсе имени Чайковского (в 2007 году аккомпанировал вокалистам, в 2015 – скрипачам), в Первом и Втором Всероссийских музыкальных конкурсах по специальности «оперно-симфоническое дирижирование». Часто выступает в городах России, успешно гастролирует в Испании, Великобритании, Японии, Гонконге, Республике Корея.

    В 2013 году Юрий Симонов и оркестр совместно с Государственным академическим русским хором имени Свешникова осуществили новую запись Гимна Российской Федерации. В 2014 году участвовали в торжественном открытии Концертного зала имени Рахманинова «Филармония-2» и вместе с Денисом Мацуевым открыли концертом в Зале имени Чайковского Всероссийский виртуальный концертный зал. Один из приоритетов оркестра – работа с новым поколением музыкантов: в рамках цикла «Звезды XXI века» прославленный коллектив постоянно сотрудничает с одаренными солистами, начинающими путь на большую сцену, приглашает в свои филармонические абонементы молодых артистов.

    Деятельность дирижёра и оркестра в значительной степени направлена на воспитание юных слушателей. Огромную популярность завоевал абонементный цикл «Сказки с оркестром», проходящий в Москве и во многих городах России с участием звёзд театра и кино. Среди них – Марина Александрова, Мария Аронова, Алена Бабенко, Сергей Безруков, Анна Большова, Ольга Будина, Валерий Гаркалин, Сергей Гармаш, Нонна Гришаева, Екатерина Гусева, Михаил Ефремов, Евгений Князев, Авангард Леонтьев, Павел Любимцев, Дмитрий Назаров, Александр Олешко, Михаил Пореченков, Евгения Симонова, Даниил Спиваковский, Юрий Стоянов, Михаил Трухин, Геннадий Хазанов, Чулпан Хаматова, Сергей Шакуров. Этот проект принес маэстро Симонову звание лауреата Премии Мэрии Москвы в области литературы и искусства за 2008 год. В 2010 году Юрий Симонов и оркестр стали лауреатами Премии национальной газеты «Музыкальное обозрение» в номинации «Дирижёр и оркестр».

    Среди постоянных партнеров оркестра – выдающиеся солисты современности: Валерий Афанасьев, Борис Березовский, Николай Луганский, Алексей Любимов, Олег Майзенберг, Алексей Володин, Юйцзя Ван, Лукас Генюшас, Виктор Третьяков, Дмитрий Ситковецкий, Максим Венгеров, Виктория Муллова, Вадим Репин, Акико Суванаи, Никита Борисоглебский, Юрий Башмет, Борис Андрианов, Давид Герингас, Сергей Ролдугин, Александр Князев, Лора Клейкомб, Анна Аглатова, Вероника Джиоева, Хибла Герзмава, Патриция Чьофи, Василий Ладюк; дирижёры Александр Ведерников, Александр Дмитриев, Андрес Мустонен, Василий Петренко, Марис Янсонс, Александр Лазарев, Владимир Юровский и другие.

    В последние годы оркестр представил ряд московских, российских и мировых премьер, среди которых «Реквием для Ларисы» Сильвестрова, «Итайпу» Гласса, Concerto grosso для трех виолончелей с оркестром Пендерецкого, Симфония №27 «Лирическая» Слонимского, «Реквием Принцессы Гальяни» Тищенко, ряд сочинений Геннадия Гладкова и Софии Губайдулиной. Событием стала мировая премьера Концерта для оркестра «Десять взглядов на десять заповедей» – коллективного сочинения десятерых современных композиторов, посвященного газете «Музыкальное обозрение». Оркестр записал более 350 пластинок и компакт-дисков, многие из которых удостоены высших международных наград в области аудиозаписи и пользуются спросом до сих пор.

    Юрий Симонов

    Юрий Симонов родился в 1941 году в Саратове. Окончил Ленинградскую консерваторию по классу альта у Ю. Крамарова (1965) и по дирижированию у Н. Рабиновича (1969). В 1966 году стал лауреатом II Всесоюзного конкурса дирижёров в Москве, а в 1967-м – главным дирижёром оркестра Кисловодской филармонии. В 1968 году Ю. Симонов становится первым советским дирижёром-победителем международного конкурса. Это произошло в Риме на Пятом конкурсе дирижёров, организованном Национальной академией Санта Чечилия. Маэстро Мравинский немедленно взял его ассистентом в Заслуженный коллектив Республики академический симфонический оркестр Ленинградской филармонии.

    В январе 1969 года Ю. Симонов дебютировал в Большом театре оперой «Аида», а уже с февраля 1970 года, после его триумфального выступления на гастролях театра в Париже, был назначен главным дирижёром ГАБТа СССР и занимал этот пост в течение пятнадцати с половиной лет – рекордного срока для этой должности. Годы работы маэстро стали одним из блестящих и значимых периодов в истории театра. Под его управлением состоялись премьеры выдающихся творений мировой классики: опер «Руслан и Людмила» Глинки, «Псковитянка» Римского–Корсакова, «Так поступают все» Моцарта, «Кармен» Бизе, «Замок герцога Синяя Борода» Бартока, балетов «Золотой век» Шостаковича, «Анна Каренина» Щедрина, «Деревянный принц» Бартока. А поставленная в 1979 году опера Вагнера «Золото Рейна» ознаменовала возвращение творчества композитора на сцену театра после почти сорокалетнего отсутствия. 

    В 1980-е и 1990-е годы Симонов выступал с крупнейшими симфоническими оркестрами Европы, США, Канады, Японии. Участвовал во многих международных фестивалях, осуществил ряд оперных постановок в крупнейших театрах мира. В 1982 году он дебютирует оперой Чайковского «Евгений Онегин» в лондонском театре «Ковент-Гарден», а четыре года спустя там же ставит «Травиату» Верди. За ней последовали «Аида» в Бирмингеме, «Дон Карлос» в Лос-Анджелесе и Гамбурге, «Сила судьбы» в Марселе, «Так поступают все» Моцарта в Генуе, «Саломея» Р. Штрауса во Флоренции, «Хованщина» Мусоргского в Сан–Франциско, «Евгений Онегин» в Далласе, «Пиковая дама» в Праге, Будапеште и в Париже (Оpera Bastille), оперы Вагнера в Будапеште. 

    В начале 1990-х Симонов был главным приглашённым дирижёром Филармонического оркестра в Буэнос-Айресе (Аргентина), а с 1994 по 2002 год – музыкальным директором Бельгийского национального оркестра в Брюсселе (ONB). В 2001 году Ю. Симонов основал оркестр Liszt-Wagner в Будапеште. Вот уже более тридцати лет он является постоянным приглашённым дирижёром Венгерского национального оперного театра, в котором поставил десять опер Вагнера, включая тетралогию «Кольцо нибелунга». Кроме оперных постановок и концертов со всеми будапештскими оркестрами, маэстро с 1994 по 2008 год проводил летние международные мастер-курсы (Будапешт и Мишкольц), которые посетило более 100 молодых дирижёров из 30 стран мира. Венгерское телевидение сняло о Ю. Симонове три фильма. 

    Активную творческую деятельность дирижёр сочетает с преподавательской. С 1978 по 1991 год Юрий Иванович Симонов вёл класс оперно-симфонического дирижирования в Московской консерватории, с 1985 года стал профессором. С 2006 года преподаёт в Санкт-Петербургской консерватории. Проводит мастер-классы в России и за рубежом: в Лондоне, Тель-Авиве, Алма-Ате, Риге. Летом 2013, 2014 и 2017 годов Ю. Симонов поделился своим мастерством с молодыми дирижёрами на международных мастер-классах, организованных Московской филармонией. 

    Маэстро участвовал в работе жюри дирижёрских конкурсов во Флоренции, Токио, Будапеште. В 2011 и 2015 годах возглавлял жюри по специальности «оперно-симфоническое дирижирование» на Первом и Втором Всероссийских музыкальных конкурсах в Москве. 

    С 1998 года Юрий Симонов является художественным руководителем и главным дирижёром Академического симфонического оркестра Московской филармонии. За годы его работы с коллективом сыграно более двухсот программ в Москве, состоялись многочисленные гастроли по России, США, Великобритании, Германии, Испании, Китаю, Южной Корее, Японии и другим странам. Восторженная зарубежная пресса отмечала, что «Симонов извлекает из своего оркестра диапазон чувств, граничащих с гениальностью» (Financial Times), называла маэстро «неистовым вдохновителем своих музыкантов» (Time). 

    Дискография Ю. Симонова представлена записями на фирмах «Мелодия», EMI, Collins Classics, Cypres, Hungaroton, Le Chant du Mondе, Pannon Classic, Sonora, Tring International, а также видеофильмами его спектаклей в Большом театре (американская фирма Кultur). 

    Юрий Симонов – народный артист СССР (1981), профессор (1985), кавалер ордена Почёта РФ (2001), награждён «Офицерским крестом» Венгерской Республики, «Орденом Командора» Румынии и «Орденом за заслуги в культуре» Польской Республики. «Дирижёр года» по рейтингу газеты «Музыкальное обозрение» (сезон 2005/06), лауреат Премии мэрии Москвы в области литературы и искусства за 2008 год. В 2011 году был награждён орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени, в 2017 году – орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени.

    Государственный академический русский хор имени А.В.Свешникова

    Государственный академический русский хор имени А. В. Свешникова – всемирно известный российский коллектив, занимающий одну из ведущих позиций как в отечественном, так и в мировом хоровом исполнительстве. 

    Хор был создан приказом Комитета по делам искусств при Совнаркоме СССР в 1936 году. Важнейшую роль в формировании художественного облика Государственного хора СССР сыграла деятельность его первых руководителей – легендарных Николая Данилина и Александра Свешникова. Их талант сделал коллектив подлинным флагманом отечественного хорового творчества, любимым слушателями всего мира.

    Текущий репертуар Госхора включает классические хоровые произведения, музыку советских и современных композиторов, а также специально составленные эксклюзивные программы: «Русский хоровой концерт», «Православная музыка мира», «Композиторы – воспитанники свешниковской школы», «Русские песни в классических и современных обработках», «Русская и зарубежная светская классика», «Любимые песни минувшего столетия», «Гимны и торжества России», «Песни и марши Русской Императорской армии», «Музыка Революции 1917» и другие. 

    Значимую роль в творческой деятельности Хора играет участие в уникальных концертно-театральных проектах, в числе которых концерт-спектакль к 70-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады «Ленинградцы. 900 дней во имя жизни», концерты-спектакли «Герой нашего времени» к 200-летию со дня рождения Михаила Лермонтова и «Музыка как судьба» к 100-летию Георгия Свиридова, концерт-матч «Героям спорта» в преддверии Чемпионата мира по футболу-2018 и другие. 

    В рамках сотрудничества с фондом «Открытое море» Госхор выступил с концертно-сценической версией оперы Жоржа Бизе «Кармен» (дирижер – Михаил Симонян, режиссер – Юрий Лаптев). При поддержке фонда состоялся концерт в честь 80-летия коллектива (2016) на Исторической сцене Большого театра России. Также юбилейные торжества прошли в Колонном зале Дома союзов. 

    Продолжая славные гастрольные традиции, за последние годы коллектив успешно выступил на ведущих концертных площадках Великобритании, Франции, Японии, Польши, Латвии, Литвы, Молдовы, Грузии. Принимал участие во многих престижных международных фестивалях. Особенной страницей в истории коллектива является его участие в международном проекте «День России в мире – Russian Day». В день национального праздника Российской Федерации Хор с триумфом дал сольные концерты в парижском зале Гаво (2015), лондонском Барбикан-центре (2016) и Зале конгрессов в Иерусалиме (2017). 

    Среди множества блистательных записей Госхора особое место занимает «Всенощное бдение» Сергея Рахманинова под управлением Александра Свешникова – исполнительский шедевр, созданный в 1965 году и удостоенный множества престижных наград. В 2010 году Госхор записал на CD двенадцать хоров Сергея Танеева на слова Якова Полонского, в 2013-м – Гимн Российской Федерации в оркестровой версии Яна Френкеля (с Академическим симфоническим оркестром Московской филармонии под управлением Юрия Симонова), а в 2016 создал фонограмму для заключительного концерта Всемирных хоровых игр в Сочи – «Гимн Земле» Алексея Рыбникова (мировая премьера). 

    С 2008 по 2012 год коллектив возглавлял выдающийся хоровой дирижер, Народный артист России, профессор Борис Григорьевич Тевлин, возродивший величие и славу этого символа русского певческого искусства. В настоящее время художественным руководителем коллектива является его ученик Евгений Волков. 

    Художественный руководитель – Евгений Волков
    Главный хормейстер – Александр Топлов
    Хормейстер – Наталия Телкова
    Концертмейстер – Елена Котельникова

    Анна Аглатова

    Анна Аглатова – солистка Государственного академического Большого театра России.

    Профессиональное образование певица получила в Российской академии музыки имени Гнесиных в классе профессора Рузанны Лисициан (2004–2009). В самом начале творческого пути, еще будучи студенткой музыкального училища, стала стипендиатом Международного Благотворительного Фонда Владимира Спивакова (2001). Во время обучения в академии победила в конкурсе молодых оперных певцов «Новые голоса» (Neue Stimmen, Германия, 2006).

    Обладая замечательными вокальными данными и незаурядным актерским талантом, еще студенткой академии Анна Аглатова дебютировала в Большом театре в опере «Фальстаф» Дж. Верди (партия Нанетты), а также приняла участие в постановке оперы «Волшебная флейта» В. А. Моцарта (партия Памины). На сцене прославленного российского театра А. Аглатова исполняет ведущие партии сопранового репертуара, среди которых Виолетта («Травиата» Дж. Верди), Сюзанна («Свадьба Фигаро» В. А. Моцарта), Мюзетта и Лю («Богема» и «Турандот» Дж. Пуччини), Лиза («Сомнамбула» В. Беллини), Микаэла («Кармен» Ж. Бизе), Манон («Манон» Ж. Массне), Адель («Летучая мышь» И. Штрауса), Марфа («Царская невеста» Н. Римского-Корсакова), Франческа («Франческа да Римини» С. Рахманинова) и другие.

    Анна Аглатова обладает обширным кантатно-ораториальным репертуаром, выступая на лучших сценах мира – в нью-йоркском Линкольн-центре, парижском Плейеле, Сеульском центре искусств, афинском Мегароне.

    Певица сотрудничает с известными дирижерами – Михаилом Плетневым, Владимиром Спиваковым, Теодором Курентзисом, Александром Ведерниковым, Тито Чеккерини, Энрике Маццолой, Эммануэлем Жоэль-Орнаком, Стюартом Бэдфордом; режиссерами – Грэмом Виком, Энтони Макдональдом, Валерием Фокиным, Пьером-Луиджи Пицци. Она выступала в концерте со знаменитым исполнителем на армянском дудуке Дживаном Гаспаряном.

    Анна Аглатова награждена Премией Президента Российской Федерации для молодых деятелей культуры за вклад в развитие отечественного музыкального искусства (2014).

    Родион Погосов

    Родион Погосов (баритон) — выпускник Российской Академии музыки имени Гнесиных (класс Дмитрия Вдовина), лауреат Всероссийского конкурса Bella voce и Международного конкурса имени А. Дворжака в Карловых Варах.  Принимал участие в мастер-классах выдающихся певцов и педагогов: Ирины Архиповой, Ренаты Скотто, Джоан Дорнеман, Ленор Розенберг.

    В 19 лет он дебютировал в опере Моцарта «Волшебная флейта» (партия Папагено) на сцене Московского театра «Новая Опера» имени Е. В. Колобова. В 2000 году стал участником программы молодых певцов театра «Метрополитен-опера» в Нью-Йорке, а через три года театр заключил контракт с молодым артистом. В 2005 году состоялся европейский дебют Родиона Погосова на сцене Франкфуртской оперы в партии Елецкого («Пиковая дама» Чайковского).

    На сцене «Метрополитен-опера» в последнее время Родион Погосов участвовал в спектаклях  «Севильский цирюльник» Россини (Фигаро), «Волшебная флейта» Моцарта (Папагено), «Дон Паскуале» Доницетти (Малатеста) и «Ариадна на Наксосе» Р. Штрауса (Арлекин). Он также постоянно  сотрудничает с Гамбургской государственной оперой, где в течение минувшего сезона пел в операх «Фауст» Гуно (Валентин), «Дон Карлос» Верди (маркиз ди Поза) и «Севильский цирюльник».

    Самой звездной ролью для Родиона в сезоне 2013/14 стал россиниевский Фигаро (по словам критики — «Фигаро мирового класса»), которого  певец представил, помимо Нью-Йорка и Гамбурга, в оперных театрах Лос-Анджелеса, Палм-Бич, Сантьяго, Баварской  государственной опере, на Мюнхенском оперном фестивале. 

    Среди других ангажементов следует отметить участие в постановке «Так поступают все» Моцарта (Гульельмо) в «Метрополитен-опера», Лос-Анджелесской опере, Глайндборнской опере и на фестивале в Равинии, дебют в партии Дон Жуана («Дон Жуан» Моцарта) в оперном театре Овьедо, исполнение партий Папагено («Волшебная флейта») и Валентина («Фауст» Гуно) в Опере Бильбао, Онегина («Евгений Онегин» Чайковского) на фестивале в канадском Ланодьере, Белькоре («Любовный напиток» Доницетти) в Овьедо и на Глайндборнском фестивале, Блансака («Шелковая лестница» Россини) в Театре Елисейских полей и т.д.

    Не менее успешен певец и в концертных выступлениях, среди которых наиболее заметными стали исполненные вокальные партии в кантатах «Кармина Бурана» Орфа с Королевским Ливерпульским филармоническим оркестром и Лондонским филармоническим оркестрами, «Весна» и «Колокола» Рахманинова с оркестром Нидерландского радио.  Сольные концерты певца прошли в залах Concertgebow в Амстердаме, St Johns Smith Square в Лондоне, Galway в Ирландии, Suntory Hall в Японии. В октябре 2014 г. Р. Погосов будет участвовать в исполнении «Кармина Бурана» в Мадриде с Национальным симфоническим оркестром и Хором радио и ТВ Испании.

    Сольный диск Р. Погосова, выпущенный в престижной дебютной серии EMI (2007), получил большое признание. В феврале 2014 года Родион участвовал в записи полного собрания  романсов Рахманинова (Delphian Records), где также приняли участие певцы Эвелина Добрачева, Екатерина Сюрина, Юстина Грингите, Даниил Штода, Андрей Бондаренко, Александр Виноградов и пианист Йен Бёрнсайд.