Открытие Всероссийского виртуального концертного зала. Трансляция концерта из Концертного зала имени П. И. Чайковского в филармонии России : Московская государственная академическая филармония

    Открытие Всероссийского виртуального
    концертного зала.
    Трансляция концерта
    из Концертного зала
    имени П. И. Чайковского
    в филармонии России

    29 ноября 2014

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Видеозапись концерта

    Полная версия доступна в Личном кабинете

    Личный кабинет на meloman.ru — это:

    • — эксклюзивные видеозаписи
    • — история просмотров
    • — собственные плейлисты
    • — синхронизация с мобильным приложением
    В программе:
    Глинка
    Увертюра к опере «Руслан и Людмила»
    Рахманинов
    Концерт № 2 для фортепиано с оркестром
    П. И. Чайковский
    Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта»

    12+

                                                                                                                     


    Михаил Иванович Глинка (1804-1857)

    Увертюра к опере «Руслан и Людмила» (1842)

    Опера «Руслан и Людмила» Глинки, как и предшествующая ей опера «Иван Сусанин», определили историческую судьбу русской оперной классики. Именно эти творения открыли путь двум основным направлениям — народной музыкальной драме и опере-сказке, опере-былине. В основу сюжета оперы «Руслан и Людмила» положена одноименная юношеская поэма Пушкина. В отличие от пушкинского оригинала, основанного на темах русского сказочного эпоса, с чертами легкой иронии, шутливого отношения к героям и загадочностью (что таится в этом предупреждении поэта «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»?), опера Глинки по-былинному величава, монументальна, эпична. Эпические сцены Киевской Руси, представляющие легендарные образы великого князя Светозара, отважного богатыря Руслана, народного певца и сказителя Баяна (I и V действия) обрамляют центральные сказочно-фантастические сцены, в которых участвуют ярко очерченные персонажи — нежная Людмила, пылкий Ратмир, верная в своей любви к нему Горислава, трусливый Фарлаф, добрый и мудрый Финн, коварная Наина и злой, жестокий карлик Черномор. Эпическая повествовательность и философская глубина в трактовке сюжета отличают оперу Глинки от «волшебных» романтических западно-европейских опер К. М. Вебера или Р. Вагнера, включая его «Летучего голландца», «Тангейзера» или «Лоэнгрина» — по-существу, ровесников « Руслана и Людмилы».

    Основная идея оперы — победа доброго начала над силами зла — экспонируется в увертюре. Она своего рода симфонический конспект оперы, средоточие главных ее тем: короткое и решительное, «как удары кулака» (выражение Глинки), вступление и буйно-радостная главная тема заимствованы из победного финального хора («Слава великим богам»); вторая лирически восторженная тема — из арии Руслана в третьем действии («О Людмила, Лель сулил мне радость»). В среднем эпизоде странные, пугающие звучания словно предостерегают от коварства злых сил — они взяты из сцены похищения Людмилы, а перед самым концом увертюры басы чеканят грозную, угловатую, спускающуюся по ступеням вниз целотонную гамму, характеризующую злого карлика Черномора, — блестящее изобретение композитора!

    Глинка воспользовался западноевропейской традицией и, согласно ей, написал увертюру после завершения работы над оперой, как он вспоминал в своих «Записках», «прямо на оркестр, нередко во время репетиций в комнате режиссера». Композитор остался доволен своей работой. «Летит на всех парусах», — с гордостью говорил он об увертюре, на редкость лаконичной, проносящейся, как вихрь, в едином темпе. И сегодня музыка увертюры к опере «Руслан и Людмила», ставшая самостоятельным концертным номером и очень популярным среди дирижеров, поражает этим удивительным сочетанием богатства красок, щедрости колорита с легкостью, полётностью движения. Истинное мастерство не подвластно времени!



    Сергей Васильевич Рахманинов (1873–1943)

    Концерт № 2 для фортепиано с оркестром до минор, соч. 18 (1901)

    «В его сочинениях ощущается дыхание русской весеннести, весеннего прорастания и вешнего ликования, чувства, охватывающего душу в периоды мощного разлива русских рек в половодье» (Борис Асафьев).

    Сергей Васильевич Рахманинов – великий русский композитор, блистательный пианист и дирижер – во всем мире является олицетворением России. Его творчество имеет поистине эпохальную значимость, а любое его произведение можно назвать жемчужиной русского искусства. Композитор равнозначно проявил себя как в симфоническом, так и в духовном, вокальном, оперном и концертном жанрах – в каждый из них он привнес что-то сугубо свое.

    Фортепианные концерты С. В. Рахманинова стали целой эпохой в развитии жанра. Они наполнены страстным романтическим чувством – то бурным, восторженным, празднично-ликующим, то трепетным, нежным, погруженным в музыку тишины родной природы, которую так хорошо умел слышать Рахманинов. Это виртуозные циклические произведения, построенные на ярком песенно-мелодическом материале, берущем свои корни в древних знаменных распевах и народно-песенном творчестве. Во многом они продолжили концертно-симфонические принципы П. И. Чайковского. Значительность и глубина содержания, контрастное сопоставление музыкальных образов и их подлинно-симфоническое развитие, наконец, богатство и сложность фактуры – все это приближает концерты Рахманинова к симфониям.

    Несмотря на принадлежность к одному жанру, каждый из фортепианных концертов имеет индивидуальный облик и свою особую музыкальную концепцию. Не нарушая традиционных рамок трехчастного цикла, Рахманинов не повторяет решений, придавая каждому своему «детищу» самостоятельность и непохожесть. Концерты Рахманинова позволяют проследить не только эволюцию стиля композитора, но и эволюцию этого жанра в его творчестве.

    Масштаб мировой популярности Второго концерта Рахманинова сравним с известностью Первого концерта его великого учителя – П. И. Чайковского. Необычность сочинения была отмечена еще на репетициях, а премьера, состоявшаяся в симфоническом собрании Московского филармонического общества 27 октября 1901 года в исполнении автора (оркестром дирижировал А. И. Зилоти), просто ошеломила слушателей. «Конечно, главная тема Второго фортепианного концерта поразила всех как душевное явление величайшей силы таланта и мужественной природы характера. Она была редкостью даже для русской музыки, уже испытавшей воздействие женственной изнеженности и увлечения звуковыми пряностями различных сортов», – отмечал Б. В. Асафьев.

    В этом концерте Рахманинов впервые выступает как зрелый художник, свободно владеющий всеми средствами музыкальной выразительности, как мастер крупной формы, фресковой манеры письма, блестящего фортепианного стиля.

    Концерт насыщен ярким образным тематизмом: многочисленные попевки, подголоски вырастают из ведущей темы, а затем преобразуются в различные музыкальные образы. Воодушевленно-лирическое высказывание сочетается в этом произведении с неумолимо строгой ритмической дисциплиной, являющейся выражением сдерживающего и организующего волевого начала. Кажется, будто концерт высечен из одной глыбы мрамора, как скульптуры Микеланджело.

    В основе первой части (Moderato) лежит эпически величавая тема, олицетворяющая образ Родины, могучей и прекрасной. «Тема его вдохновеннейшего Второго концерта есть не только тема его жизни, но неизменно производит впечатление одной из наиболее ярких тем России и только потому, что душа этой темы русская…, каждый раз с первого же колокольного удара чувствуется, как во весь рост поднимается Россия», – писал Н. К. Метнер, композитор и друг Сергея Васильевича.

    Вторая часть – прелестнейшее Adagio sostenuto – служит средоточием лиризма, островком отдохновения. Красотой расцветающей природы, ощущением молодости, счастья и душевного покоя веет от этой полной мечтательного раздумья музыки

    По воспоминаниям композитора А. Н. Александрова, «Танеев, прослушав вторую часть Второго концерта на репетиции в Большом зале консерватории, тихо произнес: “Гениально!” – и вытер набежавшую слезу».

    Величественный финал (Allegro scherzando) возвращает слушателя к мужественным образам первой части и утверждает победу светлого начала, торжество творческих сил, красоты, любви.

    Второй фортепианный концерт занял особое место в творчестве Рахманинова, став едва ли не самым популярным его сочинением благодаря высокому художественному благородству, красоте и выразительности тем, законченности общей концепции. Композитор необычайно ярко сумел воплотить в этом произведении то настроение радостного возбуждения, подъема, ожидания чего-то нового, которым охвачены были широкие круги русского общества на пороге наступающего столетия.

    В 1904 году Рахманинову на Второй фортепианный концерт была присуждена Глинкинская премия, учрежденная известным меценатом М. П. Беляевым.



    Петр Ильич Чайковский (1840–1893)

    «Ромео и Джульетта», увертюра фантазия (1880)

    «Ромео и Джульетта» – первое обращение П. И. Чайковского к наследию Уильяма Шекспира и первое произведение в серии его творческих замыслов на этот сюжет. Известно, что Чайковский планировал создать оперу по шекспировской трагедии. «Я буду писать "Ромео и Юлию", – сообщал он брату Модесту в 1878 году. – Все твои возражения уничтожаются перед тем восторгом, которым я возгорелся к этому сюжету. Это будет самый капитальный мой труд. Мне теперь смешно, как я мог до сих пор не видеть, что я как будто предназначен для положения на музыку этой драмы. Ничего нет более подходящего для моего музыкального характера. Нет царей, нет маршей, нет ничего составляющего рутинную принадлежность большой оперы. Есть любовь, любовь и любовь». В 1881 году он пишет младшему брату Анатолию: «Теперь безвозвратно решено: я буду писать оперу на эту тему. Чувствую, что, если постараюсь, выйдет хорошо… Про «Ромео и Юлию» никому не говори». К сожалению, от замысла оперы остался только эскиз дуэта Ромео и Джульетты, созданный Чайковским в последний год жизни и завершенный Сергеем Танеевым.

    Сюжет для увертюры по трагедии У. Шекспира был предложен П. И. Чайковскому М. А. Балакиревым, который даже разработал программу и план изложения музыкального материала. Произведение писалось 11 лет. Первая редакция 1869 года не удовлетворила Балакирева, что, однако, не мешало ему играть увертюру наизусть на каждом собрании в доме Л. И. Шестаковой. В 1870 году появилась вторая редакция, к которой Балакирев также отнесся критически, настаивая на дальнейшей работе. В 1880 году Чайковский осуществил третью редакцию. Композитор просил издателя обязательно напечатать посвящение Милию Балакиреву, поскольку в предшествовавшем издании оно «вследствие недосмотра» было упущено. Балакирев переживал в эти годы длительный кризис, практически оставив прежние дружеские связи, и Чайковский писал ему: «Мне хочется, чтобы Вы знали, что я не забыл, кто виновник появления на свет этой партитуры, что я живо помню Ваше тогдашнее дружеское участие, которое, я надеюсь, и теперь еще не вполне угасло» (1881). В окончательном виде «Ромео и Джульетта» впервые прозвучала в Тифлисе, в 1886 году под управлением М. М. Ипполитова-Иванова.

    Увертюра была с воодушевлением принята публикой и вызвала такой энтузиазм среди участников «Могучей кучки», что критик В. В. Стасов назвал П. И. Чайковского шестым членом их кружка. Сам автор оказался глубоко удовлетворен созданным и до конца жизни «Ромео и Джульетта» оставалась одним из самых его любимых произведений. В 1884 году оно было награждено премией за лучшее оркестровое произведение, учрежденной меценатом М. П. Беляевым.

    «Ромео и Джульетта» является одним из самых ярких образцов психологически-обобщенного программного симфонизма Чайковского. В отличие от повествовательно-иллюстративного пути, выбранного ранее Берлиозом для воплощения того же сюжета, русский композитор передает только основную идею и главный драматический конфликт шекспировской трагедии.

    Этот конфликт гениально и лаконично выражен во взаимодействии трех основных тематических групп увертюры.

    Суровая хорального склада тема медленного вступления – образ патера Лоренцо, воплощение одновременно благородства падре и жестких законов средневекового общества.

    Величию бесстрастного хорала противопоставляется второй эпизод вступления – мотив стенаний, подавленных стонов и невыплаканных слез, построенный на «рыдающих» интонациях струнных.

    Главная партия – образ семейной вражды – хоть и контрастирует вступительному хоралу, но все же родственна ему. Упругая, «пружинистая», драматически-напряженная стремительная тема является самой картинной в увертюре

    Побочная партия – образ любви – одна из самых красивых и вдохновенных лирических мелодий в истории музыки. Балакирев находил в ней «негу и сладость любви»; Ларош говорил, что тема побочной партии «принадлежит к тем неотразимо чарующим напевам, от действия которых не может освободиться слушатель, каково бы ни было направление его вкуса или настроение его духа». Глазунов считал, что «так выразить беззаветную любовь юной четы, как про это пропел, а не сочинил Чайковский в «Ромео», никому из композиторов не удалось». Римский Корсаков писал: «До чего она вдохновенна! Какая неизъяснимая красота, какая жгучая страсть; это одна из лучших тем всей русской музыки!».

    Академический симфонический оркестр Московской филармонии

    Академический симфонический оркестр Московской филармонии на протяжении всей своей истории входит в число лучших отечественных оркестров и достойно представляет российскую музыкальную культуру за рубежом. 

    Оркестр создан в сентябре 1951 года при Всесоюзном радиокомитете, в 1953 году вошел в штат Московской филармонии. Его художественный облик и исполнительская манера формировались под руководством прославленных отечественных дирижеров. Первым художественным руководителем и главным дирижером коллектива был Самуил Самосуд (1951–1957). В 1957–1959 гг. за оркестром, который возглавил Натан Рахлин, закрепилась слава одного из лучших в СССР. В 1958 году на I Международном конкурсе имени Чайковского оркестр под руководством Кирилла Кондрашина сопровождал триумфальное выступление Вэна Клайберна, а в 1960 году первым из отечественных симфонических коллективов совершил гастроли по США.

    Кирилл Кондрашин возглавлял Симфонический оркестр Московской филармонии на протяжении 16 лет (1960–1976). Эти годы стали важной вехой в истории коллектива: маэстро провел премьеры Четвертой и Тринадцатой симфоний Шостаковича, его же поэмы «Казнь Степана Разина», кантаты «К 20-летию Октября» Прокофьева, исполнил и записал многие симфонии Малера. В 1973 году оркестру было присвоено звание академического. Еще больше музыки ХХ века оркестр играл под руководством Дмитрия Китаенко (1976–1990), в том числе премьеры сочинений Хренникова, Денисова, Шнитке, Буцко, Тищенко. Впервые в СССР прозвучали «Турангалила» Мессиана, кантата «Звездоликий» и «Заупокойные песнопения» Стравинского. В дальнейшем коллективом руководили Василий Синайский (1991–1996) и Марк Эрмлер (1996–1998). 

    За пультом оркестра стояли крупнейшие отечественные и зарубежные дирижеры – Андре Клюитанс, Игорь Маркевич, Шарль Мюнш, Зубин Мета, Джордже Энеску, Неэме Ярви, Марис Янсонс, Джансуг Кахидзе, Курт Мазур, Евгений Светланов, композиторы Бенджамин Бриттен, Игорь Стравинский, Кшиштоф Пендерецкий. Именно с этим коллективом связан единственный дирижерский опыт Святослава Рихтера. С оркестром играли практически все крупнейшие солисты второй половины XX века: Исаак Стерн, Иегуди Менухин, Гленн Гульд, Эмиль Гилельс, Давид Ойстрах, Леонид Коган, Даниил Шафран, Яков Флиер, Николай Петров, Мстислав Ростропович, Владимир Крайнев, Маурицио Поллини, Элисо Вирсаладзе, Наталия Гутман и многие другие. Оркестр записал более 350 пластинок и CD, многие из которых удостоены высших международных наград в области аудиозаписи и пользуются спросом до сих пор. 

    Новый этап в истории оркестра Московской филармонии начался в 1998 году, когда его возглавил народный артист СССР Юрий Симонов. Под его руководством коллектив добился выдающихся творческих достижений. Сегодня оркестр – одна из опор российской филармонической жизни, часто выступает в городах России (за последние десять лет они дали концерты в более чем 40 городах), успешно гастролирует в Великобритании, Германии, Испании, Японии, Гонконге, Китае, Корее. 

    В последние десятилетия с оркестром выступали выдающиеся музыканты современности: Марк-Андре Амлен, Валерий Афанасьев, Юрий Башмет, Борис Березовский, Юйцзя Ван, Максим Венгеров, Штефан Владар, Хибла Герзмава, Давид Герингас, Барри Дуглас, Лилия Зильберштейн, Суми Чо, Лора Клейкомб, Александр Князев, Сергей Крылов, Джон Лилл, 

    Николай Луганский, Константин Лифшиц, Олег Майзенберг, Денис Мацуев, Екатерина Мечетина, Виктория Муллова, Даниэль Поллак, Вадим Репин, Сергей Ролдугин, Дмитрий Ситковецкий, Виктор Третьяков; дирижеры Лучано Акочелла, Семен Бычков, Александр Ведерников, Михаэль Гюттлер, Александр Дмитриев, Марко Замбелли, Томас Зандерлинг, Александр Лазарев, Андрес Мустонен, Василий Петренко, Бенжамин Пьоннье, Гинтарас Ринкявичюс, Александр Сладковский, Леонард Слаткин, Саулюс Сондецкис, Антонино Фольяни, Марис Янсонс и многие другие. 

    Один из приоритетов оркестра – работа с новым поколением музыкантов: в рамках цикла «Звезды XXI века» коллектив сотрудничает с одаренными солистами, начинающими путь на большую сцену, приглашает в свои филармонические абонементы молодых артистов. Оркестр – неизменный участник международных и Всероссийских мастер-курсов для молодых дирижеров Юрия Симонова, организованных Московской филармонией. 

    Деятельность маэстро Симонова и оркестра в значительной степени направлена на воспитание юных слушателей. Огромную популярность завоевал абонементный цикл «Сказки с оркестром», проходящий в Москве и во многих городах России с участием звезд театра и кино. Среди них – Марина Александрова, Мария Аронова, Алена Бабенко, Валерий Баринов, Сергей Безруков, Анна Большова, Ольга Будина, Валерий Гаркалин, Сергей Гармаш, Нонна Гришаева, Екатерина Гусева, Евгения Добровольская, Михаил Ефремов, Евгений Князев, Авангард Леонтьев, Павел Любимцев, Дмитрий Назаров, Александр Олешко, Ирина Пегова, Юлия Пересильд, Михаил Пореченков, Евгения Симонова, Григорий Сиятвинда, Даниил Спиваковский, Юрий Стоянов, Евгений Стычкин, Виктория Толстоганова, Михаил Трухин, Геннадий Хазанов, Чулпан Хаматова, Сергей Шакуров. Этот проект принес маэстро Симонову звание лауреата Премии Мэрии Москвы в области литературы и искусства за 2008 год. В 2010 году Юрий Симонов и оркестр стали лауреатами Премии национальной газеты «Музыкальное обозрение» в номинации «Дирижер и оркестр». 

    В последние годы коллектив представил ряд московских, российских и мировых премьер. Прозвучали сочинения Андрея Эшпая, Бориса Тищенко, Кшиштофа Пендерецкого, Филипа Гласса, Александра Чайковского, Сергея Слонимского, Валентина Сильвестрова, Эдуарда Артемьева, Геннадия Гладкова, Софии Губайдулиной, Алексея Рыбникова, Ефрема Подгайца, Кузьмы Бодрова и других композиторов. В сезоне 2019/20 оркестр гастролирует в Великобритании и Германии, в ноябре 2019 года сопровождает выступления конкурсантов на III Всероссийском музыкальном конкурсе по специальности «оперно-симфоническое дирижирование», жюри которого возглавляет Юрий Симонов, традиционно участвует в открытии и закрытии XX Международного телевизионного конкурса юных музыкантов «Щелкунчик».

    Юрий Симонов

    Юрий Симонов родился в 1941 году в Саратове. Окончил Ленинградскую консерваторию по классу альта у Юрия Крамарова (1965) и по дирижированию у Николая Рабиновича (1969). В 1966 году стал лауреатом II Всесоюзного конкурса дирижеров в Москве, в 1967 – главным дирижером оркестра Кисловодской филармонии. В 1968 году выиграл V конкурс дирижеров Национальной академии Санта-Чечилия в Риме, оказавшись первым советским дирижером – победителем международного конкурса. Вскоре Евгений Мравинский пригласил его на должность ассистента в Заслуженный коллектив Республики Академический симфонический оркестр Ленинградской филармонии.

    В январе 1969 Симонов дебютировал в Большом театре оперой «Аида», в феврале был назначен главным дирижером и занимал этот пост в течение 15 лет. Под управлением Симонова состоялись премьеры опер «Руслан и Людмила» Глинки, «Псковитянка» Римского-Корсакова, «Так поступают все женщины» Моцарта, «Кармен» Бизе, «Замок герцога Синяя Борода» Бартока, балетов «Золотой век» Шостаковича, «Анна Каренина» Щедрина, «Деревянный принц» Бартока. Постановка оперы Вагнера «Золото Рейна» (1979) ознаменовала возвращение творчества композитора на сцену театра после почти сорокалетнего отсутствия.

    В 1980-е и 1990-е годы Симонов выступал с крупнейшими оркестрами Европы, США, Канады, Японии. Участвовал в международных фестивалях, осуществил ряд постановок в крупнейших театрах мира. В 1982 дебютировал оперой Чайковского «Евгений Онегин» в лондонском Ковент-Гарден, четыре года спустя там же поставил «Травиату» Верди. За ней последовали «Аида» в Бирмингеме, «Дон Карлос» в Лос-Анджелесе и Гамбурге, «Сила судьбы» в Марселе, «Так поступают все женщины» Моцарта в Генуе, «Саломея» Р. Штрауса во Флоренции, «Хованщина» Мусоргского в Сан-Франциско, «Евгений Онегин» в Далласе, «Пиковая дама» в Праге, Будапеште и в Париже, оперы Вагнера в Будапеште.

    В начале 1990-х Симонов был главным приглашенным дирижером Филармонического оркестра в Буэнос-Айресе (Аргентина), а с 1994 по 2002 – музыкальным директором Бельгийского национального оркестра в Брюсселе (ONB). В 2001 году основал оркестр Liszt-Wagner в Будапеште. Более тридцати лет – постоянный приглашенный дирижер Венгерского национального оперного театра, где поставил десять опер Вагнера, включая тетралогию «Кольцо нибелунга». Кроме оперных постановок и концертов со всеми будапештскими оркестрами, маэстро с 1994 по 2008 гг. проводил летние международные мастер-курсы (Будапешт и Мишкольц), которые посетило более 100 молодых дирижеров из 30 стран мира.

    Творческую деятельность дирижер сочетает с преподавательской: с 1978 по 1991 гг. Симонов вел класс оперно-симфонического дирижирования в Московской консерватории, с 1985 года – профессор. С 2006 года преподает в Санкт-Петербургской консерватории. Проводит мастер-классы в России и за рубежом: в Лондоне, Тель-Авиве, Алма-Ате, Риге. Летом 2013, 2014, 2017, 2018 годов Симонов делился своим мастерством с молодыми дирижерами на международных мастер-классах, организованных Московской филармонией. Маэстро участвовал в работе жюри дирижерских конкурсов во Флоренции, Токио, Будапеште. В 2011 и 2015 гг. возглавлял жюри по специальности «оперно-симфоническое дирижирование» на Всероссийском музыкальном конкурсе в Москве.

    С 1998 года – художественный руководитель и главный дирижер Академического симфонического оркестра Московской филармонии. За годы его работы с коллективом сыграно более двухсот программ в Москве, состоялись многочисленные гастроли по России, США, Великобритании, Германии, Испании, Китаю, Южной Корее, Японии и другим странам. Дискография маэстро представлена записями на фирмах «Мелодия», EMI, Collins Classics, Cypres, Hungaroton, Le Chant du Mondе, Pannon Classic, Sonora, Tring International, видеофильмами его спектаклей в Большом театре (лейбл Кultur, США).

    Юрий Симонов – народный артист СССР (1981), профессор (1985), кавалер ордена Почета РФ (2001), награжден «Офицерским крестом» Венгерской Республики, «Орденом Командора» Румынии и «Орденом за заслуги в культуре» Польской Республики. «Дирижер года» по рейтингу газеты «Музыкальное обозрение» (сезон 2005/06), лауреат Премии Мэрии Москвы в области литературы и искусства за 2008 год. В 2011 году награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени.

    Денис Мацуев

    Денис Мацуев родился в 1975 году в Иркутске. Окончил Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского, где его педагогами были Алексей Наседкин и Сергей Доренский. Широкую известность пианисту принесла победа на XI Международном конкурсе имени П. И. Чайковского в 1998 году.

    Сегодня Денис Мацуев – желанный гость крупнейших концертных залов мира, постоянный партнер ведущих симфонических оркестров России, Европы, Северной Америки и стран Азии. Несмотря на исключительную востребованность за рубежом, музыкант считает главным приоритетом развитие филармонического искусства в регионах России и значительную долю своих концертных программ, прежде всего премьерных, представляет именно в нашей стране. Особое значение придает регулярной работе с региональными оркестрами.

    Тесные творческие контакты связывают Дениса Мацуева с выдающимися дирижерами современности, в числе которых Валерий Гергиев, Юрий Темирканов, Марис Янсонс, Зубин Мета, Рикардо Шайи, Кристиан Тилеман, Пааво Ярви, Антонио Паппано, Шарль Дютуа, Алан Гилберт, Владимир Федосеев, Юрий Башмет, Михаил Плетнёв, Владимир Спиваков, Леонард Слаткин, Иван Фишер, Семен Бычков, Джанандреа Нозеда, Мюнг-Вун Чунг, Юкка-Пекка Сарасте, Манфред Хонек, Джеймс Конлон, Кристиан Ярви и другие. Музыкант принимает участие во всемирно известных фестивалях, среди которых «Звезды белых ночей» в Санкт-Петербурге, Фестиваль Балтийского моря в Швеции, «Равиния» в Чикаго, фестивали в Баден-Бадене, Эдинбурге, Шлезвиг-Гольштейне, Рейнгау, Вербье, Люцерне, Гонконге, Монтрё, Стрезе, Бухаресте, Кольмаре, фестиваль Иегуди Менухина в Гштааде.

    Денис Мацуев – солист Московской филармонии с 1995 года. С 2004 года он представляет свой ежегодный персональный абонемент, в котором принимают участие ведущие оркестры России и зарубежья.

    Многие годы музыкант является директором и вдохновителем целого ряда фестивалей, образовательных и просветительских проектов. С 2004 года он проводит фестиваль «Звезды на Байкале» в Иркутске (в 2009 году удостоен звания почетного гражданина города), с 2005 года руководит фестивалем Crescendo, программы которого проходят в разных городах мира. В 2010 году вошел в состав руководителей Фестиваля искусств Анси (Франция). В 2012 году стал художественным руководителем I Международного фестиваля и конкурса молодых пианистов Astana Piano Passion. В 2013 году в качестве артистического директора возглавил конкурс-фестиваль Сбербанк DEBUT в Киеве. В 2016 году в статусе художественного директора и председателя оргкомитета провел в Москве Первый международный конкурс молодых пианистов Grand Piano Competition, в 2018 году – Второй.

    Особая ответственность музыканта – работа с Межрегиональным благотворительным фондом «Новые имена», воспитанником, а в настоящее время президентом которого он является. Фонд за свою более чем двадцатипятилетнюю историю воспитал несколько поколений артистов и продолжает расширять свою деятельность в области поддержки юных талантов. Всероссийская программа «Новые имена – регионам России» ежегодно проходит более чем в 20 городах нашей страны.

    В 2004 году Денис Мацуев подписал контракт с компанией BMG, и первый же совместный проект – сольный альбом Tribute to Horowitz – получил премию «Рекорд-2005». В 2006 году пианист вновь стал лауреатом премии «Рекорд» за сольный альбом с записью «Времен года» Чайковского и фрагментов из музыки балета «Петрушка» Стравинского. В 2007 году был выпущен сольный диск «Неизвестный Рахманинов», записанный на рояле композитора в его доме «Сенар» в Люцерне. В том же году фирма Sony Music выпустила запись сольного концерта Дениса Мацуева в нью-йоркском Карнеги-холле. В дискографии артиста также альбомы, записанные с ЗКР – оркестром Санкт-Петербургской филармонии под управлением Юрия Темирканова, Российским национальным оркестром под управлением Михаила Плетнёва, Симфоническим оркестром Мариинского театра и Лондонским симфоническим оркестром под управлением Валерия Гергиева, Нью-Йоркским филармоническим оркестром под управлением Алана Гилберта.

    Денис Мацуев – арт-директор Фонда имени С. В. Рахманинова. Народный артист России, народный артист Республики Северная Осетия – Алания, заслуженный артист Республики Адыгея, посол доброй воли ЮНЕСКО, почетный профессор МГУ имени М. В. Ломоносова. Удостоен Премии имени Дмитрия Шостаковича, Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства, ордена Почета, Премии Правительства России в области культуры за международный музыкальный фестиваль «Звезды на Байкале».

    С 2006 года музыкант входит в состав Совета по культуре и искусству при Президенте Российской Федерации. В 2019 году удостоен Золотой медали имени Льва Николаева «за существенный вклад в просвещение, популяризацию достижений науки и культуры».

    Рекомендуем к просмотру

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Оркестр Московской филармонии,
    Игорь Манашеров, Мирослав Култышев

    Режиссерская версия

    12.06.2019

    В программе:
    Рахманинов
    «Вокализ» (оркестровая редакция автора)
    Рапсодия на тему Паганини для фортепиано с оркестром
    П. И. Чайковский
    Симфония № 5

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Оркестр Московской филармонии,
    Юрий Симонов

    04.03.2019

    В программе:
    П. И. Чайковский
    «Манфред» - симфония по драматической поэме Дж. Байрона

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Оркестр Московской филармонии,
    Штефан Владар

    16.03.2019

    В программе:
    Бетховен
    Концерт № 5 для фортепиано с оркестром
    П. И. Чайковский
    Симфония № 5

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    II Международный конкурс
    молодых пианистов
    Grand Piano Competition.
    Церемония награждения
    и концерт-закрытие конкурса

    Режиссерская версия

    05.05.2018

    Рахманинов Рапсодия на тему Паганини для фортепиано с оркестром ля минор, соч. 43

    В программе:
    Рахманинов
    Рапсодия на тему Паганини для фортепиано с оркестром ля минор, соч. 43

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Из русской классики.
    Оркестр Московской филармонии,
    Игорь Манашеров, Фатима Алиева

    20.06.2018

    В программе:
    А. Хачатурян
    Сюита из музыки к драме М.Лермонтова «Маскарад»
    Рахманинов
    Концерт № 1 для фортепиано с оркестром
    Свиридов
    «Маленький триптих» Музыкальные иллюстрации к повести А.Пушкина «Метель»

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Рахманиновские дни.
    Денис Мацуев,
    Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова,
    Александр Сладковский

    Режиссерская версия

    02.04.2018

    Рахманинов «Утёс» – симфоническая фантазия по стихотворению М.Лермонтова для оркестра, соч. 7

    В программе:
    Рахманинов
    «Утёс» – симфоническая фантазия по стихотворению М.Лермонтова для оркестра, соч. 7
    Концерт № 4 для фортепиано с оркестром соль минор, соч. 40
    Концерт № 3 для фортепиано с оркестром ре минор, соч. 30

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Рахманиновские дни.
    Денис Мацуев,
    Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова,
    Александр Сладковский

    Режиссерская версия

    01.04.2018

    Рахманинов Концерт № 1 для фортепиано с оркестром фа-диез минор, соч. 1

    В программе:
    Рахманинов
    Концерт № 1 для фортепиано с оркестром фа-диез минор, соч. 1
    Рапсодия на тему Паганини для фортепиано с оркестром ля минор, соч. 43
    Концерт № 2 для фортепиано с оркестром до минор, соч. 18

    «Филармония-2». Концертный зал имени С. В. Рахманинова

    Павел Нерсесьян, «Новая Россия»

    19.12.2017

    Чайковский Концерт № 1 для фортепиано с оркестром си-бемоль минор, соч. 23

    В программе:
    П. И. Чайковский
    Концерт № 1 для фортепиано с оркестром си-бемоль минор, соч. 23
    Аренский
    Вариации на тему П. Чайковского для струнного оркестра ми минор, соч. 35a
    П. И. Чайковский
    Концерт для фортепиано с оркестром № 2 соль мажор соч. 44

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Филипп Копачевский,
    Никита Лютиков, Дмитрий Смирнов

    06.12.2017

    Россини Интродукция, тема и вариации для кларнета с оркестром ми-бемоль мажор

    В программе:
    Россини
    Интродукция, тема и вариации для кларнета с оркестром ми-бемоль мажор
    Бернстайн
    Серенада для скрипки, струнного оркестра, арфы и ударных по прочтении «Пира» Платона
    Рахманинов
    Концерт № 2 для фортепиано с оркестром до минор, соч. 18

    «Филармония-2». Концертный зал имени С. В. Рахманинова

    Рахманиновские дни.
    Оркестр Московской филармонии,
    Юрий Симонов, Екатерина Мечетина

    06.04.2018

    Рахманинов «Вокализ» (оркестровая редакция автора)

    В программе:
    Рахманинов
    «Вокализ» (оркестровая редакция автора)
    «Симфонические танцы» для оркестра, соч. 45
    Брамс
    Концерт № 1 для фортепиано с оркестром ре минор, соч. 15