П. Масканьи – «Сельская честь» : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

    П. Масканьи – «Сельская честь»

    6 декабря 2015

    Большой зал Консерватории

    В программе:
    Масканьи
    «Сельская честь» – опера в концертном исполнении

    12+

    Абонемент №85:

    По странам и континентам. Воскресные дневные симфонические концерты. Автор и ведущая цикла – Жанна Дозорцева

    Жанна Дозорцева

    Выдающийся российский музыковед Жанна Григорьевна Дозорцева проводит концерты во всех центральных залах Москвы, много гастролирует по России и странам ближнего и дальнего зарубежья. Её выступления отличаются высокой эрудицией, блестящей культурой речи и сценическим обаянием. Творческая дружба связывает ее со всеми выдающимися российскими музыкантами.

    Жанна Дозорцева окончила Ташкентскую Государственную консерваторию в 1958 году по специальности музыковедение. С 1958 по 1959 годы работала на Всесоюзном радио, с 1959 по 1961 – в детской музыкальной школе. С 1961 года является лектором-музыковедом Московской филармонии.

    Жанна Григорьевна осуществляет в Москве огромную просветительскую деятельность среди молодежи и юношества. Концерты абонементных циклов с ее участием – «Музыкальные вечера для юношества» в Колонном зале Дома союзов и «Из залов музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина» – транслировались в 70-80-е годы Центральным телевидением.

    В течение нескольких концертных сезонов с большим успехом проходят ее абонементы «По странам и континентам» в Большом зале консерватории и «Музыка, Живопись, Жизнь» в Концертном зале имени П. И. Чайковского. С 2011 года выступления в Концертном зале имени П. И. Чайковского транслируются в интернете.

    Жанна Дозорцева ведет активную общественную деятельность. Она является вице-президентом Международной академии творчества, членом Союза композиторов России, президентом Российской ассоциации лекторов-музыковедов, вице-президентом Международного Союза музыкальных деятелей. Жанна Григорьевна – вдохновитель и художественный руководитель Всероссийского фестиваля имени М. И. Глинки в Смоленске, ежегодного Международного фестиваля камерной музыки «Бархатный сезон» в Сочи.

    Жанна Дозорцева – заслуженный деятель искусств России, Азербайджана, Киргизстана, лауреат премии Правительства Москвы; награждена Орденом Дружбы и Орденом Почета.

    В 2015 году награждена Государственной премией Азербайджана, в 2016 г. удостоена звания заслуженного деятеля искусств Республики Северная Осетия – Алания.

    Симфонический оркестр радио «Орфей» Российского государственного музыкального телерадиоцентра

    Симфонический оркестр радио «Орфей» был основан в 1998 году. Коллектив успешно совмещает концертную и музыкально-театральную деятельность с работой в студии, где записывает музыку для радио-, теле- и интернет-трансляций. 

    Оркестр – многолетний партнер театра «Кремлевский балет», принимает участие в абонементах Московской филармонии, выступает на лучших площадках Москвы: в Большом зале консерватории, Концертном зале имени П. И. Чайковского, Концертном зале имени С. В. Рахманинова («Филармония-2»), Светлановском зале Московского международного Дома музыки, Государственном Кремлевском дворце и Большом зале МКЗ «Зарядье». Участвовал в конкурсе вокалистов имени М. И. Глинки и телепроекте «Большая опера» на канале «Россия-Культура».

    Следуя традиции музыкальных коллективов радио, оркестр не только популяризирует шедевры мировой классики, но и знакомит слушателей с новой и редко исполняемой академической музыкой. С 2014 года оркестр осуществляет мультимедийный проект «Возрождаем наследие русских композиторов», в рамках которого восстанавливается и записывается забытая музыка русских и советских авторов – Антона Рубинштейна, Антона Аренского, Анатолия Лядова, Николая Голованова, Александра Мосолова, Леонида Половинкина. Коллектив является постоянным участником фестиваля современной музыки «Московская осень». На протяжении многих лет принимает участие во Всероссийском конкурсе молодых композиторов, сочинения которых в записи оркестра радио «Орфей» были представлены на международном форуме International Rostrum of Composers, проводимом Международным музыкальным советом под эгидой ЮНЕСКО. 

    Записи оркестра постоянно звучат в эфире «Орфея» и других радиостанций классической музыки по всему миру. В дискографии коллектива – альбомы «Избранные страницы мировой классики», «Эдвард Григ. Сочинения для оркестра», «К 200-летию Михаила Лермонтова», «Русская музыкальная коллекция» и другие. В 2012 году Европейский вещательный союз (EBU) назвал запись оркестра радио «Орфей» лучшей среди программ, посвященных 150-летию со дня рождения Клода Дебюсси. 

    Оркестр успешно гастролирует за рубежом – в Италии, Испании, Германии, Венгрии, Омане. С коллективом сотрудничали звезды мировой сцены – Зураб Соткилава, Владислав Пьявко, Маквала Касрашвили, Мария Гулегина, Елена Заремба, Аскар Абдразаков, Эннио Морриконе, Анатолий Кролл, участники арт-проекта «ТенорА XXI века» и многие другие.

    Владимир Понькин

    Владимир Понькин родился в 1951 году в Иркутске. Окончил Горьковскую (Нижегородскую) государственную консерваторию имени М. И. Глинки, затем Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского и ассистентуру-стажировку (класс оперно-симфонического дирижирования Геннадия Рождественского). В 1980 году одержал победу в конкурсе дирижеров Фонда Руперта в Лондоне, после чего в течение двух лет проходил стажировку в Большом театре России и одновременно работал в Московском государственном академическом Камерном музыкальном театре (ныне Камерная сцена имени Бориса Покровского в составе Большого театра).

    В разные годы Владимир Понькин возглавлял Ярославский академический губернаторский симфонический оркестр, Российский государственный симфонический оркестр кинематографии, Краковский филармонический оркестр, Национальный академический оркестр народных инструментов России имени Н. П. Осипова, Кубанский симфонический оркестр.

    Сотрудничал с Академическим симфоническим оркестром Московской филармонии, Заслуженным коллективом России Академическим симфоническим оркестром Ленинградской (Санкт-Петербургской) филармонии, Симфоническим оркестром Би-би-си, Симфоническим оркестром Шведского радио, Западноавстралийским, Мельбурнским симфоническими, Квислендским оркестром, крупнейшими коллективами Италии и США и другими. 

    Будучи главным дирижером Московского академического музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, успешно поставил балеты «Укрощение строптивой» Броннера, «Ромео и Джульетта» Прокофьева, «Суламифь» Бесединой, оперы «Отелло» Верди, «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова. 

    В течение многих лет работал в «Геликон-опере», в 2002–2017 гг. был главным дирижером, в настоящее время – приглашенный дирижер. Под его руководством осуществлены постановки спектаклей «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича (четыре «Золотых маски», 2001, в том числе «Лучший спектакль» и «Лучшая работа дирижера»), «Лулу» Берга (дирижерская «Золотая маска», 2003), «Кащей бессмертный» Римского-Корсакова, «Диалоги кармелиток» Пуленка (премия «Гвоздь сезона», 2004), «Упавший с неба» на музыку Прокофьева (премия «Гвоздь сезона», 2005), «Сибирь» Джордано, «Садко» Римского-Корсакова, «Борис Годунов» Мусоргского (в редакции Шостаковича), «Любовь к трем апельсинам» Прокофьева, «Запрет на любовь» Вагнера, «Прекрасная Елена» Оффенбаха. В 2002–2006 гг. – главный дирижер Центра оперного пения Галины Вишневской, где принимал участие в постановках многих опер («Царская невеста» Римского-Корсакова, «Руслан и Людмила» Глинки, «Риголетто» Верди, «Фауст» Гуно и др.).

    Гастролировал во многих странах Европы, Азии, Северной и Южной Америки, Австралии. В числе солистов, с которыми он выступал, звезды оперной сцены Лючия Алиберти, Мария Биешу, Анджела Георгиу, Паата Бурчуладзе, Хосе Кура, Юрий Мазурок, Евгений Нестеренко, Виргилиус Норейка, Зураб Соткилава, Дмитрий Хворостовский, пианисты Элисо Вирсаладзе, Александр Гиндин, Евгений Кисин, Владимир Крайнев, Денис Мацуев, Николай Петров, Иво Погорелич, Даниэль Поллак, Григорий Соколов, Виктор Ямпольский, скрипачи Никита Борисоглебский, Андрей Корсаков, Олег Крыса, Сергей Стадлер, виолончелистка Наталия Гутман.

    Обширный репертуар дирижера включает в себя множество произведений классико-романтического периода, но и музыку ХХ века. Он представил ряд премьер сочинений Пендерецкого и Лютославского, осуществил записи произведений Антейла, Беринского, Губайдулиной, Денисова, Шутя. 

    Владимир Понькин преподавал на кафедре оперно-симфонического дирижирования Ростовской государственной консерватории имени С. В. Рахманинова. В настоящее время – профессор кафедры оперно-симфонического дирижирования Московской консерватории и Государственного музыкально-педагогического института имени М. М. Ипполитова-Иванова, профессор Российского государственного университета имени А. Н. Косыгина (Академия имени Маймонида). С 2021 года – почетный профессор Парижской русской консерватории имени С. В. Рахманинова. Проводит мастер-классы в России и за рубежом. Был председателем жюри Всероссийского конкурса молодых дирижеров имени И. А. Мусина в Костроме. В апреле 2021 года провел международный онлайн-мастер-класс для китайских студентов на базе симфонического оркестра г. Чанша.

    Владимир Понькин – дважды лауреат российской национальной театральной премии «Золотая маска» (2001, 2003). Народный артист РФ, заслуженный деятель искусств России, награжден орденом Дружбы, медалями «За заслуги в культуре Gloria Artis» (Польша), «За выдающийся вклад в развитие Кубани» II степени, общественными наградами – крестом «Защитник отечества» I степени, орденом «За службу России», казачьим орденом «За любовь и верность Отечеству» I степени.

    Наталья Полянинова

    Наталья Полянинова – лауреат Международного конкурса оперных певцов Belveder (Вена, Австрия, 1998), обладательница первой премии Международного конкурса-фестиваля «Апрельская весна» в Пхеньяне (Северная Корея, 2003) и второй премии на Родосском международном конкурсе оперных певцов (Греция, 2005). В 2005 певице присвоено звание заслуженной артистки России.

    Наталья Полянинова окончила Ульяновское музыкальное училище по классу фортепиано и вокала (1989), затем обучалась на вокальном факультете Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова в классе профессора Л. И. Сметанникова. Будучи на втором курсе вуза стала солисткой Саратовского академического театра оперы и балета, где в её исполнении прозвучали главные партии в операх «Травиата» и «Риголетто» Дж. Верди (Виолетта и Джильда), «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова (Снегурочка), «Евгений Онегин» П. И. Чайковского (Татьяна). Певица экстерном окончила консерваторию в 1994 году, поскольку была приглашена в Московский государственный академический детский музыкальный театр имени Наталии Сац. За шесть лет на сцене столичного театра Н. Полянинова выступала в партиях Олимпии («Сказки Гофмана» Ж. Оффенбаха), Татьяны («Евгений Онегин» П. И. Чайковского), Чио-Чио-сан («Мадам Баттерфляй» Дж. Пуччини), Земфиры («Алеко» С. В. Рахманинова). В 1998 году Наталья Полянинова – солистка Московской филармонии и антрепризного камерного театра «Арбат-опера», где исполняла партии Недды («Паяцы» Р. Леонкавалло), Серпины («Служанка-госпожа» Дж. Перголези), Лизетты в «Кофейной контате» И. С. Баха и другие роли. 

    С 2009 года певица является солисткой Силезского театра в городе Опава (Чехия), где помимо названных партий в операх Дж. Верди, Р. Леонкавалло и П. И. Чайковского в её интерпретации звучат вердиевская Леонора в опере «Трубадур», Марфа в «Царской невесте» Н. А. Римского-Корсакова и другие партии. В последние годы она гастролировала с театром на фестивале в Праге (2014) и в Венском Концертхаусе (2016). В 2017 году в составе театральной труппы приняла участие в исполнении оперы «Паяцы» в Женеве под управлением маэстро Иржи Белоглавека. 

    Певица много концертирует в России и за рубежом, выступая с такими оркестрами, как Российский государственный симфонический оркестр кинематографии, Государственный симфонический оркестр «Новая Россия», Московский государственный симфонический оркестр для детей и юношества, оркестр Малого театра России, Московский камерный оркестр «Времена года», Ульяновский государственный оркестр русских народных инструментов, Вятский симфонический оркестр, оркестр Московского военного округа, Симфонический оркестр радио «Орфей». 

    В числе событий последних лет – выступление на Фестивале-конкурсе юных талантов в Актюбинской областной филармонии (2013); гастроли с Иркутским Губернаторским симфоническим оркестром и маэстро Илмаром Лапиньшем в Китае (2014); участие в исполнении оперы «Сельская честь» Масканьи под управлением Владимира Понькина в Большом зале Московской консерватории в абонементе Жанны Дозорцевой (2015); выступление на Тайване с симфоническим оркестром г. Гаосюн под управлением известного китайского дирижёра Сяо Туна (2016); гастроли на фестивале «Камчатская весна» (2016). 

    В 2013 году Наталья Полянинова концертировала и провела мастер-класс в г. Тяньцзинь (Китай), где была удостоена звания профессора Тяньцзиньской консерватории (2013). В 2017-м участвовала в работе жюри Международного фестиваля-конкурса «Времена года». 

    В репертуаре Натальи Поляниновой более 30 оперных партий, сочинения крупной формы, а также более 200 камерных произведений. Она часто исполняет музыку современных композиторов – Давида Кривицкого, Виталия Катаева, Евгения Клепалова, Игоря Еварда и других авторов. 

    Наталья Полянинова награждена Председателем Российского комитета ветеранов войны, генералом армии В. Л. Говоровым памятной юбилейной медалью за исполнение более 100 концертов военных песен (2010). Через год президент Международного союза музыкальных деятелей Владислав Пьявко вручил певице памятную медаль. 

    Значительное внимание Н. Полянинова уделяет преподаванию, обучая вокалу воспитанников Детской школы искусств имени М. А. Балакирева. Вместе со своими учениками, многие из которых награждены дипломами различных конкурсов, принимает активное участие в творческой жизни школы, выступает на международных фестивалях. Певицу приглашают в жюри Московского международного фестиваля славянской музыки.

    Анастасия Малахова

    Анастасия Малахова родилась в 1984 году в Москве. Образование получила в Колледже имени Гнесиных (преподаватель – Л. Г. Иванова) и в Академии хорового искусства имени В. С. Попова (преподаватель – Л. А. Шарнина). Еще в годы учебы в академии она участвовала в исполнении Реквиемов Моцарта и Верди под управлением Владимира Спивакова. В 2012 году стажировалась на вокальных курсах в Торе дель Лаго (Италия), стала дипломантом международного конкурса в Польше. На следующий год певица участвовала в мастер-классе и музыкальном фестивале на о. Родос (Греция), получив диплом лауреата.

    Анастасия Малахова была солисткой ансамбля «Романс» Российского государственного музыкального телерадиоцентра, работала в ансамбле «Мадригал» Московской государственной филармонии. В течение последних лет она много гастролировала в странах Европы с ансамблем Ave Maria, участвовала в различных оперных постановках в летнем театре Гонзага в усадьбе Архангельское («Дидона и Эней» Г. Пёрселла, «Слепые» Л. Ауэрбах).

    В настоящий момент – приглашенная солистка Московского академического музыкального театра имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко. В репертуаре певицы партии в операх «Евгений Онегин» П. И. Чайковского (Ольга), «Волшебная флейта» В. А. Моцарта (Третья дама), «Свадьба Фигаро» В. А. Моцарта (Керубино), в оперетте «Летучая мышь» И. Штрауса (Князь Орловский), в произведениях кантатно-ораториального жанра Stabat Mater Дж. Перголези, Мессе си минор И. С. Баха, кантате «Александр Невский» С. С. Прокофьева.

    Виктория Преображенская

    Виктория Преображенская родилась 1984 года в городе Инта Республики Коми. Вокальному мастерству обучалась в Академии хорового искусства имени В. С. Попова (2004–2009). Во время учебы неоднократно солировала в концертах хора Академии, а также участвовала в концертных постановках опер в России и за рубежом.

    Певица – дипломант I Международного конкурса вокалистов имени Б. Т. Штоколова (2008, Санкт-Петербург).

    С 2009 года Виктория Преображенская – солистка Московского государственного академического Камерного музыкального театра имени Б. А. Покровского, где исполняет партии в спектаклях «Юлий Цезарь и Клеопатра» Генделя (Корнелия), «Альтист Данилов» А. Чайковского (Аенастасия), «Волшебная флейта» Моцарта (Третья дама), «Похождения повесы» Стравинского (Баба-турчанка), «Нос» Шостаковича (Подточина, Дочь, Старая барыня), «Век DSCH» по мотивам сочинений Шостаковича (Мать), «Черевички» Чайковского (Екатерина II) и других.

    Сергей Спиридонов

    Сергей Спиридонов родился в 1974 году в городе Новочебоксарске. Окончил вокальное отделение Академического музыкального училища при Московской консерватории (1997, класс Л. Г. Екимова), вокальный факультет (2007, класс В. И. Пьявко) и аспирантуру Консерватории (2013, класс профессора И. К. Архиповой).

    Певец награжден дипломом III Международного фестиваля-конкурса «Москва – город Мира» (2003), является лауреатом IV Международного конкурса вокалистов имени Бюль-Бюля (2007, Баку, II премия), Международного конкурса оперных певцов имени В. Беллини (2009, Сицилия).

    Сергей Спиридонов был солистом Фонда Ирины Архиповой (2007–2013). С 2014 года – солист Оперного театра Московской консерватории.

    В 2006–2012 гг. он преподавал в Международном театральном центре при театре Романа Виктюка, в Польском театре в Москве, в 2010–2014 гг. – в Московской консерватории.

    Сергей Спиридонов ведет активную концертную деятельность, гастролирует в России и за рубежом, участвует в проектах Фонда Ирины Архиповой «Русская камерная вокальная лирика от Глинки до Свиридова», «Опера – новое поколение».

    В репертуаре певца – партии Водемона («Иоланта» Чайковского), Лыкова и Бомелия («Царская невеста» Римского-Корсакова), Паоло и Данте («Франческа да Римини» Рахманинова), Манрико («Трубадур» Верди), Радамеса («Аида» Верди), Канио («Паяцы» Леонкавалло), Туридду («Сельская честь» Масканьи), Пинкертона («Мадам Баттерфляй» Пуччини), партия тенора в «Реквиеме» Верди, романсы и песни русских и зарубежных композиторов. Он является первым исполнителем партии тенора в оратории Юрия Буцко «Канон ангелу Грозному, Воеводе и Хранителю» (на тексты Ивана Грозного).

    Сергей Спиридонов принимал участие в записи опер «Иоланта» Чайковского и «Франческа да Римини» Рахманинова.

    Алексей Сафиулин

    Алексей Сафиулин родился в Москве в семье певца, народного артиста России Анатолия Сафиулина. Обучался в его классе в Российской академии театрального искусства. В студенческие годы участвовал во множестве спектаклей Московского детского музыкального театра имени Н. И. Сац. В то же время Алексей стал лауреатом Международной программы «Новые имена планеты», обладателем специальной премии «Лучшему солисту музыкального театра» на Российском конкурсе Детских музыкальных театров, а затем – лауреатом международного конкурса «Русские зимы в Далласе» (1997).

    По окончании Академии Алексей Сафиулин стажировался в Вене.

    С 1998 по 2000 годы был солистом Московской филармонии. С 2001 по 2009 годы – солистом Мариинского театра. Певец работал со многими известными дирижерами – Николаем Калининым, Евгением Светлановым, Юрием Башметом, Геннадием Рождественским, Владимиром Спиваковым, Владимиром Федосеевым.

    Алексей Сафиулин неоднократно был удостоен престижных премий и наград.

    В настоящее время певец сотрудничает с различными театральными агентствами мира на контрактной основе.