Госоркестр России имени Е.Ф.Светланова,
    Геннадий Рождественский,
    Виктория Постникова

    27 декабря 2013

    Большой зал Консерватории

    схема проезда
    В программе:
    Сибелиус
    Симфоническая поэма «Тапиола»
    Р. Штраус
    «Бурлеска» для фортепиано с оркестром
    Брукнер
    Симфония № 6

    50-й Фестиваль искусств «Русская зима»

    12+

    Абонемент №62:

    Государственный академический симфонический оркестр России имени Е. Ф. Светланова

    Государственный академический симфонический оркестр России имени Е. Ф. Светланова

    В 2016 году исполнилось 80 лет Госоркестру России имени Е. Ф. Светланова, одному из старейших симфонических коллективов страны. Первое выступление оркестра, прошедшее под управлением Александра Гаука и Эриха Клайбера, состоялось 5 октября 1936 года в Большом зале Московской консерватории.

    В разные годы Госоркестром руководили выдающиеся музыканты Александр Гаук (1936-1941), Натан Рахлин (1941-1945), Константин Иванов (1946-1965) и Евгений Светланов (1965-2000). 27 октября 2005 г. коллективу было присвоено имя Евгения Светланова. В 2000-2002 гг. оркестр возглавлял Василий Синайский, в 2002-2011 гг. – Марк Горенштейн. 24 октября 2011 года художественным руководителем коллектива назначен Владимир Юровский, всемирно известный дирижер, сотрудничающий с крупнейшими оперными театрами и симфоническими оркестрами мира. С сезона 2016/17 главный приглашенный дирижер Госоркестра – Василий Петренко.

    Концерты оркестра проходили на самых известных концертных площадках мира, в том числе в Большом зале Московской консерватории, Концертном зале имени Чайковского и Государственном Кремлевском дворце в Москве, Карнеги-холле в Нью-Йорке, Кеннеди-центре в Вашингтоне, Музикферайне в Вене, Альберт-холле в Лондоне, зале Плейель в Париже, Национальном оперном театре Колон в Буэнос-Айресе, Сантори-холле в Токио. В 2013 году оркестр впервые выступил на Красной площади в Москве.

    За пультом коллектива стояли Герман Абендрот, Эрнест Ансерме, Лео Блех, Андрей Борейко, Александр Ведерников, Валерий Гергиев, Николай Голованов, Курт Зандерлинг, Отто Клемперер, Кирилл Кондрашин, Лорин Маазель, Курт Мазур, Николай Малько, Ион Марин, Игорь Маркевич, Евгений Мравинский, Александр Лазарев, Шарль Мюнш, Гинтарас Ринкявичюс, Мстислав Ростропович, Саулюс Сондецкис, Игорь Стравинский, Арвид Янсонс, Шарль Дютуа, Геннадий Рождественский, Александр Сладковский, Леонард Слаткин, Юрий Темирканов, Михаил Юровский и другие выдающиеся дирижеры.

    С оркестром выступали певцы Ирина Архипова, Галина Вишневская, Сергей Лемешев, Елена Образцова, Мария Гулегина, Пласидо Доминго, Монсеррат Кабалье, Йонас Кауфман, Дмитрий Хворостовский, пианисты Эмиль Гилельс, Ван Клиберн, Генрих Нейгауз, Николай Петров, Святослав Рихтер, Мария Юдина, Валерий Афанасьев, Элисо Вирсаладзе, Евгений Кисин, Григорий Соколов, Алексей Любимов, Борис Березовский, Николай Луганский, Денис Мацуев, скрипачи Леонид Коган, Иегуди Менухин, Давид Ойстрах, Максим Венгеров, Виктор Пикайзен, Вадим Репин, Владимир Спиваков, Виктор Третьяков, альтист Юрий Башмет, виолончелисты Мстислав Ростропович, Наталия Гутман, Александр Князев, Александр Рудин.

    В последние годы список солистов, сотрудничающих с коллективом, пополнился именами певцов Динары Алиевой, Аиды Гарифуллиной, Вальтрауд Майер, Анны Нетребко, Хиблы Герзмавы, Александрины Пендачанской, Надежды Гулицкой, Екатерины Кичигиной, Ильдара Абдразакова, Дмитрия Корчака, Василия Ладюка, Рене Папе, пианистов Марка-Андре Амлена, Лейфа Ове Андснеса, Жак-Ива Тибоде, Мицуко Учиды, Рудольфа Бухбиндера, скрипачей Леонидаса Кавакоса, Патриции Копачинской, Юлии Фишер, Дэниела Хоупа, Николая Цнайдера, Сергея Крылова, Кристофа Барати, Юлиана Рахлина. Значительное внимание уделяется также совместной работе с молодыми музыкантами, среди которых дирижеры Димитрис Ботинис, Максим Емельянычев, Валентин Урюпин, Мариус Стравинский, Филипп Чижевский, пианисты Андрей Гугнин, Люка Дебарг, Филипп Копачевский, Ян Лисецкий, Дмитрий Маслеев, Александр Романовский, Никита Мндоянц, скрипачи Алена Баева, Айлен Притчин, Валерий Соколов, Павел Милюков, виолончелист Александр Рамм.

    Впервые побывав за рубежом в 1956 году, оркестр с тех пор представлял русское искусство в Австралии, Австрии, Бельгии, Гонконге, Дании, Италии, Канаде, Китае, Ливане, Мексике, Новой Зеландии, Польше, США, Таиланде, Франции, Чехословакии, Швейцарии, Южной Корее, Японии и многих других странах.

    Дискография коллектива насчитывает сотни грампластинок и CD, выпущенных ведущими фирмами России и зарубежья («Мелодия», «Бомба-Питер», Deutsche Grammophon, EMI Classics, BMG, Naxos, Chandos, Musikproduktion Dabringhaus und Grimm, Toccata Classics, Fancymusic и другие). Особое место в этом собрании занимает «Антология русской симфонической музыки», которая включает аудиозаписи сочинений русских композиторов от Глинки до Стравинского (дирижер Евгений Светланов). Записи концертов оркестра осуществлены телеканалами Mezzo, Medici, «Россия 1» и «Культура», радио «Орфей».

    В недавнем времени Госоркестр выступил на фестивалях в Графенегге (Австрия), Kissinger Sommer в Бад-Киссингене (Германия), Hong Kong Arts Festival в Гонконге, «Площадь искусств» в Санкт-Петербурге, VI фестивале Мстислава Ростроповича в Москве, III симфоническом форуме России в Екатеринбурге, Платоновском фестивале искусств в Воронеже, XIII Московском международном фестивале «Виртуозы гитары» в Москве, VIII Международном фестивале Дениса Мацуева в Перми, IV Международном фестивале искусств П. И. Чайковского в Клину; осуществил мировые премьеры сочинений Александра Вустина, Сергея Слонимского, Антона Батагова, Андрея Семёнова, Владимира Николаева, Олега Пайбердина, Ефрема Подгайца, Юрия Шерлинга, а также российские премьеры произведений Бетховена – Малера, Скрябина – Немтина, Орфа, Берио, Штокхаузена, Тавенера, Куртага, Адамса, Сильвестрова, Щедрина, Тарнопольского, Геннадия Гладкова; принял участие в XV Международном конкурсе имени Чайковского, I и II Международном конкурсе молодых пианистов Grand Piano Competition; шесть раз представил ежегодный цикл просветительских концертов «Истории с оркестром»; четырежды участвовал в фестивале актуальной музыки «Другое пространство»; посетил города России, Австрии, Аргентины, Бразилии, Великобритании, Перу, Уругвая, Чили, Германии, Испании, Турции, Китая, Японии.

    С 2016 года Госоркестр реализует спецпроект по поддержке композиторского творчества, предполагающий тесное сотрудничество с современными российскими авторами. Первым в истории Госоркестра «композитором в резиденции» стал Александр Вустин.

    За выдающиеся творческие достижения коллектив с 1972 года носит почетное звание «академический»; в 1986 году был награжден орденом Трудового Красного Знамени, в 2006, 2011 и 2017 гг. удостоен благодарности Президента Российской Федерации.

    Геннадий Рождественский

    Геннадий Рождественский – яркая личность и могучий талант, гордость русской музыкальной культуры. Блестящий симфонический и театральный дирижер, пианист, педагог, композитор, автор книг и статей, великолепный оратор, исследователь, реставратор многих партитур, тонкий ценитель живописи, знаток литературы, страстный коллекционер, эрудит.

    Геннадий Рождественский родился 4 мая 1931 года в Москве. Закончил Московскую государственную консерваторию по классу фортепиано у Льва Оборина и классу дирижирования у своего отца, выдающегося дирижера Николая Аносова, а также аспирантуру при Консерватории.

    Много ярких страниц творческой биографии Рождественского связано с Большим театром. Еще будучи студентом Консерватории, он дебютировал балетом Чайковского «Спящая красавица» (весь спектакль молодой стажер провел без партитуры). В том же 1951 году, пройдя конкурс, был принят балетным дирижером Большого театра и проработал в этом качестве до 1960 года. Дирижировал балетами «Бахчисарайский фонтан», «Лебединое озеро», «Золушка», «Сказ о каменном цветке» и другими спектаклями театра, участвовал в постановке балета Щедрина «Конек-Горбунок» (1960).

    В 1965-1970 гг. Рождественский был главным дирижером Большого театра, где его репертуар охватывал около 40 опер и балетов. Принимал участие в постановках балетов «Спартак» Хачатуряна (1968), «Кармен-сюита» Бизе-Щедрина (1967), «Щелкунчик» Чайковского (1966) и других; впервые на русской сцене поставил оперы «Человеческий голос» Пуленка (1965), «Сон в летнюю ночь» Бриттена (1965). В 1978 году он возвратился в Большой театр (где работал до 1983), участвовал в постановках целого ряда оперных спектаклей, среди них «Катерина Измайлова» Шостаковича (1980) и «Обручение в монастыре» Прокофьева (1982). Много лет спустя в юбилейном 225 сезоне Большого театра Геннадий Рождественский стал генеральным художественным руководителем ГАБТа (с сентября 2000 по июнь 2001), за это время разработал для театра ряд концептуальных проектов и подготовил мировую премьеру оперы «Игрок» Прокофьева в первой авторской редакции.

    В 1950-х гг. имя Геннадия Рождественского стало хорошо известно и поклонникам симфонической музыки. За более чем полувековую творческую деятельность маэстро Рождественский стоял за дирижерским пультом практически всех прославленных российских и зарубежных симфонических коллективов. В 1961-1974 гг. он был главным дирижером и художественным руководителем Большого симфонического оркестра Центрального телевидения и Всесоюзного радио. В 1981 году создал Государственный симфонический оркестр Министерства культуры СССР. Десять лет руководства этим коллективом стали временем создания уникальных концертных программ.

    С 1974 по 1985 гг. Рождественский – музыкальный руководитель Московского камерного музыкального театра, где вместе с режиссером Борисом Покровским возродил к новой жизни оперы «Нос» Шостаковича и «Похождения повесы» Стравинского, провел ряд интересных премьер. В 2010 году Рождественский дирижировал в театре возобновлением «Похождений повесы», в 2011 – оперой «Идоменей» Моцарта в редакции Р. Штрауса. С сентября 2012 – художественный руководитель Камерного музыкального театра имени Б. А. Покровского. В июне 2013 осуществил постановку оперы Вебера «Три Пинто» в редакции Малера (российская премьера), а в ноябре 2013 года выступил в роли музыкального руководителя и дирижера постановки оперы Бриттена «Блудный сын» (также впервые на российской сцене).

    Крупнейший интерпретатор музыки ХХ века, Рождественский познакомил отечественную публику со многими неизвестными ей сочинениями Шёнберга, Хиндемита, Бартока, Мартину, Мессиана, Мийо, Онеггера; по существу, он вернул России наследие Стравинского. Под его управлением прозвучали премьеры многих произведений Щедрина, Слонимского, Эшпая, Тищенко, Канчели, Шнитке, Губайдулиной, Денисова. Значителен и вклад дирижера в освоение наследия Прокофьева и Шостаковича. Геннадий Рождественский стал первым исполнителем в России и за рубежом многих произведений Альфреда Шнитке. В целом, выступая со многими ведущими оркестрами мира, он исполнил более 300 произведений впервые в России и более 150 – впервые в мире. Рождественскому посвятили свои произведения Щедрин, Шнитке, Губайдулина и многие другие композиторы.

    К середине 70-х годов Геннадий Рождественский стал одним из самых авторитетных дирижеров Европы. С 1974 по 1977 гг. возглавлял Стокгольмский филармонический симфонический оркестр, позднее руководил оркестром Би-би-си в Лондоне (1978-1981), Венским симфоническим (1980-1982). В разные годы работал с Берлинским филармоническим оркестром, Королевским оркестром Консертгебау (Амстердам), симфоническими оркестрами Лондона, Чикаго, Кливленда и Токио (почетный и действующий дирижер оркестра «Иомиури») и другими коллективами. В общей сложности Рождественским с разными оркестрами записаны свыше 700 пластинок и CD, в том числе все симфонии Прокофьева, Шостаковича, Малера, Глазунова, Брукнера, многие произведения Шнитке. Записи дирижера удостоены наград: Гран-при фирмы Lе Chant Du Mondе, диплома Академии Шарля Кро в Париже (за записи всех симфоний Прокофьева, 1969).

    Много времени и творческих сил Рождественский отдает педагогической деятельности. С 1974 года преподает на кафедре оперно-симфонического дирижирования Московской консерватории, с 1976 – профессор, с 2001 – заведующий кафедрой оперно-симфонического дирижирования. Воспитал целую плеяду талантливых дирижеров, среди которых народные артисты России Валерий Полянский и Владимир Понькин, а также Максим Шостакович, Александр Анисимов, Мурад Аннамамедов, Вячеслав Валеев, Л. Гершкович, Михаил Грановский, Мария Максимчук и другие.

    Рождественский – автор книг «Дирижерская аппликатура», «Мысли о музыке», «Треугольники». В книге «Преамбулы» собраны тексты-пояснения, с которыми он выступал в своих концертах, начиная с 1974 года. В 2010 году вышла в свет новая книга – «Мозаика». Рождественский – автор нескольких сочинений, среди которых монументальная оратория «Заповедное слово русскому народу» для чтеца, солистов, хора и оркестра на слова Алексея Ремизова.

    Заслуги Геннадия Рождественского перед искусством отмечены почетными наградами и званиями: народный артист СССР, Герой Социалистического труда, лауреат Ленинской премии. Геннадий Рождественский – Почетный член Шведской Королевской академии, Почетный академик Английской Королевской академии музыки, профессор. Среди наград музыканта: болгарский орден Кирилла и Мефодия, японский орден Восходящего Солнца, российский орден «За заслуги перед Отечеством» IV, III, II, I степени. В 2003 году маэстро получил звание Офицера Ордена Почетного легиона Франции.

    В 2013-2016 гг. на сцене Камерного музыкального театра имени Б. А. Покровского Рождественский подготовил и осуществил постановки опер «Лазарь, или Торжество Воскрешения» Шуберта – Денисова, «Леонора» Бетховена (первая редакция оперы «Фиделио»), «Блудный сын» Бриттена, «Лиса-плутовка» Яначека и «Сервилия» Римского-Корсакова. Постановка оперы Римского-Корсакова – всего лишь третья в истории, включая премьеру в Мариинском театре в 1902 году. Накануне московской премьеры Рождественский с оркестром и солистами театра осуществил первую в мире запись «Сервилии» на CD.

    В феврале 2016 года Рождественский провел цикл из 6 концертов с Чикагским симфоническим оркестром. 4 мая 2016 года отметил 85-летие. В день юбилея в Большом театре, с которым тесно связан творческий путь маэстро, состоялся грандиозный концерт в трех отделениях. Рождественский предстал во всех ипостасях своей профессии, продирижировав балетом Глазунова «Времена года» в постановке Джона Ноймайера (мировая премьера), III актом оперы Прокофьева «Семен Котко» и симфонией Шостаковича №9. В декабре 2016 года Рождественский поставил в Камерном музыкальном театре оперу Глюка «Орфей и Эвридика» в редакции Берлиоза.

    «Полифония» интересов маэстро проявляется в полной мере в «режиссуре» его ежегодных абонементных программ с Государственной академической симфонической капеллой России, проводимых Московской филармонией уже более 10 лет. Среди них – цикл «Семеро их» (Прокофьев, Скрябин, Рахманинов, Стравинский, Мясковский, Шнитке, Шостакович); абонемент «Скандинавская триада», посвященный музыке Нильсена, Грига, Сибелиуса; несколько циклов, объединенных названием «Мозаика»; наконец, грандиозный трехлетний абонемент «Туманный Альбион», посвященный музыке английских композиторов. В мае 2016 года Рождественский завершил свой новый двухлетний цикл «Моцарт и…», где наряду с 8 мессами Моцарта прозвучали симфонические сочинения Хиндемита, Шимановского, Прокофьева, Шостаковича, Лютославского, Пярта, Шнитке, Бартока. Летом 2017 года маэстро открывает летний абонемент Госоркестра «Исторические программы великих дирижёров».

    Виктория Постникова

    Народная артистка России Виктория Постникова входит в число выдающихся исполнителей нашего времени. Она давно завоевала мировое признание, за полвека блестящей карьеры не раз покоряя своим искусством залы Москвы, Лондона, Нью-Йорка, Парижа, Рима, Токио, Буэнос-Айреса и других музыкальных столиц мира. Исключительная природная одаренность, темперамент и совершенная техника, высочайшая культура исполнения и стремление к глубокому постижению творчества великих мастеров – всё это выделяет пианистку среди современников.

    Виктория Постникова родилась в Москве в семье музыкантов и уже в возрасте трех лет начала играть на фортепиано. В шесть лет она поступила в Центральную музыкальную школу при Московской консерватории к известному педагогу Элеоноре Мусаэлян. В семь лет впервые выступила с оркестром, исполнив концерт № 23 Моцарта. В 1962–1967 гг. обучалась в Московской консерватории у профессора Якова Флиера (первой ученицей которого была ее мать, М.А. Постникова). У него же в 1969 году завершила учебу в аспирантуре. 

    Пианистка завоевала награды на престижных международных конкурсах: почетный диплом конкурса имени Ф. Шопена в Варшаве (1965), вторую премию на конкурсе пианистов в Лидсе (1966), первую премию конкурса имени Вианы да Мотта в Лиссабоне (1968), третью премию IV международного конкурса имени П. И. Чайковского в Москве (1970). Благодаря этим успехам имя Виктории Постниковой стало широко известно в нашей стране и за рубежом. С тех пор она с неизменным триумфом выступает в крупнейших музыкальных центрах Европы, Азии, Африки, Австралии и Америки. 

    Артистка играла со всеми ведущими оркестрами СССР и России, оркестрами Берлинской филармонии, амстердамского Концертгебау, самыми известными коллективами Великобритании (оркестр ВВС, Лондонский симфонический, Королевский филармонический), США (Нью-Йоркский, Бостонский, Чикагский, Кливлендский, Филадельфийский оркестры), Франции (оркестр де Пари), Австрии, Чехии, Японии и других стран. Со многими из этих оркестров Постникова гастролировала в Европе, Японии, Австралии, Южной Америке. Ее сценическими партнерами были сэр Адриан Болт, сэр Джон Барбиролли, сэр Колин Дэвис, сэр Саймон Рэттл, лорд Иегуди Менухин, Курт Мазур, Кирилл Кондрашин, Юрий Темирканов. 

    Почти 50 лет она выступала в великолепном тандеме с супругом – маэстро Геннадием Рождественским: как солистка с руководимыми им оркестрами и в фортепианном ансамбле. Была бессменным участником его филармонических абонементов. 

    Репертуар пианистки включает 80 концертов для фортепиано с оркестром, в том числе все концерты Бетховена, Чайковского, Шопена, Брамса, Прокофьева, многие – Моцарта и Гайдна, огромное количество сольных и камерных произведений: Баха, Шумана, Мендельсона, Рахманинова, Листа, Скрябина, Бартока, Бриттена, Р. Штрауса, Дилиуса, Шнитке. 

    В камерном репертуаре она много лет сотрудничала с Иегуди Менухиным, не раз исполнив с ним все сонаты для скрипки и фортепиано Брамса, а также сонаты Моцарта, Бетховена, Бартока. В последние годы постоянно выступает в дуэте с сыном – скрипачом Александром Рождественским. 

    Среди многочисленных записей Виктории Постниковой, сделанных на крупнейших отечественных и мировых лейблах (Decca, Erato, Chandos, «Мелодия»), особое место занимает впервые в истории записанное собрание всех произведений для фортепиано 

    Чайковского на семи компакт-дисках, выпущенное французской фирмой Erato; три концерта Чайковского с Венским симфоническим оркестром; полные собрания фортепианных произведений Мусоргского, Глинки, Яначека; все концерты Шопена, Брамса, Прокофьева; концерты и другие сочинения Скрябина, Бузони; «Песни без слов» Мендельсона, сочинения Сен-Санса, Тищенко и многих других композиторов XVIII–XX веков. 

    В 2004 году пианистка удостоена звания народной артистки Российской Федерации.