Памяти легендарной Елизаветы Гилельс

    1 октября 2009

    Большой зал Консерватории

    схема проезда
    Павел Коган (дирижёр)

    12+

    Абонемент №49:

    МГАСО п/у Павла Когана

    (К 90-летию со дня рождения)

    Исполнители:

    Московский государственный академический симфонический оркестр под управлением Павла Когана
    Художественный руководитель и главный дирижер – Павел Коган

    Дирижер – Павел Коган

    В программе:

    Мендельсон
    Симфония № 3 («Шотландская»)

    Р. Штраус
    «Домашняя симфония»

    Свой первый филармонический концерт в новом сезоне Павел Коган и руководимый им Московский государственный академический симфонический оркестр посвящают памяти легендарной Елизаветы Гилельс. В программе — Симфония №3 («Шотландская») Мендельсона и «Домашняя симфония» Р.Штрауса.

    Младшая сестра великого Эмиля Гилельса, Елизавета Гилельс родилась в Одессе 30 сентября 1919 года в семье, далёкой от музыки, однако давшей миру двух великих музыкантов. В шесть лет она начала обучаться игре на скрипке в классе прославленного профессора П.С.Столярского. Взлёт её таланта начался в раннем возрасте и был столь стремительным, что с тринадцати лет слава о ней уже гремела по всей стране, а с 1937 года, после победы на Международном конкурсе скрипачей им. Эжена Изаи, она стала звездой мировой величины. Семнадцатилетняя скрипачка, орденоносец Лиза Гилельс не сходила со страниц газет, её концерты ждали слушатели в крупнейших залах Советского Союза и Европы. Критики отмечали необычайную лёгкость и виртуозность её исполнения, безупречный вкус в сочетании с одухотворённостью, волей и ярким темпераментом. Любимица Яши Хейфеца, Жака Тибо, Фрица Крейслера, Александра Глазунова, Сергея Прокофьева она оставалась скромным, открытым человеком, словно не замечала всенародной любви.

    В 1949 году она вышла замуж за Леонида Когана, имя которого в те годы было известно и уважаемо лишь в узком кругу профессиональных музыкантов. Но она, увидев в молодом скрипаче невероятное, гениальное дарование приняла решение посвятить себя мужу и семье, отказавшись от собственной карьеры. Она продолжала концертировать, преподавала, но сознательно ушла в тень завоёвывающего мир Леонида Когана. Часто они выступали вместе, и их скрипичный дуэт восхищал публику.

    Она добилась больших успехов в педагогике, сохраняя традиции своего учителя П.С.Столярского, создала сборник «Ежедневные упражнения скрипача», который стал одним из самых популярных скрипичных пособий в мире. Студенты профессора Московской государственной консерватории Е.Г.Гилельс играют в лучших оркестрах России, Европы, Азии и Америки, передают её великолепную школу своим ученикам. После ухода из жизни в 1982 году Леонида Когана, она занималась его огромным наследием, выпускала книги, фильмы, антологии записей.

    Её не стало 14 марта 2008 года. Яркая личность, добрейший, кристальной честности человек, она притягивала к себе людей, облагораживала всех, кто находился рядом с ней.

    Павел Коган

    Искусство Павла Когана, одного из самых уважаемых и широко известных российских дирижеров нашего времени, уже более сорока лет вызывает восхищение любителей музыки всего мира. В 2011 году имя Маэстро вошло в список 10 величайших дирижеров XX века, составленный авторитетным британским телеканалом Classical TV.

    Павел Коган родился в прославленной музыкальной семье, его родители легендарные скрипачи Леонид Коган и Елизавета Гилельс, дядя – великий пианист Эмиль Гилельс. С самого раннего возраста творческое становление Маэстро шло по двум направлениям, скрипичному и дирижерскому. Он получил специальное разрешение на одновременное обучение в Московской консерватории по обеим специальностям, что в Советском Союзе было уникальным явлением.

    В 1970 году восемнадцатилетний Павел Коган, студент Юрия Янкелевича по классу скрипки, одержал блестящую победу и завоевал Первую премию на Международном конкурсе скрипачей имени Яна Сибелиуса в Хельсинки и с этого момента стал активно концертировать на Родине и за рубежом. В 2010 году коллегии судей было поручено выбрать лучшего из победителей состязания за всю историю его проведения для газеты «Хельсингин Саномат». По единогласному решению жюри им стал Маэстро Коган.

    Дирижерский дебют Когана, ученика И. Мусина и Л. Гинзбурга, состоялся в 1972 году с Государственным академическим симфоническим оркестром СССР. Именно тогда Маэстро понял, что дирижирование является центром его музыкальных интересов. В последующие годы он выступал с главными советскими оркестрами и в стране, и в концертных турне за ее пределами по приглашению таких выдающихся мастеров, как Е. Мравинский, К. Кондрашин, Е. Светланов, Г. Рождественский.

    Большой театр открыл сезон 1988–1989 гг. оперой Верди «Травиата» в постановке Павла Когана, и в том же году он возглавил Загребский филармонический оркестр.

    С 1989 года Маэстро является Художественным руководителем и Главным дирижером прославленного Московского государственного академического симфонического оркестра (МГАСО), ставшего под управлением Павла Когана одним из самых популярных и почитаемых российских симфонических коллективов.

    С 1998 по 2005 гг., одновременно с работой в Московском государственном академическом симфоническом оркестре, Павел Коган занимал пост Главного приглашенного дирижера в Симфоническом оркестре штата Юта (США, Солт-Лейк-Сити).

    С самого начала своей карьеры и по сегодняшний день он выступает на всех пяти континентах с лучшими оркестрами, в числе которых Заслуженный коллектив России Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии, Филадельфийский симфонический оркестр, симфонические оркестры филармоний Мюнхена, Хельсинки, Люксембурга и Лос-Анджелеса, Оркестр Баварского радио, Национальный оркестр Бельгии, Оркестр Радио и Телевидения Испании, Симфонический оркестр Торонто, Штаатскапелла Дрездена, Филармонический оркестр Буэнос-Айреса, Оркестр Романской Швейцарии, Национальный оркестр Франции, Симфонический оркестр Хьюстона, Национальный оркестр Капитолия Тулузы.

    Многочисленные записи, сделанные Павлом Коганом с Московским государственным академическим симфоническим оркестром и другими коллективами, являются ценным вкладом в мировую музыкальную культуру. Его диски восторженно принимаются критикой и публикой. Рахманиновский цикл в интерпретации Когана (Симфонии №№ 1, 2, 3, «Остров мертвых», «Вокализ» и «Скерцо») журнал Gramophone назвал «…пленительным, истинным Рахманиновым… живым, трепетным и захватывающим».

    За исполнение всех симфоний и вокально-симфонических произведений Малера Маэстро был удостоен Государственной премии России. Он является Народным артистом России, действительным членом Российской академии искусств, кавалером Ордена «За заслуги перед Отечеством», кавалером Ордена Искусств и литературы и других российских и международных наград.