Памяти легендарной Елизаветы Гилельс : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

    Памяти легендарной Елизаветы Гилельс

    1 октября 2009

    Большой зал Консерватории

    Павел Коган (дирижёр)

    12+

    Абонемент №49:

    МГАСО п/у Павла Когана

    (К 90-летию со дня рождения)

    Исполнители:

    Московский государственный академический симфонический оркестр под управлением Павла Когана
    Художественный руководитель и главный дирижер – Павел Коган

    Дирижер – Павел Коган

    В программе:

    Мендельсон
    Симфония № 3 («Шотландская»)

    Р. Штраус
    «Домашняя симфония»

    Свой первый филармонический концерт в новом сезоне Павел Коган и руководимый им Московский государственный академический симфонический оркестр посвящают памяти легендарной Елизаветы Гилельс. В программе — Симфония №3 («Шотландская») Мендельсона и «Домашняя симфония» Р.Штрауса.

    Младшая сестра великого Эмиля Гилельса, Елизавета Гилельс родилась в Одессе 30 сентября 1919 года в семье, далёкой от музыки, однако давшей миру двух великих музыкантов. В шесть лет она начала обучаться игре на скрипке в классе прославленного профессора П.С.Столярского. Взлёт её таланта начался в раннем возрасте и был столь стремительным, что с тринадцати лет слава о ней уже гремела по всей стране, а с 1937 года, после победы на Международном конкурсе скрипачей им. Эжена Изаи, она стала звездой мировой величины. Семнадцатилетняя скрипачка, орденоносец Лиза Гилельс не сходила со страниц газет, её концерты ждали слушатели в крупнейших залах Советского Союза и Европы. Критики отмечали необычайную лёгкость и виртуозность её исполнения, безупречный вкус в сочетании с одухотворённостью, волей и ярким темпераментом. Любимица Яши Хейфеца, Жака Тибо, Фрица Крейслера, Александра Глазунова, Сергея Прокофьева она оставалась скромным, открытым человеком, словно не замечала всенародной любви.

    В 1949 году она вышла замуж за Леонида Когана, имя которого в те годы было известно и уважаемо лишь в узком кругу профессиональных музыкантов. Но она, увидев в молодом скрипаче невероятное, гениальное дарование приняла решение посвятить себя мужу и семье, отказавшись от собственной карьеры. Она продолжала концертировать, преподавала, но сознательно ушла в тень завоёвывающего мир Леонида Когана. Часто они выступали вместе, и их скрипичный дуэт восхищал публику.

    Она добилась больших успехов в педагогике, сохраняя традиции своего учителя П.С.Столярского, создала сборник «Ежедневные упражнения скрипача», который стал одним из самых популярных скрипичных пособий в мире. Студенты профессора Московской государственной консерватории Е.Г.Гилельс играют в лучших оркестрах России, Европы, Азии и Америки, передают её великолепную школу своим ученикам. После ухода из жизни в 1982 году Леонида Когана, она занималась его огромным наследием, выпускала книги, фильмы, антологии записей.

    Её не стало 14 марта 2008 года. Яркая личность, добрейший, кристальной честности человек, она притягивала к себе людей, облагораживала всех, кто находился рядом с ней.

    Павел Коган

    Искусство Павла Когана уже более сорока лет вызывает восхищение публики. Павел Коган родился в прославленной музыкальной семье, его родители – легендарные скрипачи Леонид Коган и Елизавета Гилельс, дядя – великий пианист Эмиль Гилельс. С самого раннего возраста творческое становление музыканта развивалось по двум направлениям, скрипичному и дирижерскому. Он получил специальное разрешение на одновременное обучение в Московской консерватории по обеим специальностям.

    В 1970 году восемнадцатилетний Павел Коган, студент Юрия Янкелевича по классу скрипки, одержал блестящую победу и завоевал Первую премию на Международном конкурсе скрипачей имени Яна Сибелиуса в Хельсинки и с этого момента стал активно концертировать на Родине и за рубежом. Дирижерский дебют Когана, ученика Ильи Мусина и Лео Гинзбурга, состоялся в 1972 году с Государственным академическим симфоническим оркестром СССР. Именно тогда дирижирование стало центром музыкальных интересов маэстро. В последующие годы он выступал с главными советскими оркестрами на родине и за рубежом. 

    В 1988 году Большой театр открыл сезон оперой Верди «Травиата» в постановке Павла Когана, в том же году он возглавил Загребский филармонический оркестр. В 1989–2022 гг. маэстро был художественным руководителем и главным дирижером Московского государственного академического симфонического оркестра (МГАСО). С 1998 по 2005 гг. Павел Коган занимал также пост Главного приглашенного дирижера в Симфоническом оркестре штата Юта (США, Солт-Лейк-Сити). 

    Выступал с лучшими оркестрами мира, в числе которых Заслуженный коллектив России Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии, Филадельфийский оркестр, оркестры филармоний Мюнхена, Хельсинки, Люксембурга и Лос Анджелеса, Оркестр Баварского радио, Национальный оркестр Бельгии, Оркестр радио и ТВ Испании, Симфонический оркестр Торонто, Штаатскапелла Дрездена, Филармонический оркестр Буэнос-Айреса, Оркестр Романдской Швейцарии, Национальный оркестр Франции, Симфонический оркестр Хьюстона, Национальный оркестр Капитолия Тулузы. 

    Записи, сделанные Павлом Коганом с Московским государственным академическим симфоническим оркестром и другими коллективами, являются ценным вкладом в мировую музыкальную культуру. За исполнение всех симфоний и вокально-симфонических произведений Малера Маэстро был удостоен Государственной премии России. Народный артист России, действительный член Российской академии искусств, кавалером Ордена «За заслуги перед Отечеством», кавалером Ордена искусств и литературы, а также других российских и международных наград.