В продажу выпущен абонемент Musica sacra nova и камерный абонемент «Лаборатория Musica sacra nova»
Исполнители:
Государственный академический камерный оркестр России
Художественный руководитель, дирижёр и солист – Алексей Уткин (гобой)
Солисты:
Бруно Монсенжон (кинорежиссёр, писатель, музыкант) /Франция/
Ивонна Нэф (меццо-сопрано) /Швейцария/
Томас Аллен (баритон) /Великобритания/
Валерий Соколов (скрипка) /Украина/
Никита Мндоянц (фортепиано)
Михаил Уткин (виолончель)
Хор академии хорового искусства имени В.С.Попова
Главный дирижер – Алексей Петров
Арт-группа «Хор Турецкого»
В программе:
Р. Шуман
«Сказочные картины» (Märchenbilder) для фортепиано и альта, соч. 113
Исполняют Рудольф Баршай (альт) и Владимир Шрайбман (фортепиано) — фонограмма
Бруно Монсенжон — вступительное слово о Р. Баршае
Г. Малер
Две песни из цикла «Пять песен на стихи Ф. Рюккерта»
Ich bin der Welt abhangen gekommen
Ich atmet' einen linden Duft
Э. Изаи
Соната (Баллада) ре минор для скрипки соло, соч. 27 № 3
Г. Форе
Adagio из Фортепианного квартета № 1
С. Барбер
Adagio для струнных из Квартета, соч. 11
В. Вавилов
«Город золотой» («Под небом голубым»)
И.С. Бах
Шутка из Оркестровой сюиты
Исполняет Арт-группа «Хор Турецкого»
Д. Шостакович
Камерная симфония для струнного оркестра до минор, соч. 110 bis
(«Памяти жертв фашизма и войны»)
Инструментовка Р. Баршая
А. Локшин
«Сонеты Шекспира», симфония № 5 для баритона, струнного оркестра и арфы
Дж. Перголези
Дуэт из «Stabat Mater» для сопрано, альта, струнного оркестра и баса континуо
В.А. Моцарт
Ave verum corpus — мотет для хора, струнного оркестра и баса континуо
Рудольф Борисович Баршай — замечательный скрипач, непревзойденный альтист, создатель Квартета имени Чайковского, один из создателей квартета им. Бородина и, наконец, основатель и музыкальный руководитель Московского Камерного Оркестра — внёс огромный вклад в развитие советской и мировой музыки.
Рудольф Борисович не только открыл советским слушателям огромный пласт мировой музыки, никогда в России не звучавшей. Благодаря своему таланту, музыкальной культуре, организаторским качествам и невероятным педагогическим способностям, он довёл свой оркестр до совершенства. Каждая программа ожидалась публикой с нетерпением. Воспринималась как откровение и запоминалась на долгие годы. Сутью Баршаевского мастерства было то, что игралась и звучала музыка, а не ноты. Его музыканты могли играть и без нот, когда они терялись при перелёте, а также играли без дирижёра, когда его не выпускали на гастроли. Но дух и качество игры оркестра не пропадали. Оркестр Баршая объездил весь мир, снискав признание во всех странах. Его концерты проходили всегда в переполненных залах. Гастроли Московского Камерного Оркестра имели грандиозный интернациональный резонанс.
Московский Камерный Оркестр исполнил и записал на пластинки сотни произведений. Это музыка барокко, (Перголези, Вивальди, Корелли, Гендель, Бах), классика (почти все симфонии Моцарта, все симфонии Бетховена, симфонии Гайдна), произведения современных композиторов. Из крупнейших композиторов 20 века в первую очередь Рудольф Баршай исполнял Д. Шостаковича, С. Прокофьева, И. Стравинского, А, Локшина, М. Вайнберга, Б. Чайковского, Б. Бартока, А, Берга и других. Баршай был первым исполнителем великой 14-й симфонии Шостаковича, всех симфоний Локшина, включая Реквием, 7-й симфонии Вайнберга, альтового концерта Р. Бунина, музыки для камерного оркестра Г. Свиридова и других. Многие произведения посвящались Рудольфу Борисовичу. Трудно перечислить всех музыкальных партнеров Рудольфа Баршая — С. Рихтер, Е. Гилельс, Л. Коган, М, Ростропович, Д. и И. Ойстрах, И. Менухин, Ж. Беккер, Д. Фишер-Дискау, Т. Аллен.
Работая с ведущими симфоническими оркестрами Запада, Рудольф Баршай в первую очередь стремился довести звучание оркестра до максимального совершенства, добивался воплощения своих и композиторских идей. Он был чужд саморекламе и не допускал сочетание музыки и бизнеса. Он был честен во всем, что говорил и делал, был очень доступным и великодушным человеком.
Из рук Рудольфа Баршая вышли многочисленные транскрипции для камерного оркестра. Среди них произведения Шостаковича (5 квартетов), Прокофьева, Бородина, Чайковского, Бетховена, Равеля.
Р. Баршаем на Западе записаны все 15 симфоний и пять квартетов-камерных симфоний Д. Шостаковича, концерты и симфонии Прокофьева, концерты и симфонии П.И. Чайковского.
Ему присуждена премия Грэмми за лучшее исполнение 2-го фортепианного концерта П.И. Чайковского (солист Питер Донохоу), в 2003 году премия в Каннах за лучшее исполнение 15-ти симфоний Д. Шостаковича («Бриллиант Классик») и многие другие.
Рудольф Баршай — почётный Доктор музыки Саутгемптонского университета в Англии.
Последние годы Рудольф Баршай был без остатка погружен в работу над реконструкцией 10-й симфонии Малера, которую он закончил и записал на пластинку в 2004 году. А дело его жизни — инструментовка и окончание «Искуства фуги» И.С. Баха — завершено в 2010 году.
Многие музыканты, играющие не только на струнных инструментах, считают Рудольфа Баршая своим учителем. Ему было что сказать каждому, от концертмейстера оркестра — до тромбониста. Через час работы с Рудольфом Баршаем оркестры менялись до неузнаваемости. Это было похоже на чудо.
Более 30 лет Р. Баршай жил и работал в Швейцарии. Этого легендарного музыканта любят и помнят во всем мире.
Е.С. Баршай
Виолончелист Михаил Уткин родился в 1952 году в Вильнюсе. Учился в Центральной Музыкальной школе у С.Кальянова, а затем в Московской консерватории - в классе Мстислава Ростроповича. Уже в 1967 году завоевал I премию на Международном конкурсе в Праге, затем увлекся камерной музыкой, играл в составе струнного квартета, а с 1974 года – в «Московском трио».
Вместе со своими коллегами по ансамблю стал лауреатом многих международных конкурсов, в том числе в Льеже, Будапеште, Бордо. Награжден Золотой медалью М. Равеля (1972), народный артист России (1994), лауреат Премии Москвы (1996). С 1997 года виолончелист является членом Правления Московского Союза Музыкантов.
В репертуаре Михаила Уткина свыше 600 произведений, в том числе около 200 фортепианных трио, 120 виолончельных сонат и концертов, множество пьес и камерных ансамблей разных составов. Исполнение М.Уткина записано на 15 грампластинках и 32 компакт-дисках, выпущенных фирмами России, Германии, Франции и США. Он выступал солистом в сопровождении самых известных мировых оркестров и дирижеров.
В 1978-1988 годах виолончелист преподавал в Московской консерватории. Сейчас он регулярно проводит мастер-классы и семинары в консерваториях России и за рубежом (Германия, Швейцария, Финляндия, США), участвует в работе жюри российских и международных конкурсов. В 2006 г. он избран в германское Общество Д.Д.Шостаковича. Михаил Уткин получил известность и как автор многочисленных аранжировок классических и современных произведений, вошедших в концертный и учебно-педагогический репертуар, изданных в Мюнхене, Москве и Санкт-Петербурге и записанных на компакт-дисках.
С 2009 года виолончелист является художественным руководителем Концертного филармонического объединения Москонцерта – крупнейшей концертной организации Москвы.