Парижская национальная опера
П. И. Чайковский «Лебединое озеро»
Балет в четырёх действиях
Балет «Лебединое озеро», чьи
мифологические корни уходят в славянские и скандинавские легенды, где судьбой
нередко управляли таинственные силы природы, давно стал легендой сам по себе.
Первая балетная партитура Чайковского глубоко пронизана ностальгией и отражает
собственный опыт композитора, опыт любви столь же неуловимой, сколь и
невозможной. Однако балет получил признание только в 1895 году, когда Мариус
Петипа представил свою собственную хореографическую интерпретацию. С помощью
Льва Иванова Петипа создал величественные номера для женского кордебалета и
вдохнул жизнь в танцовщиц-лебедей. Во «фрейдистской» интерпретации Рудольфа
Нуреева, поставленной для балета Парижской оперы в 1984 году, принц Зигфрид
поддаётся манипуляциям злодея Ротбарта, бежит от реальности власти и брака, и
находит убежище в мечтах, где ему является волшебное озеро, символизирующее
идеальную любовь. Нуреев уравнял партию принца с партией главной героини, дав
этому персонажу психологическую глубину и выбрав для балета трагический финал,
больше соответствующий музыкальному наполнению.