В продажу выпущен абонемент Musica sacra nova и камерный абонемент «Лаборатория Musica sacra nova»
4 мая 2015
Концертный зал имени П. И. Чайковского
схема проездаА.Александров, Бабаджанян, Баснер, Блантер, Богословский,
И.Дунаевский, Магомаев, Молчанов, Ножкин, Орбелян, Пахмутова, Таривердиев, Тухманов, Фрадкин, Френкель
Проект Московской филармонии «Песни нашей Родины. О войне... о мире... о любви...» адресован, в первую очередь, нашим дорогим ветеранам и всем тем, кто пережил страшное испытание — Великую Отечественную войну. Для них эти песни были настоящей отдушиной, поднимали боевой дух и укрепляли волю к победе, хранили и самые радостные, и самые горькие переживания трудных военных и послевоенных лет. «Жди меня и я вернусь», «Вот солдаты идут», «На безымянной высоте», «Журавли», «День победы»… Каждое название – история страны и судьба человека. А проживать их вновь и вновь мы будем вместе с великолепным певцом и большим актером Василием Ладюком.
Команда Московской филармонии выступает с инициативой подарить ветеранам и людям пожилого возраста билеты на концерты с этой замечательной программой, которая будет исполнена в столице дважды: 4 мая в Концертном зале имени П.И. Чайковского и 6 мая в Зале имени Сергея Рахманинова «Филармонии-2». Мы будем делать такие подарки сами и призываем присоединиться к нашей акции всех, кто готов устроить для старшего поколения москвичей настоящий праздник. Подарите концерт своим близким и знакомым! Сделайте их счастливее!
Александра Николаевна Пахмутова родилась 9 ноября 1929 года в
поселке Бекетовка под Сталинградом. В три с половиной года начала играть на
фортепиано и сочинять музыку. Начавшаяся в июне 1941 года война прервала ее
занятия в Сталинградской музыкальной школе. Несмотря на все трудности военного
времени, в 1943 году Пахмутова поехала в Москву и была принята в Центральную
музыкальную школу при Московской государственной консерватории (тогда она
называлась Школа одаренных детей), по окончании которой А. Пахмутова поступила
в Московскую консерваторию, где занималась у выдающегося композитора и
уникального педагога — профессора Виссариона Яковлевича Шебалина.
Всю свою жизнь Александра Пахмутова работает в разных жанрах. Ее перу принадлежат и произведения для симфонического оркестра («Русская сюита», Концерт для трубы с оркестром, увертюра «Юность», Концерт для оркестра, «Ода на зажжение огня», Музыка для ансамбля колоколов и оркестра Ave Vita), и сочинения кантатно-ораториального жанра («Василий Тёркин», «Прекрасная, как молодость, страна», кантаты для детского хора и симфонического оркестра «Красные следопыты», «Отрядные песни»). На музыку А. Пахмутовой в Государственном академическом Большом театре России и в Одесском государственном театре оперы и балета был поставлен балет «Озарённость». Среди ее киноработ — музыка к картинам «Девчата», «Три тополя на Плющихе», «О спорт, ты — мир!» и многим другим.
Исключительное значение имеет творчество Александры Пахмутовой в жанре песни. У Пахмутовой своя индивидуальная интонация, обладающая большой силой воздействия на слушателей. В песнях композитора есть та мелодическая «изюминка», которая, как заметил великий дирижер Евгений Светланов, «сразу ложится на сердце, надолго остается в сознании». «Бесспорно, без мелодического таланта композитору в песне делать нечего, — говорит Александра Пахмутова. — Это жестокий закон, но — закон. Но талант еще не гарант. Как будет воплощен замысел песни, как будет развиваться ее тематическое зерно, как будет сделана партитура, как будет осуществлена запись в студии — все это не последние вопросы и из всего этого тоже складывается образ».
Александра Пахмутова сотрудничала с выдающимися поэтами нашего времени, среди которых Л. Ошанин, М. Матусовский, Е. Долматовский, М. Львов, Р. Рождественский, С. Гребенников, Р. Казакова, И. Гофф. Но наиболее плодотворным и постоянным является творческий союз Александры Пахмутовой с поэтом, ее мужем Николаем Добронравовым.
А. Н. Пахмутова — народная артистка СССР (1984), лауреат премии Ленинского комсомола (1967), лауреат Государственных премий СССР (1975, 1982), Герой Социалистического Труда (1990). В 1976 году ее именем названа официально зарегистрированная в Планетном центре в г. Цинциннати (США) малая планета № 1889, открытая крымскими астрономами.
Василий Ладюк – приглашенный солист Большого театра России, солист Пермского театра оперы и балета имени П. И. Чайковского. Родился в 1978 году в Праге. Образование получил в Московском хоровом училище имени А. В. Свешникова и Академии хорового искусства имени В. С. Попова, а также аспирантуре АХИ (класс профессора Дмитрия Вдовина).
Международная карьера певца началась в 2005 году после победы на конкурсах имени Франсиско Виньяса в Барселоне (Гран-при и приз зрительских симпатий), «Опералия» Пласидо Доминго в Мадриде (I премия) и конкурсе вокалистов в Сидзуоке, Япония (Гран-при).
С 2007 года – приглашенный солист Большого театра, в котором пел партии в операх «Евгений Онегин», «Иоланта» и «Пиковая дама» Чайковского (Онегин, Роберт, Елецкий), «Борис Годунов» Мусоргского (Щелкалов), «Травиата» и «Дон Карлос» Верди (Жорж Жермон, Маркиз ди Поза), «Дон Паскуале» Доницетти (Доктор Малатеста), «Богема» Пуччини (Марсель), «Севильский цирюльник» Россини (Фигаро). Всего в репертуаре артиста – свыше 30 партий в операх и произведениях кантатно-ораториальных жанров.
Выступал также в спектаклях Московского театра «Новая опера» имени Е. В. Колобова, Мариинского и Михайловского театров Санкт-Петербурге, Красноярского театра оперы и балета, Татарского академического государственного театра оперы и балета имени Мусы Джалиля и др. В 2020 году был приглашен в Пермский театр оперы и балета имени П. И. Чайковского в качестве ведущего солиста.
После дебюта в 2007 году на сцене Метрополитен-оперы в Нью-Йорке (в партии Андрея Болконского в опере «Война и мир» Прокофьева) Василий Ладюк начал выступать на крупнейших сценах мира, среди которых миланский театр Ла Скала, Королевский оперный театр Ковент-Гарден (Лондон), Парижская национальная опера, брюссельский Королевский театр де ла Монне, венецианский театр Ла Фениче, оперные театры Барселоны, Мадрида, Дрездена, Норвежская королевская опера, Токийская национальная опера и другие.
Певец сотрудничал с выдающимися музыкантами и режиссерами: Валерием Гергиевым, Владимиром Спиваковым, Геннадием Рождественским, Михаилом Плетнёвым, Владимиром Федосеевым, Владимиром Юровским, Пласидо Доминго, Джеймсом Конлоном, Кентом Нагано, Антонио Паппано, Джанандреа Нозедой, Андреем Кончаловским, Дмитрием Бертманом, Римасом Туминасом, Валерием Фокиным, Дмитрием Черняковым, Франческой Замбелло, Каспером Холтеном. Удостоен Молодежной премии «Триумф», Премии Олега Янковского в номинации «творческое открытие», премии «Онегин» в номинации «Звезда».
Василий Ладюк выступает с таким известными музыкальными коллективами, как Национальный филармонический оркестр России и Государственный камерный оркестр «Виртуозы Москвы», Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского, Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова, Государственный академический симфонический оркестр Республики Татарстан, Центральный военный оркестр Министерства обороны Российской Федерации, Академический Большой хор «Мастера хорового пения».
Принимал участие в официальных и государственных мероприятиях, приуроченных к знаменательным датам отечественной истории: Днях славянской письменности и культуры, фестивале искусств «Славянский базар в Витебске», концертах к 70-летию Победы. Неоднократно выступал на торжественных приемах Президента РФ В. В. Путина в честь ветеранов Великой Отечественной войны в Георгиевском зале Московского Кремля; подготовил и исполнял тематические программы «Песни военных лет», «Нам дороги эти позабыть нельзя», «Песни нашей Родины. О войне, о мире, о любви».
В репертуаре артиста также камерная вокальная лирика Рахманинова, Чайковского, Римского-Корсакова, Тости и Шуберта, которую он исполняет в сопровождении пианистов Екатерины Мечетиной и Александра Гиндина; редко звучащие произведения – «Вакхическая песнь Гамлета» из оперы «Гамлет» Тома, «Три песни Дон Кихота к Дульсинее» Равеля, «Пляска смерти» (версия для голоса с оркестром) Сен-Санса и другие.
Василий Ладюк – постоянный участник фестивалей «Владимир Спиваков приглашает…», Международного музыкального фестиваля в Кольмаре (Франция), Crescendo и «Звезды на Байкале» Дениса Мацуева, «Черешневый лес», фестивалей Ильдара Абдразакова, Динары Алиевой, Вероники Джиоевой.
В 2014 году организовал и возглавил музыкальный фестиваль «ОПЕРА Live», события которого проходят в Москве и Санкт-Петербурге. В рамках фестиваля были проведены гала-концерты, посвященные Елене Образцовой (сборы от концертов были переданы Фонду Образцовой для установки мемориальных досок в Москве и Санкт-Петербурге). Василий Ладюк также участвует в благотворительных проектах «Белый пароход. Поющие реки России», активно сотрудничает с Благотворительным фондом «Лукойл». На собственные средства артист учредил ежегодную премию для наиболее успешных студентов Академии хорового искусства имени В. С. Попова.
Академический симфонический оркестр Московской филармонии на протяжении всей своей истории входит в число лучших отечественных оркестров и достойно представляет российскую музыкальную культуру за рубежом.
Оркестр создан в сентябре 1951 года при Всесоюзном радиокомитете, в 1953 году вошел в штат Московской филармонии. Его художественный облик и исполнительская манера формировались под руководством прославленных отечественных дирижеров. Первым художественным руководителем и главным дирижером коллектива был Самуил Самосуд (1951–1957). В 1957–1959 гг. за оркестром, который возглавил Натан Рахлин, закрепилась слава одного из лучших в СССР. В 1958 году на I Международном конкурсе имени Чайковского оркестр под руководством Кирилла Кондрашина сопровождал триумфальное выступление Вэна Клайберна, а в 1960 году первым из отечественных симфонических коллективов совершил гастроли по США.
Кирилл Кондрашин возглавлял Симфонический оркестр Московской филармонии на протяжении 16 лет (1960–1976). Эти годы стали важной вехой в истории коллектива: маэстро провел премьеры Четвертой и Тринадцатой симфоний Шостаковича, его же поэмы «Казнь Степана Разина», кантаты «К 20-летию Октября» Прокофьева, исполнил и записал многие симфонии Малера. В 1973 году оркестру было присвоено звание академического. Еще больше музыки ХХ века оркестр играл под руководством Дмитрия Китаенко (1976–1990), в том числе премьеры сочинений Хренникова, Денисова, Шнитке, Буцко, Тищенко. Впервые в СССР прозвучали «Турангалила» Мессиана, кантата «Звездоликий» и «Заупокойные песнопения» Стравинского. В дальнейшем коллективом руководили Василий Синайский (1991–1996) и Марк Эрмлер (1996–1998).
За пультом оркестра стояли крупнейшие отечественные и зарубежные дирижеры – Андре Клюитанс, Игорь Маркевич, Шарль Мюнш, Зубин Мета, Джордже Энеску, Неэме Ярви, Марис Янсонс, Джансуг Кахидзе, Курт Мазур, Евгений Светланов, композиторы Бенджамин Бриттен, Игорь Стравинский, Кшиштоф Пендерецкий. Именно с этим коллективом связан единственный дирижерский опыт Святослава Рихтера. С оркестром играли практически все крупнейшие солисты второй половины XX века: Исаак Стерн, Иегуди Менухин, Гленн Гульд, Эмиль Гилельс, Давид Ойстрах, Леонид Коган, Даниил Шафран, Яков Флиер, Николай Петров, Мстислав Ростропович, Владимир Крайнев, Маурицио Поллини, Элисо Вирсаладзе, Наталия Гутман и многие другие. Оркестр записал более 350 пластинок и CD, многие из которых удостоены высших международных наград в области аудиозаписи и пользуются спросом до сих пор.
Новый этап в истории оркестра Московской филармонии начался в 1998 году, когда его возглавил народный артист СССР Юрий Симонов. Под его руководством коллектив добился выдающихся творческих достижений. Сегодня оркестр – одна из опор российской филармонической жизни, часто выступает в городах России (за последние десять лет они дали концерты в более чем 40 городах), успешно гастролирует в Великобритании, Германии, Испании, Японии, Гонконге, Китае, Корее.
В последние десятилетия с оркестром выступали выдающиеся музыканты современности: Марк-Андре Амлен, Валерий Афанасьев, Юрий Башмет, Борис Березовский, Юйцзя Ван, Максим Венгеров, Штефан Владар, Хибла Герзмава, Давид Герингас, Барри Дуглас, Лилия Зильберштейн, Суми Чо, Лора Клейкомб, Александр Князев, Сергей Крылов, Джон Лилл,
Николай Луганский, Константин Лифшиц, Олег Майзенберг, Денис Мацуев, Екатерина Мечетина, Виктория Муллова, Даниэль Поллак, Вадим Репин, Сергей Ролдугин, Дмитрий Ситковецкий, Виктор Третьяков; дирижеры Лучано Акочелла, Семен Бычков, Александр Ведерников, Михаэль Гюттлер, Александр Дмитриев, Марко Замбелли, Томас Зандерлинг, Александр Лазарев, Андрес Мустонен, Василий Петренко, Бенжамин Пьоннье, Гинтарас Ринкявичюс, Александр Сладковский, Леонард Слаткин, Саулюс Сондецкис, Антонино Фольяни, Марис Янсонс и многие другие.
Один из приоритетов оркестра – работа с новым поколением музыкантов: в рамках цикла «Звезды XXI века» коллектив сотрудничает с одаренными солистами, начинающими путь на большую сцену, приглашает в свои филармонические абонементы молодых артистов. Оркестр – неизменный участник международных и Всероссийских мастер-курсов для молодых дирижеров Юрия Симонова, организованных Московской филармонией.
Деятельность маэстро Симонова и оркестра в значительной степени направлена на воспитание юных слушателей. Огромную популярность завоевал абонементный цикл «Сказки с оркестром», проходящий в Москве и во многих городах России с участием звезд театра и кино. Среди них – Марина Александрова, Мария Аронова, Алена Бабенко, Валерий Баринов, Сергей Безруков, Анна Большова, Ольга Будина, Валерий Гаркалин, Сергей Гармаш, Нонна Гришаева, Екатерина Гусева, Евгения Добровольская, Михаил Ефремов, Евгений Князев, Авангард Леонтьев, Павел Любимцев, Дмитрий Назаров, Александр Олешко, Ирина Пегова, Юлия Пересильд, Михаил Пореченков, Евгения Симонова, Григорий Сиятвинда, Даниил Спиваковский, Юрий Стоянов, Евгений Стычкин, Виктория Толстоганова, Михаил Трухин, Геннадий Хазанов, Чулпан Хаматова, Сергей Шакуров. Этот проект принес маэстро Симонову звание лауреата Премии Мэрии Москвы в области литературы и искусства за 2008 год. В 2010 году Юрий Симонов и оркестр стали лауреатами Премии национальной газеты «Музыкальное обозрение» в номинации «Дирижер и оркестр».
В последние годы коллектив представил ряд московских, российских и мировых премьер. Прозвучали сочинения Андрея Эшпая, Бориса Тищенко, Кшиштофа Пендерецкого, Филипа Гласса, Александра Чайковского, Сергея Слонимского, Валентина Сильвестрова, Эдуарда Артемьева, Геннадия Гладкова, Софии Губайдулиной, Алексея Рыбникова, Ефрема Подгайца, Кузьмы Бодрова и других композиторов.
Академический Большой хор был создан в 1928 году, его организатором и первым художественным руководителем стал выдающийся мастер хорового искусства Александр Свешников. В разное время хором руководили Николай Голованов, Иван Кувыкин, Клавдий Птица, Людмила Ермакова.
В 2005 году в Академический Большой хор (получивший название «Мастера хорового пения») на должность художественного руководителя был приглашен народный артист России, профессор Лев Конторович. Под его руководством обновленный состав успешно продолжает традиции, заложенные предшественниками. Само название – «Мастера хорового пения» – предопределило профессионализм и универсальность коллектива, где каждый артист может выступать и как участник хора, и как солист.
За неполное столетие хор исполнил более 15 000 произведений – опер, ораторий, кантат русских и зарубежных композиторов, произведений a cappella, народных песен, духовной музыки. Многие из них составили «золотой фонд» отечественной звукозаписи, получили признание за рубежом (Гран-приконкурса грамзаписей в Париже, Золотая медальв Валенсии).
В 2017 году вышла в свет «Антология симфоний Дмитрия Шостаковича», записанная Государственным симфоническим оркестром Республики Татарстан (художественный руководитель и дирижер – Александр Сладковский), в записи нескольких симфоний принял участие хор. В 2016–2017 гг. были осуществлены записи русской музыки (кантаты «Иоанн Дамаскин» Танеева, «Весна» Рахманинова, опера «Евгений Онегин» Чайковского) в содружестве с Национальным филармоническим оркестром России (художественный руководитель и дирижер – Владимир Спиваков).
В исполнении хора впервые прозвучали многие хоровые произведения Прокофьева, Шостаковича, Щедрина, Хачатуряна, Тактакишвили, Агафонникова, Евграфова и других авторов. С коллективом работали такие выдающиеся дирижеры, как Евгений Светланов, Мстислав Ростропович, Владимир Спиваков, Дмитрий Китаенко, Владимир Федосеев, Хельмут Риллинг, Геннадий Рождественский, Альберто Дзедда, Эннио Морриконе, Владимир Юровский, Михаил Плетнёв, Кристоф Эшенбах; певцы Елена Образцова, Ирина Архипова, Николай Гедда, Дмитрий Хворостовский, Анна Нетребко, Мария Гулегина, Динара Алиева, Зураб Соткилава, Евгений Нестеренко, Роберто Аланья, Анджела Георгиу и многие другие.
В содружестве с Хельмутом Риллингом, оркестром и солистами Баховской академии были исполнены в Москве все крупнейшие сочинения И. С. Баха, а также Месса си минор в Мариинском театре в Санкт-Петербурге. В рамках Музыкального фестиваля в Кольмаре (Франция) с Национальным филармоническим оркестром России под управлением Мишеля Плассона была исполнена драматическая легенда «Осуждение Фауста» Берлиоза. В 2008, 2012 и 2018 годах хор принимал участие в церемониях инаугураций Президентов Российской Федерации Д. А. Медведева и В. В. Путина.
Академический Большой хор участвовал в Московском Пасхальном фестивале Валерия Гергиева, Московском Рождественском фестивале (художественные руководители – Владимир Спиваков и митрополит Волоколамский Иларион), Московском Великопостном хоровом фестивале (художественные руководители – Александр Соколов и митрополит Волоколамский Иларион), фестивалях в Кольмаре (Франция), Равелло (Италия), Мстислава Ростроповича в Москве, «Опера Live» Василия Ладюка, Crescendo Дениса Мацуева и многих других.
Академическому Большому хору рукоплескали в крупнейших концертных залах городов России, Китая, Италии, Франции, Германии, Израиля, Болгарии, Чехии, Японии, Коста-Рики, Южной Кореи, Катара, Индонезии и др.
Государственная капелла Москвы создана в 1991 году выдающимся хоровым
дирижером В. А. Судаковым — основателем нескольких крупных коллективов, в частности —
Московской хоровой капеллы мальчиков (1957) и Хоровой капеллы Абхазии
(1973).
По традиции, сложившейся к XVIII веку, в Капелле объединены два равноправных ансамбля – вокальный, состоящий из высококлассных солистов, и камерно-инструментальный.
Капелла сотрудничает с известными исполнителями и актерами, среди которых И. Кобзон, В. Лановой, В. Баринов, В. Ладюк и коллективами — Национальным филармоническим оркестром России, Академическим Большим хором «Мастера хорового пения», Камерным ансамблем «Солисты Москвы», Государственной академической хоровой капеллой России имени А. А. Юрлова, Государственным академическим русским хором имени А. В. Свешникова.
Капелла принимает постоянное участие в постановках Московского академического Музыкального театра имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, в числе которых «Война и мир» С. Прокофьева, «Хованщина» М. Мусоргского (режиссер А. Титель), «Аида» Дж. Верди (режиссер П. Штайн).
Коллектив много гастролирует в России и за рубежом (Бельгия, Голландия, Испания, Китай, Катар), неизменно выступает в проектах Пасхального фестиваля и фестиваля «Московская осень». В январе 2015 года Капелла впервые дала сольный концерт в Севастополе, который состоялся в рамках фестиваля «Рождество в Севастополе».
С 2008 года Государственной капеллой Москвы руководит дирижер и пианист, заслуженный артист России, лауреат премии Правительства Москвы Анатолий Судаков. Многогранные исполнительские возможности руководителя позволяют ему быть задействованным в большинстве разножанровых программ коллектива и выступать в программах в самых различных ипостасях — в качестве дирижера, солирующего пианиста, аккомпаниатора и даже ансамблиста в оркестровой группе.
После окончания Уральской
государственной консерватории по специальности «хоровое дирижирование»
(1993) и аспирантуры по классу симфонического дирижирования у Е.
В. Колобова, Дмитрий Волосников занимал
пост дирижера Екатеринбургского театра оперы и балета и
Екатеринбургского центра современной музыки и театра, где являлся
музыкальным руководителем и дирижером постановок опер «Золушка»
Дж. Россини и «Таис» Ж. Массне.
В театре «Новая Опера» Дмитрий Волосников работает с 1998 года, являясь музыкальным руководителем и дирижером постановок опер «Дидона и Эней» Г. Перселла, «Гамлет» А. Тома, «Борис Годунов» и «Хованщина» (концертное исполнение) М. Мусоргского, «Джанни Скикки» Дж. Пуччини, «Золушка» Дж. Россини, сценической кантаты К. Орфа «Кармина Бурана», музыкального действа “Bravissimo!”, музыкального приношения «Мария Каллас», балета «Щелкунчик» П. Чайковского (совместно с Имперским Русским Балетом). В репертуаре дирижера — спектакли «Травиата» Дж. Верди, «Норма» В. Беллини, «Любовный напиток» Г. Доницетти, кантаты «Иван Грозный» и «Александр Невский» С. Прокофьева, концертная программа «Романсы П. И. Чайковского и С. В. Рахманинова». Д. Волосников также участвовал в концертном исполнении оперы В. Агафонникова «Сергей Есенин».
Дирижер являлся художественным руководителем Фестиваля хоровой и колокольной музыки «Преображение» имени Евгения Колобова (Ярославль, 1999 —2010), подготовил концерт русской хоровой музыки «Обратная перспектива» и программу «Ростовская сюита» на тексты Димитрия Ростовского.
Д. Волосников принимал участие в записи компакт-дисков «Хор Московского театра “Новая Опера”» и «Солисты Московского театра “Новая Опера”», на DVD вышли в свет проекты с его участием — “Bravissimo!” и «Все это — Опера!».
С 2013 года Дмитрий Волосников совмещает работу в театре «Новая Опера» и пост главного приглашенного дирижера Красноярского государственного театра оперы и балета.