Пинхас Цукерман, Аманда Форсайт
    Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова,
    Василий Петренко

    8 декабря 2018

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    В программе:
    Брамс
    Концерт для скрипки и виолончели с оркестром ля минор, соч. 102
    Бетховен
    Симфония № 5 до минор, соч. 67

    12+

    Абонемент №38:

    Великие инструментальные концерты

    Израильский скрипач, альтист и дирижер Пинхас Цукерман – один из величайших музыкантов современности. Прошло ровно полвека с тех пор, как взошла его звезда, а он по-прежнему сохраняет репутацию феноменального исполнителя, обожаемого публикой и критикой, желанного гостя крупнейших музыкальных сцен и фестивалей. В числе его партнеров по сцене – Исаак Стерн, Ицхак Перлман, Даниэль Баренбойм, Жаклин Дю Пре, Владимир Ашкенази, Георг Шолти, Сейджи Озава, Зубин Мета и многие другие. Редкая музыкальность, потрясающая техника, высочайшие художественные стандарты и обаяние Цукермана обеспечивают неизменный успех каждого его выступления. Он дважды становился лауреатом «Грэмми» в номинации «классическая музыка», а номинировался на эту престижнейшую премию 21 раз.

    В 2018 году Пинхас Цукерман отмечает 70-летие, но пресса единодушно называет его вечно молодым виртуозом, – «выразительным, изобретательным, заразительно музыкальным, технически безупречным, легким» – чьи выступления всегда приносят радость. Он остается одним из самых востребованных музыкантом планеты; из года в год в его концертном графике около 100 выступлений.

    Концерт Брамса для скрипки и виолончели с оркестром Цукерман включил в несколько программ юбилейного года: вместе со своей супругой, виолончелисткой Амандой Форсайт, исполнял его в Людвигсбурге, Сеуле, Сан-Хуане (Пуэрто-Рико), на фестивале в Вербье. Пресса отмечает идеальный дуэт солистов: «Их личные отношения отражаются на музыкальном общении, создавая атмосферу особой интимности. Полуулыбка, кивок – между ними всегда есть что-то большее, когда они подыгрывают друг другу и разделяют радость от музыки». Запись 2016 года, сделанная Цукерманом и Форсайт с Оркестром Канадского национального Центра искусства получила высочайшие оценки критики. Нынешнюю серию исполнений Концерта Брамса Пинхас Цукерман и Аманда Форсайт завершат в Лос-Анджелесе. 

    Пинхас Цукерман

    Один из самых востребованных музыкантов наших дней: скрипач, альтист, дирижер, педагог, признанный мастер камерного ансамбля. 21 раз был номинантом премии «Грэмми» и дважды стал ее обладателем.

    Родился в 1948 году Тель-Авиве. В четыре года получил от отца первые уроки игры на кларнете, в восемь лет начал заниматься на скрипке. В 1962 году переехал в США, где поступил в Джульярдскую школу, в класс Ивана Галамяна. Спустя год впервые выступил в Нью-Йорке. В 1967 году стал лауреатом Международного конкурса Левентритта в Нью-Йорке, в 1969-м дебютировал в Европе как скрипач и альтист, а через два года как дирижер. В 1980-87 Цукерман был дирижером Камерного оркестра Сент-Пола, с 1998 по 2015 гг. возглавлял оркестр Канадского национального центра искусств в Оттаве. Сезон 2018/19 – десятый для Цукермана на посту главного приглашенного дирижера Лондонского Королевского филармонического оркестра. 

    Как солист и дирижер выступает в Северной Америке с оркестром Канадского национального центра искусств, симфоническими оркестрами Торонто, Индианаполиса, Питтсбурга, Колорадо, Лос-Анджелеса. В Европе – с Роттердамским филармоническим, оркестром Гюльбенкяна в Лиссабоне, Национальным оркестром Испании, оркестрами Северогерманского радио, Camerata Salzburg и Госоркестром России имени Е.Ф. Светланова, а также в составе «Цукерман-трио» (с виолончелисткой Амандой Форсайт и пианисткой Анжелой Ченг) и ансамблем Zukerman Chamber Players. Ежегодно дает свыше 100 концертов на всех пяти континентах. 

    Незаурядный педагог, Цукерман основал собственную образовательную программу в Манхэттенской школе музыки и уже 25 лет руководит ею. Он впервые использовал в своих занятиях технологии дистанционного обучения. В течение сезона 2018/19 Манхэттенская школа музыки отмечает 70-летие маэстро и юбилей его педагогической деятельности циклом концертов «25 – 70» с участием выпускников и студентов. Цукерман – инициатор учебной программы для молодых исполнителей на струнных инструментах в Национальном центре искусств в Оттаве, где каждое лето проводит занятия и мастер-классы. Он также преподает в Великобритании, Израиле, Китае и других странах. 

    В дискографии музыканта – более ста CD, среди которых выделяются записи с Даниэлем Баренбоймом, Жаклин Дюпре, Исааком Стерном и Ицхаком Перлманом. В 2005 году компания CBC выпустила комплект из 10 дисков The Concerto According to Pinchas, где записаны скрипичные концерты Бруха, Чайковского, Бартока, Бетховена, Брамса, Берга, Элгара, Мендельсона, Сибелиуса. В 2016 году вышел в свет комплект из 22 CD c записями барочных, классических, романтических концертов и камерной музыки. 

    В сотрудничестве с кинорежиссером Кристофером Ньюпеном осуществил несколько концертных проектов в Линкольн-центре. Документальный фильм Нива Фишмана Crossing Bridges, посвященный поездке Цукермана и оркестра Национального центра искусств на Ближний Восток, удостоен «Золотой медали мира» на Нью-Йоркском фестивале 2001 года. Скрипка Пинхаса Цукермана звучит в саундтреках к фильмам «Повелитель приливов» и «Интенсивная терапия». Цукерман – почетный доктор Брауновского университета в Провиденсе (США), университетов в Кингстоне и Калгари. Удостоен Национальной медали искусств США и приза Исаака Стерна «За артистическое мастерство в области классической музыки». 

    Аманда Форсайт

    Канадская виолончелистка Аманда Форсайт достигла международного признания как солистка и камерный музыкант. Богатство и красота звука, замечательная техника и исключительная музыкальность – качества, которые привлекают критиков и слушателей всего мира. В ноябре 2012 года, после выступления с симфоническим оркестром Баварского радио в Мюнхене, пресса назвала ее «гением виолончели».

    Аманда Форсайт родилась в 1966 году в Южной Африке, в детстве переехала с семьей в Канаду. Играть на виолончели начала в три года. Училась у Уильяма Плита в Лондоне и у Харви Шапиро в Джульярдской школе в Нью-Йорке. 

    Артистка выступала и гастролировала с такими знаменитыми оркестрами, как Лондонский Королевский симфонический и Израильский филармонический, оркестры Радио Франс, Фонда Гюльбенкяна (Лиссабон), флорентийский Maggio Musicale, Английский камерный оркестр. 

    В США она играла с оркестрами Сан-Диего, Колорадо, Орегона, Далласа, в Канаде – с коллективами Ванкувера, Калгари, Монреаля, Grand Rapids Symphony (Оттава), в России – с «Виртуозами Москвы», оркестром Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева. 

    В 2014 году Аманда Форсайт дебютировала в Карнеги-холле, в том же году впервые гастролировала на своей родине – Южно-Африканской республике, исполнив, в числе других сочинений, написанный специально для нее Концерт для виолончели с оркестром Elektra Rising («Пробуждение Электры») своего отца Малькольма Форсайта. За последние три сезона она выступала в Бразилии, Перу, Эквадоре, Колумбии, Великобритании, Италии, Испании, Корее, Японии, Индии, Австралии, Канаде, США с оркестрами Сан-Карло в Неаполе, филармонии Кёнгидо в Корее, Израильским филармоническим, Лондонским Королевским филармоническим и многими другими коллективами. 

    Артистка – сооснователь Цукерман-трио и ансамбля Zukerman Chamber Players, в составе которых также активно концертирует по всему миру, участвует в престижных фестивалях в Эдинбурге, Вербье, Равинии, ВВС Proms, Миядзаки в Японии. Она играла для участников IV конференции нобелевских лауреатов в г. Петра (Иордания, 2008), принимала участие в благотворительных концертах в пользу жертв катастрофического землетрясения в Японии в 2011 году. 

    С 1999 по 2015 гг. Аманда Форсайт была концертмейстером группы виолончелей оркестра Национального центра искусств в Оттаве. 

    В дискографии артистки – записи на Sony Classics, Naxos, Altara, Fanfare, Marquis, Pro Arte и CBC. Среди наиболее известных ее записей – «Фореллен-квинтет» Шуберта с Ефимом Бронфманом (фортепиано) и Zukerman Chamber Players (Sony) и Двойной концерт Брамса со своим супругом Пинхасом Цукерманом и оркестром Национального центра искусств (Analekta Records). 

    В 1997 году виолончелистка стала обладательницей премии «Джуно» (канадский аналог «Грэмми») за запись Концерта М. Форсайта. 

    В 2002 г. артистка стала героиней программы “Amanda Rising: The Amanda Forsyth Story” на канадском телевидении. В 2007 г. она участвовала в записи саундтрека Уинтона Марсалиса к документальному фильму Кена Бёрна «Война», посвященного Второй мировой войне. 

    В наступившем сезоне Аманда Форсайт уже совершила туры по США с Цукерман-трио и Иерусалимским квартетом, выступила с оркестром Национального центра искусств в Оттаве (мировая премьера виолончельного концерта канадского композитора Марьяна Мозетича) и оркестром Фонда Гюльбенкяна в Лиссабоне. Впереди – новые концерты в составе Цукерман-трио в городах Европы и США, участие в фестивалях в Виргинии и Тэнглвуде (США), Миядзаки, Пальма-де Мальорке, выступления с оркестром Maggio Musicale под управлением Зубина Меты, симфоническими оркестрами Аделаиды и Бостона, с которыми виолончелистка исполнит мировую премьеру Двойного концерта израильского композитора Авнера Дормана. 

    Аманда Форсайт играет на виолончели Карло Джузеппе Тесторе (1699).

    Государственный академический симфонический оркестр России имени Е. Ф. Светланова

    В 2016 году исполнилось 80 лет Госоркестру России имени Е. Ф. Светланова, одному из старейших симфонических коллективов страны. Первое выступление оркестра, прошедшее под управлением Александра Гаука и Эриха Клайбера, состоялось 5 октября 1936 года в Большом зале Московской консерватории.

    В разные годы Госоркестром руководили выдающиеся музыканты Александр Гаук (1936-1941), Натан Рахлин (1941-1945), Константин Иванов (1946-1965) и Евгений Светланов (1965-2000). 27 октября 2005 г. коллективу было присвоено имя Евгения Светланова. В 2000-2002 гг. оркестр возглавлял Василий Синайский, в 2002-2011 гг. – Марк Горенштейн. 24 октября 2011 года художественным руководителем коллектива назначен Владимир Юровский, всемирно известный дирижер, сотрудничающий с крупнейшими оперными театрами и симфоническими оркестрами мира. С сезона 2016/17 главный приглашенный дирижер Госоркестра – Василий Петренко.

    Концерты оркестра проходили на самых известных концертных площадках мира, в том числе в Большом зале Московской консерватории, Концертном зале имени Чайковского и Государственном Кремлевском дворце в Москве, Карнеги-холле в Нью-Йорке, Кеннеди-центре в Вашингтоне, Музикферайне в Вене, Альберт-холле в Лондоне, зале Плейель в Париже, Национальном оперном театре Колон в Буэнос-Айресе, Сантори-холле в Токио. В 2013 году оркестр впервые выступил на Красной площади в Москве.

    За пультом коллектива стояли Герман Абендрот, Эрнест Ансерме, Лео Блех, Андрей Борейко, Александр Ведерников, Валерий Гергиев, Николай Голованов, Курт Зандерлинг, Отто Клемперер, Кирилл Кондрашин, Лорин Маазель, Курт Мазур, Николай Малько, Ион Марин, Игорь Маркевич, Евгений Мравинский, Александр Лазарев, Шарль Мюнш, Гинтарас Ринкявичюс, Мстислав Ростропович, Саулюс Сондецкис, Игорь Стравинский, Арвид Янсонс, Шарль Дютуа, Геннадий Рождественский, Александр Сладковский, Леонард Слаткин, Юрий Темирканов, Михаил Юровский и другие выдающиеся дирижеры.

    С оркестром выступали певцы Ирина Архипова, Галина Вишневская, Сергей Лемешев, Елена Образцова, Мария Гулегина, Пласидо Доминго, Монсеррат Кабалье, Йонас Кауфман, Дмитрий Хворостовский, пианисты Эмиль Гилельс, Ван Клиберн, Генрих Нейгауз, Николай Петров, Святослав Рихтер, Мария Юдина, Валерий Афанасьев, Элисо Вирсаладзе, Евгений Кисин, Григорий Соколов, Алексей Любимов, Борис Березовский, Николай Луганский, Денис Мацуев, скрипачи Леонид Коган, Иегуди Менухин, Давид Ойстрах, Максим Венгеров, Виктор Пикайзен, Вадим Репин, Владимир Спиваков, Виктор Третьяков, альтист Юрий Башмет, виолончелисты Мстислав Ростропович, Наталия Гутман, Александр Князев, Александр Рудин.

    В последние годы список солистов, сотрудничающих с коллективом, пополнился именами певцов Динары Алиевой, Аиды Гарифуллиной, Вальтрауд Майер, Анны Нетребко, Хиблы Герзмавы, Александрины Пендачанской, Надежды Гулицкой, Екатерины Кичигиной, Ильдара Абдразакова, Дмитрия Корчака, Василия Ладюка, Рене Папе, пианистов Марка-Андре Амлена, Лейфа Ове Андснеса, Жак-Ива Тибоде, Мицуко Учиды, Рудольфа Бухбиндера, скрипачей Леонидаса Кавакоса, Патриции Копачинской, Юлии Фишер, Дэниела Хоупа, Николая Цнайдера, Сергея Крылова, Кристофа Барати, Юлиана Рахлина. Значительное внимание уделяется также совместной работе с молодыми музыкантами, среди которых дирижеры Димитрис Ботинис, Максим Емельянычев, Валентин Урюпин, Мариус Стравинский, Филипп Чижевский, пианисты Андрей Гугнин, Люка Дебарг, Филипп Копачевский, Ян Лисецкий, Дмитрий Маслеев, Александр Романовский, Никита Мндоянц, скрипачи Алена Баева, Айлен Притчин, Валерий Соколов, Павел Милюков, виолончелист Александр Рамм.

    Впервые побывав за рубежом в 1956 году, оркестр с тех пор представлял русское искусство в Австралии, Австрии, Бельгии, Гонконге, Дании, Италии, Канаде, Китае, Ливане, Мексике, Новой Зеландии, Польше, США, Таиланде, Франции, Чехословакии, Швейцарии, Южной Корее, Японии и многих других странах.

    Дискография коллектива насчитывает сотни грампластинок и CD, выпущенных ведущими фирмами России и зарубежья («Мелодия», «Бомба-Питер», Deutsche Grammophon, EMI Classics, BMG, Naxos, Chandos, Musikproduktion Dabringhaus und Grimm, Toccata Classics, Fancymusic и другие). Особое место в этом собрании занимает «Антология русской симфонической музыки», которая включает аудиозаписи сочинений русских композиторов от Глинки до Стравинского (дирижер Евгений Светланов). Записи концертов оркестра осуществлены телеканалами Mezzo, Medici, «Россия 1» и «Культура», радио «Орфей».

    В недавнем времени Госоркестр выступил на фестивалях в Графенегге (Австрия), Kissinger Sommer в Бад-Киссингене (Германия), Hong Kong Arts Festival в Гонконге, «Площадь искусств» в Санкт-Петербурге, VI фестивале Мстислава Ростроповича в Москве, III симфоническом форуме России в Екатеринбурге, Платоновском фестивале искусств в Воронеже, XIII Московском международном фестивале «Виртуозы гитары» в Москве, VIII Международном фестивале Дениса Мацуева в Перми, IV Международном фестивале искусств П. И. Чайковского в Клину; осуществил мировые премьеры сочинений Александра Вустина, Сергея Слонимского, Антона Батагова, Андрея Семёнова, Владимира Николаева, Олега Пайбердина, Ефрема Подгайца, Юрия Шерлинга, а также российские премьеры произведений Бетховена – Малера, Скрябина – Немтина, Орфа, Берио, Штокхаузена, Тавенера, Куртага, Адамса, Сильвестрова, Щедрина, Тарнопольского, Геннадия Гладкова; принял участие в XV Международном конкурсе имени Чайковского, I и II Международном конкурсе молодых пианистов Grand Piano Competition; шесть раз представил ежегодный цикл просветительских концертов «Истории с оркестром»; четырежды участвовал в фестивале актуальной музыки «Другое пространство»; посетил города России, Австрии, Аргентины, Бразилии, Великобритании, Перу, Уругвая, Чили, Германии, Испании, Турции, Китая, Японии.

    С 2016 года Госоркестр реализует спецпроект по поддержке композиторского творчества, предполагающий тесное сотрудничество с современными российскими авторами. Первым в истории Госоркестра «композитором в резиденции» стал Александр Вустин.

    За выдающиеся творческие достижения коллектив с 1972 года носит почетное звание «академический»; в 1986 году был награжден орденом Трудового Красного Знамени, в 2006, 2011 и 2017 гг. удостоен благодарности Президента Российской Федерации.

    Василий Петренко

    Василий Петренко – один из самых востребованных российских дирижеров среднего поколения, родился в Ленинграде в 1976 году. Окончил Хоровое училище имени Глинки, Санкт-Петербургскую консерваторию по классам хорового и оперно-симфонического дирижирования. Посещал мастер-классы Юрия Темирканова, Мариса Янсонса, Ильи Мусина и Эсы-Пекки Салонена. В 1994-1997 и в 2001-2004 годах был дирижером Театра оперы и балета им. М.П. Мусоргского (Михайловский театр), в 1997-2001 гг. — театра «Зазеркалье». Лауреат международных конкурсов в Санкт-Петербурге (Конкурс хоровых дирижеров им. Д. Д. Шостаковича, 1997 г., I премия; им. С. С. Прокофьева, 2003 г., II премия) и Кадакесе (Испания, 2002 г., Гран-при). В 2004–2007 годах — главный дирижер Санкт-Петербургского государственного симфонического оркестра. 

    В сентябре 2006 года Василий Петренко занял должность главного приглашенного дирижера Королевского филармонического оркестра Ливерпуля (Англия), спустя полгода  был назначен главным дирижером.  В 2012 году договор был продлен еще на три года, но уже в 2013 году Ливерпульский оркестр заключил с Василием Петенко бессрочный контракт (крайне редкий случай в мировой практике: например, подобные отношения существуют между Зубином Метой и Израильским филармоническим оркестром, Даниэлем Баренбоймом и Берлинской государственной оперой). 

    В 2009 году, блестяще дебютировав с Национальным молодежным оркестром Великобритании, он стал главным дирижером коллектива и оставался на этом посту до 2013 года. 

    С Ливерпульским филармоническим и Национальным молодежным оркестром Великобритании дирижер неоднократно участвовал в фестивале ВВС Proms. 

    С сезона 2013/14 Петренко занимает должность главного дирижера Филармонического оркестра Осло (Норвегия). 

    Василий Петренко дирижировал ведущими оркестрами России (Государственный академический симфонический оркестр России имени Е.Ф. Светланова, оркестры Санкт-Петербургской и Московской филармоний, Российский национальный оркестр, Национальный филармонический оркестр России), Испании, Нидерландов, Германии, Австрии, Франции, Швейцарии, Италии, Финляндии, Швеции, Чехии, Японии, Австралии, США. 

    Летом 2014 года Василий Петренко совершил гастрольный тур с Молодежным оркестром Европейского Союза, а в сентябре 2015 года занял  должность главного дирижера этого оркестра, сменив Владимира Ашкенази.

    В репертуаре Василия Петренко — свыше 30 опер. С 2004 года он сотрудничает с европейскими оперными театрами: Гамбургской оперой («Пиковая дама»), нидерландской Reisopera («Виллисы» и Messa di Gloria Пуччини, «Двое Фоскари» Верди, «Борис Годунов»), Парижской оперой («Евгений Онегин»), Оперой Цюриха («Кармен»), театрами Испании и других стран. 

    В 2010 году Петренко дебютировал на Глайндборнском оперном фестивале с «Макбетом» Верди. В Михайловском театре (где с 2011 по 2015 гг. являлся главным приглашенным дирижером) поставил «Богему», «Кармен», «Летучего голландца» и «Евгения Онегина». С английскими оркестрами осуществил исполнения «Парсифаля» «Тоски», «Летучего голландца».

    В 2016 году дирижер с успехом поставил в Баварской государственной опере «Бориса Годунова». В ближайших планах — постановка «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича в Опере Цюриха.

    С сезона 2016/2017 Василий Петренко — главный приглашенный дирижер Государственного академического симфонического оркестра России имени Е.Ф. Светланова.  В планах Василия Петренко на сезон 2016/2017 гг. и ближайшие годы — гастрольные туры с Молодежным оркестром Европейского Союза, выступления в Европе и Азии с филармоническим оркестром Осло, исполнение всех симфоний Бетховена в Ливерпуле и Осло. Он снова выступит в Европе с оркестрами Романдской Швейцарии и Академии Санта-Чечилия, Филармоническими оркестрами Радио Нидерландов и Радио Франции, Датским национальным симфоническим оркестром, оркестром Западногерманского радио (Кельн); в Северной Америке — с симфоническими оркестрами Сан-Франциско, Хьюстона, Балтимора и Монреаля, оркестром Миннесоты и филармоническим оркестром Лос-Анджелеса, а также с Израильским филармоническим оркестром. Он дебютирует с Питтсбургским симфоническим оркестром, а также с Кливлендским оркестром  на фестивале в Блоссоме.

    Постоянно расширяется дискография дирижера. Среди его записей с Королевским филармоническим оркестром Ливерпуля — двойной альбом с редко звучащими операми «Скрипка Ротшильда» Флейшмана и «Игроки» Шостаковича, Вторая и Третья симфонии Рахманинова (за этот CD Петренко был удостоен немецкой премии ECHO Klassik как «дирижер 2012 года»), его же «Симфонические танцы» и «Остров мертвых», все фортепианные концерты (солист Симон Трпчески), На Onyx Records записаны произведения Оффенбаха, Дж. Хигдон, Тавенера, Элгара. На Naxos — «Манфред» Чайковского, фортепианные концерты Листа. Осенью 2015 года на Naxos Records вышло полное собрание симфоний Шостаковича, записанных в 2009–2014 гг. 

    С филармоническим оркестром Осло Петренко записал виолончельные концерты Шостаковича на Ondine (солист Трульс Мёрк), Скрипичный концерт Шимановского на Orfeo (солистка Байба Скриде), а в 2015 году дирижер и оркестр приступили к записи симфоний Скрябина. Осенью 2016 г. на Lawo Classics вышел альбом с записью музыки балета Прокофьева «Ромео и Джульетта».

    В 2007 году Василий Петренко получил награду журнала Gramophone как «Лучший молодой исполнитель года», в 2009-м удостоен приза Gramophone Award за лучшую оркестровую запись (симфония «Манфред»), в 2010-м был назван «Исполнителем года» на церемонии вручения премии Classical Brit Awards. 

    Василий Петренко — почетный профессор Ливерпульского университета и Университета Liverpool Hope, награжден стипендией Университета Джона Мура, удостоен звания «Почетного гражданина Ливерпуля».  

    Дирижер является артистом концертного агентства IMG Artists. 


    Другие концерты этого абонемента
    Концертный зал имени П. И. Чайковского
    23 сентября в 19:00
    Концертный зал имени П. И. Чайковского
    15 апреля в 19:00