Пинхас Цукерман, Аманда Форсайт Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова, Василий Петренко : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

В продаже абонементы сезона 2019-2020. Перейти к списку абонементов

    Пинхас Цукерман, Аманда Форсайт
    Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова,
    Василий Петренко

    8 декабря 2018

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    В программе:
    Брамс
    Концерт для скрипки и виолончели с оркестром ля минор, соч. 102
    Бетховен
    Симфония № 5 до минор, соч. 67

    12+

    Абонемент №38:

    Великие инструментальные концерты

    Израильский скрипач, альтист и дирижер Пинхас Цукерман – один из величайших музыкантов современности. Прошло ровно полвека с тех пор, как взошла его звезда, а он по-прежнему сохраняет репутацию феноменального исполнителя, обожаемого публикой и критикой, желанного гостя крупнейших музыкальных сцен и фестивалей. В числе его партнеров по сцене – Исаак Стерн, Ицхак Перлман, Даниэль Баренбойм, Жаклин Дю Пре, Владимир Ашкенази, Георг Шолти, Сейджи Озава, Зубин Мета и многие другие. Редкая музыкальность, потрясающая техника, высочайшие художественные стандарты и обаяние Цукермана обеспечивают неизменный успех каждого его выступления. Он дважды становился лауреатом «Грэмми» в номинации «классическая музыка», а номинировался на эту престижнейшую премию 21 раз.

    В 2018 году Пинхас Цукерман отмечает 70-летие, но пресса единодушно называет его вечно молодым виртуозом, – «выразительным, изобретательным, заразительно музыкальным, технически безупречным, легким» – чьи выступления всегда приносят радость. Он остается одним из самых востребованных музыкантом планеты; из года в год в его концертном графике около 100 выступлений.

    Концерт Брамса для скрипки и виолончели с оркестром Цукерман включил в несколько программ юбилейного года: вместе со своей супругой, виолончелисткой Амандой Форсайт, исполнял его в Людвигсбурге, Сеуле, Сан-Хуане (Пуэрто-Рико), на фестивале в Вербье. Пресса отмечает идеальный дуэт солистов: «Их личные отношения отражаются на музыкальном общении, создавая атмосферу особой интимности. Полуулыбка, кивок – между ними всегда есть что-то большее, когда они подыгрывают друг другу и разделяют радость от музыки». Запись 2016 года, сделанная Цукерманом и Форсайт с Оркестром Канадского национального Центра искусства получила высочайшие оценки критики. Нынешнюю серию исполнений Концерта Брамса Пинхас Цукерман и Аманда Форсайт завершат в Лос-Анджелесе. 

    Пинхас Цукерман

    Один из самых востребованных музыкантов наших дней: скрипач, альтист, дирижер, педагог. 21 раз был номинантом премии «Грэмми» и дважды стал ее обладателем.

    Родился в 1948 году Тель-Авиве. В четыре года получил от отца первые уроки игры на кларнете, с восьми лет начал заниматься на скрипке. В 1962 году переехал в США, где поступил в Джульярдскую школу, в класс Ивана Галамяна. Спустя год впервые выступил в Нью-Йорке. В 1967 году стал лауреатом Международного конкурса Левентритта в Нью-Йорке, в 1969-м дебютировал в Европе как скрипач и альтист. 

    Дирижерскую карьеру начал в 1970 году за пультом Английского камерного оркестра. В 1980–1987 гг. возглавлял Камерный оркестр Сент-Пола, в 1991–1995 гг. – летний фестиваль Далласского симфонического оркестра, в 1996–1999 гг. – летний фестиваль Балтиморского симфонического оркестра, в 1998–2015 гг. – оркестр Канадского национального центра искусств в Оттаве (в настоящее время – почетный дирижер). С 2009 года – главный приглашенный дирижер Королевского филармонического оркестра (Лондон). 

    Как солист и дирижер выступает с оркестром Канадского национального центра искусств, симфоническими оркестрами Торонто, Индианаполиса, Питтсбурга, Колорадо, Лос-Анджелеса, Роттердамским филармоническим, оркестром Гюльбенкяна в Лиссабоне, Национальным оркестром Испании, оркестрами Северогерманского радио, Camerata Salzburg и Госоркестром России имени Е. Ф. Светланова, а также в составе «Цукерман-трио» (с виолончелисткой Амандой Форсайт и пианисткой Анжелой Ченг) и ансамблем Zukerman Chamber Players. Ежегодно дает свыше 100 концертов на всех пяти континентах. 

    Незаурядный педагог, Цукерман основал собственную образовательную программу в Манхэттенской школе музыки и уже 25 лет руководит ею. Он впервые использовал в своих занятиях технологии дистанционного обучения. Инициатор учебной программы для молодых исполнителей на струнных инструментах в Национальном центре искусств в Оттаве, где каждое лето проводит занятия и мастер-классы. Преподает также в Великобритании, Израиле, Китае и других странах. 

    В дискографии музыканта – более ста CD, среди которых выделяются записи с Даниэлем Баренбоймом, Жаклин Дюпре, Исааком Стерном и Ицхаком Перлманом. В 2005 году компания CBC выпустила комплект из 10 дисков The Concerto According to Pinchas, куда вошли скрипичные концерты Бруха, Чайковского, Бартока, Бетховена, Брамса, Берга, Элгара, Мендельсона, Сибелиуса. В 2016 году вышел в свет комплект из 22 CD c записями барочных, классических, романтических концертов и камерной музыки. 

    В сотрудничестве с кинорежиссером Кристофером Ньюпеном музыкант осуществил несколько концертных проектов в Линкольн-центре. Документальный фильм Нива Фишмана Crossing Bridges, посвященный поездке Цукермана и оркестра Национального центра искусств на Ближний Восток, удостоен «Золотой медали мира» на Нью-Йоркском фестивале 2001 года. Скрипка Пинхаса Цукермана звучит в саундтреках фильмов «Повелитель приливов» и «Интенсивная терапия». 

    Пинхас Цукерман – почетный доктор Брауновского университета в Провиденсе (США), университетов в Кингстоне и Калгари. Удостоен Национальной медали искусств США и приза Исаака Стерна «За артистическое мастерство в области классической музыки». Играет на скрипке работы Джузеппе Гварнери дель Джезу (1742), принадлежавшей некогда выдающемуся американскому скрипачу Сэмюэлу Душкину.


    Аманда Форсайт

    Канадская виолончелистка Аманда Форсайт достигла международного признания как солистка и камерный музыкант. Богатство и красота звука, замечательная техника и исключительная музыкальность – качества, которые привлекают критиков и слушателей всего мира. В ноябре 2012 года, после выступления с симфоническим оркестром Баварского радио в Мюнхене, пресса назвала ее «гением виолончели».

    Аманда Форсайт родилась в 1966 году в Южной Африке, в детстве переехала с семьей в Канаду. Играть на виолончели начала в три года. Училась у Уильяма Плита в Лондоне и у Харви Шапиро в Джульярдской школе в Нью-Йорке. 

    Артистка выступала и гастролировала с такими знаменитыми оркестрами, как Лондонский Королевский симфонический и Израильский филармонический, оркестры Радио Франс, Фонда Гюльбенкяна (Лиссабон), флорентийский Maggio Musicale, Английский камерный оркестр. 

    В США она играла с оркестрами Сан-Диего, Колорадо, Орегона, Далласа, в Канаде – с коллективами Ванкувера, Калгари, Монреаля, Grand Rapids Symphony (Оттава), в России – с «Виртуозами Москвы», оркестром Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева. 

    В 2014 году Аманда Форсайт дебютировала в Карнеги-холле, в том же году впервые гастролировала на своей родине – Южно-Африканской республике, исполнив, в числе других сочинений, написанный специально для нее Концерт для виолончели с оркестром Elektra Rising («Пробуждение Электры») своего отца Малькольма Форсайта. За последние три сезона она выступала в Бразилии, Перу, Эквадоре, Колумбии, Великобритании, Италии, Испании, Корее, Японии, Индии, Австралии, Канаде, США с оркестрами Сан-Карло в Неаполе, филармонии Кёнгидо в Корее, Израильским филармоническим, Лондонским Королевским филармоническим и многими другими коллективами. 

    Артистка – сооснователь Цукерман-трио и ансамбля Zukerman Chamber Players, в составе которых также активно концертирует по всему миру, участвует в престижных фестивалях в Эдинбурге, Вербье, Равинии, ВВС Proms, Миядзаки в Японии. Она играла для участников IV конференции нобелевских лауреатов в г. Петра (Иордания, 2008), принимала участие в благотворительных концертах в пользу жертв катастрофического землетрясения в Японии в 2011 году. 

    С 1999 по 2015 гг. Аманда Форсайт была концертмейстером группы виолончелей оркестра Национального центра искусств в Оттаве. 

    В дискографии артистки – записи на Sony Classics, Naxos, Altara, Fanfare, Marquis, Pro Arte и CBC. Среди наиболее известных ее записей – «Фореллен-квинтет» Шуберта с Ефимом Бронфманом (фортепиано) и Zukerman Chamber Players (Sony) и Двойной концерт Брамса со своим супругом Пинхасом Цукерманом и оркестром Национального центра искусств (Analekta Records). 

    В 1997 году виолончелистка стала обладательницей премии «Джуно» (канадский аналог «Грэмми») за запись Концерта М. Форсайта. 

    В 2002 г. артистка стала героиней программы “Amanda Rising: The Amanda Forsyth Story” на канадском телевидении. В 2007 г. она участвовала в записи саундтрека Уинтона Марсалиса к документальному фильму Кена Бёрна «Война», посвященного Второй мировой войне. 

    В наступившем сезоне Аманда Форсайт уже совершила туры по США с Цукерман-трио и Иерусалимским квартетом, выступила с оркестром Национального центра искусств в Оттаве (мировая премьера виолончельного концерта канадского композитора Марьяна Мозетича) и оркестром Фонда Гюльбенкяна в Лиссабоне. Впереди – новые концерты в составе Цукерман-трио в городах Европы и США, участие в фестивалях в Виргинии и Тэнглвуде (США), Миядзаки, Пальма-де Мальорке, выступления с оркестром Maggio Musicale под управлением Зубина Меты, симфоническими оркестрами Аделаиды и Бостона, с которыми виолончелистка исполнит мировую премьеру Двойного концерта израильского композитора Авнера Дормана. 

    Аманда Форсайт играет на виолончели Карло Джузеппе Тесторе (1699).

    Государственный академический симфонический оркестр России имени Е. Ф. Светланова

    В 2016 году Госоркестру России имени Е. Ф. Светланова, одному из старейших симфонических коллективов страны, исполнилось 80 лет. Первое выступление оркестра, прошедшее под управлением Александра Гаука и Эриха Клайбера, состоялось 5 октября 1936 года в Большом зале Московской консерватории.

    В разные годы Госоркестром руководили выдающиеся музыканты Александр Гаук (1936–1941), Натан Рахлин (1941–1945), Константин Иванов (1946–1965) и Евгений Светланов (1965–2000). В 2005 году коллективу было присвоено имя Е. Ф. Светланова. В 2000–2002 гг. оркестр возглавлял Василий Синайский, в 2002–2011 гг. – Марк Горенштейн. 24 октября 2011 года художественным руководителем коллектива назначен Владимир Юровский, всемирно известный дирижер, сотрудничающий с крупнейшими оперными театрами и симфоническими оркестрами мира. С сезона 2016/17 главный приглашенный дирижер Госоркестра – Василий Петренко.

    Концерты оркестра проходили на самых известных сценах мира, в том числе в Большом зале Московской консерватории, Концертном зале имени Чайковского, Большом театре России, Колонном зале Дома Союзов, Государственном Кремлевском дворце в Москве, Карнеги-холле в Нью-Йорке, Кеннеди-центре в Вашингтоне, Музикферайне в Вене, Альберт-холле в Лондоне, зале Плейель в Париже, Национальном оперном театре Колон в Буэнос-Айресе, Сантори-холле в Токио. В 2013 году оркестр впервые выступил на Красной площади в Москве.

    За пультом коллектива стояли Герман Абендрот, Эрнест Ансерме, Лео Блех, Андрей Борейко, Александр Ведерников, Валерий Гергиев, Николай Голованов, Курт Зандерлинг, Отто Клемперер, Кирилл Кондрашин, Лорин Маазель, Курт Мазур, Николай Малько, Ион Марин, Игорь Маркевич, Евгений Мравинский, Александр Лазарев, Шарль Мюнш, Гинтарас Ринкявичюс, Мстислав Ростропович, Саулюс Сондецкис, Игорь Стравинский, Арвид Янсонс, Шарль Дютуа, Геннадий Рождественский, Александр Сладковский, Леонард Слаткин, Юрий Темирканов, Михаил Юровский и другие выдающиеся дирижеры.

    С оркестром выступали певцы Ирина Архипова, Галина Вишневская, Сергей Лемешев, Елена Образцова, Мария Гулегина, Пласидо Доминго, Монсеррат Кабалье, Йонас Кауфман, Дмитрий Хворостовский, пианисты Эмиль Гилельс, Ван Клиберн, Генрих Нейгауз, Николай Петров, Святослав Рихтер, Мария Юдина, Валерий Афанасьев, Элисо Вирсаладзе, Евгений Кисин, Григорий Соколов, Алексей Любимов, Борис Березовский, Николай Луганский, Денис Мацуев, скрипачи Леонид Коган, Иегуди Менухин, Давид Ойстрах, Максим Венгеров, Виктор Пикайзен, Вадим Репин, Владимир Спиваков, Виктор Третьяков, альтист Юрий Башмет, виолончелисты Мстислав Ростропович, Наталия Гутман, Александр Князев, Александр Рудин.

    В последние годы список солистов, сотрудничающих с коллективом, пополнился именами певцов Динары Алиевой, Аиды Гарифуллиной, Вальтрауд Майер, Анны Нетребко, Хиблы Герзмавы, Александрины Пендачанской, Надежды Гулицкой, Екатерины Кичигиной, Ильдара Абдразакова, Дмитрия Корчака, Василия Ладюка, Рене Папе, пианистов Марка-Андре Амлена, Лейфа Ове Андснеса, Жак-Ива Тибоде, Мицуко Учиды, Рудольфа Бухбиндера, скрипачей Леонидаса Кавакоса, Патриции Копачинской, Юлии Фишер, Дэниела Хоупа, Николая Цнайдера, Сергея Крылова, Кристофа Барати, Юлиана Рахлина, Пинхаса Цукермана. Значительное внимание уделяется также совместной работе с молодыми музыкантами, среди которых дирижеры Димитрис Ботинис, Максим Емельянычев, Валентин Урюпин, Мариус Стравинский, Филипп Чижевский, пианисты Андрей Гугнин, Люка Дебарг, Филипп Копачевский, Ян Лисецкий, Дмитрий Маслеев, Александр Романовский, Никита Мндоянц, скрипачи Алена Баева, Айлен Притчин, Валерий Соколов, Павел Милюков, виолончелист Александр Рамм.

    Впервые побывав за рубежом в 1956 году, оркестр с тех пор представлял русское искусство в Австралии, Австрии, Бельгии, Гонконге, Дании, Италии, Канаде, Китае, Ливане, Мексике, Новой Зеландии, Польше, США, Таиланде, Франции, Чехословакии, Швейцарии, Южной Корее, Японии и многих других странах.

    Дискография коллектива насчитывает сотни грампластинок и CD, выпущенных ведущими фирмами России и зарубежья («Мелодия», «Бомба-Питер», Deutsche Grammophon, EMI Classics, BMG, Naxos, Chandos, Musikproduktion Dabringhaus und Grimm, Toccata Classics, Fancymusic и другие). Особое место в этом собрании занимает «Антология русской симфонической музыки», которая включает аудиозаписи сочинений русских композиторов от Глинки до Стравинского (дирижер Евгений Светланов). Записи концертов оркестра осуществлены телеканалами Mezzo, Medici, «Россия 1» и «Культура», радио «Орфей».

    В недавнем времени Госоркестр выступил на фестивалях в Графенегге (Австрия), Kissinger Sommer в Бад-Киссингене (Германия), Hong Kong Arts Festival в Гонконге, «Опера live», XIII и XIV Московском международном фестивале «Виртуозы гитары» в Москве, VIII Международном фестивале Дениса Мацуева в Перми, IV Международном фестивале искусств П. И. Чайковского в Клину; осуществил мировые премьеры сочинений Александра Вустина, Виктора Екимовского, Сергея Слонимского, Антона Батагова, Андрея Семёнова, Владимира Николаева, Олега Пайбердина, Ефрема Подгайца, Юрия Шерлинга, Бориса Филановского, Ольги Бочихиной, российские премьеры произведений Бетховена – Малера, Скрябина – Немтина, Орфа, Берио, Штокхаузена, Тавенера, Куртага, Адамса, Гризе, Мессиана, Сильвестрова, Щедрина, Тарнопольского, Геннадия Гладкова, Виктора Кисина; принял участие в XV Международном конкурсе имени Чайковского, I и II Международном конкурсе молодых пианистов Grand Piano Competition; семь раз представил ежегодный цикл просветительских концертов «Истории с оркестром»; четырежды участвовал в фестивале актуальной музыки «Другое пространство»; посетил города России, Австрии, Аргентины, Бразилии, Великобритании, Перу, Уругвая, Чили, Германии, Испании, Турции, Китая, Японии.

    С 2016 года Госоркестр реализует спецпроект по поддержке композиторского творчества, предполагающий тесное сотрудничество с современными российскими авторами. Первым в истории Госоркестра «композитором в резиденции» стал Александр Вустин.

    За выдающиеся творческие достижения коллектив с 1972 года носит почетное звание «академический»; в 1986 году награжден орденом Трудового Красного Знамени, в 2006, 2011 и 2017 гг. удостоен благодарности Президента Российской Федерации.

    Василий Петренко

    Василий Петренко родился в Ленинграде в 1976 году. Окончил Хоровое училище имени Глинки и Санкт-Петербургскую консерваторию. Участвовал в мастер-классах Юрия Темирканова, Мариса Янсонса, Ильи Мусина и Эсы-Пекки Салонена. В 1994–1997 и 2001–2004 гг. был дирижером Театра оперы и балета имени Мусоргского (Михайловский театр), в 1997–2001 гг. – театра «Зазеркалье». Лауреат Международного конкурса хоровых дирижеров имени Шостаковича в Санкт-Петербурге (1997, I премия), IV Международного конкурса дирижеров имени Прокофьева в Санкт-Петербурге (2003, II премия) и VI Международного конкурса дирижеров в Кадакесе, Испания (2002, Гран-при).

    В 2004–2007 гг. – главный дирижер Санкт-Петербургского государственного симфонического оркестра, в 2009–2013 гг. – главный дирижер Национального молодежного оркестра Великобритании. В настоящее время – главный дирижер Королевского филармонического оркестра Ливерпуля (с 2006 года; в 2013 году заключен бессрочный контракт), Филармонического оркестра Осло (с сезона 2013/14, контракт заканчивается в 2020 году), Молодежного оркестра Евросоюза (с 2015 года), главный приглашенный дирижер Госоркестра России имени Е. Ф. Светланова (с сезона 2016/17). В 2021 году возглавит Королевский филармонический оркестр в Лондоне.

    Василий Петренко дирижировал многими ведущими оркестрами России, стран Европы, Японии, Австралии, США. Участвовал в престижных фестивалях в Эдинбурге, Графенегге, Лондоне (BBC Proms), Аспене, Кливленде (Blossom Music Festival), Чикаго (Ravinia) и др.

    С 2004 года дирижер сотрудничает также с европейскими оперными театрами: Гамбургской оперой («Пиковая дама» Чайковского), нидерландской Reisopera («Виллисы» Пуччини, «Двое Фоскари» Верди, «Борис Годунов» Мусоргского), Парижской оперой («Евгений Онегин» Чайковского), Оперой Цюриха («Кармен» Бизе, «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича), Баварской государственной оперой («Борис Годунов» Мусоргского) и другими. В 2010 году дебютировал на Глайндборнском оперном фестивале («Макбет» Верди). В Михайловском театре (в 2011–2015 гг. – главный приглашенный дирижер) поставил оперы «Богема» Пуччини, «Кармен» Бизе, «Летучий голландец» Вагнера и «Евгений Онегин» Чайковского. С английскими оркестрами осуществил исполнения опер «Парсифаль» Верди, «Тоска» Пуччини, «Летучий голландец» Вагнера. Ближайшие творческие планы маэстро включают концертные исполнения оперы «Фальстаф» Верди с Королевским филармоническим оркестром Ливерпуля. В общей сложности в репертуаре дирижера – свыше 30 опер.

    В числе наиболее значительных ангажементов сезона 2018/19 – дебют в нью-йоркской Метрополитен-опере («Пиковая дама» Чайковского), дебют за пультом Симфонического оркестра Сиэтла, выступление на «Цинандали-фестивале» в Грузии с Израильским филармоническим оркестром, концерты с оркестром Баварской государственной оперы, Филармоническим оркестром Радио Нидерландов и Симфоническим оркестром Миннесоты, а также турне по Британии с Госоркестром России.

    Постоянно расширяется дискография дирижера. Среди его записей с Королевским филармоническим оркестром Ливерпуля – двойной альбом с редко звучащими операми «Скрипка Ротшильда» Флейшмана и «Игроки» Шостаковича; симфонические произведения Рахманинова (за Вторую и Третью симфонии маэстро был удостоен немецкой премии ECHO Klassik в 2012 году) и все его фортепианные концерты (солист – Симон Трпчески); концерты и все симфонии Чайковского (запись симфонии «Манфред» удостоена Gramophone Award в 2009 году) и многое другое. Осенью 2015 года на Naxos вышло полное собрание симфоний Шостаковича, снискавшее международное признание. В 2017 году его дополнили записи фортепианных концертов композитора.

    С Филармоническим оркестром Осло Петренко записал виолончельные концерты Шостаковича для Ondine (солист – Трульс Мёрк), Скрипичный концерт Шимановского для Orfeo (солистка – Байба Скриде); в 2015 году дирижер и оркестр приступили к записи всех симфоний Скрябина и симфонических поэм Рихарда Штрауса. Осенью 2016 года на Lawo

    Classics вышел альбом с записью музыки балета «Ромео и Джульетта» Прокофьева. Релизы 2017–2018 гг. включают произведения Элгара, Стравинского, Римского-Корсакова, Респиги и Бриттена, записанные с Королевским филармоническим оркестром Ливерпуля, симфонии Прокофьева (№№ 5–6) и сочинения Скрябина (Первая симфония, «Прометей») с Филармоническим оркестром Осло.

    В 2007 году Василий Петренко получил награду журнала Gramophone как «Лучший молодой артист года», в 2017-м ему вновь вручили эту премию – в категории «Артист года». В 2010 году был назван «Артистом года» на церемонии вручения премии Classical Brit Awards. Василий Петренко стал вторым в истории человеком, которому присудили почетную докторскую степень сразу два ливерпульских вуза – Ливерпульский университет и Ливерпульский университет Хоуп. Музыкант удостоен также звания Почетного члена Университета Джона Мура и звания «Почетный гражданин Ливерпуля».

    Другие концерты этого абонемента
    Концертный зал имени П. И. Чайковского
    23 сентября в 19:00
    Концертный зал имени П. И. Чайковского
    15 апреля в 19:00