В программе:
ВиельгорскийВариации для виолончели и струнного квартета Венявский«Московский сувенир» - фантазия на темы двух романсов БургмюллерТри ноктюрна для виолончели и гитары Вьетан«Русский сувенир» - фантазия для скрипки и струнного квартета, соч. 21 Гурилёв, Варламов, Кашин, ШашинаРомансы
«Русский романтизм.
Московские истоки».
«Крепостная интеллигенция
и европейский романтизм»
Если русский музыкальный классицизм екатерининского периода связан с Санкт-Петербургом и проектом Г. Потёмкина «Новой греческой цивилизации» на юге России и характерен приглашением выдающихся музыкантов из Европы, а александровский классицизм — исключительно со столицей империи и отождествляется с русским ампиром, с его обилием античных образов, то архаичная Москва вынашивала стиль, основанный на русских народных интонациях. В последствии этот стиль выкристализовался в русский национальный романтизм в гениальном творчестве М. И. Глинки.
Интересно проследить истоки русского музыкального романтизма. В конце XVIII — начале XIX веков начинает образовываться композиторская школа, интонационная основа которой составляет русская песенность. Истоки этой школы ярче всего проявились в Москве и её окрестных усадьбах. Достаточно назвать крепостные подмосковные театры. Их содержали князь Н. Юсупов в Архангельском, генерал С. Апраксин в Ольгове, граф И. Салтыков в Марфино, Н. Дурасов в Люблино, А. Закревская в Ивановском и т. д.
Усилиями поэта А. Сумарокова зазвучала опера на русском языке. Появляется крепостная интеллигенция из среды крепостного крестьянства, главном образом дворовых. Она внесла большой вклад в культуру России. Достаточно назвать архитекторов Я. Бухвостова, А. Воронихина, живописцев Ф. Рокотова, братьев Н. и Я. Аргуновых, В. Тропинина, О. Кипренского, Т. Шевченко, музыкантов М. Матинского, И. Хандошкина, С. Дегтярёва, Л. и А. Гурилёвых, Д. Кашина, актеров П. Мочалова и М. Щепкина.
Ансамбль «Солисты барокко» в своей новой программе попытался выявить взаимовлияние русской крепостной и европейской культур периода раннего романтизма и обратить внимание слушателя на глубокую интонационную связь произведений композиторов Европы, живших и гастролировавших в России, с мелосом и культурой, рождённой представителями русской крепостной интеллигенции.