Портреты композиторов. Моисей (Мечислав) Вайнберг, Анатолий Лепин : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

    Портреты композиторов.
    Моисей (Мечислав) Вайнберг,
    Анатолий Лепин

    21 ноября 2019

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Российский государственный симфонический оркестр кинематографии
    Сергей Скрипка, дирижёр
    Нонна Гришаева

    Никита Романенко 

    Александр Ильин

    Дарья Январина

    Александр Казьмин

    Детская музыкально-хоровая школа «Пионерия» имени Г. А. Струве

    Ведут концерт Сергей Шустицкий
    и режиссер концерта Сергей Капков 

    Режиссер видеомонтажа – Екатерина Кудина

    В программе:

    Моисей (Мечислав) Вайнберг
    (К 100-летию со дня рождения) 

    Музыка к фильмам: «Летят журавли», «Укротительница тигров», «Медовый месяц», «Шофёр поневоле», «Тегеран-43», «Каникулы Бонифация», «Винни-Пух», «Необыкновенный город», «Последний дюйм», «Афоня», «Как Иванушка-дурачок за чудом ходил», «Фокусник»

    Анатолий Лепин
    (80 лет с начала творческой деятельности в кино) 

    Музыка к фильмам: «Карнавальная ночь», «Девушка без адреса», «Мы с вами где-то встречались», «Дайте жалобную книгу», «Солдат Иван Бровкин», «Здравствуй, Москва!», «Приключения Буратино», «Деревенский детектив», «Приключения Толи Клюквина», «Фантазеры», «О Москве и москвичах»

    12+

    Абонемент №31:

    Живая музыка экрана

    Российский государственный симфонический оркестр кинематографии

    Коллектив ведет свою историю со времен «великого немого», когда в сентябре 1924 года в московском кинотеатре «Арс» на Тверской место перед экраном занял не пианист-тапер, а оркестр. Музыкальное сопровождение фильмов имело успех у зрителей, и вскоре коллектив, которым руководил композитор и дирижер Давид Блок, стал играть и в других кинозалах. Отныне и навсегда судьба оркестра была связана с кинематографом. В 1938 году оркестр, до этого момента не имевший постоянного состава, был приписан к студии «Союздетфильм». В 1943 году оркестр и хор «Союздетфильма» были выделены в самостоятельную единицу, коллектив получил статус государственного.

    Оркестр внес свою лепту в создание лучших фильмов довоенного и военного времени выдающихся режиссеров Сергея Эйзенштейна, Всеволода Пудовкина, Григория Александрова, Григория Козинцева, Ивана Пырьева. Во время войны был эвакуирован в Среднюю Азию, продолжая непрерывно работать практически над всеми отечественными фильмами и фронтовой хроникой. 1944 год ознаменовался двумя историческими событиями: оркестр принял участие в записи музыки Сергея Прокофьева к фильму «Иван Грозный» Сергея Эйзенштейна и дал концерт к своему двадцатилетию в Колонном зале Дома Союзов, который открывала только что записанная музыка Дмитрия Шостаковича к фильму «Зоя» Лео Арнштама. 

    В послевоенные десятилетия оркестр записывает музыку ко множеству фильмов, среди которых «Баллада о солдате» Григория Чухрая с музыкой Михаила Зива, «Война и мир» Сергея Бондарчука с музыкой Вячеслава Овчинникова, «Операция “Ы” и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука», «Двенадцать стульев», «Иван Васильевич меняет профессию» Леонида Гайдая с музыкой Александра Зацепина, «Тот самый Мюнхгаузен» Марка Захарова (музыка Алексея Рыбникова), «Мэри Поппинс, до свидания!» Леонида Квинихидзе (музыка Максима Дунаевского), «Место встречи изменить нельзя» Станислава Говорухина (музыка Евгения Геворгяна), «Москва слезам не верит» Владимира Меньшова (музыка Сергея Никитина), «Покровские ворота» Михаила Козакова (музыка Георгия Гараняна) и многие другие. 

    В 1993 году оркестр возглавил Сергей Скрипка, сумевший сохранить коллектив и поддержать его высокий исполнительский уровень. В числе работ оркестра последних лет – запись музыки Эдуарда Артемьева, Юрия Красавина, Артема Васильева, Анджело Бадаламенти и других композиторов к фильмам и сериалам «Солнечный удар» Никиты Михалкова, «Щелкунчик и Крысиный король», «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» Андрея Кончаловского, «Ликвидация», «Тихий Дон» и «Жизнь и судьба» Сергея Урсуляка, «Брестская крепость» и «Спитак» Александра Котта, «Достоевский», «Бесы» и «Меморандум Парвуса» Владимира Хотиненко, “Weekend” и «Конец прекрасной эпохи» Станислава Говорухина, «Время первых» Дмитрия Киселёва, «Легенда № 17» и «Экипаж» Николая Лебедева, «Сталинград» Фёдора Бондарчука, «Хождение по мукам» Константина Худякова, «Дух Соноры» (по рок-опере «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты») и «Литургия оглашенных» Алексея Рыбникова, «Медный всадник России» Василия Ливанова, «Собибор» Константина Хабенского и многим другим. 

    С оркестром сотрудничали лучшие отечественные композиторы – Исаак Дунаевский, Сергей Прокофьев, Дмитрий Шостакович, Георгий Свиридов, Эдисон Денисов, Альфред Шнитке, София Губайдулина, Андрей Петров, Родион Щедрин, Андрей Эшпай, Гия Канчели, Эдуард Артемьев, Геннадий Гладков, Владимир Дашкевич, Евгений Дога и другие. В разные годы за его пультом стояли Давид Блок, Александр Гаук, Василий Небольсин, Григорий Гамбург, Николай Аносов, Арий Пазовский, Николай Голованов, Геннадий Рождественский, Евгений Светланов, Марк Эрмлер, Газиз Дугашев, Вероника Дударова, Юрий Силантьев, Арнольд Ройтман, Эмин Хачатурян, Юрий Николаевский, Владимир Васильев, Мартин Нерсесян, Давид Штильман, Константин Кримец, Николай Соколов. С коллективом выступали Давид Ойстрах, Эмиль Гилельс, Иван Козловский, Мстислав Ростропович, Галина Вишневская, Борис Гмыря, Владимир Крайнев, Даниил Шафран, Александр Слободяник, Михаил Плетнёв, Дмитрий Хворостовский. 

    Оркестр – один из самых мобильных российских коллективов, способных играть в любых больших и малых составах, трансформироваться в эстрадный и джазовый ансамбль, совмещать концертную деятельность со студийной работой. Постоянно участвует в абонементах Московской филармонии, лучшими среди которых стали «Живая музыка экрана» на сцене Концертного зала имени Чайковского и «Кино без границ» в зале «Филармония-2». Свыше двух десятков лет сотрудничал с выдающимся лектором-музыковедом Светланой Виноградовой. Участник музыкальных фестивалей «Декабрьские вечера Святослава Рихтера», «Музыка друзей», «Московская осень», «Славянский базар», Фестиваль российской культуры в Индии, крупных телевизионных концертных проектов, среди которых «Призрак оперы» на Первом канале и «Большая опера» на телеканале «Культура». В 2013 году оркестр удостоен Гранта Правительства России.

    Сергей Скрипка

    Бòльшая часть творческой жизни Сергея Скрипки связана с Российским государственным симфоническим оркестром кинематографии. Он начал сотрудничать с этим коллективом в 1977 году, будучи студентом Московской консерватории в классе профессора Лео Гинзбурга, с 1993 года – художественный руководитель и главный дирижер оркестра. Под руководством Сергея Скрипки Оркестр кинематографии озвучил большинство отечественных кинолент, а также ряд зарубежных фильмов. За это время маэстро обрел уважение коллег, а его творчество стало неотъемлемой частью отечественного кинематографа.

    Творческая дружба связывает музыканта с известными мастерами кино. Неоднократно на сцену с маэстро и его оркестром выходили выдающиеся режиссеры Эльдар Рязанов, Никита Михалков, Сергей Соловьёв, Пётр Тодоровский, знаменитые артисты, композиторы, сценаристы. Слушателям запомнились яркие программы, посвященные юбилеям Геннадия Гладкова, Эдуарда Артемьева, Александра Зацепина, Алексея Рыбникова, Владимира Дашкевича, Полада Бюльбюль-оглы, Максима Дунаевского, вечера памяти Тихона Хренникова, Андрея Петрова, Исаака Шварца, Евгения Птичкина, Оскара Фельцмана, Микаэла Таривердиева, Никиты Богословского, Кирилла Молчанова, Георгия Гараняна, Ролана Быкова. С 2006 года Сергей Скрипка и оркестр кинематографии осуществляют в Московской филармонии уникальный проект – персональный абонемент «Живая музыка экрана». 

    Сергей Скрипка сотрудничал со многими российскими коллективами, гастролировал в России и за рубежом. Выступал и записывался с известными солистами – Михаилом Плетнёвым, Дмитрием Хворостовским, Сергеем Судзиловским, Александром Ведерниковым, Любовью Казарновской, Алексеем Любимовым, Андреем Диевым, Родионом Замуруевым, Александром Гиндиным, Алексеем Набиулиным, Алёной Баевой, Гайком Казазяном, Никитой Борисоглебским и другими. С 1975 года руководит Жуковским симфоническим оркестром. В течение 27 лет был профессором кафедры оркестрового дирижирования РАМ имени Гнесиных. 

    В репертуаре дирижера – произведения разных эпох и жанров: от барокко до новейшей музыки, от высокой классики до лучших образцов эстрады. Впервые в России маэстро исполнил ораторию «Страсти по Марку» Рейнхарда Кайзера, а также осуществил первые записи на CD ряда произведений Глиэра, Мосолова, Шебалина, Денисова. В 2018 году Сергей Скрипка провел мировую премьеру реквиема «Девять шагов к преображению» Эдуарда Артемьева. Постоянный участник жюри кинофестивалей и музыкальных конкурсов. Входит в состав двух российских киноакадемий – «НИКА» и «Золотой орёл», член Союза кинематографистов России. Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (1993), Народный артист Российской Федерации (1998), Почётный гражданин города Жуковского (2004), лауреат премии Правительства России в области культуры (2010), награжден Орденом Почета (2016).

    Нонна Гришаева

    Нонна Гришаева – российская актриса театра, кино и телевидения, телеведущая, певица, педагог. Заслуженная артистка Российской Федерации.

    Родилась в 1971 году в Одессе. В 1976 году сыграла свою первую роль в кино (в фильме «Фотографии на стене»), в 1981 году – свою первую главную роль в Одесском академическом театре музыкальной комедии. В детские годы обучалась в балетной школе и музыкальной школе по классу фортепиано. 

    В 1994 году окончила Высшее театральное училище имени Б. В. Щукина (курс Владимира Иванова) и была принята в труппу Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова. В последующие годы играла также в спектаклях «Квартета И», Государственного театра киноактера, Театра Роста и многих других, исполняла ведущие роли в мюзиклах «Иствикские ведьмы», «Зорро», «Зубастая няня», «Варшавская мелодия», «Обыкновенное чудо» и др.

    В фильмографии актрисы – более 40 киноработ в фильмах и сериалах, среди которых «День выборов», «День радио», «Первый удар», «О чем говорят мужчины», «Zолушка», «Мужчина с гарантией», «Тот еще Карлсон», «All inclusive, или Всё включено», «Следствие любви», «Непридуманная жизнь» и многие другие. В телевизионном портфолио – более 60 проектов, включая конкурсы, юмористические программы, игровые, развлекательные, музыкальные шоу и многое другое. В числе наиболее известных – «Большая разница», «Две звезды», «Один в один», «Повтори», «Нонна, давай!».

    Нонна Гришаева – лауреат конкурса актерской песни имени Андрея Миронова, победитель телепроектов «Две звезды-3» и «Три аккорда», лауреат международного конкурса «Петербургский ангажемент», лауреат театральной премии МК «За лучший женский тандем» (за роль Денизы в спектакле «Мадемуазель Нитуш»), премии «Золотой орел» в номинации «Лучшая женская роль на телевидении» (за роль в сериале «Папины дочки»), народной премии «Телезвезда» в номинации «Любимая актриса» (за роль в сериале «Папины дочки»), премии зрительских симпатий «Звезда театрала», премии «Жорж» в номинации «Лучшая российская актриса», Первой театральной премии «Хрустальная Турандот» в номинации «За честь, достоинство и служение зрителю» (2022).

    В 2019 году удостоена медали ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени «за большой вклад в развитие отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность».

    С 2014 года – художественный руководитель Московского областного театра юного зрителя (ныне Московский государственный театр Роста в Царицыно). С 2019 года – художественный руководитель актерского курса на факультете эстрады ГИТИСа. 

    С 2011 года сотрудничает с Московской филармонией, дебютировала в цикле программ «Сказки с оркестром» со сказкой Памелы Трэверс «Мэри Поппинс».