В продаже абонемент Musica sacra nova
Руководители
академии
—
Уильям Кристи
и Пол Агню
Постановщики:
Софи Данеман
и Пол Агню
Первая часть «Тайна музыки». М. Локк, О. Гиббонс, Г. Ф. Гендель,
Г. Пёрселл, Т. Томкинс, Т. А. Арн
Вторая часть» Ночь веселья». Г. Ф. Гендель, Г. Пёрселл, Дж. Уорд,
Дж. Доуленд, О. Гиббонс
Фрагменты из опер, ораторий, од, сборников песен, мадригалы
Абонемент №3:
Вершины мастерства. Барокко. Часть вторая
Les Arts Florissants получает финансовую поддержку Министерства культуры и коммуникаций, Департамента Вандея и региона Пеи-де-ла-Луар
Ансамбль является резидентом Парижской филармонии с 2015 года
Главные спонсоры: The Selz Foundation, American Friends of Les Arts Florissants, Crédit Agricole Corporate & Investment Bank
Les Arts Florissants – один из наиболее известных в мире коллективов, исполняющих музыку эпохи барокко на исторических инструментах. Ансамбль, основанный в 1979 году клавесинистом и дирижером Уильямом Кристи, получил свое имя по названию оперы Марк-Антуана Шарпантье «Цветущие искусства» (Les Arts Florissants). С 2007 года с коллективом постоянно сотрудничает дирижер Пол Эгнью, с 2019 года – один из двух музыкальных руководителей ансамбля. Главная заслуга Les Arts Florissants – возрождение интереса к французской музыке XVII–XVIII веков, долгое время пребывавшей в забвении. Многие рукописи Уильям Кристи и музыканты коллектива обнаружили в Национальной библиотеке Франции, благодаря чему сегодня этот репертуар широко представлен на мировой сцене.
С 1987 года – времени постановки оперы «Атис» Люлли в парижской Опера Комик (спектакль возобновлен в 2011 году) – ансамбль сотрудничает с ведущими театрами и фестивалями Европы. При участии коллектива проходят постановки опер и ораторий Рамо, Шарпантье, Люлли, Генделя, Пёрселла, Моцарта, Монтеверди, а также таких раритетов, как «Святой Алексий» Стефано Ланди, «Тит» Антонио Чести, «Венецианские празднества» Андре Кампра и «Цампа» Фердинана Герольда. В концертном исполнении Les Arts Florissants представили оперы и оратории «Зороастр», «Анакреонт» и «Празднества Гебы» Рамо, «Актеон» и «Сошествие Орфея в ад» Шарпантье, «Идоменей» Кампра и «Идоменей» Моцарта, «Иеффай» Монтеклера, «Орфей» Росси, «Юлий Цезарь в Египте», «Мессия», «Феодора», «Сусанна», «Иеффай» и «Валтасар» Генделя. На счету ансамбля также театрализованные исполнения мадригалов Монтеверди и Джезуальдо, гимнов Пёрселла, мотетов Рамо, Мондонвиля, Кампра, Люлли, Шарпантье.
Ансамбль сотрудничал со знаменитыми режиссерами и хореографами, среди которых Жан-Мари Виллежье, Роберт Карсен, Эдриан Ноубл, Андрей Щербан, Люк Бонди, Дебора Уорнер, Грэм Вик, Жером Дешам, Маша Макеефф, Беатрис Массен, Ана Йепес, Иржи Килиан, Бьянка Ли, Триша Браун, Робин Орлин, Жозе Монтальво и Доминик Эрвье.
Ежегодно в расписании коллектива – около ста выступлений во Франции: в Парижской филармонии (с 2015 года ставшей резиденцией ансамбля), Опера Комик, Театре Елисейских Полей, Версальском дворце, театре Кана и на многих известных фестивалях. Коллектив постоянно выступает за рубежом – в Нью-Йорке, Лондоне, Брюсселе, Вене, Мадриде, Барселоне, Москве, Токио и других крупнейших культурных центрах. В обширной дискографии Les Arts Florissants – около 100 CD и DVD.
В последние годы ансамбль уделяет особенное внимание образовательным программам для молодых музыкантов. Основанная в 2002 году вокальная академия Le Jardin des Voix («Сад голосов») дала путевку в жизнь многим известным артистам. Более десяти лет существует также программа Arts Flo Juniors, в рамках которой студенты музыкальных вузов наравне с солистами коллектива участвуют в оперных постановках с первого дня репетиций до финального представления. С 2007 года ансамбль сотрудничает с Джульярдской школой в Нью-Йорке.
В 2012 году Уильям Кристи и ансамбль Les Arts Florissants при поддержке Совета департамента Вандея организовали фестиваль «В садах Уильяма Кристи» в Тире. Концерты и «музыкальные променады» фестиваля проходят в садах, разбитых Уильямом Кристи, и объединяют артистов Les Arts Florissants, студентов Джульярдской школы и финалистов академии Le Jardin des Voix. С 2017 года ансамбль также проводит в Тире весенний фестиваль под руководством Пола Эгнью.
В сезоне 2021/22 в программах ансамбля – ранние кантаты, «Магнификат» и «Страсти по Иоанну» И. С. Баха, мадригалы Джезуальдо и Шютца, Реквием Кампра, «Парижские симфонии» Гайдна, а также европейские турне с кантатой «Аминта и Филлида», ораторией «Радостный, Задумчивый и Умеренный» и оперой «Партенопа» Генделя (полусценическая версия).
Финансовую поддержку ансамблю оказывают Министерство культуры Франции, Управление по делам культуры региона Пеи-де-ла-Луар (DRAC), Совет департамента Вандея и региона Пеи-де-ла-Луар. Основные спонсоры коллектива – Общество американских друзей Les Arts Florissants и Selz Foundation. Спонсор сезона 2021/22 – Алина Фориэль-Дестезе.
Академия молодых певцов Le Jardin des Voix («Сад голосов») основана в 2002 году по инициативе Уильяма Кристи и музыкантов ансамбля Les Arts Florissants. За прошедшие годы ее участниками стали более 50 исполнителей из 16 стран мира. С 2005 года академия проходит в формате биеннале; она включает три недели интенсивных занятий и масштабный тур, где молодые певцы получают возможность выступить с ансамблем Les Arts Florissants в лучших концертных залах и оперных театрах стран Европы и США. Многие вокалисты, прошедшие через «Сад голосов», впоследствии вошли в состав Les Arts Florissants или стали всемирно известны как солисты: Соня Йончева (сопрано), Леа Десандр (меццо-сопрано), Бенедетта Мадзукато (контральто), Марк Мойон (баритон), Хуан Санчо (тенор), Кристоф Дюмо (контратенор), Хавьер Сабата (контратенор) и другие. Руководители академии – Уильям Кристи и Пол Эгнью.
Итогами восьми прошедших сессий академии становились театрализованные тематические программы; некоторые из них были представлены в абонементах Московской филармонии на сцене Концертного зала имени П. И. Чайковского – «Английский сад», «Итальянский сад», «Сад господина Рамо». Девятая сессия, приуроченная к 40-летию ансамбля Les Arts Florissants, – новый этап в жизни «Сада голосов»: впервые в истории академии ставится полноценная опера – «Мнимая садовница» Моцарта. Как подчеркивают Уильям Кристи и Пол Эгнью, она выбрана по двум причинам – Моцарту на момент ее создания было 18 лет, еще меньше, чем молодым участникам академии; а полуконцертная версия Софи Данеман впервые была представлена в августе 2019 года на открытии фестиваля «В садах Уильяма Кристи», что идеально сочетается с названием и сюжетом оперы.
Уильям Кристи – клавесинист, дирижер, музыковед, педагог, создатель и руководитель ансамбля Les Arts Florissants («Цветущие искусства»), одного из мировых лидеров в области исторически информированного исполнительства.
Кристи родился в 1944 году в Буффало (США). Учился в Гарвардском и Йельском университетах. С 1971 года живет во Франции. Поворотным пунктом в его карьере стал 1979 год, когда он основал ансамбль Les Arts Florissants. Деятельность Кристи во главе коллектива привела к возрождению интереса к барочной музыке во Франции – в особенности к французской музыке XVII–XVIII веков, многие страницы которой вновь открыл именно Кристи. В его репертуаре – оперы, мотеты, придворная музыка Люлли, Шарпантье, Рамо, Куперена, Мондонвиля, Кампра, Монтеклера, Ламбера, Мулинье. Широкое признание публики пришло к дирижеру в 1987 году после постановки оперы «Атис» Люлли в парижской Опера Комик, с которой Les Arts Florissants впоследствии объехали весь мир.
Кристи плодотворно сотрудничает с крупными оперными режиссерами, среди которых Жан-Мари Виллежье, Жорж Лавелли, Эдриан Ноубл, Андрей Щербан, Люк Бонди и др. Под руководством Кристи были поставлены оперы «Галантные Индии», «Ипполит и Арисия», «Бореады», «Паладины» Рамо, «Медея» Шарпантье, «Король Артур» и «Дидона и Эней» Пёрселла, «Волшебная флейта», «Похищение из сераля», «Так поступают все женщины», «Свадьба Фигаро» Моцарта, оперы и оратории «Орландо», «Ацис и Галатея», «Семела», «Альцина», «Роделинда», «Ксеркс», «Геркулес» Генделя, а также многие другие. В 2007 году Кристи и Les Arts Florissants начали сотрудничество с Королевским театром Мадрида, где в течение нескольких сезонов были представлены все оперы Монтеверди.
Уильям Кристи регулярно участвует в крупнейших оперных фестивалях в Экс-ан-Провансе, Глайндборне, Зальцбурге и других. В Экс-ан-Провансе с участием Кристи шли оперы «Кастор и Поллукс» Рамо, «Королева фей» Пёрселла, «Волшебная флейта» Моцарта, «Орландо» Генделя, «Возвращение Улисса на родину» Монтеверди, «Геркулес» Генделя. В Глайндборне под управлением маэстро были поставлены оратория «Теодора», оперы «Роделинда» и «Юлий Цезарь в Египте» Генделя, в Зальцбурге – «Коронация Поппеи» Монтеверди. Кристи сотрудничает также с Цюрихской оперой, Парижской национальной оперой, Венской государственной оперой, Национальной оперой Лиона, театром Метрополитен-опера в Нью-Йорке и др.
Кристи записал свыше 100 дисков, выпущенных фирмами harmonia mundi, Warner Classics/Erato и другими. Многие из них удостоены авторитетных международных наград. В обширной дискографии дирижера и ансамбля, наряду с музыкой французского барокко, представлены сочинения Пёрселла, Генделя, Порпоры, Хассе, Моцарта, Гайдна. Среди последних записей маэстро – оперы «Платея» Рамо, «Орфей» и «Коронация Поппеи» Монтеверди, «Рождественская оратория» Шарпантье, Месса си минор И. С. Баха, третий том цикла "Airs sérieux et à boire", а также сонаты для скрипки и клавесина Леклера и Сенайе (скрипка – Теотим Ланглуа де Сварт).
Кристи – всемирно признанный педагог, воспитавший несколько поколений певцов и инструменталистов. Многие из музыкальных руководителей известных ныне барочных ансамблей начинали свою карьеру в ансамбле под его руководством – Марк Минковски, Эмманюэль Аим, Жоэль Сююбьет, Эрве Нике, Кристоф Руссе, а также Пол Эгнью, с 2019 года разделивший с Кристи руководство Les Arts Florissants. В 1982–1995 гг. Кристи был профессором Парижской консерватории, где вел класс старинной музыки. В 2002-м основал в Кане Академию молодых певцов Le Jardin des Voix («Сад голосов»). C 2007 года – приглашенный преподаватель Джульярдской школы в Нью-Йорке, где дважды в год проводит мастер-классы с участием солистов Les Arts Florissants.
В 1995 году Уильям Кристи получил французское гражданство. Командор ордена Почетного легиона, кавалер ордена Искусств и литературы Франции. В 2004 году удостоен приза Лилиан Бетанкур по хоровому пению, присуждаемого Академией изящных искусств, а спустя год – приза Ассоциации Жоржа Помпиду. В ноябре 2008 года Кристи был избран в Академию изящных искусств, в январе 2010-го официально принят в члены Института Франции.
Натали
Перез получила вокальное образование в Гилдхоллской школе музыки и театра в Лондоне у Джона Эванса. Дважды
была удостоена Первой премии на престижном Международном конкурсе в Рейнсбергском дворце
(Германия), в котором ежегодно принимают участие около 450 молодых певцов со
всего мира.
После окончания обучения Натали стала артисткой Оперной студии при ансамбле OperaFuoco (художественный руководитель — Дэвид Стерн), специализирующемся на постановках опер разных эпох. Также она сотрудничает с оперными компаниями HampsteadGardenOpera и BritishYouthOpera, ансамблем исторических инструментов FuocoeCenere, оркестрами Бель Арте, LesMusiciensd’Europe и Helios, симфоническими оркестрами Гонконга и Гуанджоу. Выступает в Театре Магдебурга, на Баховском фестивале в Лейпциге и Фестивале барочной музыки в Шанхае.
В оперном репертуаре певицы музыка разных эпох, в том числе редко исполняемые и новые сочинения. Она исполняла партии Эвридики в опере «Орфей» К. Монтеверди и Первой нимфы в «Эвридике» Я. Пери, Деспины в «Так поступают все» и Мадмуазель Зильберкланг в «Директоре театра» В. А. Моцарта, Тонины в опере «Сначала музыка, а потом слова» А. Сальери, Киссео в «Занаиде» И. К. Баха, Софии в «Синьоре Брускино» Дж. Россини, Миртиллы в опере «Новомодный любовник Дамон, или Сатиры в Аркадии» Г. Ф. Телемана, Фиореллы в «Разбойниках» Ж. Оффенбаха. Также она спела партию Девушки в солдатской форме в опере «Император Атлантиды» Виктора Ульмана с ансамблем ArsNova под управлением Филиппа Наона в театрах Опера Реймса, Опера Масси и Théâtre de l'Athénée (постановка Луиз Моати) и Деспины в новой опере Николя Бакри «CosiFanciulli» на либретто знаменитого французского писателя Э.-Э. Шмитта с OperaFuoco под управлением Дэвида Стерна (Театр Елисейских Полей).
Концертный репертуар Натали Перез простирается от мотетов А. Вивальди и Реквиема В. А. Моцарта до Восьмой симфонии Г. Малера. Натали также много исполняет камерную музыку. Принимала участие в мастер-классах известных европейских педагогов: Пола Агню, Анне Софи фон Оттер, Ангелики Кирхшлагер, Жан-Поля Фушекура, Энн Мюррей, Пегги Бувере, Элли Амелинг, Барбары Финк, Роберта Холла, Андреаса Шмидта, Тобиаса Трунигера, Хельмута Дойча, Джулиуса Дрейка, Рудольфа Янсена и Роджера Виньоля. Выступала с сольными концертами в Германии, Австрии и Великобритании. В рамках концертных серий знаменитого британского пианиста Грэма Джонсона исполнила вокальный цикл Ф. Пуленка «Тот день, та ночь».
Недавно Натали получила приглашение принять участие в Академии молодых певцов Le Jardin Des Voix («Сад голосов») — проекте ансамбля Les Arts Florissants под управлением У. Кристи, который предлагает молодым солистам глубокое и всестороннее изучение вокального репертуара XVII и XVIII веков.
Джеймс Уэй обучался на музыкальном факультете Королевского колледжа Лондона и в Высшей школе музыки и драмы Гилдхолл (класс Сьюзен Уотерс). Был стипендиатом Программы Бриттена – Пирса для молодых исполнителей, участником вокальной академии Jardin des Voix ансамбля Les Arts Florissants и программы «Восходящие звезды» Оркестра эпохи Просвещения. Также ему была присуждена Независимая стипендия для оперных певцов. Кроме того, Джеймс Уэй прошел отбор на первую программу для молодых исполнителей Equilibrium Барбары Ханниган. В 2017 году завоевал II премию на международном конкурсе «Премия Кэтлин Ферриер» в Лондоне.
Репертуар певца охватывает музыку всех эпох и жанров – от барокко до наших дней. Он выступает с Симфоническим оркестром Би-би-си, Симфоническим оркестром Бирмингема, лондонским оркестром «Филармония», Мюнхенским филармоническим оркестром, Симфоническим оркестром Шведского радио, Национальным симфоническим оркестром радио Ирландии (RTÉ, Дублин), Камерным оркестром Парижа. В частности с Симфоническим оркестром Би-би-си Джеймс Уэй исполнял произведение Росса Харриса «Лицо» (европейская премьера), вокальный цикл «Летние ночи» Берлиоза, сочинения Лили Буланже и «Серенаду под музыку» Воан-Уильямса (на закрытии фестиваля BBC Proms).
Особое место в репертуаре певца занимает музыка эпохи барокко. Он сотрудничал с ведущими европейскими ансамблями старинной музыки. Участвовал в исполнении ораторий Генделя «Триумф времени и разочарования» (партия Времени) с Фрайбургским барочным оркестром под управлением Рене Якобса, «Самсон» (заглавная партия) с ансамблем Dunedin Consort под управлением Джона Батта, «Мессия» с Фрайбургским барочным оркестром под управлением Тревора Пиннока и с ансамблем Les Arts Florissants под управлением Уильяма Кристи, а также «Вечерни Пресвятой Богородицы» Монтеверди с ансамблем English Concert под управлением Лоуренса Каммингса на фестивале «Гарсингтонская опера», оперы «Ацис и Галатея» Генделя (Ацис) с ансамблем Les Arts Florissants.
В числе наиболее значительных театральных событий в карьере певца – дебюты в Берлинской государственной опере («Король Артур» Пёрселла) и Королевском Фестивал-холле в Лондоне («Борис Годунов» Мусоргского, партия Юродивого), партия Лечмира в («Оуэн Уингрейв» Бриттена) в Опере Грейндж-Парк, «Похождения повесы» Стравинского (Селлем) в ходе мирового турне постановки под управлением Барбары Ханниган, «Триумф времени и разочарования» Генделя (Время) на сцене Национальной оперы Монпелье, «Уроки любви и насилия» Джорджа Бенджамина (Молодой король) в санкт-петербургском Мариинском театре, «Оуэн Уингрейв» (Певец) на международных фестивалях в Олдборо и Эдинбурге, «Серебряная береза» Роксанны Пануфник (Дэви) на фестивале «Гарсингтонская опера». В ближайшем будущем Джеймсу предстоит дебют в Цюрихской опере.
Уэй выступал с «Академией св. Мартина в полях» («Мессия» Генделя), Копенгагенским филармоническим оркестром и Шотландским симфоническим оркестром Би-би-си («Пульчинелла» Стравинского), солировал в оратории «Соломон» и «Гимне для подкидышей» Генделя с ансамблем English Concert под управлением Гарри Биккета.
Среди предстоящих ангажементов – «Мессия» с хором и оркестром «Общество Генделя и Гайдна» (Бостон) под управлением Гарри Кристоферса, «Пульчинелла» Стравинского с Миланским симфоническим оркестром под управлением Альпеша Чаухана, а также европейские гастроли с одой Генделя L'Allegro, il Penseroso ed il Moderato с ансамблем Les Arts Florissants под управлением Уильяма Кристи.
В концертных программах Уэй исполнял «Итальянскую книгу песен» Вольфа с пианистом Кристофером Глинном и другими солистами на фестивале в Ламмермуре, в Георгиевском зале Ливерпуля, Церкви Св. Георгия в Бристоле и Уигмор-холле в Лондоне.
Принимал участие в фестивале Oxford Lieder, Лондонском песенном фестивале, фестивалях в Мерилебон в Западном Лондоне, Ньюбери (с Шуберт-ансамблем) и других.
Запись оперы «Король Артур» Пёрселла (2019) с участием Джеймса Уэя и ансамбля Gabrieli Consort стала альбомом года в категории «Опера», по версии журнала BBC Music Magazine.