Прокофьев. «Египетские ночи». Шостакович. «Гамлет» : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

    Прокофьев. «Египетские ночи». Шостакович. «Гамлет»

    4 июня 2016

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Государственный академический
    симфонический оркестр России
    имени Е. Ф. Светланова
    Владимир Юровский, дирижёр
    Чулпан Хаматова (художественное слово)
    Максим Суханов (художественное слово)
    Михаил Левитин (художественное слово)
    Надежда Гулицкая (сопрано)
    Любовь Петрова (сопрано)
    Андрей Бреус (баритон)

    Алексей Шулин (художественное слово)

    Камерный хор Московской консерватории

    В программе:
    Прокофьев
    (125 лет со дня рождения)
    «Египетские ночи»,
    музыка к спектаклю Московского камерного театра (режиссёр Александр Таиров)
    Шостакович
    (к 110-летию со дня рождения)
    «Гамлет», музыка к спектаклю Московского театра имени Евг. Вахтангова (режиссер Николай Акимов)

    12+


    Московская филармония представляет цикл просветительских концертов Владимира Юровского «Истории с оркестром». Программа летнего абонемента составлена из произведений Прокофьева и Шостаковича. 2016 год – юбилейный для обоих композиторов (125 лет со дня рождения Прокофьева и 110 – Шостаковича). Владимир Юровский обращается к сочинениям, которые выходят за пределы репертуарных.

    Открывает цикл музыка Прокофьева к спектаклю Московского камерного театра «Египетские ночи» (1935). Композитор в своей автобиографии признавался, что это была курьезная затея «соединить “Цезаря и Клеопатру” Бернарда Шоу, где описывалась юность Клеопатры, с “Антонием и Клеопатрой” Шекспира, где шла речь о конце ее жизни, поместив в середине монолог из “Египетских ночей” Пушкина»… В тандеме с маэстро Юровским и его коллективом выступят блистательные артисты – Чулпан Хаматова и Максим Суханов. Чулпан Хаматова неоднократно принимала участие в исполнении «Египетских ночей» и рассказывала о роли актера в этой симфонической партитуре, а также о своем уникальном опыте: 

    «Голос работает как дополнительный инструмент в оркестре, он вливается в эту музыку… Этот текст нельзя разыгрывать, как бы я играла в современном театре, потому что главное в этом произведении – гениальная музыка Прокофьева. А голос просто  в неё вписывается».

    В 1932 году Шостакович написал музыку к спектаклю Московского театра имени Евгения Вахтангова «Гамлет». Постановка Николая Акимова поистине революционна: режиссер превратил шекспировскую трагедию в комедию, но комедию жесткую, умную, острую, сатирическую, эксцентричную. Николай Акимов вспоминал:

    «В «Гамлете» я увидел прежде всего пьесу интриги, пьесу напряженного действия, пьесу, в которой борьба действующих лиц переходит непрерывно из картины в картину, пьесу, которая сродни всем прочим произведениям Шекспира, обычно аттестуемым как жизнерадостные и полнокровные. Это была пьеса, вполне отвечавшая требованиям, предъявляемым нами к классикам, и притом абсолютно непохожая на спектакли ее, которые я видел до тех пор в театрах».

    В 1929 году Шостакович создал музыку к кинофильму «Новый Вавилон». Со времени демонстрации фильма рукописная партитура и оркестровые голоса хранились в Государственном центральном музее музыкальной культуры имени Глинки и Государственной библиотеке имени Ленина. На основании этих материалов в 1976 году дирижер Геннадий Рождественский восстановил музыку Шостаковича и составил из нее сюиту. Дирижер писал: «Ко времени создания "Нового Вавилона" композитор был уже известным мастером, автором двух симфоний и оперы "Нос", поэтому неудивительно, что в музыке к фильму он вновь продемонстрировал неповторимость своего гения. Поражало мощное, насыщенное звучание чрезвычайно скромной по составу партитуры, особая "терпкость" интонационного строя, исключительная театральность, киногеничность музыки, её яркость, блеск шостаковичского юмора».

    Заключительный концерт 6 июня – кульминация цикла. В этот вечер на сцене Концертного зала имени Чайковского будет представлена мировая премьера оперы нашего современника Сергея Слонимского «Король Лир». Это сочинение было написано в самом начале ХXIстолетия, 15 лет назад… И вот, наконец, долгожданная премьера!

    Государственный академический симфонический оркестр России имени Е. Ф. Светланова

    Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова – один из старейших симфонических коллективов страны: в 2024 году ему исполнилось 88 лет. Первое выступление оркестра, прошедшее под управлением Александра Гаука и Эриха Клайбера, состоялось 5 октября 1936 года в Большом зале Московской консерватории.

    В разные годы Госоркестром руководили Александр Гаук (1936–1941), Натан Рахлин (1941–1945), Константин Иванов (1946–1965), Евгений Светланов (1965–2000), Василий Синайский (2000–2002), Марк Горенштейн (2002–2011), Владимир Юровский (2011–2021) и Василий Петренко (2021–2022). В 2005-м коллективу было присвоено имя Е. Ф. Светланова. В 2024 году художественным руководителем оркестра стал Филипп Чижевский.

    Концерты оркестра проходили на самых известных сценах мира, в том числе в Большом зале Московской консерватории, Концертном зале имени П. И. Чайковского, Большом театре России, Колонном зале Дома Союзов, Государственном Кремлевском дворце в Москве, Карнеги-холле в Нью-Йорке, Кеннеди-центре в Вашингтоне, Музикферайне в Вене, Альберт-холле в Лондоне, зале Плейель в Париже, Национальном оперном театре Колон в Буэнос-Айресе, Сантори-холле в Токио. В 2013 году оркестр впервые выступил на Красной площади в Москве.

    За пультом коллектива стояли Герман Абендрот, Эрнест Ансерме, Лео Блех, Андрей Борейко, Александр Ведерников, Валерий Гергиев, Николай Голованов, Курт Зандерлинг, Отто Клемперер, Кирилл Кондрашин, Лорин Маазель, Курт Мазур, Николай Малько, Ион Марин, Игорь Маркевич, Евгений Мравинский, Александр Лазарев, Шарль Мюнш, Гинтарас Ринкявичюс, Мстислав Ростропович, Саулюс Сондецкис, Игорь Стравинский, Арвид Янсонс, Шарль Дютуа, Геннадий Рождественский, Александр Сладковский, Леонард Слаткин, Юрий Темирканов, Михаил Юровский и другие выдающиеся дирижеры.

    С оркестром выступали певцы Ирина Архипова, Галина Вишневская, Сергей Лемешев, Елена Образцова, Мария Гулегина, Пласидо Доминго, Монтсеррат Кабалье, Йонас Кауфман, Дмитрий Хворостовский, пианисты Эмиль Гилельс, Вэн Клайберн, Генрих Нейгауз, Николай Петров, Святослав Рихтер, Мария Юдина, Валерий Афанасьев, Элисо Вирсаладзе, Евгений Кисин, Григорий Соколов, Алексей Любимов, Борис Березовский, Николай Луганский, Денис Мацуев, скрипачи Леонид Коган, Иегуди Менухин, Давид Ойстрах, Максим Венгеров, Виктор Пикайзен, Вадим Репин, Владимир Спиваков, Виктор Третьяков, альтист Юрий Башмет, виолончелисты Мстислав Ростропович, Наталия Гутман, Александр Князев, Александр Рудин.

    Госоркестр впервые представил публике многие произведения отечественных композиторов: Симфонию № 25 Мясковского, симфонию «Памяти Чайковского» Гречанинова, Симфонию № 5, сюиту «1941 год» и «Балладу о мальчике, оставшемся неизвестным» Прокофьева, симфонии №№ 8 и 11, Концерт № 2 для виолончели с оркестром Шостаковича, Симфонию № 1 Мурадели, «Молдавскую рапсодию» Вайнберга, Симфонию № 4 Пейко, Симфонию № 3 Шебалина, Концерт № 2 для фортепиано с оркестром Хренникова, Симфонию № 2 и «Карпатскую рапсодию» для скрипки с оркестром Бойко, «Автопортрет» Щедрина и другие.

    В последние годы список музыкантов, сотрудничающих с коллективом, пополнился именами дирижеров Димитриса Ботиниса, Михаила Грановского, Фёдора Леднёва, Михаила Татарникова, Дмитрия Юровского, певцов Динары Алиевой, Аиды Гарифуллиной, Юлии Лежневой, Вальтрауд Майер, Анны Нетребко, Хиблы Герзмавы, Элизабет Кульман, Александрины Пендачанской, Альбины Шагимуратовой, Ильдара Абдразакова, Дмитрия Корчака, Хосе Куры, Василия Ладюка, Рене Папе, пианистов Марка-Андре Амлена, Рудольфа Бухбиндера, Лейфа Ове Андснеса, Жак-Ива Тибоде, Симона Трпчески, Мицуко Учиды, скрипачей Кристофа Барати, Ильи Грингольца, Алины Ибрагимовой, Леонидаса Кавакоса, Патриции Копачинской, Сергея Крылова, Неманьи Радуловича, Юлиана Рахлина, Юлии Фишер, Дэниела Хоупа, Томаса Цетмайра, Николая Цнайдера, Пинхаса Цукермана, альтиста Максима Рысанова.

    Значительное внимание уделяется также совместной работе с новымпоколением талантливых исполнителей, среди которых дирижеры Иван Никифорчин, Алексей Рубин, Арсентий Ткаченко, пианисты Иван Бессонов, Сергей Давыдченко, Александр Ключко, Филипп Копачевский, Дмитрий Маслеев, скрипачи Равиль Ислямов, Павел  Милюков, Иван и Михаил Почекины, виолончелисты Нарек Ахназарян, Мария Зайцева, Александр Рамм и Василий Степанов.

    Впервые побывав за рубежом в 1956 году, оркестр с тех пор представлял русское искусство в Австралии, Австрии, Бельгии, Гонконге, Дании, Италии, Канаде, Китае, Ливане, Мексике, Новой Зеландии, Польше, США, Таиланде, Франции, Чехословакии, Швейцарии, Южной Корее, Японии и многих других странах.

    Дискография коллектива насчитывает сотни грампластинок и CD, выпущенных ведущими фирмами России и зарубежья («Мелодия», «Бомба-Питер», Deutsche Grammophon, EMI Classics, BMG, Naxos, Chandos, Musikproduktion Dabringhaus und Grimm, Toccata Classics, Fancymusic и другие). Особое место в этом собрании занимает «Антология русской симфонической музыки», которая включает аудиозаписи сочинений русских композиторов от Глинки до Стравинского (дирижер Евгений Светланов). Записи концертов оркестра осуществлены телеканалами Mezzo, Medici, «Россия 1» и «Культура», радио «Орфей».

    В недавнем времени Госоркестр выступил на Фестивале Джордже Энеску в Бухаресте, фестивалях «Другое пространство», «Вселенная – Светланов!» и XIV Московском международном фестивале «Виртуозы гитары» в Москве, на фестивалях «Лето. Музыка. Музей» в Истре; осуществил мировые премьеры сочинений Александра Вустина, Виктора Екимовского, Сергея Слонимского, Антона Батагова, Андрея Семёнова, Владимира Николаева, Олега Пайбердина, Ефрема Подгайца, Юрия Шерлинга, Бориса Филановского, Ольги Бочихиной, Ольги Раевой, Алексея Ретинского, российские премьеры произведений Бетховена – Малера, Скрябина – Немтина, Орфа, Берио, Штокхаузена, Тавенера, Куртага, Адамса, Гризе, Мессиана, Дина, Сильвестрова, Щедрина, Тарнопольского, Валерия Воронова, Геннадия Гладкова, Виктора Кисина; принял участие в XV Международном конкурсе имени Чайковского, Международных конкурсах молодых пианистов Grand Piano Competition, Международном театральном фестивале имени А. П. Чехова и Международном фестивале искусств имени А. Д. Сахарова; восемь раз представил ежегодный цикл просветительских концертов «Истории с оркестром»; посетил города России, Австрии, Аргентины, Бразилии, Великобритании, Германии, Греции, Испании, Китая, Нидерландов, Перу, Румынии, Турции, Уругвая, Чили, Японии. Регулярно проходят камерные вечера с участием солистов оркестра.

    С 2016 года Госоркестр реализует спецпроект по поддержке композиторского творчества, предполагающий тесное сотрудничество с современными российскими авторами. Первым в истории Госоркестра «композитором в резиденции» был Александр Вустин.

    За выдающиеся творческие достижения коллектив с 1972 года носит почетное звание «академический»; в 1986 году награжден орденом Трудового Красного Знамени, в 2006, 2011 и 2017 гг. удостоен благодарности Президента Российской Федерации. В 2021 году удостоен премии Gramophone за диск с записью скрипичных концертов Шостаковича (солистка – Алина Ибрагимова, дирижер – Владимир Юровский).

    Владимир Юровский

    Родился в 1972 году в Москве. Представитель российской музыкальной династии: сын дирижера Михаила Юровского, внук композитора Владимира Юровского, правнук дирижера Давида Блока (создателя Государственного симфонического оркестра кинематографии). Музыкальное образование получил в Академическом музыкальном училище при Московской консерватории, Дрезденской Высшей школе музыки имени Карла Марии фон Вебера и Берлинской Высшей школе музыки имени Ханса Айслера.

    Дирижированию обучался у своего отца, затем у Александра фон Брюка, Рольфа Ройтера и сэра Колина Дэвиса, был ассистентом Геннадия Рождественского. В 1995 году с триумфом дебютировал на международной сцене – в рамках оперного фестиваля в Уэксфорде (опера «Майская ночь» Римского-Корсакова). С тех пор сотрудничает с крупнейшими театрами, среди которых Ковент-Гарден (Лондон), Опера Бастий (Париж), Метрополитен-опера (Нью-Йорк), Комише Опер (Берлин), Ла Фениче (Венеция), Ла Скала (Милан), Большой театр России и другие. Выступает с филармоническими оркестрами Берлина, Вены и Нью-Йорка, Филадельфийским, Кливлендским, Чикагским и Бостонским симфоническими оркестрами, Государственной капеллой Дрездена, Королевским оркестром Консертгебау (Амстердам), оркестрами лейпцигского Гевандхауса, Баварского радио, Камерным оркестром Европы и многими другими.

    Владимир Юровский занимал должности музыкального руководителя оперного фестиваля в Глайндборне (2001–2013), главного приглашенного дирижера Российского национального оркестра (2005–2009), главного дирижера Лондонского филармонического оркестра (2007–2021, с 2021 года – почетный дирижер), художественного руководителя Фестиваля Джордже Энеску в Бухаресте (2017–2021). C 2001 года – один из постоянных дирижеров Оркестра Эпохи Просвещения. С 2017 года – главный дирижер и художественный руководитель Симфонического оркестра Берлинского радио. С сезона 2021/22 – музыкальный руководитель Баварской государственной оперы.

    В 2011–2021 гг. – художественный руководитель Госоркестра России имени Е. Ф. Светланова (с 2021 года – почетный дирижер). Выступал с коллективом на фестивалях «Другое пространство» (Москва) и «Площадь искусств» (Санкт-Петербург), на III Cимфоническом форуме России (Екатеринбург), в концертах для студентов Московского университета и Российской академии музыки имени Гнесиных, в городах России, Австрии и Германии; осуществил мировые премьеры «Песни Лукерьи», «Песни восхождения» и «Трех стихотворений Ольги Седаковой» Вустина, AGES Подгайца, «Наваждения» Прокофьева в оркестровке Геннадия Гладкова, российские премьеры Симфонии № 3 Сильвестрова, «Гейлигенштадтского завещания Бетховена» Щедрина, Симфоний №№ 3, 5 и 9 Бетховена в редакции Малера, оперы «Прометей» Орфа, «Групп» Штокхаузена, оперы-оратории El Niño («Младенец Христос»)Адамса, «Пасторальной симфонии» Дина, новой редакции мюзикла «Обыкновенное чудо» Гладкова, полной версии «Предварительного действа» Скрябина – Немтина и ряда других сочинений.

    По инициативе дирижера в 2012 году возрождена традиция посвящения в студенты первокурсников Академического музыкального колледжа при Московской консерватории (в Музее-заповеднике Чайковского в Клину). В 2017 году с Концертным симфоническим оркестром Московской консерватории Владимир Юровский представил московскую премьеру «Погребальной песни» Стравинского. В 2021 году в Зале Чайковского в восьмой раз прошел ежегодный цикл просветительских концертов «Истории с оркестром».

    Под управлением Юровского осуществлены мировые премьеры опер Vita Nuova Владимира Мартынова, «Любовь и другие демоны» Петера Этвёша, «Король Лир» Сергея Слонимского, «Гамлет» Бретта Дина, «Влюбленный дьявол» Александра Вустина, а также постановки опер Моцарта, Вагнера, Верди, Мусоргского, Чайковского, Глинки, Р. Штрауса, Стравинского, Шёнберга, Берга, Прокофьева, Шрекера, Шостаковича. В дискографии Юровского – записи симфоний Бетховена, Брамса, Листа, Чайковского, Малера, Воан-Уильямса, Онеггера, Энеску, Рахманинова, Прокофьева, Шостаковича, Шнитке, Денисова, Сильвестрова, оркестровых и хоровых произведений Гайдна, Мендельсона, Вагнера, Р. Штрауса, Метнера, Цемлинского, Равеля, Шимановского, Стравинского, Холста, Бриттена, Хиндемита, Блоха, Казеллы, Канчели, Лигети, Мартынова, Джулиана Андерсона, Мишеля ван дер Аа, Марка-Энтони Тернеджа, опер Моцарта, Глинки, Хумпердинка, Россини, Мейербера, Массне, Пуччини, Яначека, Рахманинова, Прокофьева, Берга, Стравинского и других композиторов.

    В 2000 году Юровский стал обладателем Abbiati Prize как «лучший дирижер года», в 2015 – BBC Music Magazine Award за запись оперы «Нюрнбергские майстерзингеры» Вагнера; в 2007 году отмечен Королевским филармоническим обществом Великобритании как «дирижер года», в 2012 и 2014 гг. назван российской газетой «Музыкальное обозрение» «персоной года», в 2013-м номинирован на премию «Грэмми». В 2016 году Юровский удостоен званий почетного доктора лондонского Королевского колледжа музыки и почетного профессора Московского государственного университета. В 2021 году награжден Золотой медалью Королевского филармонического общества (Лондон).

    Чулпан Хаматова

    Чулпан Хаматова — одна из самых ярких актрис современности.

    Получила образование в Казанском театральном училище и ГИТИСе (курс Алексея Бородина), во время обучения выступала на сценах нескольких московских театров — РАМТа, «Театра Луны», Театра Антона Чехова, Центрального детского театра, «Независимой антрепризы».

    В 1998 году актриса была приглашена в труппу Московского театра «Современник», где дебютировала в роли Патриции Хольман («Три товарища»). Играла в спектаклях «Три сестры» (Ирина, Маша), «Мамапапасынсобака» (Андрия), «Гроза» (Катерина), «Антоний & Клеопатра» (Клеопатра), «Враги. История любви» (Маша).

    Участвовала в постановках Театра Наций «Рассказы Шукшина» (2008) и «Фрекен Жюли» (2011). В 2009 году дебютировала в хореографической новелле по повести Н. Карамзина «Бедная Лиза» (музыка Л. Десятникова, постановка А. Сигаловой).

    В кино Чулпан Хаматова начала сниматься на третьем курсе (роль Кати во «Времени танцора» В. Абдрашитова). Роль Риты в фильме В. Тодоровского «Страна глухих» стала для нее поистине звездной, — и зрители, и критики признали ее одной из самых талантливых молодых актрис отечественного кино. Чулпан Хаматова снялась в более чем 40 фильмах, среди которых «Лунный папа», «Львиная доля», «72 метра», «Гарпастум», «Многоточие», «Бумажный солдат», многосерийные фильмы «Дети Арбата», «Гибель империи», «Доктор Живаго», «Достоевский», «Пепел», «Синдром Петрушки» и другие. Актриса много работает в европейском кино.

    Чулпан Хаматова принимала участие в абонементе Московской филармонии «Сказки с оркестром» на сцене Концертного зала имени П. И. Чайковского.

    Вместе с Диной Корзун она организовала благотворительную акцию «Подари жизнь» и создала одноименный фонд в помощь больным детям. Работала в составе Общественной палаты РФ (с 2008 года).

    На телевидении Чулпан Хаматова была одной из ведущих в телепередаче «Жди меня» (2005—2006), в паре с фигуристом Романом Костомаровым стала победительницей в проекте Первого канала «Ледниковый период» (2007).

    Чулпан Хаматова — заслуженная артистка Российской Федерации (2004), народная артистка Российской Федерации (2012). Удостоена наград кинофестивалей «Кинотавр», «Бригантина», кинофестиваля в Сочи и других; премий «Чайка», «Золотая маска», «Кумир», «Каронация», «ТЭФИ», «Золотой орел», «Хрустальная Турандот» и других; Государственной премии Российской Федерации, Ордена Дружбы. В 2008 году удостоена звезды на «Аллее славы» на площади Звезд российского кинематографа, а в 2012 году ее именем назван астероид (279119) «Хаматова».

    Максим Суханов

    Александр Суханов родился в 1981 году в Перми. Окончил дирижерско-хоровое отделение Пермского музыкального училища (2000) и вокальный факультет Нижегородской государственной консерватории имени М. И. Глинки (2005). В 2015 году совершенствовал мастерство под руководством Владимира Чернова, принимал участие в летней программе для молодых оперных певцов в Пайербахе (Австрия). Участвовал в мастер-классах режиссера, руководителя оперной студии в Нью-Йорке Тито Капобьянко и пианиста Штефана Маттиаса Ладемана. 

    Лауреат Всероссийского конкурса исполнителей русского романса во Владимире (2013), международных конкурсов имени М. И. Глинки в Москве (2014), имени Вильгельма Стенхаммара в Норрчёпинге (2014), имени Петра Словцова в Красноярске (2015). Удостоен областной премии имени Леонида Собинова от губернатора Ярославской области (2015).

    Александр Суханов – солист Ярославской филармонии. Постоянно участвует в концертах ярославских коллективов: хоровой капеллы «Ярославия», Академического губернаторского симфонического оркестра, Муниципального духового оркестра, оркестра русских народных инструментов «Струны Руси», ансамблей «Серпантин», «Золотые купола». Участник международных фестивалей Юрия Башмета, «Преображение» в Ярославле, «Дни славянской письменности и культуры» в Рязани, фестиваля в Тимишоаре (Румыния), «Дней Русской культуры в Латвии» (Рига). Певец выступает в залах Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Нижнего Новгорода, Ярославля; гастролировал в Великобритании, Австрии, Франции, Испании, Швеции, Чехии, Румынии, Латвии, Китае и др. В сезоне 2016/17 пел в Екатеринбургском академическом театре оперы и балета. 

    В репертуаре певца – Онегин, Елецкий и Эбн-Хакиа («Евгений Онегин», «Пиковая дама» и «Иоланта» Чайковского), Жорж Жермон, Граф ди Луна и Родриго («Травиата», «Трубадур» и «Дон Карлос» Верди), Демон в одноименной опере Рубинштейна, Фальк в оперетте «Летучая мышь» И. Штрауса; кантатно-ораториальные произведения Чайковского («Москва»), Рахманинова («Весна», «Колокола»), Гайдна («Времена года»), Россини («Маленькая торжественная месса»); вокальные миниатюры русских и зарубежных классиков, неаполитанские и испанские песни, эстрада. 

    Записал сольный диск «Растворил я окно» с романсами русских композиторов (2008).

    Михаил Левитин

    Михаил Левитин — один из наиболее креативных деятелей современного российского искусства: выдающийся режиссер, художественный руководитель московского театра «Эрмитаж», писатель, телеведущий.

    Михаил Левитин родился в 1945 году в Одессе. В 1969 окончил режиссерский факультет ГИТИСа (курс Ю. А. Завадского). Дипломный спектакль («О том, как господин Мокинпотт от своих злосчастий избавился» Петера Вайса) поставил в Театре на Таганке.

    М. Левитин ворвался в театр 60-х — 70-х годов как художник свободной фантазии, энергичный, изобретательный, легкий. В те годы большой резонанс имели его постановки в Театре Советской Армии, московском и рижском ТЮЗах, ленинградском Театре комедии.

    В созданных и руководимых Левитиным в 1970-е годы театральных студиях с ним сотрудничали многие актеры, ставшие впоследствии звездами театра и кино: Михаил Филиппов, Лия Ахеджакова, Всеволод Абдулов, Светлана Брагарник, Иван Дыховичный, Ольга Остроумова, Альберт Филозов, Михаил Янушкевич.

    С 1978 года Михаил Левитин — режиссер, с 1987 — главный режиссер Московского Театра миниатюр, который в 1987 году получил свое нынешнее название: «Эрмитаж». С 1990 года М. Левитин — его художественный руководитель. Первые спектакли, поставленные Левитиным, — «Чехонте в Эрмитаже» и «Хармс! Чармс! Шардам! или Школа клоунов» резко изменили направление театра, расширили круг его зрителей, привлекли к нему пристальное внимание людей культуры. «Хармс», сыгранный более 700 раз, до сих пор присутствует в репертуаре. Этот спектакль стал не только театральным, но общекультурным событием: Левитин открыл для сцены поэтику обэриутов: Хармса, Введенского, Олейникова. По его инициативе и при участии театра были проведены Первый международный фестиваль и научная конференция, посвященные обэриутам (1990).

    К спектаклям-открытиям, в которых концентрированно проявлены художественные предпочтения Левитина, относится и «Нищий, или Смерть Занда» по неоконченной пьесе Юрия Олеши (1986). Целый ряд спектаклей М. Левитин поставил по собственным пьесам и инсценировкам. Из тех, что представлены в нынешнем репертуаре «Эрмитажа», — «Анатомический театр инженера Евно Азефа», «Леокадия и десять бесстыдных сцен», «Изверг», «Снимок Бога», «Тайные записки тайного советника».

    Театр Левитина — театр особенный, авторский. Это театр режиссера-литератора, режиссера-писателя.  

    Под руководством Левитина театр «Эрмитаж» гастролировал в США, Канаде, Италии, Швейцарии, Нидерландах, Германии, Польше, Израиле, Уругвае, Колумбии, Кубе, Бразилии, Эквадоре. В итальянской прессе «Эрмитаж» назвали «театром абсолютным», в швейцарской — «самым изысканным театральным коллективом России», а Департамент латиноамериканских стран присвоил ему почетное звание «Театр Латинской Америки». 

    В конце 1970-х Левитин дебютировал как прозаик: в популярном еженедельнике «Неделя» был опубликован рассказ «Итальянское счастье». Его рассказы, повести, очерки появлялись в «Юности», «Октябре», «Неве», «Знамени», «Театре», «Театральной жизни», «Вопросах театра». Он автор книг «Чужой спектакль», «Болеро», «Мой друг верит», «Сплошное неприличие», «Еврейский бог в Париже», «Брат и благодетель», «Меня не было», «Школа клоунов», «Поганец Бах», «Лжесвидетель», «Богемная трилогия». Левитин не раз номинировался на литературную премию «Букер». Особое место в творчестве Левитина занимает вышедшая в 2009 году в серии «ЖЗЛ» книга «Таиров»: роман-биография, полная драматизма история жизни крупнейшего режиссера ХХ века.

    На телеканале «Культура» Михаил Левитин вел циклы авторских программ «...и другие» и «Счастливое поколение». 

    Народный артист России, лауреат Премии Москвы в области литературы и искусства.

    Надежда Гулицкая

    Надежда Гулицкая родилась в Ухте (Республика Коми). Окончила с отличием дирижерско-хоровое отделение Сыктывкарского училища искусств (2000), вокальное и дирижерско-хоровое отделения Академии хорового искусства имени В. С. Попова в Москве (2005). В 2010-м совершенствовала вокальное мастерство под руководством Елизаветы Новиковой – профессора и художественного руководителя Оперного театра-студии имени С. С. Прокофьева. Посещала мастер-классы Анны Маргулис, Яна Латам-Кёнига и Кристы Людвиг. В 2011 году получила Гран-при на III Независимом международном конкурсе оперных исполнителей в Москве.

    Работала хормейстером в Оперном театре Московской консерватории, была солисткой Академического Большого хора «Мастера хорового пения» (художественный руководитель – Лев Конторович). С 2008 года – актриса Театра музыки и поэзии под руководством Елены Камбуровой. Принимает участие в спектаклях «Грезы», «Абсент», «Времена… Года…», «Победа. Реквием» (режиссер – Иван Поповски), которые были удостоены театральных премий «Хрустальная Турандот», «Театрал», «Хрустальный гвоздь» и других. Автор сольных концертных программ. 

    В 2013 году дебютировала в Большом театре России в партии Царицы ночи в опере «Волшебная флейта» Моцарта. В Камерном музыкальном театре имени Б. А. Покровского (ныне – Камерная сцена Большого театра) исполняла партии Цербинетты («Ариадна на Наксосе» Р. Штрауса), Амура («Орфей и Эвридика» Глюка), Царицы ночи («Волшебная флейта» Моцарта), Фиориллы («Турок в Италии» Россини), Тины Модотти («Фрида и Диего» Калеви Ахо). 

    Сотрудничает с Госоркестром России имени Е. Ф. Светланова. Выступала на фестивалях «Владимир Юровский дирижирует и рассказывает» и «Другое пространство». Участвовала в исполнении «Прометея» Орфа, «Предварительного действа» Скрябина – Немтина, «Лулу-сюиты» Берга, оперы «Ариадна на Наксосе» Р. Штрауса, музыки Шостаковича к спектаклю Театра имени Евгения Вахтангова «Гамлет», в мировой премьере оперы «Король Лир» Слонимского, музыкально-литературной композиции «Чайковский и Шекспир» и др. В рамках VII Большого фестиваля Российского национального оркестра (художественный руководитель – Михаил Плетнев) участвовала в концертном исполнении оперы «Семирамида» Россини под управлением Альберто Дзедды. 

    С 2017 года сотрудничает с Национальным филармоническим оркестром России и Государственным камерным оркестром «Виртуозы Москвы» под управлением Владимира Спивакова, с которыми гастролировала по России и неоднократно выступала в Москве. Среди важнейших событий последних сезонов: участие в фестивале в Пусане (Южная Корея) с Филармоническим оркестром Халиско (Мексика) под управлением Марко Паризотто; исполнение оратории «Жанна д’Арк на костре» Онеггера с ГСО Республики Татарстан под управлением Александра Сладковского; выступление в Брюсселе с Национальным оркестром Бельгии, хором Венгерского радио и Александром Гиндиным («Предварительное действо» Скрябина – Немтина); дебют в лондонском Royal Festival Hall с лондонским оркестром «Филармония» под управлением Владимира Ашкенази (Концерт для колоратурного сопрано с оркестром Глиэра); концерт памяти жертв Холокоста и к 100-летию со дня рождения Мечислава Вайнберга в Зале имени Чайковского с Национальным филармоническим оркестром России и Станиславом Кочановским; участие в фестивале Дениса Мацуева «Звезды на Байкале».

    Любовь Петрова

    Любовь Петрова окончила Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского (1998, класс Галины Писаренко). В годы учебы завоевала первые премии на международных конкурсах молодых певцов в Екатеринбурге (1993), имени Н. А. Римского-Корсакова (1998, I премия и Гран-при) и Елены Образцовой (1999, I премия) в Санкт-Петербурге. Совершенствовалась на мастер-классах Ренаты Скотто, Ленор Розенберг, Режин Креспен, Бениты Валенте, Дайаны Совьеро, Кена Ноды и других известных музыкантов.

    Будучи студенткой второго курса, стала солисткой Московского театра «Новая опера», где выступала в 1995–2000 гг., исполняя ведущие партии в операх «Травиата» Верди, «Руслан и Людмила» Глинки, «Царская невеста» и «Снегурочка» Римского-Корсакова и другие. 

    В течение трех была участницей молодежной программы театра Метрополитен-опера в Нью-Йорке, на сцене которого с успехом дебютировала в 2001 году в партии Цербинетты на премьере оперы «Ариадна на Наксосе» Р. Штрауса, заменив Натали Дессей. Позднее в знаменитом театре певица исполняла партии Софи («Кавалер розы» Р. Штрауса), Памины, Блонды и Сюзанны («Волшебная флейта», «Похищение из сераля» и «Свадьба Фигаро» Моцарта), Эльвиры («Итальянка в Алжире» Россини), Норины («Дон Паскуале» Доницетти), Софи («Вертер» Массне), Наннетты и Оскара («Фальстаф» и «Бал-маскарад» Верди), Воглинды («Золото Рейна» Вагнера), Адели («Летучая мышь» И. Штрауса) и Ксении («Борис Годунов» Мусоргского). 

    С певицей сотрудничают многие ведущие театры Европы и США: Массимо в Палермо, Сан-Карло в Неаполе, Колон в Буэнос-Айресе, Опера Бастий в Париже, Нидерландская опера, Королевский театр в Мадриде, Вашингтонская национальная опера, театры Далласа, Лос-Анджелеса, Питтсбурга, Атланты, Палм-Бич, Хьюстона, Оттавы, Израильская опера, Дворец искусств королевы Софии в Валенсии. Она выступала на Глайндборнском фестивале и фестивале BBC Proms (Великобритания), фестивалях в Сполето, «Глиммергласс» (США), имени Беллини в Катании и имени Перголези в Ези (Италия). 

    Исполняла главные партии в операх «Свадьба Фигаро» (Сюзанна), «Волшебная флейта» (Памина) и «Так поступают все женщины» (Деспина) Моцарта, «Манон» Массне и «Лакме» Делиба (заглавные партии), «Ромео и Джульетта» Гуно (Джульетта), «Риголетто» и «Бал-маскарад» Верди (Джильда и Оскар), «Лючия ди Ламмермур» Доницетти (заглавная партия), «Пуритане», «Норма» и «Монтекки и Капулети» Беллини (Эльвира, Адальжиза и Джульетта), «Сказки Гофмана» Оффенбаха (Олимпия, Джульетта, Антония), «Ариадна на Наксосе» Р. Штрауса (Цербинетта), «Летучая мышь» И. Штрауса (Адель), «Роланд-паладин» Гайдна (Анджелика), «Юлий Цезарь» и «Орландо» Генделя (Клеопатра и Анджелика), «Коронация Поппеи» Монтеверди (Богиня Добродетели и Афина Паллада), «Древо Дианы» Мартина-и-Солера (Диана), «Поворот винта» Бриттена (Гувернантка), «Евгений Онегин» Чайковского (Татьяна), «Обручение в монастыре» Прокофьева (Луиза) и многих других. В 2012 году певица дебютировала в Большом театре России в партии Софи в опере «Кавалер розы». 

    Ведет активную концертную деятельность, сотрудничает с известными российскими и зарубежными коллективами. В ее обширном концертном репертуаре кантатно-ораториальные сочинения Баха, Генделя, Перголези, Гайдна, Моцарта, Брамса, Дворжака, романсы и вокальные циклы Чайковского, Рахманинова, Мусоргского, Римского-Корсакова, Шостаковича, Метнера, Вольфа, Р. Штрауса, Бриттена и другие сочинения. 

    Певица участвовала в исполнении поэмы «Колокола» Рахманинова и Реквиема Вячеслава Артёмова с Российским национальным оркестром, с Большим симфоническим оркестром имени П. И. Чайковского под управлением Владимира Федосеева выступала в Театре ан дер Вин в Вене. Принимала участие в исполнении Магнификата Баха и «Нельсон-мессы» Гайдна под управлением Хельмута Риллинга (с оркестром Московской консерватории). С Госоркестром России имени Е. Ф. Светланова под управлением Владимира Юровского участвовала в премьерах «Предварительного действа» Скрябина – Немтина в Московском международном Доме музыки (2015) и оперы «Король Лир» Слонимского (партия Корделии) в Концертном зале имени П. И. Чайковского (2016). В 2016 году выступала в концертной версии оперы «Семён Котко» Прокофьева в амстердамском зале Консертгебау с Филармоническим оркестром и хором Нидерландского радио (дирижер Владимир Юровский). Участвовала в концерте Пласидо Доминго на Красной Площади в Москве. 

    Сотрудничала с дирижерами Джеймсом Левайном, Джеймсом Конлоном, Дональдом Ранниклсом, Филиппом Жорданом, Марком Минковски, Мишелем Плассоном, Марко Замбелли и другими. В 2006 году исполнила роль Царицы ночи в фильме «Волшебная флейта» Кеннета Браны. 

    Среди недавних ангажементов певицы – «Свадьба Фигаро» (Графиня) в Большой опере Флориды, дебют в партии Фрейи («Золото Рейна» Вагнера) с Лондонским филармоническим оркестром и Симфоническим оркестром Оденсе, «Царская невеста» Римского-Корсакова (Марфа) на фестивале Bard Music Festival в Нью-Йорке, а также выступления с концертным репертуаром на фестивалях Music@Menlo и Ла-Холья в Калифорнии.

    Андрей Бреус

    Андрей Бреус окончил Ростовское училище искусств и Российскую академию театрального искусства (класс профессора Владимира Маторина). Удостоен специального приза на конкурсе «Опералия» Пласидо Доминго. 

    В 1995 году дебютировал на сцене Московского театра «Новая опера» в «Снегурочке» Римского-Корсакова (Мизгирь). С 1996 года – солист театра. В репертуаре певца – заглавная партия в опере «Евгений Онегин» Чайковского, Роберт, Эбн-Хакиа («Иоланта» Чайковского), заглавная партия в опере «Демон» Рубинштейна, Григорий Грязной («Царская невеста» Римского-Корсакова), Игорь Святославич («Князь Игорь» Бородина), Стеньо («Маддалена» Прокофьева), Фигаро («Севильский цирюльник» Россини), Белькоре («Любовный напиток» Доницеттие), Жермон, Граф ди Луна и Амонасро («Травиата», «Трубадур» и «Аида» Верди), Марсель и Шарплес («Богема» и «Мадам Баттерфляй» Пуччини), Альфио («Сельская честь» Масканьи), Геллнер («Валли» Каталани), Валентин («Фауст» Гуно), Эскамильо («Кармен» Бизе), Атанаэль («Таис» Массне), Фридрих фон Тельрамунд («Лоэнгрин» Вагнера), Эней («Дидона и Эней» Пёрселла) и другие партии. Участвует в гала-концертах и театрализованных представлениях «Иоганн Штраус, король вальсов», «Вальсы, танго, фокстроты», Bravissimo!, «Все это – Опера!», Opera&Jazz, Viva Verdi!, «Россини», «Приношение Евгению Колобову» и других. Лауреат премии «За беззаветное служение оперному искусству» Фонда Евгения Колобова.

    Гастролирует по России и за рубежом. Исполнил партию Царевича Афрона («Золотой петушок» Римского-Корсакова) на сцене парижского театра Шатле (дирижер Кент Нагано, постановка Энносуке Итикавы); выступал в Опера Бастий, лондонском Королевском театре Ковент-Гарден, брюссельском Королевском театре де ла Монне, сотрудничал с Вашингтонской национальной оперой и Оперой Лос-Анджелеса. 

    В 2007 году дебютировал в Большом театре России, исполнив партию Князя Елецкого («Пиковая дама» Чайковского, дирижер Михаил Плетнёв, режиссер Валерий Фокин). Позднее спел партию Фёдора Поярка в опере «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Римского-Корсакова (совместная постановка ГАБТа и Оперного театра Кальяри, дирижер Александр Ведерников, режиссер Эймунтас Някрошюс). Сотрудничает с Госкапеллой России под управлением Валерия Полянского.